Историческая справка, характеристика исторического периода. К концу 1 в. до н.э. Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой. Сложный государственный аппарат. Необходимость централизации управления шла вразрез со старыми республиканскими формами общинного управления города-государства. В результате длительной борьбы между сословиями, сопровождающейся глубокими социальными потрясениями эпохи гражданских войн, сложилась новая политическая форма власти – военная диктатура императора. Время от конца 1 в. до н.э. до конца 3 в. н.э. называется периодом принципата (от слова принцепс – т.е. первый среди сенаторов и граждан). Несмотря на фактически сложившуюся монархическую форму власти, официально считалось, что власть в римском государстве разделена между принцепсом (т.е. императором) и сенатом.
Последние десятилетия 1 в. до н.э. и начало 1 в. н.э. – время расцвета римской культуры и искусства. Литература этого времени представлена творениями Вергилия, Горация и Овидия, историческая наука – работами Тита Ливия; в этот же исторический период работал знаменитый теоретик архитектуры Витрувий. Наиболее выдающиеся памятники изобразительного искусства были созданы в более позднее время – главным образом во второй половине 1 в. – первой половине 2 в. н.э.
Характеристика архитектуры. В это время римские художники особенно настоятельно обращаются к греческому искусству, к произведениям классической эпохи (5 - 4 вв. до н.э.). Это накладывает особый отпечаток на памятники архитектуры и скульптуры августовского времени, соединяющие черты торжественной репрезентативности со строгой сдержанностью форм. Ведущим искусством по-прежнему остаётся архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты. В Риме строится форум Августа, отстраиваются целые кварталы. Форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер. Весь комплекс форума представлял собой симметрично построенную, замкнутую, изолированную композицию.
|
Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя). Огромные размеры храма (высота колонн портика составляла почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер.
Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера – так называемый «Квадратный дом» в Ниме (Южная Франция).
Пропорции храма и орнаментация фриза отличаются изяществом, но формы несколько суховаты и холодны, что вообще свойственно стилю августовской архитектуры.
Весьма распространёнными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения - арки, колонны, ростры (ораторские трибуны). Они воздвигались также в завоёванных областях в память исторических событий и военных побед и утверждали идею мощи римского оружия и государства. Из многочисленных триумфальных ворот и арок августовского времени до нас дошли лишь немногие. Наиболее интересны арки в Римини (27 г. до н.э.) и в Сузе (8 г. до н.э.). Это однопролётные арки строгих простых очертаний, увенчанные аттиком с посвятительной надписью.
Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н.э. театр Марцелла.
В театре Марцелла мы впервые встречаемся с чрезвычайно характерной для римского зодчества многоярусной аркадой, образующей с ордером органическое целое. Эта архитектурная система найдёт своё самое совершенное выражение в Колизее.
|
К 13 - 9 гг. до н.э. относится Алтарь Мира, сооружённый в Риме на Марсовом поле. Это прямоугольное сооружение (11,6*10,55 м, высотой 6 м) представляет собой обнесённую стенами площадку, в центре которой на ступенях поставлен алтарь.
Стены снаружи и внутри покрыты рельефным орнаментом. В верхней части наружных продольных стен помещён фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю.
В числе участников шествия – Август, члены его семьи, его приближённые, сенаторы и жрецы, изображённые с портретным сходством. В пластическом отношении рельефы отличаются строгостью и ясностью. Динамичный, лёгкий и изящный растительный орнамент широко использовался в римском декоративном искусстве 1 в. н.э.
Скульптура. В портрете времени Августа наряду с официальным придворным портретом, имевшим преобладающее значение, сохраняется и реалистическая линия портрета. Примером официального портрета является статуя императора Августа с виллы Ливии из Прима Порта (около Рима) начало 1 в. н.э., сейчас находится в Ватикане.
Август изображён в виде полководца, в панцире, с жезлом в левой руке. Черты лица трактованы идеализированно, так, что облик приобретает облагороженный характер. В постановке фигуры, в обобщённой трактовке форм сказывается изучение произведений греческих скульпторов 5-4 вв. до н.э. Однако черты репрезентативности, присущие статуе Августа, и граничащая с холодностью строгость пластической формы – специфически римские качества. Подобная идеализация и торжественная парадность образа, не свойственная прежде римскому портрету, представляет характерную черту официального портрета эпохи империи.
|
ррррррррррррррррррррррНесколько особняком стоит портретная статуя Августа в тоге (Лувр), выполненная в духе республиканских статуй тогатусов.
Это произведение в значительной мере лишено холодности стиля придворного портрета – здесь больше чувства, мягче и живописнее трактовка формы.
Однако реалистические тенденции римского портрета гораздо отчётливее проявились в портрете сподвижника Августа – полководца и государственного деятеля Агриппы (начала 1 в. н.э.), в образе которого художник сумел передать большую силу воли, твёрдость и решительность.
Портретная статуя Германика (конец 1 в. до н.э., Лувр), полководца и политического деятеля, окружённого ореолом славы, даёт величественный образ этого человека, изображённого обнажённым, как греческий герой.