Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенции, формированию которых способствует дисциплина
Общекультурные компетенции (ОК):
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- способность повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);
Профессиональные компетенции (ПК):
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).
3.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с формируемыми компетенциями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- понятие «системы права», её соотношение с понятием «правовая система» (ОПК-6, ПК-2);
- критерии классификации религиозных систем права (ОПК-6);
- источники права современных религиозных правовых систем (ОПК-6);
- роль религиозного права в современной правовой культуре (ОК-6, ПК-9).
уметь:
- кооперироваться с коллегами и работать в коллективе граждан, принадлежащих к разным религиозным направлениям (ОК-5);
- анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в современном обществе с учётом роли религиозного права в мире (ОК-5, ПК-2);
- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях (ОК-5, ПК-9).
владеть:
- навыками философского анализа различных типов мировоззрения (ОПК-6);
- навыками философско-правового анализа (ОПК-6, ПК-2);
- навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этики и морали (ОК-6, ПК-9);
- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих, основываясь на общечеловеческих гуманитарных ценностях (ОК-6, ПК-9).
Содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины: 1 зачетная единица 36 часов
Содержание дисциплины (модуля) по разделам (темам), соотнесенное с видами и трудоемкостью учебных занятий
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Виды занятий, их объем (в ак. часах, по очной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости. Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | ||||
Вводный. Введение в проблематику дисциплины, представление рабочей программы, осмысление требований к организации процесса обучения, самостоятельной работы и форм аттестации | семинар | Входной контроль, посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Иудейское право | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Индусское, буддийское право | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Конфуцианское право | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Христианское право (православное, католическое, протестантское) | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Мусульманское право | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Современные религиозные течения и их влияние на правовые системы стран мира | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Заключительный. Подведение и анализ промежуточных результатов освоения дисциплины | 2 практ. занятие | посещение, контрольная работа. | |||
Итого по дисциплине | Зачет |
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Виды занятий, их объем (в ак. часах, по очно-заочной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости. Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | ||||
Вводный. Введение в проблематику дисциплины, представление рабочей программы, осмысление требований к организации процесса обучения, самостоятельной работы и форм аттестации | семинар | Входной контроль, посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Иудейское право | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Индусское, буддийское право | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Конфуцианское право | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Христианское право (православное, католическое, протестантское) | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Мусульманское право | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Современные религиозные течения и их влияние на правовые системы стран мира | 2 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Заключительный. Подведение и анализ промежуточных результатов освоения дисциплины | 2 практ. занятие | посещение, контрольная работа. | |||
Итого по дисциплине | Зачет |
№ п/п | Раздел дисциплины | Курс | Виды занятий, их объем (в ак. часах, по заочной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости. Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | ||||
Вводный. Введение в проблематику дисциплины, представление рабочей программы, осмысление требований к организации процесса обучения, самостоятельной работы и форм аттестации | семинар | Входной контроль, посещение. | |||
Иудейское право | 0,5 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Индусское, буддийское право | 0,5 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Конфуцианское право | 0,5 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Христианское право (православное, католическое, протестантское) | 0,5 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Мусульманское право | 0,5 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Современные религиозные течения и их влияние на правовые системы стран мира | 0,5 семинар | посещение, презентация, доклад на семинарском занятии. | |||
Заключительный. Подведение и анализ промежуточных результатов освоения дисциплины | 1 практ. занятие | Посещение, контрольная работа. | |||
Итого по дисциплине | Зачет |
Развернутое описание содержания учебного материала по разделам (темам)
Раздел 1.
Предмет и методология курса:
“Религиозное право в современной правовой культуре”.
Предмет курса “Религиозное право в современной правовой культуре”. Методология курса. Историография курса. Правовая карта мира. Понятие “правовой системы”, ее соотношение с понятием “системы права”. Критерии классификации правовых систем. Понятие “правовой семьи”. Виды правовых семей. Происхождение религиозных систем права. Понятие и основные признаки религиозной системы права. Источники религиозных систем права. Виды религиозных правовых систем. Религиозные нормы в системе социальных регуляторов общества. Влияние религиозных норм на правосознание и правовую культуру. Смешанные (“гибридные”) правовые системы.
Формы взаимоотношения религиозных организаций и государства. Типология государств по их отношению к религиозным организациям. Правовое положение религиозных организаций в различных странах мира. Модели государственно-конфессиональных отношений. Религиозные организации и политическая система общества. Юридическая ответственность за нарушение религиозных норм права в отдельных странах мира.
Раздел 2.
Иудейское право
Иудейское право и его основные особенности. Источники иудейского права. Этапы становления и развития иудейского права. Принципы иудейского права. Нормы иудейского права. Виды гипотез, диспозиций и санкций. Роль иудейского права в формировании еврейского общества.
Соотношение иудейского права с современным израильским правом. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права. Основные формы взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с современным израильским правом в процессе разрешения общих проблем. Юрисдикция иудейского права в других странах мира (Сирия, Марокко и др.).
Раздел 3.