Основными направлениями методической работы являются: повышение квалификации педагогов учреждения образования; участие в инновационной деятельности; информационно-методическое сопровождение педагогов; выявление, обобщение и трансляция эффективного педагогического опыта; аттестация педагогических работников; наставничество; развитие педагогического творчества.
Основные подходы к организации методической работы в учреждении образования:
· мероприятия по обеспечению методической работы в учреждении образования планируются в разделах годового плана работы учреждения, согласно их направленности;
· для эффективного планирования методической работы в учреждении образования необходимо учитывать прошлый опыт, важна достоверность, объективность исходных данных (научный подход к анализу, согласно разработанным Министерством образования Республики Беларусь критериям и показателям, а также критериям и показателям, разработанным педагогическими работниками учреждения образования и утвержденными директором исходя из специфики деятельности учреждения его инновационной направленности);
· коллегиальность при планировании методической работы в учреждении образования;
· реалистичность, диагностичность целей и задач, определяемых при планировании, их связь с прогнозируемым результатом;
· возможность контроля за выполнением мероприятий плана, его оперативной корректировки; интеграция в районное, областное, республиканское, международное педагогическое сообщество;
· разработка учреждением образования необходимых локальных документов (приказ, положение, порядок и т. д.), исходя из принципа целесообразности; необходимость учёта социального заказа, традиций, специфики и положительного опыта педагогической деятельности учреждения образования;
|
· особенностей мотивации учителей и их профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма;
· целесообразность структуры методической работы в учреждении образования, соответствующей запросам, выявленным в ходе анализа проблем, составу педагогических работников и перспективам развития;
· необходимость поддержки в педагогическом коллективе индивидуально-творческого педагогического поиска.
Важным звеном единой региональной методической вертикали является методическое объединение, эффективность деятельности которого зависит от актуальности тематики заседаний и рассматриваемых вопросов, решающих существующие проблемы педагогической сферы и ориентированных на профессиональные запросы педагогов учреждений образования, а также от целесообразности форм проведения заседаний.
Являясь структурно-методическим подразделением, оно обеспечивает повышение качества образовательного процесса, развитие проектной, исследовательской и инновационной деятельности. В организации работы школьных МО важно учитывать личностно ориентированный подход в педагогической практике. Качественно организовать работу МО в условиях личностноориентированного подхода – значит научиться так строить методическое сопровождение, чтобы каждый педагог смог проявить важнейшие личностные функции своей профессиональной деятельности, смог реализовать свои педагогические потребности.
|
Формы организации и проведения заседаний МО могут быть следующими:
· теоретический семинар,
· семинар-практикум,
· конференция,
· экскурсия,
· творческая дискуссия,
· творческий диалог,
· педагогическая гостиная,
· час коллективного творчества,
· методический фестиваль (по итогам методической работы за год),
· деловая игра,
· методический интенсив,
· ярмарка методических идей,
· методический тренинг,
· встреча за круглым столом,
· авторская мастерская,
· дистанционный семинар,
· методический блог и др.
Виды домашних заданий в рамках деятельности МО могут быть такими:
· моделирование урока (целиком или фрагментарно);
· разработка системы уроков по теме или курсу;
· разработка спецкурса, программы исследования по определенной теме;
· подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме;
· аннотирование по теме, курсу, проблеме;
· составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
· разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
· посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий спецкурсов, дополнительных занятий с последующим анализом;
· представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
· защита темы по самообразованию
На характеристике особенностей работы МО остановимся более подробно. В методическом объединении совершенствуют профессиональную квалификацию педагоги одной либо родственных учебных дисциплин.
Приоритетными направлениями в их деятельности являются: проблемный анализ результатов образовательного процесса по учебному предмету; разработка методических рекомендаций для педагогов, учащихся и родителей; внесение предложений по изменению содержания учебных программ, в том числе факультативов, и их учебно-методическое обеспечение; проведение первоначальной экспертизы педагогического продукта специалистовпредметников; определение степени влияния профессиональной деятельности педагога на результаты образовательной деятельности; диагностика качества знаний учащихся; участие в подготовке и проведении методических декад, предметных недель и т. д.
|
Цель МО состоит в обеспечении качества образования, эффективности образовательного процесса в ходе совместного поиска, отработки и внедрения лучших образцов педагогической деятельности, профессионального общения, выработки единых подходов, требований, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности педагогов.
Деятельность МО регламентируется положением о данной структуре, в котором находят отражение следующие позиции: предназначение (миссия) МО, цели, задачи, приоритетные направления деятельности. Традиционно деятельность МО осуществляется по двум значимым направлениям: организационная работа и учебно-методическая работа.
Организационная работа включает:
· общую характеристику состава педагогов МО (создание банка данных о членах МО);
· диагностику профессионального уровня педагогических кадров;
· планирование работы на определённый период;
· организацию работы по выполнению плана;
· подведение итогов работы за определённый период;
· ведение необходимой документации МО.
Учебно-методическая работа включает:
· анализ результатов образовательного процесса;
· изучение эффективного педагогического опыта и его использование в практической деятельности;
· подготовку учащихся к различным конкурсам, интеллектуальным состязаниям, предметным олимпиадам;
· подготовку и проведение внеклассных мероприятий по учебным предметам.
На основе направлений деятельности МО разрабатывается план его работы.
Представленные методические рекомендации созданы с целью улучшения качества методической работы в учреждениях образования области, повышения эффективности деятельности МО, выработки единых подходов, требований к организации методической работы путём оптимизации и минимизации объёма и повышения качества, издаваемых в учреждениях образования локальных нормативных документов.
Методические рекомендации помогут руководителям, их заместителям, курирующим методическую работу в учреждении образования ознакомиться с унифицированными формами ведения документации методических объединений.
В методических рекомендациях представлен необходимый минимум образцов документации для организации методической работы в учреждениях образования.