Достопримечательности окрестностей.




На склонах гор в котловинах выпаханных древними ледниками, среди альпийского разнотравья, снежников и скал, лежат небольшие озера, соперничающие голубизной с небом. Наиболее крупные из них: Малая Рица и Мзым.

Западнее Большой Рицы и выше на 300м (урез воды - на отметке 1235,4 м н.у.м.) - озеро Малая Рица в 5 км располагается у подножия горы Пшахышха. оно в гигантской карстово-провальной воронке диаметром около 200 метров (длина 231 м, ширина - 125м) и глубиной около 80м, площадь зеркала - 0,096 квадратным метров. Берега крутые, цвет воды сине-зелёный и отличается большой прозрачностью, летом вода в озере на поверхности согревается до +18. Водообмен в озере подземный. Его ярко-бирюзовая вода создает неизгладимое впечатление.

Озеро Мзым (урез воды - 2053,4 м н.у.м.), у подножия горы Ацитукуа, на северном ее склоне. Длина 150 м, ширина 80 м, площадь зеркала - 0, 044 м глубина 16,5 м. Питается талыми водами снежников. С долины Аудхары к нему ведет тропа, и в середине лета в районе озера лежит снег.

Естественным продолжением окрестностей Рицы является окруженная тонными хребтами прекрасная долина реки Ауадхара. В этой высокогорной зоне умеренно мягкая зима с устойчивым снежным покровом, иногда достигающим максимальной величины - 6м. Лето умеренно прохладное и влажное. Без преувеличения можно сказать, что Рица - Ауадхарский горный рай один из прекраснейших уголков Абхазии. Первая советская экспедиция под руководством А.А. Григолия в 10 км от оз. Рица (в 96 км от города Гудаута, в 75 км к северо-востоку от курорта Гагра), на высоте 1650 м в долине р. Ауадхара обнаружила несколько естественных выходов минеральных вод, названных «Ауадхара». Экспедиция, изучая минеральные источники и климатические особенности Рица-Ауадхарского района, сделала ряд ценных предложений о превращении этого района в высокогорный климатобальнеологический курорт. Сегодня это наиболее полно изученное месторождение минеральных вод. На территории курорта было выявлено свыше 30 естественных выходов целебных вод. С 1946 г. начались разведочные бурения. В 1958г. вблизи разведочной скважины №1 была заложена эксплуатационная скважина минеральной питьевой воды.

На базе минеральных вод там функционировал пансионат, корпуса которого обслуживали в летнее время родителей с детьми. (Зимой его строения страдают из-за снежных лавин).

Физиологические и клинические исследования минеральной воды на собаках проводились на базе пансионата, а в Ауадхаре в летние периоды. Интересной особенностью минеральных вод Ауадхара является наличие вод двух типов, близкие по составу и действию на организм известными водами типа Боржоми, Виши (Франция), Саирме и Нарзан. Вода содержит биологически ценные микроэлементы: бром, кремниевая кислота, йод, двухвалентное железо, марганец, мышьяк. По химическому составу относится к углекислым, железистым, гидрокарбонатным, натриево-калиевым водам, с минерализацией солей 6,7 г/л, температурой 13,5 С. Ph - 6,4. Дебет воды достигает около 80 тыс. в сутки. Вода является эффективным средством для лечения хронических заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, печени, почек.

История освоения человеком гор Абхазии уходит вглубь тысячелетий. О том, что эти горы посещались еще первобытным человеком, свидетельствуют стоянки, обнаруженные на горных перевалах. В эпоху бронзы по этим местам проходили строители дольменов и поисковики меднорудных месторождений. К IV в. до н.э. перевальные пути попадают под контроль древнегреческих торговцев, по ним они несли бронзовые шлемы, оружия, украшения. Особое значение эти дороги приобретают в VI - VIII в.в. до н.э., когда здесь пролегало ответвление Великого шелкового пути. В эти же века через перевалы Абхазии проходили различные послы: в VI в. - посол Зимарх, в VIII в. в качестве посла к аланам от Византии Лев Исавр - будущий император Византии Лев 3. Через эти горы проникали элементы трех великих религий - христианства, ислама, иудаизма, о том свидетельствуют выразительные археологические материалы.

Не исключено, что необычайное оживление, царившее в 6 – 8 в.в. вдоль всех важнейших высокогорных путей Абхазии, стимулировала и освоение субальпики под интенсивное отгонное скотоводство, памятники которого являются ацангуары - «ограды карликов», как их окрестил народ. В высокогорье на относительно ровных местах можно увидеть полуразвалившиеся и как бы вросшие в землю, остатки древних стен и оград, сложенных из камней древними пастухами. На местах их расположения остатки пористой посуды, изготовленные по специальной технологии, предназначенной для храпения молочных продуктов, различные металлические орудия для охоты и быта, от времен ранней бронзы до средневековья. Эти находки свидетельствуют о древней местной традиции отгонного скотоводства. Особенно много ацангуар сосредоточено в окрестностях озера Мзым в массиве Арихуа и на склонах верховьях р. Лашыпсы. Материалы археологических исследований говорят о том, что строителями и пользователями ацангуар были абасги и ближайшие к ним апсилы и санигы, и их потомки, населявччю прилегающие к горам низины и долины период VI -Х п.в. Имтересно, что в этот же период перегон скота на горные пастбища получил широкую практику в Византии, где крестьяне на несколько месяцев уходили на пастбище, и сам уклад абхазской деревни в момент ее вступления в раннефеодальную стадию развития имел много общего с соседней Византией. В XI - XII в.в. в силу каких-то социально-экономических сдвигов и возможно изменения климата альпийская зона Абхазии пустеет. Во всяком случае, в ацангуарах не обнаружены следы жизнедеятельности пастухов ми в этот, ни в более поздний период (вплоть до конца XIX в). Материалы, выявленные в некоторых ацангуарах нагорной Абхазии, свидетельствуют о том, что уже в XI - XV в.в. в народе представление об ацангуарах, как о жилищах пастухов, было в основном изжито. В это время, отдельные ацангуары, расположенные у перевалов и вершин, превратят их в места для жертвоприношений горным духам. К этому же времени, по видимому, должно быть отнесено и формирование той части мифа об ацанах - карликах, где последним приписывается строительство ацангур. Большинство из исторических памятников высокогорной Абхазии требуют дальнейших исследований, которые обогатят наши знания о прошлом этих мест.

В годы ВОВ на перевалах Клухорский, Марухский, Санчарский проходили жесточайшие бои. Разрабатывая план непосредственного овладения Кавказом, гитлеровское командование мечтало о его богатейших ресурсах, в которых крайне нуждалась милитаризованная армия. По словам Паулюса, Гитлер 1 июля 1942г. заявил, что, если он не получит нефть Майкопа, Грозного и Баку, то должен будет покончить с войной. Выход немецких войск в Закавказье имел бы для фашистов и большое военно-политическое значений, т.к. давал бы возможность установить непосредственную связь с турецкой армией. Для преодоления горных перевалов немецкое командование выделило 49-й горнострелковый корпус под командованием генерала Конрада. Корпус состоял из 4 дивизий специально натренированных солдат. Одна из этих дивизий под названием «Эдельвейс» была оснащена всем необходимым для войны в горах. Недостаток сил, разбросанность нашей армии на большом фронте привела к тому, что к моменту выхода немецких частей к Главному Кавказскому хребту, перевалы к обороне подготовлены не были. Заняв перевалы, враг стал развивать наступление в сторону г. Гудаута. Оборона перевалов была поручена 3-му корпусу 46-ой армии под командованием К.Н. Леселидзе. С января по 9 октября 1943г. наши войска освободили Кавказ. Леселидзе стал командующим десантной армии. Рицинская дорога в те суровые времена была одной из основных для обороны Кавказа для доставки боеприпасов, продовольствия войскам. Имена многих героев обороны Кавказа, доставки боеприпасов, продовольствия войскам. Имена многих героев Кавказа неизвестны, как неизвестны имена тех, чьи останки были преданы земле в сентябре 1967г. на набережной г.Сухум – Памятник неизвестному солдату.

Каждый год 9 мая жители Абхазии отдают дань святому почитанию памяти павшим в борьбе против фашизма. Значительным был вклад республики в общую Победу. 55 500 своих сыновей и дочерей послала Абхазия на защиту Отчизны. 17 436 человек не вернулись к родным очагам. Они воевали у стен Москвы и Ленинграда, Киева и Брестской крепости, Одессы и Севастополя, защищали родной Кавказ, участвовали в сражении под Сталинградом, на Курской дуге и на Днепре, в боях за освобождение Европы от фашистской чумы, в завершающих битвах за Берлин. Из Абхазии 22 война были удостоены высокого звания - Герой Советского союза, в их числе житель г. Гагры, дважды герой Виталий Иванович Попков. Трое вернулись с войны полными кавалерами орденов Славы. Наследники подвига ветеранов войны 41-45 г.г. доказали «в своей» войне 92-93 г.г., что и им не занимать было мужества и героизма, стойкости и высокого нравственного духа.

 

 

Гудаутский район расположен между Гагрским и Сухумским районами РА. Он занимает площадь в 1.б4окв.км. В районе проживают более 37 тысяч человек, «27,5 из которых - сельское население. В территориально-административном отношении он состоит из двух городов - Гудауга, районного центра и Нового Афона. На территории Гудаугского района находятся 2 о сельских администраций, состоящих из 101 населенного пункта.

В районе функционирует ряд промышленных предприятий: авторемонтный завод, райпромкомбинат, винзавод, табачноферментационный завод, хлебзавод, чайные фабрики и т.д. Одним из местных промышленных объектов является Дорожно-строительное управление №1, где не прекращается работа по выработке асфальтобетона. В каждом метре нового асфальта, уложенного в последние годы на дорогах страны, есть доля труда тех, кто трудится в ДРСУ-1.

В последние годы налаживаются связи производителей чая, минеральной воды и вин с регионами РФ.

На территории Гудаугского района расположены широко известные в Абхазии и далеко за ее пределами объекты туризма - озера Большая и Малая Рица, Голубое, горный курорт Ауадхара, Новый Афон со своими христианскими памятниками и Ново-Афонская пещера, село Лыхны - историческая столица Абхазии.

Но ими туристические возможности района не ограничиваются.

Калдахвара - первое село, встречающее нас на территории Гудаугского района. На территории села расположена Калдахварская крепость.

Она находится на левом обрывистом берегу реки Бзыбь. Расстояние до Бзыбской крепости от нее по прямой линии чуть больше километра. Площадь крепости невелика - до 500 квадратных метров Ее окружают массивные стены. Панцирь четырех мощных полукруглых в плане башнеобразных выступов выложен из огромных известняковых плит, достигающих l-1,5 метра в поперечнике. Между выступами видны древние проломы, которые являются следами былых сражений. На случай длительной осады крепость была снабжена водопроводом, доставляющим воду из источника, который находится в 150 метрах восточнее.

Село Калдахвара Расположено к северо-западу от райцентра Гудаута в предгорной полосе у подножья Бзыбского хребта. В административном отношении территория села представляет собой Калдахуарскую сельскую администрацию, в прошлом Калдахуарский сельсовет. По территории села проходит основное шоссе Абхазии. На севере границей Калдахуары служит Бзыбский хребет, на востоке Калдахуара граничит с селом Блабырхуа, на юге — с селом Амжикухуа, на западе — по реке Бзыбь с Гагрским районом. Село Калдахуара исторически подразделяется на 5 посёлков.

Территория Калдахуары в прошлом была гораздо обширнее нынешней. В конце XIX века село включало как левобережье реки Бзыбь вместе с нынешним селом Амжикухуа (эту территорию местные жители именовали «Калдахеара Пырцэ», то есть посюсторонняя Калдахуара), так и правобережье — нынешнее село Бзыпта Гагрского района («Калдахэара лырцэ», то есть западно-заречная Калдахуара). Население Калдахварского сельсовета по данным переписи 1989 года составляло 1168 чел. Этнический состав — абхазы. По данным переписи населения 1886 года в селении Калдахуара проживало православных христиан — 723 чел, мусульман-суннитов — 423 чел. По сословному делению в Калдахуаре имелось 45 князей, 15 дворян, 7 представителей православного духовенства, 1.079 крестьян. Представителей «городских» сословий в Калдахуаре не проживало.

 

Мюссера (Мысра).

Этот поселок располагается на холмах Мюссерской возвышенности. Она достигает высоты в 311 м.н.у.м. Климатические условия ее обусиювлены высотой этой территории и слабой защищенностью от северных и северо-восточных ветров. Если на южных склонах Мюссерской возвышенности произрастают некоторые средиземноморские виды, то северную ее часть местные жителя называют «Маленькой Сибирью». Вместе с Бзыбским хребтом Мюссерская возвышенность котловину. Теплый воздух с моря, проходя по вершинам холмов, попадает нее с трудом. Зато холодные ветры с гор здесь частые гости.

Мюссерская возвышенность является частью Пицундо-Мюссерского заповедника.

В своем настоящем виде заповедник был создан в 1966г. Он делится на три участка - Пицундский, Инкитский и Мюссерский.

Пицундо-Мюсссрский заповедник занимает площадь в 3 801га. Растительность его представлена 723 видами, 523 из которых составляют естественную флору этих мест.

Природный комплекс Пицундского полуострова и окружающий его Мюссерской возвышенности замечателен тем, что здесь сохранились не только третично-реликтовые растения, но и целые ландшафты, напоминающие о прошлых геологических этапах.

Одним их самых ярких реликтов заповедника является пицундская сосна. Но для окрестности Мюссеры больше характерны такие растения как: земляничное дерево, вереск древовидный, самшит, рододендрон, королевский папоротник. Мюссера славится самым крупным на всём Черноморском побережье самшитом.

Животный мир заповедника представлен такими видами как скопа, розовый пеликан, выдра кавказская. В последние годы здесь появились волки, шакалы, лисы, зайцы, белки. Здесь можно увидеть и «краснокнижных» земноводных - тритона малоазиатского, средиземноморскую черепаху, крестовку кавказскую.

Пицундо-Мюссерский заповедник - одна из трех заповедных зон на территории Абхазии.

 

СЕЛО ОТХАРА

Здесь находится знаменитое Чернореченское форелевое хозяйство которое было основано в 1934 г. для разведения черноморского лосося. С конца 50-х годов там начали выращивать радужную форель, которая и по сей день здесь присутствует. Но форелевое хозяйство- это не самое интересное что можно встретить на территории этого села. Над источником черной речки (Мчищты) находится наскальный монастырь. Он был основан в период расцвета христианства в Абхазии в 10 в. В отвесной скале на высоте 50 м. высечены келья монахов аскетов. Келья расположены в два яруса в одном этажа, в другом 5. Так же террнторт села является идеальным местом для исследователей - спелеологов, так как здесь находится ряд пещерных систем, которые по сей день не были изучены в полной мере.

Дольмены. Дольмен в кромлехе с. Отхара, расположен в предгорьях Бзыбского хребта на левом берегу реки Мчышта (Черная речка) примерно в 15 км от города Гудаута. Дольмен, стоящий в центре кромлеха - такого сочетание памятников эпохи бронзы нет в других местах Абхазии. До наших дней дольмены в Отхаре сохранились плохо, но ведь им более 5000 лет. Дольменный комплекс в селе Отхара находится в центре села, на поляне ниже школы. В «хорошей сохранности» остался лишь центральный дольмен некрополя, с тремя кругами кромлеха. От второго дольмена остались лишь пяточные плиты. Ниже и юго-западнее второго дольмена на 40 метров располагаются развалы 4 дольменов стоящие на террасе. Осталось несколько блоков от стены, которая стояла заподлицо с фасадными плитами 4 дольменов. Так же ещё видны блоки нижней террасы, на которой стояли 4 дольмена.

 

Село Звандрыпш

Село Звандрыпш расположено к северо-западу от райцентра Гудаута в равнинно-холмистой зоне. С севера примыкает к основному шоссе Абхазии. На севере Звандрыпш граничит с селом Джирхуа, на воаоке - с селом Лыхны по реке Хыпста, на юге - с посёлком Апшдны, на западе - с селом Отхара по реке Мчишта. В прошлом земли села принадлежали дворянскому роду Званба, от которого позже оно и получило своё название. Расположено это село так же у берегов реки Хипста.

Вы уже видели гудаутскую амазонку - Мчищта. Теперь приготовьтесь к встрече с местным Нилом или же как называют ее в народе - Белая речка. Ее исток находится на склоне Бзыбского хребта. На высоте 1450 метров над уровнем море. Длина ее достигает 39 км. Летом в особо жаркие дни прогревается до 11 градусов. Название свое она получила благодаря прозрачной воде текущей по известняковым камням белого цвета. Ранее эта река являлась золотоносной. Воды ее несли золотой песок. На сегодняшний день золотого песка в ней нет, но это не мешает ей быть претендентом на победу в споре «куда же приплывали аргонавты за золотым руном», а как мы знаем. в каждой легенде есть доля правды. Часто тот самый золотой песок добывали здесь при помощи бараньей шкуры, которую укладывали на дно реки на определенный промежуток времени, когда шкура забивалась достаточным количеством песка, ее доставали, сушили, очищали от всего лишнего и оставляли только золотой песок. В дальнейшем это - уже готовое золотое руно вывешивали в языческих рощах - как это и описано в мифе. Эти подробности наводят на мысль что не все в мифах выдумки. И что именно в устье реки Хипста приплывали мореплаватели за золотым руном.

 

Апсуара. Если спросить у любого абхаза о том, какие качества он превыше всего ценит в человеке, в ответ вы услышите: «Апсуара». Апсуара - чувство собственного достоинства - та ценность, которую абхазы берегут и ставят выше всего другого. Оно подразумевает самоуважение, честь, совесть, уважение к другим, долг. Умение соблюдать Апсуара - это умение быть гостеприимным, нежным, мягким, заботливым, уступчивым и внимательным. Проявить неуважение и пренебрежение к Апсуара равносильно потеряе лица абхаза перед своим народом. Абхаз, где бы он не находился, должен везде и всегда оставаться преданным этому кодексу чести и чистоты. Апсуара воплощает в себе не только национальные духовные ценности, но благородные обычаи и традиции, пронизанные человечностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: