Современные подходы к экспозиции




Введение

 

Искусство музейной экспозиции за последние десятилетия утвердило себя как самостоятельный и самоценный жанр творчества, и этот процесс был обусловлен изменением социокультурного заказа общества.

В задачи экспозиционного творчества входит комплексное создание «концептуально» обусловленной среды, включающей в себя определённое соотношение ряда компонентов, объединенных общим концептуально-художественным замыслом в единую предметно-пространственную систему.

Музейная экспозиция постоянно меняется, так как она напрямую связана с доминированием определённых видов искусства и потому вынуждена ориентироваться на ведущий в данное время тип восприятия, понимания и прочтения.

Для нашего времени характерна всё возрастающая доступность информации, а быстрый темп построения её визуально-вербального ряда обусловлен потребностями массового восприятия. Его стремительность является причиной изменения принципов построения экспозиционного ряда музеев и выставок. Стремление к театрализации, к сюжетному действию размывает границы традиционной музейной экспозиции. Понятие «музейного образа» эволюционирует от чисто эстетического, формального к концептуальному художественному и сюжетному образу.

Постепенное смещение границ классической экспозиции в сторону усиления её художественной выразительности и динамики приводит к повышению информативности. Музейная экспозиция, эволюционируя в ходе общего развития культуры, выбирает пути своего развития, отвечая требованиям времени, и её формообразование и стилистика также ориентируются на основные тенденции и критерии современного искусства.

Несомненно, стремительный ритм жизни и огромный поток информации привели к некоторой утрате созерцательности, способности вдумчиво изучать объект во всём многообразии его проявлений. Однако в век информационного бума сознание человека уже подготовлено к моментальному восприятию образа. Оно лишь нуждается в расширении информации об объекте, в разнообразии, ритме, максимальной информативности, яркости и запоминаемости. Таким образом, основная тенденция современной экспозиции лежит в том же органическом русле - стремлении к синтезу, но уже на новом витке эволюции.

жанр творчество дизайн музейная экспозиция

 


 

Современные подходы к экспозиции

 

В зданиях современных музеев применяются разнообразные архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями и климатическими условиями, размещать часть экспозиции (например, скульптуру) на открытом воздухе.

Общая черта современных музеев - гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений; их планировка часто предоставляет посетителю выбор между последовательным знакомством со всей экспозицией и осмотром отдельных разделов.

В создании экспозиций реализуются теоретические основы и принципы, выработанные в ходе становления экспозиционного мастерства в целом. Новые качества прослеживаются в подходах к решению образно-тематической композиционной структуры, разнообразных приёмах архитектурно-пространственной организации экспозиционной среды и повышении качественного уровня экспозиционного дизайна.

Современная практика музейной экспозиции чрезвычайно многообразна и включает большое количество различных принципов в организации экспозиционных решений. Зарубежные музеи в большей мере обращают внимание на эстетику и функциональное «качество» экспозиции. Это подкрепляется высоким уровнем индустриальных технологий и развитием специальной «музейной индустрии». Развитие экспозиционного мастерства идёт в основном по пути углубления и совершенствования функционально-дизайнерских качествах экспозиции.

Важный аспект формирования зарубежного экспозиционного творчества, влияющий на характер экспозиций, в основном художественного профиля, проявляется в определённой традиционности экспозиционных форм, обусловленной необходимостью сохранения престижности и имиджа музея в ряду других зрелищных и образовательно-просветительских структур.

Выступая в качестве «института памяти», музей остаётся неким оазисом стабильности в меняющемся мире и, «отставая» от темпов жизни, сохраняет свою «узнаваемость».

Особо в отечественной экспозиционной практике выделяется линия создания экспозиционного ансамбля и музея в целом. Это преимущественно крупные исторические музеи, являющиеся своеобразным правительственным заказом и созданные в форме монументальной идеологизированной экспозиции. Тщательность завершения дизайнерского проекта и оригинальные конструкторские решения придают этим экспозициям значение ценнейшего опыта дизайнерских разработок на уровне «рабочего проекта» и процесса воплощения.

Для лучших образцов отечественной музейной практики были характерны яркая зрелищность, концепция и сюжет как основа визуального ряда, острые композиции-образы и превращение пространства музея в эмоционально насыщенную, «театрализованную» среду.

Расширение поля эксперимента в музейном экспозиционном искусстве демонстрируют два основных подхода к проектированию, которые получили широкое распространение в последнее десятилетие ХХ века. Продолжилось развитие «сценографического» направления построения музейного образа, основанного на оригинальном концептуальном замысле. Другое направление - более «традиционное», более спокойное, характеризуется незыблемостью главенства экспоната. Это направление тяготеет к зарубежным аналогам, основанным на более высоком уровне музейных технологий.

Самостоятельную линию развития представляют реконструкции ряда крупнейших музеев страны, таких как Третьяковская галерея, Исторический музей, музей им. А.С. Пушкина. При подобных реэкспозициях одной из главнейших задач было сохранить или воссоздать «сложившийся образ» музея в новой модернизированной и функциональной структуре.

Сегодня в экспозиционном творчестве находят место разнообразные направления и жанры - арт-дизайн, средовой дизайн, стилизация, традиционный музейный дизайн и другие направления. Все эти тенденции выстраивают своеобразную панораму неповторимых творческих форм и образов, подходов и концепций. Они закладывают фундамент и определяют дальнейшие направления экспозиционного поиска.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: