Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения - водосвятный и новогодний; при стихийном бедствии и при засухе и т.д.




По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Криворожского и Никопольского Ефрема

ЦЕРКОВЬ – ПРЕДПРИЯТИЕ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ

ДУХОВНЫХ УСЛУГ?

Однажды ко мне обратились с просьбой освятить дом. Я приехал по назначенному адресу. Там меня встретила семья в полном сборе: муж, жена, дети. Как правило, я обязательно спрашиваю о причинах такого желания освятить дом, потому как на практике, ничего иного и не знают, вот потому во всех случаях жизни одна универсальная просьба. Мне рассказали, что в их доме происходит что-то неладное. То свет сам собой включится и выключится, то посуда в шкафу начнет дребезжать и падать, но самое страшное, ночами отчетливо слышны тяжелые шаги по дому. В общем, на лицо стандартные бесовские шалости. Я попытался разобраться в причинах возникшей проблемы. Выяснилось, что некоторое время назад, они обращались к «бабке». После этого обращения и начались такие вот «чудеса». Я попытался пояснить, что причина их беды не только в том, что они к «бабке» обратились, но и в том, что не живут христианской жизнью. «Нечисть можно выгнать, но если вы не измените свою жизнь, она снова вернется и будет еще хуже». Как всегда, все со всем согласны и уверено кивали головами. Дом освятили, я прочел молитвы об избавлении от нечисти, и слава Богу, все прекратилось, никто никого не беспокоит.

Но, как вы думаете, пришли ли эти люди с покаянием в храм? Уверовали ли они и изменили свою жизнь в соответствии с заповедями Бога? Ответ вполне очевиден. НЕТ. Почему так произошло? Ведь на лицо чудо. Люди долгое время не могли нормально жить, и тут пришел священник, освятил дом и все прошло. Повод задуматься о Боге и Церкви. Так нет, все легло на круги своя, и честно сказать, эти люди не всегда даже здороваются. Почему так произошло?

Беда в том, что священников и Церковь многие воспринимают неадекватно и совершенно не правильно. Воспринимают как некую духовную службу по решению духовных проблем. Точно так, как службы по травле всяких тараканов и грызунов. Вот и Церковь воспринимают как службу по вытравливанию духовной нечестии. Иными словами, сугубо потребительское отношение. Естественно, в таком отношении виноваты и мы сами, потому как многие священники выставили церковное служение как бюро ритуальных услуг. Конечно, и сам мир, в котором мы живем, сильно настроен на потребление. В результате, Церковь отнесли в разряд контор по предоставлению духовных услуг. Но так нельзя. Бог не производитель услуг, а благодать Духа Святого не товар. Но зачем тогда нужна Церковь и в чем смысл освящения дома или автомобиля? Разве это делают не для того чтобы было легче жить, а Бог защищал от всякой напасти? Да, Бог защищает, спасает и исцеляет, но разве только в этом проявляются взаимоотношения Бога и человека? Ведь с одной стороны выходит, что есть человек с потребностями, а с другой стороны есть Бог, Который удовлетворяет эти потребности через священников и Церковь. Правильное ли такое отношение? Ответ очевиден. Не правильное. А какое тогда правильное?

Возьмем семью - муж, жена и дети. Когда эта семья будет счастлива? Когда муж будет вовремя приносить зарплату, жена вкусно варить борщ, а дети хорошо учиться? Думаю этого не достаточно. Конечно, зарплата, борщ и отличные оценки это хорошо, но чего-то не хватает. Нужно нечто, что будет скреплять этих людей вместе, даже когда зарплату задержали, борщ получился не вкусным, а сынок пришел с двойкой по математике. Это нечто, что, по сути, и мотивирует приносить зарплату, варить вкусный борщ и прилежно учиться – ЛЮБОВЬ. Именно любовь делает семью счастливой.

Таким образом, по факту, есть два вида отношений – потребительское и по любви. Потребительские отношения временны и очень хрупки, готовы рухнуть при малейшем испытании. Отношения, основанные на любви, всегда крепки и выстраиваются не только на удовлетворении собственных потребностей, но прежде всего на жертвенности. Личности желают иметь диалог всегда, каждый день, как в горе, так и в радости.

Точно так и в отношении к Богу. Человек, который не любит Бога, всегда будет что-то от Него требовать, роптать, обижаться, ставить условия. Будет пытаться подстроить Творца под себя таким образом, чтобы ничего не менять в своей жизни. Любящий Бога будет не только что-то просить, но и благодарить и что самое важное, желать иметь общение с Ним каждый день. Такой диалог заполняет все грани жизни и являет себя как в личной домашней молитве, так и в Церковной, в Таинствах и тайнодействиях, к которым приступает любящий Бога человек.

Домашняя молитва очень важна, потому как именно дома мы становимся теми, кем мы есть на самом деле. Увы, мы склонны к лицемерию и когда выходим на люди, очень часто надеваем на себя некую маску в целях самозащиты или чтобы произвести впечатление. Иногда люди надевают маску церковности и благочестия, с охотой молятся в храме, но дома с молитвой могут быть серьезные проблемы. Вот потому христианская жизнь просто невозможна без личной, домашней молитвы. В противном случае может быть только форма церковности, а внутренность человека окажется пустой. Это еще называют «вера по традиции», когда человек не по любви к Богу ходит в храм, а потому что так принято. Дома, когда один на Один с Богом, как нигде можно увидеть свои духовные недостатки. Если дома молиться не охота, значит Бог не столь важен для жизни, потому как сложившееся пространство комфорта, не оставляет места для Творца.

Утренние молитвы сразу после сна, вечерние молитвы перед сном – выражение благодарности за прожитые часы и просьба благословить грядущие дела или сон, чтобы все было так как нужно. Молитва перед едой и после еды, молитва перед учебой и после учебы, молитва перед важным делом и после – свидетельствуют о том, что мы понимаем - все доброе, что у нас есть – дар Божий и потому мы не только просим, но и благодарим.

Почему так важна Церковная молитва? Многие думают, что церковная молитва – это когда молится только священник. Это ошибочное понимание. Церковная молитва – это когда миряне и священники вместе молятся Богу в храме. Многие себя успокаивают тем, что молятся только дома и им этого достаточно. Но такая позиция крайне не христианская, потому как очень часто такие люди не имеют ни малейшего представления о том, Каков Бог и как Он Себя открыл людям. Если разобраться, те, кто вне Церкви, очень часто выдумывают своего карманного бога, который не мешает жить. Но карманный бог это не истинный Бог, Творец вселенной, а идол, создавая который нарушается заповедь «не сотвори себе кумира». Так случается, потому что человек пытается жить вне Церкви, а свои религиозные представления выстраивает на своем личном опыте, очень часто ложном и приспособленческим. Вот здесь и определяется, важно ли знать, что есть истина или нет. Если не важно, то тогда человек и дальше будет плыть по течению, обманываясь, лишая себя общения с истинным Богом. Если важно знать истину, то тогда будут приложены все возможные и невозможные усилия для того чтобы узнать что есть истина.

Иисус Христос, Бог, ставший человеком, создал Церковь, которая и есть откровение о Боге Самим Богом. Церковь - выражение истины и именно в Церкви человек может найти настоящее знание о Боге и общение с Ним. «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины». (1Тим.3:15) Церковь – это не собрание эгоистов, где каждый сам за себя, но семья, главной которой есть Бог, Господь наш Иисус Христос. «И вы — тело Христово, а порознь — члены». (1Кор.12:27) «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь». (Кол.1:24) Таким образом, вера в Бога не подразумевает как нечто индивидуальное, но как общее, соборное. Бог Творец открывает Себя всему миру, а не отдельным лицам. Увы, многим такое кажется неудобным, что вызвано возрастающим эгоизмом общества, где люди не просто отдаляются от общения друг с другом, но и воспринимают окружающих как враждебный элемент или помеху.

Мы созданы не эгоистами, но братьями и сестрами, не чужими друг другу, имеющими потенциал бескорыстной любви. И когда мы не желаем общаться, то отказываемся реализовывать свою жизнь в полной мере. Нежелание любить приводит к пустоте и страданиям. Церковная молитва учит любить друг друга и объединяться вместе не вокруг неких временных человеческих идей, но в Боге. Молясь вместе, мы учимся любить друг друга и любить Бога, как нашего Небесного Отца. Ходя в храм на общее богослужение, мы перестаем быть эгоистами и принимаем друг друга как братьев и сестер во Христе.

Православные Таинства Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28, 19-20). Речь тут, как учит Церковь, о Таинствах, установленных Господом. Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо подается благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия – подается непременно. В этом отличие Таинств от других молитвенных действий. На молебнах или панихидах мы тоже просим помощи Божией, но получим ли, чего просим, или нам дана будем другая милость – все во власти Божией. Но в Таинствах обетованная благодать дается нам всенепременно, лишь бы Таинство было совершено правильно. Возможно, дар этот будет нам в суд или в осуждение, но милость Божия преподается нам!

В Православии принято семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Исповедь, таинство Священства, таинство Брака (Венчание) и Елеосвящение (Соборование).

Таинства это то, что неизменно присуще Церкви. Совершитель Таинств – Бог, совершающий их руками священнослужителей. Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью.

Требы. Когда мы можем обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос очевиден. Всегда. Когда нам нужна помощь или когда все получилось, когда радостно или больно, с благодарностью или в нужде. Бог всегда нас слышит и наше к Нему обращение это выражение любви.

Зная потребности человека, Православная Церковь составила ряд чинопоследований обращенных к Богу. Они получили название треб - так как совершаются по потребностям верующих.

Усиленное моление о живых людях называется молебном. Молебны бывают общие и частные (заказные). Заказные молебны совершаются священником по просьбе молящихся, а общие – на усмотрение церковной общины.

Иными словами, молебен - это краткая, но усиленная молитва в различных житейских нуждах. Болеем ли мы? - Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? - На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Помолимся на молебне о путешествующих. Ссоры и недопонимания в семье, на работе, в школе? – Служим молебен «об умножении любви и искоренении ненависти». Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? - Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? - Будем служить благодарственный молебен. Очень важно благодарить Бога, а то у нас в основном все дай и дай, а спасибо практически и не говорим.

Не нужно стесняться объяснять священнику сложившуюся ситуацию, чтобы правильно выбрать молитвы. Это очень важно, потому как очень часто люди и сами не знают, как молиться в той или иной ситуации жизни. Вот потому нужно рассказать все обстоятельства, чтобы и помолиться правильно и получить полезный совет от священника.

Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения - водосвятный и новогодний; при стихийном бедствии и при засухе и т.д.

Церковь своими последованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе и те предметы, которыми мы пользуемся. Существует чин освящения дома, автомобиля, полей, пчелиных улей, колодцев и всего необходимого и полезного для нас. Очень важно понимать что освящения – это не магия, после которой автомобиль будет меньше ломаться, а в доме появится больше денег. Освящения - это прежде всего, благодарность Богу за материальные блага что у нас есть и выражение готовности строить свою жизнь в соответствии с заповедями. Также это обращение к Творцу, чтобы Он был с нами всегда, где бы мы не находились и куда бы не направлялись. Это в некоем смысле соработничество, где мы из своей стороны доверяем Богу всю свою жизнь, но и сами готовы прикладывать все возможные усилия для того, чтобы все было так как нужно. Ведь на самом деле в большинстве наших проблем виноваты мы сами. Так что не нужно кого-либо винить в своих неудачах и искать мгновенного избавления от проблем. Нужно адекватно посмотреть на свою жизнь и призвать Бога на помощь, чтобы дал мудрости и сил справится с собственными падениями.

Сорокоуст – особый вид молитвенного поминовения, совершаемый Церковью в течение сорока Литургий. Сорокоусты заказываются и о здравии, особенно о тяжелобольных так и об упокоении усопших.

Когда человек умирает, о нем молятся как об усопшем, но не как о том кого уже нет, а как о том, который завершили свой земной путь и идет к Богу. Смерть – это не конец. Умирает тело, а человек как личность продолжает существовать. Сознание, ум, понимание – свойства души, которая бессмертна. И потому если человек не исчез в небытии, любящие продолжают его любить и свою любовь проявляют в заупокойной молитве. Заупокойная молитва может быть домашней и церковной. Церковная молитва – это отпевание, панихида, лития или поминовение за Литургией (в том числе и Сорокоуст). Традиционно панихиды служат на 9-й, 40-й дни после смерти, на годовщину и на родительские субботы. Но это никак не означает, что в иные дни панихиды служить нельзя. Молиться об усопших можно всегда и потому если человек хочет помолиться за панихидой не в памятный день, а просто в любой иной день, то для этого нет никаких преград. Можно договориться с священником и он в любое удобное время придет вместе с вами в храм для общей заупокойной молитвы.

 

Любой человек может свободно попросить священника послужить нужную службу, или просто поговорить о Боге и о своих проблемах в удобное время. Каждый может позвонить священнику и попросить о встрече для беседы или молитвы. На то священники и поставлены, чтобы молиться вместе с людьми и помогать им решать возникающие проблемы. Церковь Христа открыта для всех и Бог откликается всем кто взывает к Нему с покаянием и верой. Давайте спешить любить Бога и ближних, пока у нас еще есть время.

Издательство Покровского благочиния Тираж: 4000 экз. Редактор: священник Николай Каров


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: