Наблюдения в природе летом,
Татьяна Пивоварова
1. «Клевер-кашка». Обратить внимание детей, что клевер-кашка белого цвета. Обсудить, почему цветок так называется. Чтение потешки «Растут его кудряшки как шерстка на барашке, но он всего лишь кашка для каждого барашка». Обратить внимание на необычное строение цветков клевера (серединки нет, лепестков много, но узких). Развивать интерес к живой природе.
2. «Летний вечер». Обратить внимание детей, что когда все расходятся по домам, ярко светит солнце. Вспомнить зимние вечера, сопоставить, сделать выводы. Закреплять представления детей о времени суток.
3. «Друзья цветов». Рассмотреть опыляющих цветы насекомых: мотыльков, бабочек, пчел, шмелей. Рассказать о том, что эти насекомые не только питаются на цветах, но и опыляют растения, а без опыления не будет плодов. Показать пыльцу. Активизировать словарь словами: «опыление, пыльца, нектар». Развивать интерес к живой природе.
4. «Дикий щавель» Рассмотреть цветок дикого щавеля, обратить внимание на его маленькие листья, сравнить с огородным. Рассказать, что его можно класть в суп, если набрать такой за городом. интерес к миру растений, живой природе.
5. «Лопухи». Рассмотреть большие листья лопуха, пофантазировать на тему, где можно использовать эти листья. Рассказать, как используется лопух как лекарственное растение, о возможности использования корней лопуха в пищу. Развивать воображение, наблюдательность, интерес к растениям, к живой природе.
6. «Цветы на центральной клумбе». Пронаблюдать расцветающие ромашки, люпины, лилии. Рассмотреть разнообразие форм цветов, лепестков и серединок. Развивать непроизвольную память путем запоминания названий понравившихся цветов. Развивать интерес к живой природе.
|
7. «Красный клевер». Обратить внимание детей на цвет клевера, что он скорее темно-розового оттенка. Обратить внимание на необычное строение цветков клевера (серединки нет, лепестков много, но узких). Рассказать, как любят клевер коровы и овцы. Вспомнить сказку В. Бианки «Сова», как в этой сказке пропал клевер на лугу. Развивать интерес к миру растений, живой природе.
8. «Сорняки. Мокрица.» Пронаблюдать появившиеся на грядках сорняки, рассказать, что они мешают растениям, которые мы посадили, отбирая у них воду и питание, отталкивая их своими корнями. Рассмотреть самый распространенный сорняк – мокрицу, какая она хрупкая, с тонким стебельком, но как сильно она разрастается. Рассказать о необходимости прополки. Развивать интерес к живой природе, к выращиванию садовых растений.
9. «Крапива». Рассмотреть крапиву, напомнить, что к ней нельзя прикасаться, она «обожжет». Объяснить почему, рассмотреть в лупу мелкие «шипики» на листьях крапивы. Рассказать, что крапиву можно использовать в пищу, делать из нее нитки, использовать как лекарственное растение. Расширять представления детей о растениях, интерес к живой природе.
10. «Листья клевера». Рассмотреть «тройные» листья клевера, рассказать, что очень редко можно найти «счастливый» листик из 4 частей. Развивать представления детей о растениях, интерес к живой природе.
11. «Теплый летний дождь». Обратить внимание детей, что летний дождик – теплый, и мы прячемся в беседку только чтобы не замочить одежду. Познакомить детей с понятием «кратковременный дождь», объяснить, что короткий летний дождик можно переждать. Чтение ст. И. Токмаковой «Летний ливень лужи налил». Развивать представления детей об окружающем, интерес к неживой природе.
|
12. «Божья коровка». Рассмотреть божью коровку, объяснить, чем она отличается от других жуков. (окрасом). Рассказать, что бывают божьи коровки желтого, очень редко – белого и черного цветов, с разным количеством точек. Обратить внимание, что на крыльях божьей коровки одинаковое количество точек. Рассказать о питании божьей коровки. Вспомнить, каких еще жуков мы знаем. Развивать интерес к живой природе.
13. «Шмель». Рассмотреть шмеля вблизи, рассказать, какой он красивый, пушистый и полосатый как тигренок, и добрый – если не трогать, не укусит. Рассказать об образе жизни и питании шмелей. Предупредить детей, что трогать руками шмеля нельзя. Закреплять знания детей о насекомых, развивать интерес к живой природе.
14. «Паук». Продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни. Чтение стихотворения В. Орлова "Первая дорожка" Формировать интерес к окружающему миру.
15. «Улитка». Пронаблюдать за крупной улиткой, рассмотреть, как она ползет, как выставляет усики, и убирает их от легкого прикосновения. Обсудить, зачем улитке панцирь, бывают ли улитки без панциря (слизняки, чем питаются улитки, насекомые ли улитки. Расширять представления об особенностях внешнего вида улиток, их жизни. Формировать интерес к окружающему миру.
16. «Одуванчики» Рассмотреть цветок близко, отметить что цветок состоит из множества лепестков, стебель – трубочка, есть сорвать, выделяется сок, пачкающий руки. Объяснить, что одуванчики – это единственные цветы, которые можно рвать на участке, потому что их очень много и все равно их скоро скосят.
|
17. Наблюдение за работой дворника – скашивание травы триммером. Обратить внимание детей на одежду дворника – защитные очки и рукавицы. Побеседовать – зачем необходимо скашивать траву.
18."Отцветшие одуванчики» - отметить, что некоторые одуванчик начали отцветать, в них созрели семена-парашютики. Дать детям возможность каждому найти и сдуть семена с шарика-одуванчика. Рассказать о распространении семян по воздуху. Развивать интерес к живой природе.
19. «Скошенная трава» - рассмотреть скошенную траву, подняв горсть травы к лицу, ощутить ее запах. объяснить, что она называется «сено», и в деревнях ее запасают на зиму кормить коров, лошадей и коз. Развивать представления детей об окружающем.
20. «Цветущая сирень» Рассмотреть веточку сирени, листья и цветы. Ощутить аромат сирени, форму цветов – каждое соцветие из множества мелких цветочков похожих на гвоздики. Рассмотреть цвет цветка, сказать, что из-за необычности цвета этот оттенок так и называется «сиреневый»
21. «Белая сирень» Рассмотреть ветку белой сирени. Определить, одинаково ли пахнут белая и сиреневая ветки? Рассказать, что сирень обычно бывает только этих 2 цветов. Напомнить, что в городе рвать сирень нельзя. Развивать интерес к живой природе, желание беречь ее.
22. «Цветущая акация». Рассмотреть желтые цветочки акации, рассказать, что на их месте появятся стручки. Вспомнить, какие мы еще знаем цветущие кусты. Развивать интерес к живой природе, связную речь.
23. «Трава, кусты, деревья». Обсудить, каким одним словом можно их назвать. Обсудить сходство и различие этих видов растений (величина, срок произрастания). Развивать интерес к живой природе.
24. «Подорожник». Обратить внимание на округлые, с характерными прожилками листья подорожника. Продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Объяснить, что в лечебных целях использовать сорванный в городе подорожник нельзя. Развивать интерес к живой природе, к миру растений.
25. «Дождевые червяки». Рассмотреть выкопанного из земли дождевого червяка. Расширять представления об особенностях внешнего вида червей: обратить внимание на его цвет (розовый, на то, что червяк гладкий. Объяснить, что это совершенно безобидное и очень полезное животное. Обсудить пользу червей (формирование почвенного слоя). Обсудить, чем питаются червяки, насекомые ли они. Объяснить, почему черви называются «дождевыми» - выползают после дождя, потому что им трудно дышать в пропитанной влагой земле. Формировать интерес к окружающему миру.
26. «Гроза». Сравнить обыкновенный дождь и грозу, назвать сходства и различия. Знакомить с понятием «гроза»; формировать реальные представления о явлении природы; обогащать словарный запас; развивать наблюдательность.
27. «Муха». Продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях, вреде и пользе мух в природе (польза – пища для лягушек и птиц, опыляют цветы). Формировать реалистические представления о природе.
28. «Роса на траве» Объяснить, как образуется это природное явление. Формировать интерес к окружающему миру, к неживой природе.
29. «Бабочка на цветах» Аккуратно подойти, не спугнув бабочку, и рассмотреть ее. Рассмотреть тонкие крылышки и спиральный хоботок бабочки. Рассказать о названиях бабочек (лимонница, капустница, павлиний глаз и пр.) Закреплять знания детей о насекомых, развивать интерес к живой природе.
Также возможные темы наблюдений:
· «Корни растений»
· «Кленовые «носики»
· «Тополь, и его «дети» (поросль)
· «Лужи»
· «Пересаживание растений»
· «Комары»
· "Роса"
· "Гусеницы"
· "Радуга"
· "Ромашки"
· "Вороны и воронята"
· "Облака и тучи"
· "Пасмурная и ясная погода"
· "Липа (липовый цвет)"
· "Грибной (моросящий) дождь"
· "Ива"
· "Сильный ветер ("штормовое предупреждение")"
· "Трясогузка"
· "Скворец летом"
· "Дрозд"
· "Синички летом"
· "Чайки"
· "Кузнечик"