Тематический конспект «Искусство Римской империи». 1 век н.э. Часть I.




Историческая справка, характеристика исторического периода. К концу 1 в. до н.э. Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой. Сложный государственный аппарат. Необходимость централизации управления шла вразрез со старыми республиканскими формами общинного управления города-государства. В результате длительной борьбы между сословиями, сопровождающейся глубокими социальными потрясениями эпохи гражданских войн, сложилась новая политическая форма власти – военная диктатура императора. Время от конца 1 в. до н.э. до конца 3 в. н.э. называется периодом принципата (от слова принцепс – т.е. первый среди сенаторов и граждан). Несмотря на фактически сложившуюся монархическую форму власти, официально считалось, что власть в римском государстве разделена между принцепсом (т.е. императором) и сенатом.

Последние десятилетия 1 в. до н.э. и начало 1 в. н.э. – время расцвета римской культуры и искусства. Литература этого времени представлена творениями Вергилия, Горация и Овидия, историческая наука – работами Тита Ливия; в этот же исторический период работал знаменитый теоретик архитектуры Витрувий. Наиболее выдающиеся памятники изобразительного искусства были созданы в более позднее время – главным образом во второй половине 1 в. – первой половине 2 в. н.э.

Характеристика архитектуры. В это время римские художники особенно настоятельно обращаются к греческому искусству, к произведениям классической эпохи (5 - 4 вв. до н.э.). Это накладывает особый отпечаток на памятники архитектуры и скульптуры августовского времени, соединяющие черты торжественной репрезентативности со строгой сдержанностью форм. Ведущим искусством по-прежнему остаётся архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты. В Риме строится форум Августа, отстраиваются целые кварталы. Форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер. Весь комплекс форума представлял собой симметрично построенную, замкнутую, изолированную композицию.

Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя). Огромные размеры храма (высота колонн портика составляла почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер.

Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера – так называемый «Квадратный дом» в Ниме (Южная Франция).

Пропорции храма и орнаментация фриза отличаются изяществом, но формы несколько суховаты и холодны, что вообще свойственно стилю августовской архитектуры.

Весьма распространёнными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения - арки, колонны, ростры (ораторские трибуны). Они воздвигались также в завоёванных областях в память исторических событий и военных побед и утверждали идею мощи римского оружия и государства. Из многочисленных триумфальных ворот и арок августовского времени до нас дошли лишь немногие. Наиболее интересны арки в Римини (27 г. до н.э.) и в Сузе (8 г. до н.э.). Это однопролётные арки строгих простых очертаний, увенчанные аттиком с посвятительной надписью.

Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н.э. театр Марцелла.

В театре Марцелла мы впервые встречаемся с чрезвычайно характерной для римского зодчества многоярусной аркадой, образующей с ордером органическое целое. Эта архитектурная система найдёт своё самое совершенное выражение в Колизее.

К 13 - 9 гг. до н.э. относится Алтарь Мира, сооружённый в Риме на Марсовом поле. Это прямоугольное сооружение (11,6*10,55 м, высотой 6 м) представляет собой обнесённую стенами площадку, в центре которой на ступенях поставлен алтарь.

Стены снаружи и внутри покрыты рельефным орнаментом. В верхней части наружных продольных стен помещён фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю.

В числе участников шествия – Август, члены его семьи, его приближённые, сенаторы и жрецы, изображённые с портретным сходством. В пластическом отношении рельефы отличаются строгостью и ясностью. Динамичный, лёгкий и изящный растительный орнамент широко использовался в римском декоративном искусстве 1 в. н.э.

Скульптура. В портрете времени Августа наряду с официальным придворным портретом, имевшим преобладающее значение, сохраняется и реалистическая линия портрета. Примером официального портрета является статуя императора Августа с виллы Ливии из Прима Порта (около Рима) начало 1 в. н.э., сейчас находится в Ватикане.

Август изображён в виде полководца, в панцире, с жезлом в левой руке. Черты лица трактованы идеализированно, так, что облик приобретает облагороженный характер. В постановке фигуры, в обобщённой трактовке форм сказывается изучение произведений греческих скульпторов 5-4 вв. до н.э. Однако черты репрезентативности, присущие статуе Августа, и граничащая с холодностью строгость пластической формы – специфически римские качества. Подобная идеализация и торжественная парадность образа, не свойственная прежде римскому портрету, представляет характерную черту официального портрета эпохи империи.


ррррррррррррррррррррррНесколько особняком стоит портретная статуя Августа в тоге (Лувр), выполненная в духе республиканских статуй тогатусов.

Это произведение в значительной мере лишено холодности стиля придворного портрета – здесь больше чувства, мягче и живописнее трактовка формы.


Однако реалистические тенденции римского портрета гораздо отчётливее проявились в портрете сподвижника Августа – полководца и государственного деятеля Агриппы (начала 1 в. н.э.), в образе которого художник сумел передать большую силу воли, твёрдость и решительность.


Портретная статуя Германика (конец 1 в. до н.э., Лувр), полководца и политического деятеля, окружённого ореолом славы, даёт величественный образ этого человека, изображённого обнажённым, как греческий герой.


 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: