Основные тенденции в области информатизации зон для посетителей




Во-первых, практически в каждом музее, вне зависимости от его типа, появились справочно-информационные зоны, в которых посетителям предоставляются, по сути, рабочие места для самостоятельной работы с информационными ресурсами музея. Где-то эти ресрусы ограничиваются доступом к музейному сайту (Музей Ван Гога в Амстердаме), а где-то специально для информационного центра разрабатываются информационные программы и базы данных, в которых предусмотрена возможность добавить собственную информацию (Музей Холокоста в Вашингтоне).

Во-вторых, выявился круг старых, известных музеев, которые активно стали включать в экспозицию интерактивные компоненты. Это, в первую очередь, естественнонаучные музеи - натуральной истории, техники, этнографии, в частности, Natural History в Лондоне и Нью-Йорке, Leiden Anthropology Museum, а также исторические, особенно музеи истории городов (Сity of London Museum). Используемые ими приемы отличаются разнообразием: это и тематические электронные киоски, поясняющие отдельные части предметной экспозиции, и информационно-экспозиционные среды, в которых посетитель оказывается погруженным в некий виртуальный мир, воссозданный в музейном помещении. При этом используются как стандартные презентационные средства (мониторы, сенсорные и проекционные экраны, плазменные панели, в том числе полиэкранные), так и специально изготовленные и встроенные в экспозицию модули, сочетающие механические и электронные элементы (например, механическая штанга с движком-указателем, соединенная с компьютером, управлять которой может и ребенок).

В-третьих, как в Европе, так и в США появилась целая волна совершенно новых музеев, созданных в последние 5-7 лет, концепция которых полностью строится на возможностях компьютерных средств. Это Newseum в Вашингтоне, и Музей Немо в Амстердаме, и Urbanis в Манчестере. Эти музеи посвящены какой-либо актуальной теме или феномену, будь то создание новостей, естественнонаучные законы природы, или современная городская среда. По сути они не имеют экспозиции в традиционном понимании и представляют собой скорее экспериментально-образовательные мультимедиа комплексы для групповой и индивидуальной познавательной деятельности, со значительным игровым компонентом. Большую роль в создании музеев такого типа играет архитектура и дизайн как музейных помещений, так и компьютерных программ, используемых в них.

В-четвертых, ряд музеев активно использует мобильные индивидуальные аудио гиды-навигаторы, которые управляются самими посетителями, причем новейшие модели имеют сенсорную связь с экспонатами на экспозиции (например, Experience Music Project в Сиэттле).

В-пятых, отчетливо выявляется тенденция развития электронных ресурсов художественных музеев, в экспозиции которых информационные системы обычно играют факультативную роль (пожалуй, за исключением Victoria&Albert Museum в Лондоне, где в экспозиции установлены киоски с возможностью макроувеличения предметов малых форм декоративно-прикладного искусства, а также киоски-викторины и др.). Эта тенденция состоит в том, что все большее количество художественных каталогов музеи выпускают в электронной форме и распространаяют на CD-ROM. Нередко такие каталоги запускают в электронных киосках на временных выставках, дублируя таким образом этикетаж и стимулируя продажи дисков.

Так или иначе, анализируемый феномен - это музейная экспозиция, в которой ряд ключевых экспозиционных функций, в частности этикетажа, интерпретации, информационной поддержки, демонстрации или обучения берет на себя компьютер, связанный с периферией - различными презентационными устройствами.


 

Заключение

 

Современные экспозиции отличает определённая динамика, которая выражается как в привлечении современных технических средств, так и в широте авторских интерпретаций экспозиционных тем. Острота и яркость их пластического выражения порой сближают экспозиционный жанр с театральным действом, а сценографическое построение музейной среды превращает последнюю в «игру».

Музейная экспозиция, эволюционируя в ходе общего развития культуры, выбирает пути своего развития, отвечая требованиям времени, и её формообразование и стилистика также ориентируются на основные тенденции и критерии современного искусства.

Современный этап развития музейной сферы в нашей стране характеризуется ростом количества музеев, а также активно идущим процессом реконструкции музеев. Коренным отличием этих процессов от стандартной музейной реэкспозиции является необходимость полного переосмысления роли музея в культурном контексте города/региона, а именно - возложение на музей функции субъекта культурного воспроизводства и передачи культурной традиции. Сегодня каждый музей ищет адекватные формы интерпретации и представления своих собраний для публики, а также новых методов взаимодействия с аудиторией.

Реэкспозиция музея не сводится лишь к модернизации существующей экспозиции за счет привлечения дизайнеров и использования современных технических средств. Она основывается, прежде всего, на совершенствовании системы музейных коммуникаций,т.е. превращении музеев в информационно-экспозиционные комплексы, цель которых - сделать восприятие экспозиции посетителями более адресным, интегрировать культурный и научный потенциал музея с потребностями современного общества.


 

Список литературы

 

1. Богомазова Т.Г. - Электронные библиотеки -: Автономная некоммерческая организация /"Институт развития информационного общества", - Москва, - 2005, - 12стр.

. Гафар, Т. В. Художественный музей и его роль в изучении художественных явлений. // II Культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: программа Тезисы докл. и сообщ. - СПб: 2008. - С. 417-418.

. Пономарев Б. Б. Музей как коммуникационная система: проблемы гармонизации историко-культурного и информационно-деятельностного компонентов: автореф. дис. кандидата культурологи. - Краснодар, 2002. - С. 16.

. https://togeo.ru.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: