Церемониал гостеприимства. Гость как центр внимания




Абхазское гостеприимство, как заметил известный историк Дм. Бакрадзе еще в XIX веке, походит на «гостеприимство времен Гомера». Хозяин непременно ставит на стол всё, что имеется в доме, и ухаживает за гостем с «известным церемониалом», как примерно в тот же период отмечал Г. Рыбинский. Он же говорил о «чисто французской» вежливости и предупредительности абхазов.

Согласно преданию абхазы получили от Бога свою землю именно за щедрое гостеприимство.

Как собрал народ со всей земли Всевышний,

Стал делить леса, долины и луга.

Подарил одним народам зной великий,

Подарил другим метели и снега.

 

В этот день случился гость в дому абхаза,

Ради гостя торопиться он не стал.

К Всевышнему пришел абхаз не сразу

Позже прочих объявился, опоздал.

 

И была в нем удивительная сила:

Ростом с кедр, голубоглазое лицо,

Его талию наверно б обхватило

Золотое обручальное кольцо.

 

Но воззрился на него Всевышний строго:

- Прогадал, ты, человек, куда не кинь

Почему же ты пришел так поздно?

Все роздал я, кроме моря и пустынь!

 

- Ну, пустыня, так пустыня, что же делать...

-А какой туман тебе глаза застлал?

Это женщина была? - Помилуй, Боже!

-Иличашу пил?- Я нe бываю пьян.

 

Ты суди, Всевышний, но не строго:

Я не мог прийти, поверь мне, оттого,

Что, встречая, занимал беседой гостя

Гость - святыня у народа моего.

 

Ты мне нравишься, поэтому прощаю,

И не буду я с тобою больше строг.

У меня - как я сейчас припоминаю

Есть в запасе райский уголок.

 

Ты возьми его, трудись с утра до ночи,

А земля воздаст тебе за труд.

Ну а край тот благодатный, между прочим,

Пусть теперь Абхазией зовут.

 

Гость может зайти в любой дом как по приглашению, так и без него. В первом случае существует целый ритуал. Для хозяина дома прибывший гость -самый дорогой человек, приносящий счастье и благодать. Гость обязательно приветствует хозяина первым. Самый старший из семьи хозяев отвечает своим приветствием, следом тёплые слова произносят другие старшие члены семейства. И это вовсе не пустая формальность. Несоблюдение приветственного ритуала может не на шутку обидеть его участников.

Далее женщины из хозяйской семьи совершают ритуальное движение вокруг головы дорогого гостя, как бы забирая себе его недуги, и целуют того в плечо. В ответ гость дарит им предельно лёгкий поцелуй в лоб или голову.

В прошлом подобные церемонии не был и столь популярны. Поцелуи, обнажение головы и рукопожатия лишь относительно недавно стали входить в привычку.

Раньше для гостей строился отдельный дом. Ныне их принимают в лучшем, специально отведенном помещении. Называется оно так же, как ранее назывался гостевой дом - «асасааирта », что в переводе на русский означает " место, куда приходят гости".

После приветствия гость приглашается внутрь. Но кто должен войти первые? Вообще-то, это право давно закреплено обычаем за старшие хозяином, но он никогда не торопится им воспользоваться, уступая его посетителю. Начинаются долгие взаимные/говоры, которые обычно заканчиваются тем, что хозяин таки заходит внутрь первым. Следом идет гость, далее остальные приглашенные, входящие по очереди с учётом близости родства и старшинства.

За столом гостя усаживают на почетное место. Хозяева, даже глава семьи, садятся не сразу: пока не присел гость, не должны садиться и остальные, в том числе и самые старшие. Те же, кто помоложе, могут и вовсе не присесть за стол, несмотря на все уговоры гостя. Это считается проявлением глубокого уважения, как и вставание при каждом появлении постороннего взрослого человека.

Сколько бы ни длился период пребывания человека в доме хозяина день, два или больше - гость всегда окружен вниманием. Его будут занимать беседами члены семьи, ближайшие родственники и соседи, особенно если речь идёт о дорогом человеке, прибывшем издалека. А тем временем молодежь и женщины будут готовить на кухне угощение. Если для застолья надо зарезать барана, курицу или другое животное, то это делается незаметно, чтобы гость, согласно обычаю, не стал уговаривать хозяев не утруждать себя.

В доме, где живет гость, всегда будет царить порядок. Семейные ссоры, шалости детей, громкие споры откладываются на будущее. Молодежь и дети, как и женщины, не обязательно присутствие при развлечениях и отдыхе гостя. Лучшая еда, лучшее место за столом и, например, телевизором, лучшая кровать-всё предназначено гостю.

Одна из священных обязанностей хозяина по отношению к гостю - защита его чести, имущества и жизни практически любой ценой. Если же гость злоупотребляет своим исключительным положением и позволяет себе лишнего, хозяева относятся к этому максимально лояльно. Однако подобные случаи чрезвычайно редки: отношения между гостящими и хозяевами обычно чрезвычайно уважительны. При этом вопросы о том, откуда гость приехал, куда и зачем держит путь, считаются неуместными и неделикатными.

В глазах абхаза нет такой просьбы гостя, выполнение которой было бы для хозяина унизительным. При этом разница положения в обществе не играет никакой роли. Лишь крошечные нюансы отличают приём более почётного и дорогого человека.

Главнейшую роль в ритуале гостеприимства играет угощение - ачеиджика, хлеб-соль на абхазский лад. В каждой семье есть запасы продовольствия, припрятанные специально для нежданных гостей. Куры и другие животные не режутся, а ожидают подходящего случая, даже если хозяева сами давно не видали мяса на столе. Это так называемая «доля гостя» (асас иху). На хозяине лежит главная обязанность подать к столу основное блюдо - мясо и вино. Если вина недостаточно, его не пьют в обычные дни, а хранят для гостей, а если напитка нет - покупают или одалживают у соседа.

Скотину редко режут для себя - приберегают для особых случаев. Если же ее нет, она спешно приобретается, желательно незаметно для гостя, которому уже потом показывается, часто как бы невзначай, свежеотрубленную голову. Делается это для того, чтобы человек убедился в том, что скотина была только что зарезана в его честь. А иначе не в меру щепетильный гость может обидеться, если узнает, что его потчуют мясом животного, зарезанного по другому поводу.

Даже если гость не употребляет мясо, хозяин выполнил свой долг и может быть доволен собой. Самым уважительным же и почетным для обеих сторон считается зарезать быка. В общем, все лучшее, что есть в доме, должно быть поставлено на стол, ибо укрытое от гостя считается принадлежащим дьяволу.

Старая абхазская поговорка - «Гость приносит семь счастий» жизненна и в наши дни. «Асас», гость, по преданию абхазов – посланец Бога. С древнейших времен гостеприимство в Абхазии не только было своеобразным ритуалом с легкой религиозной окраской, но и превратилось в форму искусства. Пожалуй, нигде так ярко и выразительно, как в сельском семейном быту, не проявляется правила традиционного этикета, в частности гостеприимства (Сасасдкылара) - священного закона, обязательного для всех. Человек в абхазской среде, согласно народным представлениям, в первую очередь должен подчиняться закону гостеприимства. Абхазы интуитивно опасаются нарушения этого священного обычая, Прячем это опасение более похоже на страх перед Богом, ведь тот кто получил свою райскую землю от Великого Творца за гостеприимство, может быть лишен ее за грубое нарушение этого обычая. Можно обладать всеми качествами добродетели, но стоит оказаться негостеприимным, как вы окажетесь осужденным и ущербным в своем обществе. Можно в любое время остановится у каждого, вам подадут все, что есть в доме, сделают все возможное, чтобы вы хорошо провели время и спокойно отдохнули, а помощь соседей сделает незаметным недостаток средств или даже отсутствие хозяйки. Если мимо жилища абхаза идут люди своей дорогой, хозяин выходит к ним, приветствует «Бзиала шеаабеит!» и убедительно просит зайти к нему. На встречу гостю выходят и стар и млад, по очереди, от старшего к младшему приветствуя гостя поцелуем: младшего в голову, старшего в плечо, ровесника в щеку. Каждая семья старается приберечь хоть что-нибудь для неожиданных гостей: сыр, сушеные фрукты, водку, во дворе гуляют куры, которых никогда не пожалеют для гостя, хотя может быть семья давно не ела мяса: Для абхаза гостеприимство - это не просто черта характера. Это один из важнейших оплотов, на которых зиждется древняя культура Апсуара - сама суть абхазского народа, его своеобразная вера, школа жизни и взаимоотношений с людьми. Зародившаяся сотни лет назад, философия Апсуара передавалась из поколения в поколение, от старших к младшим. Некогда, в соседней Мегрелии существовало выражение: «Воспитан в духе «Апсуара» или «Он - истинный апсуа». В доме истинного абхаза вы - не просто гость, а своего рода член семьи. Сам хозяин и его родственники всячески оберегают и защищают покой, честь и достоинство гостя. Обида, оскорбление, нанесенные гостю, расценивается как неуважение хозяину дома. Оскорбивший гостя, оскорбил хозяина. Причем, даже соседи по отношению к Вам ведут себя, как радушные хозяева и радостно приветств/ют, как будто гость пришел в их собственный дом. Вот почему, находясь в абхазском доме, Вы можете чувствовать себя спокойно и комфортно. Известны абхазские выражения; «Ты — гость самого Творца» (Узшаз уисасуп), «Ты гость Господа» (Анцэа уисасуп). Согласно традициям абхазов, приходя в чей-то дом Вы доверяете свою жизнь его хозяину, а, следовательно, попадаете под защиту самого Бога.

Закон гостеприимства требует, чтобы путника, который попросит попить, угощали непростой водой, а вином. Абхазское застолье - один из важных элементов абхазской культуры. И здесь тоже есть свои традиции, связанные с гостеприимством. У абхазов любое застолье начинается и заканчивается обрядом омовения рук. Это один из неотъемлемых элементов церемониала приема гостей: «Помой руки, да возьму на себя твои беды!»— просит хозяин, на что должен последовать ответ: «Раньше тебя никак невозможно, ты— хозяин!». После того, как оба помыли руки, они могут занять свои места. Причем, остальные не могут позволить себе совершить омовение рук и сесть раньше хозяина и гостя. Расположение гостей за столом подчиняется строгим правилам. В частности, младшие, из уважения, не могут сидеть рядом со старшими, сын не должен сидеть с отцом, зять с тестем и т.д. Старейший из хозяев занимает самое почетное место в главной части стола, то есть место, наиболее удаленное от входа в комнату. Справа и слева от него располагаются по старшинству гости и соседи. А в «хвостовой» части, то есть ближе к двери, рассаживаются остальные. В Абхазии принято, чтобы из почтения к гостю младшие домочадцы, т.е. братья или сыновья главы семьи, не садились сразу, а помогали обслуживать застолье, особенно если с гостем уже сидят отец и другие старшие родственники и соседи. Главный из присутствующих гостей должен по обычаю весьма настойчиво пригласить младших к столу, а с их стороны следуют вежливые отклонения предложений, благодарственные поклоны. И только после этого младшие могут присоединиться к застолью (так же по старшинству). Следует обратить внимание, что из уважения к гостю, хотя бы один из младших членов семьи, вечер на ногах, обслуживая гостей. Начинается трапеза, и один за одним, согласно особому абхазскому этикету, следуют тосты в честь гостей и хозяев.

Но не следует забывать, что так же свято и Гость должен относиться к хозяину дома в котором он находится.

В былые времена женщины, за исключением представительниц высшего сословия, и самых старших не садились с мужчинами за стол, они ели позже в другом помещении. Новее меняется. Сегодня женщины вовсе не изолированы от общения с гостя ми. Если Вы произнесете тост за какую-нибудь из присутствующих девушек или женщин, она обязательно должна выпить в знак благодарности, а Вы должны взять со стола закуску и подать ей. Принимая от вас угощение, она обычно делает благодарственное мановение правой рукой. Как правило, в разгар пиршества к столу чинно подходит старшая в доме женщина. В этот момент обязательно поднимается тост за ее здоровье. Она с достоинством благодарит, выпивает рюмку водки или бокал вина и садится за стол, принимая участие в общей беседе. Особым ритуалом является произношение тостов, уважение к хлебу-соли, умение вести себя за столом, терпение выслушивать длинные тосты старших. Обязательно нужно знать меру в употреблении вина, однажды встав и уйдя из-за стола ни в коем случае нельзя за него вновь вернуться.

«И среди богов есть старший» - говорит мудрая абхазская пословица. Одним из самых важных в традиционно-бытовой культуре абхазов является высокое уважение к старшему, независимо от его происхождения, национальной принадлежности, пола, образования, положения в обществе. Мнение старшего чаще всего учитывается и берется за основу, но если оно не совсем правильно или неуместно, нужно найти форму вежливого отказа так, чтобы не унизить старшего. В рамках абхазского этикета почитания представителей старших возрастных групп строжайше запрещалось: садиться в присутствии старших, одеваться, причесываться, курить, обходить их спереди, громко разговаривать, перебивать, произносить тост раньше них, общаться в их присутствии с женой и детьми. Одним из секретов долгожительства считают именно то, что у нас не только старики не чувствуют ни дома, ни в обществе лишними или обузой, а наоборот вполне сознают свою полезность, полноценность, что содействует их физической и моральной стойкости.

В Абхазии еще с древних времен существует Совет Старейшин, он объединяет почетных, уважаемых стариков, к мнению которых прислушивается все жители деревни. Иногда наказание, которое они выносят жестче, чем у государственного суда. Например, украл мужчина у вдовы корову и отправил на устроение поминок родственницы. Его заставили вернуть убыток и лишили права появляться в общественных местах, на свадьбах, похоронах, поминках, он стал изгоем общества.

С особенной деликатностью относятся абхазы к женщине-матери (по-абхазски «ан» - мать). Мать для абхазов значит все: это и честь, это и слава, это и основа Апсуара - морального кодекса абхазов. О ней, о матери издревле слагали самые лучшие песни. Еще за несколько тысяч лет до Рождества Христова абхазы создали прекрасный, величественный образ женщины-матери ста великих нартских богатырей - Сатаней-Гуаши. Короткое слово «ан» (мать), которое в абхазском языке входит в такие слова и понятия как Бог (Анцва), благополучие (нар), святилище (Аныха) и праздник (аныхва), представляет собой живой символ всей абхазской истории, души и менталитета.

Высокое уважение к старшим было у абхазов нерушимым законом, что отразилось в ряде абхазских пословиц: «Кто не имеет старшего, тот счастья не имеет», «Старший - это тень, спасающая от жгучего солнца».

 

Застолье

Что касается застольных традиций и обычаев Абхазов. Можно смело заявить, что это самая настоящая, неписаная книга обычаев и традиций.

Начнем с малого, а если конкретно с вина. Вино является не заменимым атрибутом любого абхазского застолья и возведено в ранг священных напитков. История же виноделия на территории Абхазии насчитывает не одну тысячу лет и распространяется на времена существования на территории Абхазии древнегреческих колоний, это около 2000 - 2500 лет тому назад. Существует и много доказательств этому. К примеру при раскопках одного из наших древних городов Диоскурия- нынешний Сухум, было найдено много амфор и сосудов для хранения вина, а при раскопках одного из наших сел Лыхны (пос.Бамбора) была наедена бронзовая фигура изображающая собой человека ритуально восседающего на троне с рогом для вина в руках относящаяся как раз к тому времени что лишний раз является доказательством.

Молодое вино — «Мадчар» - (мадчар) это великолепный. праздничный напиток - символ жизни людей, любящих отдыхать в кругу друзей. Только в Абхазии, рождена культура вина как форма общения людей, сплетенная с речью, тостами, песней, танцем.

Все вина Абхазии отличаются своей легкостью, ароматом, свежестью и неповторимые вкусом. Говоря о вине, нельзя не упомянуть и о традициях абхазского застолья, ведь натуральное вино в Абхазии является повседневным напитком. Для проведения любого застолья (кроме траурного) выбирают тамаду, одного из самых уважаемых людей. Известное во всем мире слово «тамада» пере водиться толь ко с языком Кавказа. За абхазским столом слева от тамады сидит его самый надежный друг, поскольку сердце тамады слева. В Абхазии в настоящем застолье строго соблюдается иерархия и последовательность обязательных тостов. Любое застолье начинается ритуальным тостом, в котором абхазы неизменно обращаются к Всевышнему, прося его ниспослать благость. Точно также в начале каждого тоста обращаются к Всевышнему, чтобы он благословил того, о ком идет речь в тосте. Тамада, выпивает стакан до дна, причем, остальные в это время не пьют, затем следующий по старшинству человек произносит аналогичный тост на туже тему и также выпивает бокал до дна. И так далее.

Тост за Всевышнего надо произносить, подняв лицо и обращаясь к небу. После тоста за умерших люди не чокаются, а касаются друг друга тыльной стороной ладони. Остаток вина в стакане вытряхивается за спину в любом случае - допили вы или не допили. Еду мамалыгу, мясо, и тд., едят исключительно руками. Активное внимание к произнесению тостов объясняется традицией - в абхазском языке тост и молитва обозначаются одним словом.

В ходе специального застолья (религиозно-обрядового или на свадьбе) тамада произносит тосты, держа в руке обрядовые сердце и печень жертвенного животного, нанизанные на фундуковую палочку.

Важно отметить, что культура винопития у абхазов требует от участников застолья не только проявления ораторского мастерства, но и умения пить, не пьянея, достойно заканчивая застолье так, будто ты и не выпил 20 стаканов вина. Финал застолья, герои которого либо «гибнут», либо возносятся на вершину славы, - полный рог вина. Он выносится хозяином дома как жезл застольной власти, Это обычно рог буйвола или быка. Правда, иногда в современных домах подают рог из хрусталя. Его выпивают в честь хозяина дома до дна. Выпивает тот, кто чувствует в себе силы влить внутрь еще минимум литр и при этом сказать прочувствованную речь, Жаркую, как огонь в очаге, на котором готовилась пища и который согревал людей.

Дорога от первого до последнего тоста — длинная дорога. Обычно она заканчивается далеко за полночь. Люди неспешно, демонстрируя друг другу твердость походки, выходят из-за стола. Прощаются с хозяевами — до следующего застолья. Современная Абхазия — это самобытная абхазская культура, в которой сочетаются современность и хранимые многовековые традиции, величественные песни и зажигательные танцы.

Побывав в Абхазии, вы сможете познакомиться с национальной едой и бытом абхазского дома. В традиционном абхазском доме — пацхе — мало мебели. Украшение стен — рога туров, оленей, шкуры зверей, гирлянды красного Перца, лука, кукурузы. На земляном полу полыхает костер, над которым висит большой котел, где варится мамалыга, жарится мясо, коптится сыр, акуд (фасоль).

Национальные рестораны в форме пацхи получили широкое распространение в Абхазии, поэтому ваше знакомство с абхазской кухней будет окружено необычайным национальным колоритом. Абхазия — страна гостеприимных людей и гостеприимство здесь не просто форма вежливости, а освященная веками традиция. На гостя в

Абхазии смотрят как на «Божью благодать», ведь гость приносит в дом 7 счастий, одно из которых — радость искреннего и дружеского общения за столом. Встречая гостя, хозяйка дома произносит специальную фразу и обводит рукой вокруг его головы, магически перенося на себя и невзгоды гостя. Гостю всегда предложат все лучшее, что есть в доме: душистое копченое мясо, поджаренное на углях, сдобренное травами и алой слезой граната, свежий сыр с аджикой, копченый сыр, румяный чурек, ароматную зелень, орехи в сладкой оболочке из виноградного сока, свежие овощи и кувшин с божественной «Изабеллой». Здоровая пища, восхитительная природа, взаимное уважение и доброжелательная атмосфера приоткроют Вам секреты абхазского долгожительства.

 

История села Лыхны.

Всего в пяти километрах от районного центра находится село Лыхны. Это один из старейших населённых пунктов Абхазии. Здесь, в начале 50-х гг. XX в. археологи обнаружили клад бронзовых топоров, изготовленных в Х11-Х1до н.э. В позднем средневековье село Лыхны было резиденцией владетельных абхазских князей. В центре села обширная площадь - «Лыхнашта» (с абх.- «Лыхненская поляна»)-это место, где владетельные князья (правители Абхазии), дворяне, вместе с народом, решали важные вопросы, как частного характера, так и государственного. На Лыхненской поляне сохранились развалины дворца абхазских владетелей Х в. Дворец не раз подвергался разрушениям, в последний раз был разрушен во время восстания 1866 г.

Восстание 1866 г. было связано с проведением крестьянской реформы, которая была начата в царской России в 1861 г. Крестьянская реформа была призвана отменить крепостное право. Однако, сама постановка вопроса была оскорбительной не только для крестьян, но и для высшего сословия абхазского общества. Дело в том, что крепостного права в Абхазии, в системе взаимоотношении между сословиями, не было, поскольку абхазский крестьянин был свободным и ни от кого не зависел, а земля была его собственностью, тогда как крепостное право предполагало зависимое положение крестьян от определённого князя или дворянина. Помимо того, что он прислуживал им, он должен был отдавать им часть своего урожая. А поскольку главный смысл данной реформы гласит: «если крестьянин желает навсегда освободиться от крепостного права он должен дать своему князю последний выкуп за свою землю и за себя» (в противном случае автоматически они становились крепостными крестьянами, если следовать логике данной реформы). То есть получается, что крестьянская реформа отменяла, то чего не существовало, с лёгкой руки местных царских чиновников, которые решили провести в его жизнь, не учитывая при этом особенностей социального уклада абхазского общества.

Высшее сословие абхазского общества также негативно восприняло решение о введении Абхазии данной реформы. Казалось бы, что высшее сословие должно поддержать данную реформу, поскольку в данной ситуации выигрывает прежде всего оно. Дело в том, что абхазское высшее сословие и крестьянское было связано особым молочным институтом искусственного родства – аталычеством (с тюрк. «эта» воспитатель). Суть данного родства состояла в том, что князья и дворяне отдавали своих детей на воспитание в крестьянские семьи. Тем самым, князь обретал своего союзника в этом влиятельном сословии, а крестьянин - сильную поддержку на все случаи жизни в лице нового родственника - князья. Таким образом, данный обычай устраивало оба сословия, исключая тем самым, любую форму принуждения в отношениях между ними. В этом смысле обычай аталычества имел скрытое значение. И вот, состоялся общенациональный сход в селе Лыхны, на «Лыхнаште». Главной темой для обсуждения стала крестьянская реформа. Крестьяне выступили против проведения данной реформы в Абхазии. С шестичасовой речью, по этому поводу выступил от имени крестьян известный оратор, пользовавшийся большим авторитетом в народе Осман Шамба. Однако, царские чиновники, вместо того чтобы предложить более умеренный, компромиссный вариант реформы, настаивали на необходимости проведения реформы в том виде в котором он был принят в 1861 г. Александр II. Такая позиция царских чиновников оскорбило национальные чувства собравшихся и крестьян и князей. В результате, компромисса не было найдено и началось восстание. Восстание распространилось на всю территорию Абхазии, и было подавлено царскими войсками в 1867 году.

В целом, абхазы добились того, чтобы крестьянская реформа в Абхазии имела более мягкие формы, а, со временем, в силу объективных и субъективных причин, она стала терять актуальность, и навсегда осталась на бумаге, но какой ценой удалось избежать проведения этой реформы в Абхазии: в 1867г. из Абхазии в Османскую империю (совр.Турция) было выселено 20 тысяч абхазов. В целом же, процесс выселения предков абхазов в Османскую империю шёл с 1810г. по 1877 год. По официальным данным было выселено до 200 тысяч абхазов в Турцию. Многие земли в Абхазии опустели. Царские власти стали заселять опустевшие земли безземельными крестьянами, преимущественно представителями двух национальностей греками и армянами поскольку они больше имели опыт в ведении торгово-денежных отношений, выращивали в основном табак, который пользовался большим спросом в царской России.... Поэтому на сегодняшний день в Абхазии проживают представители 30-ти национальностей, абхазы же составляют по численности не более 150-ти тысяч человек, тогда как в самой Турции проживают до миллиона абхазо-абазин. Грузинские власти в свою очередь решили заселить Абхазию раньше, чем это сделает царская Россия.

Однако, император Александр II 1872 г. издал указ запрещавший представителям грузинской национальности заселять Абхазию.

В настоящее время на «Лыхнаште» в праздник урожая (сентябрь, октябрь) проводятся конноспортивные состязания, народные гуляния.

 

Быт, обычаи, традиции абхазского народа .

Дальнейший экскурсионный путь тянется по территории Гудаутского района. Село Дурыпш является примером традиционного абхазского уклада жизни. На протяжении веков у абхазов формировались правила и принципы общенародной традиционной культуры и быта. Одна из особенностей абхазского быта - это строгая экзогамия, т.е. запрещение брака внутри рода. Она охватывает в первую очередь отцовский род. При этом экзогамные ограничения распространялись не только на близких родственников, но и на всех однофамильцев. Нарушение экзогамии воспринималось как самое страшное преступление. Сами родственники выгоняли нарушителя из села. Его обзывали оскорбительным словом «амахагиа», с ним прекращалась всяческая связь, общение.

С браком и семейным укладом у абхазов связана целая система обычаев, известных в этнографической науке под названием «Избегание». Как только жених посватал свою невесту, а затем привёл её в дом, их поведение строго регламентировалось. Жених, а в последующем и молодой зять, не мог появиться перед родителями жены без головного убора. Он не смел в их присутствии разговаривать громко, садиться. Невеста была ещё больше ограничена: она не имела права разговаривать, садиться, принимать пищу в присутствии старших, братьев, дедов, дядей.

Одним из негативных явлений в образе жизни абхазов является родовая кровная месть, являвшаяся у абхазов одной из форм свершения правосудия, имевшая широкое распространение в XVIII-XIX вв. Особенно, если это касалось тяжких преступлении, таких как умышленное убийство, по корыстным мотивам, совершения насилия, оскорбление.

Месть не имеет срока давности, а в прошлые времена передавалась из поколение в поколение. Если же месть приобретала больш.:'-' масштабы, то ситуацию разрешал народный суд путём примирения враждующих (Совет старейшин из числа князей, дворян, влиятельных крестьян).

Одной из форм усыновления, закреплявшей факт примирения, считалось аталычество - это институт искусственного, молочного родства. Пострадавший, согласно решению суда, отдавал своего сына или дочь на воспитание семье убийце, тем самым навсегда отказываясь от права мести.

Одним из основных правил хорошего тона у абхазов является традиционное гостеприимство и хлебосольство. Гостю оказывался особый приём и почёт. В обязанности хозяина входило защита чести и достоинства гостя, а также, его имущества со стороны кого бы то ни было, иногда с риском собственной жизни. При этом хозяин не расспрашивал гостя: как его зовут, откуда он, пока сам гость не сочтёт нужным сообщить об этом хозяину. Независимо от времени года и суток, с появлением гостя в доме сразу же разводили огонь, варили мамалыгу, жарили курицу, и приглашали его к столу. Если гость оставался ночевать, то его укладывали в лучшую комнату. Члены семьи, как правило, при отъезде гостя выходили его провожать. Одним из важных компонентов традиционно-бытовой культуры абхазов является почтительное уважение к старшим со стороны младших. Младшие везде и всюду уступали первенство старшим, поддерживали стремя, когда старший садился или спешивался с коня, ему первым уступали процедуру омовения рук, и сажали его первым на самое почётное место, раньше него не приступали к еде, когда старший произносил тост-все вставали. Уважение к старшим основано на принципе: «Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут уважать старших.»

Абхазский язык

Абхазский язык является одним из древнейших языков мира. В самых разнообразных источниках, на протяжении свыше 3000 лет абхазы известны под названиями: абешла, каски, азра, аз, абазг, абхаз, абаза (под этим именем всему среднему и Ближнему Востоку), апса, агтсил (употреблялся вплоть до XVII века).

«Новый и полный географический словарь Российского государства» за 1780 год отмечает: "Абхазы, вольный и многочисленный народ, живущий в Кавказских горах, язык коих не схож ни с каким другим из известных, как только с черкесским некоторое, но и то небольшое сходство показывает. Земля на которой живет народ сей, на собственном их языке Абсне называется; Татары, Турки и Черкасы называют ее Абаза, а Грузины - Абхазети. Новые географы ее Абахзиею именуют, и уповательно императора Константина Абасгия там самая будет".

В наши дни, благодаря новейшим исследованиям, установлено, что абхазский язык входит вместе с близкородственными языками Западного Кавказа - абазинским, адыгейским, кабардинским и убыхским в группу абхазо-адыгских языков. Эта группа языков входит в Северо-Кавказскую семью языков, к которой относятся восточно-кавказские языки, такие, как войнахские и дагестанские.

Помимо современных северокавказских языков, в древности существовали и другие члены этой семьи. К ним относятся хатский (хатгы - изобретатели железа), хуритский и уратский языки.

Все современные северокавказские языки и родственные им хатский и Хуррито-урартские языки происходят от единого праязыка, который существовал приблизительно в пятом тысячелетии д.н.э., то есть семь тысяч лет назад.

Согласно новейшим теориям абхазо-адыгские народы формировались в пределах нынешнего Западного Кавказа и Закавказья, о чем свидетельствует их исконная и общая для абхазо-адыгских народов лексика, отражающая «характерные черты географии Восточного Причерноморья, его флоры и фауны». Вместе с тем народные предания и мифы говорят о более широком, как северном, так и южном обитании их в древности, что подтверждается исследованиями и указывает на то, что народы Кавказа сыграли большую роль этнокультурной истории древнего населения. Передней Азии и на их глубокие контакты и связи с цивилизациями Древнего Востока и Эллады.

 

История абхазского чая

 

По инициативе начальника укрепленной черноморской береговой линии генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского (младшего) в 1840 году в Сухуми был устроен так называемый военно-ботанический сад, который впоследствии стал Сухумским ботаническим садом. Ответственным по саду был Сухум-Кальский комендант майор Конийский. Сначала под сад было отведено около десятины земли. Даны черенки растений и семена. В 1841 году к саду были прибавлены еще три десятины. Главным по надзору и уходу за растениями был унтер-офицер линейного батальона Багриновский, который, обучаясь в Вильнском университете, получил некоторые познания в ботанике и садоводстве. Военное ведомство старалось развести в укрепленных пунктах береговой линии, одним из которых в то время являлся Сухум, плодовые и декоративные растения и пыталось разводить даже овощи. Эти мероприятия преследовали две цели: во-первых, чем-то занять солдат в свободное от военных операций время, во-вторых, обеспечить солдат плодами и овощами. В задачу Сухумского ботанического сада входило обеспечение таких пунктов семенами и саженцами растений. С этой целью в саду разводили много местных и экзотических прикладных и декоративных растений. В одной из служебных записок от директора Никитского ботанического сада (Ялта, Крым) Н.Гартвиса инспектору сельского хозяйства Южной России Х.Х.Стевену рассказывается о происхождении чайного куста в Ялте «…на полученном от садовода Burdin из Турина (Италия) нынешней весной чайном кустике в горшке завязались семена; это придает надежду, что Tea Viridis со временем может акклиматизироваться в удобных для нее грунтах и в климатах южных губерний государства подобных южному берегу Крыма, а особенно в Абхазии и Мингрелии, где почва земли и климат при сильных летних жарах довольно сырой и несравненно сырее крымского, должны способствовать росту и развитию сего кустарника…<далее сравнивается климат Японии и Тбилиси>… По намерениям правительства, вновь разводимый близь Сухума в Абхазии сад, доставит самый лучший случай для опытов введения сей хозяйственной отрасли в этой обширной и плодородной стране». Проведя опыты по акклиматизации чайного растения, руководство Никитского ботанического сада убедилось, что чай хорошо растет в суглинистых почвах. По инициативе М.С.Воронцова (наместника Кавказа) несколько корней чайного куста были перенесены в 1842 году из Никитского ботанического сада в Сухумский ботанический сад, а в 1847 году несколько корней чайного куста были направлены в Озургети (Махарадзе, Аджария). В результате хорошего ухода в Сухуми чайное растение прекрасно прижилось. Позднее Сухумский ботанический сад два раза подвергался опустошению турками в 1853-55 и в 1877-78 годах. Но чайный куст выжил. В 1884 году тогдашний директор Сухумского сада И. Васильев пишет: старых чайных кустов в саду имеется четыре штуки. Один из сорта Tea Viridis растет в нижней части сада прямо против входа, куда он был пересажен в 1882 году, а три растущие вместе Tea Bohea находятся в средней части над речкой и немного ниже оранжерей. Профессор Палибин, бывший директор Батумского ботанического сада, пишет, что в 1924 году в Сухумской сельскохозяйственной опытной станции над чайным кустом была произведена операция омоложения. В следующие периоды чайным кустом занимались А.Субботин, С.Тимофеев, И.Клинген, А.Краснов, которые в своих трудах упоминают старейший чайный куст.

Чайный напиток представляет собой сложную комбинацию веществ, оказывающую многоплановое и в целом благотворное воздействие на организм человека.

Абхазский ароматный чай - это чай для настоящих ценителей этого изысканного напитка. Попробовав наш чай, Вы по достоинству оцените его вкусовые, полезные свойства и навсегда останетесь поклонникам настоящего качества.

Сырьём для изготовления чая являются листья чайного куста, который выращивают в массовом количестве на специальных плантациях. Для произрастания этого растения необходим тёплый климат с достаточным количеством влаги, не застаивающейся у корней. Чайные плантаций располагаются на горных склонах в районах с субтропическим климатом.

Листья чая собираются и сортируются вручную: для чаёв наиболее высокой сортности используются нераспустившиеся почки и самые молодые листья

Все чаи являются органическими — производятся без использования синтетических удобрений, пестицидов и прочих химикатов. Выращиваются в экологически чистых условиях на горных плантациях при хрустально чистом воздухе и ласковом солнце.

Вот некоторые обязательные условия:

Органическая плантация должна находиться вдали от городских поселений, на возвышенности. Окружающая среда не должна быть загрязнена. Контрольпочвы, воды и воздуха.

На плантации не должно быть никаких химических веществ, таких как пестициды, компоненты, ускоряющих рост растений, химические удобрения и пр.

Органический чай при фасовке запрещается смешивать с неорганическими пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: