Виды разрешенного использования.




Использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

 

 

Статистика:

Общая площадь лесов, по данным статистической отчетности Рослесхоза на 01.01.2017,составляет 1 184 млн га, из них леса на землях лесного фонда ― 1 146 млн га (96,8%), на землях обороны ― 4,9 млн га (0,4%), на землях особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) ― 26,6 млн га (2,3%), на землях населенных пунктов ― 1,5 млн га (0,1%), на землях иных категорий ― 4,6 млн га (0,4%).

Основным видом использования лесных ресурсов по-прежнему является заготовка древесины, осуществляемая на площади более 170 млн га, достигнувшая 213,8 млн куб. метров. В целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов по 20 тыс. договорам используется около 500 тыс. га лесов. В целях выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых― по 30 тыс. договоров аренды лесных участков на площади 800 тыс. га. В лесу заготовляют многочисленные пищевые ресурсы: орехи кедра, лещины, плоды яблони, вишни, груши, ягоды. Эксплуатационные запасы только самых распространенных из них составляют 7,4 млн т, а биологические запасы 13,4 млн т. Предпринимательская деятельность по заготовке пищевых лесных ресурсов осуществляется на основании договоров аренды лесных участков. В аренду передано 342 лесных участков общей площадью 2 млн га. Основная их площадь сосредоточена на Дальнем Востоке (Приморский край ― 697 тыс. га и Хабаровский край ― 312 тыс. га) и в Сибири (Томская область ― 444 тыс. га, Республика Бурятия ― 123 тыс. га). Необходимо отметить, что в Европейской части в основном производится заготовка грибов, ягод, а в Азиатской части ― орехов.

 

Наиболее распространенной правовой формой использования лесов является аренда лесных участков, заключаемых сроком до 49 лет. Площадь переданных в аренду лесных участков в 2016 г. достигли 241,8 млн га или 27,5% от площади лесов (без учета резервных лесов). Действует около 80 тыс. договоров аренды. В постоянное (бессрочное) пользование предоставлено 2,6 тыс. лесных участков общей площадью 14,3 млн га: для осуществления рекреационной деятельности (77%); заготовки древесины (18%), осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (4%). На остальные виды деятельности приходится 1% общей площади лесных участков постоянного (бессрочного) пользования. Для безвозмездного пользования предоставлено 2,3 тыс. лесных участков на общей площади 403 тыс. га, из них почти 90% для ведения сельского хозяйства.

 

 

Охрана лесного фонда:

● Ст. 50.7:
-Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
-Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

● Защита от пожаров:

1) Лесопожарное зонирование - разделение Исполнительной властью лесов на зоны охраны лесов различными способами: с использованием наземных, авиационных или космических средств.
2) Установление на федеральном уровне правил пожарной безопасности в лесах для предупреждения пожаров.
Так, Постановление Правительства от 30.06.2017 №417 Установило подробные Правила пожарной безопасности в лесах: в частности запрет 1) разводить костры в хвойных молодняках, 2) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло, 3) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов и др. При чём, что интересно данные запреты имееют абстрактные временные рамки - период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова.

3) Также в целях предупреждения пожаров на арендаторов, землепользователей, сервитуариев наложен ряд обязанностей по противопожарному обустройству лесных участков: от строительства лесных противопожарных дорог, до строительства посадочных площадок для самолётов

4) Мониторинг - наблюдение с использованием авиационных и космических средства, патрулирование и приём и учёт сообщений о лесных пожарах.
5) Составление планов тушения лесных пожаров, а также тушение в соотвествии с данным планов тушения лесных пожаров.
Правила тушения лесных пожаров содержатся в Приказе Минприроды России от 08.07.2014 №313. В нём подробно регламентирован порядок тушения лесных пожаров, действия подразделений лесопожарных организаций, их обязанности и способы тушения лесных пожаров.
Также существует ФЗ О Добровольной пожарной охране - где регламентриуется порядок привлечения, руководства и управления добровольцами в тушении пожаров.

6) Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших в результате лесных пожаров.

● Защита лесов от вредных, карантинных объектов - ФЗ О карантине растений.
Выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, — на их локализацию и ликвидацию.

Например, шелкопряд в Сибири.

● Подобно лесопожарному зонированию, проводится лесозащитное районирование, направленное на определение определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы.

● Лесопатологический мониторинг - наблюдение за тем или иным районом с целью выявление патологий и устранения их.

● Лесопатологическое обследование проводятся в целях получения информации о текущем санитарном (характеристика, которая определяется по количеству деревьев разных категорий состояния) и лесопатологическом (характеристика, которая определяется по количеству вредных организмов и степени повреждения ими деревьев) состоянии лесных участков, а также для обоснования и назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов.

● По результатам этого обследования как раз таки и проводится в случае выявление вредных организмом, предупреждение их распространения и ликвидация их очагов

● В целях охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами осуществляется радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения

● В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.

Кроме того законом закреплён ряд надзорных полномочий органов федеральной, субъектной, муниципальной власти за деятельностью граждан, юридических лиц и органов власти:
1) Так уже упомянутый противопожарный надзор производится - Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2) кроме всего прочего законодательством предусмотрен целый ряд полномочий по лесной охране:
-Как уже было сказано патрулирование
-Осуществление досмотра т/с

-Проверка документов, подтверждающих право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
-задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
-и прочее

3) Данные мероприятия осуществляются специально уполномоченными лицами Федеральных агенств лесного хозяйства - лесными инспекторами, которые имеют право помимо прочего на хранение, ношение и применение специальных средств (слезоточивый газ, наручники и пр.), а также служебное оружие.

4) Органами федеральной исполнительной власти ведётся специальный реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
В реестр включается информация об арендаторах и покупателях, с которыми были расторгнуты договоры ввиду 1) невыполнении лесохозяйственного регламента, 2) проекта освоения лесов в части воспроизводства, охраны или защиты лесов.

 

Ответственность:

Всякое противоправное с точки зрения Лесного законодательства деяние - вредоносно для лесного фонда, однако не всякое вредоносное деяние - противоправно (Безусловно, что для природного объекта строительство нефтепровода является негативным фактором, но он правомерен, т. к. производится с соблюдением норм закона.)
1) Гражданско-правовая ответственность:
• Имущественная санкция имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего.
• Договорная и внедоговорная (деликтная) ответственность.
• В случае нарушения договорного обязательства, например на право пользования участком лесного фонда, убытки (ущерб) и неустойка возмещаются в соответствии со статьями об обязательственных правоотношениях
• Пример договорной отвественности:
- Это банальное нарушение договора аренды, где может налагаться в качестве отвественности договорная, предусмотренная неустойка, а также возмещение ущерба.
•Внедоговорная овтественность:
-Ст. 77 ФЗ об Окружающей среде - Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

2) Административная ответственность, предусмотренная прежде всего КоАП:
•Согласно ст. 23.24 КоАП РФ органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 7.1 (в части участков земель лесного фонда и земель лесов,не входящих в лесной фонд), частью 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий), ст. 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда) и ряду других статей.
•Должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, имеют право также составлять протоколы об административных правонарушениях
•Однако рассмотрение этих дел и привлечение к ответственности только по результату рассмотрения дела в суде - ст. 21.1 КоАП
•Меры ответственности - штраф, административное приостановление деятельности, конфискация орудий добывания животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов, а также конфискация самих животных, в случае уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

3) Уголовная отвественность:
•Уголовная ответственность наступает только за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, где экологическим преступлениям отведена глава 26, где лесному законодательству посвещаны две ст. - 260 и 261.

•ст. 260 - Незаконая вырубка лесных насаждений

•ст. 261 - Уничтожение или повреждение лесных насаждений:
-в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности
-путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия

•Санкции: Штраф, Обязательные работы, Принудительные работы, Лишение Свободы, Лишение Права Занимать Определенные должности или Заниматься Определенной деятельностью



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: