ОБОРОТОСПОСОБНОСТЬ ЛЕСНОГО ФОНДА




 

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:

 

- постоянного (бессрочного) пользования;

 

- ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);

 

- аренды;

 

- безвозмездного срочного пользования.

 

Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду.

 

На праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.

 

Безвозмездное срочное пользование лесными участками в отношении иных организаций, в том числе в случаях, если лесной участок находится не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности, может возникать и прекращаться в соответствии со ст. 24 ЗК РФ.

 

Безвозмездное срочное пользование лесным участком должно оформляться письменным договором, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования лесным участком. В соответствии со ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

 

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев его сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи в случаях, предусмотренных законодательством.

 

Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

 

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен.

 

Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка. Собственник (пользователь) участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

 

Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является право аренды лесных участков. На основании договора аренды лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ.

 

Правое регулирование

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Лес - очень непростое понятие. В лесном законодательстве должно пониматься дихотомически. Постановление КС от 02.06.2015 №12-П, в пункте 3.1 данного акта указано.

Лесное законодательство, в свою очередь, регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу двойственности понятия "лес" при регулировании отношений по возмещению вреда в тех случаях, когда лес рассматривается как экосистема, превалирует экологический фактор и проявляются особенности особой экологической ответственности, предполагающей расходы на восстановление всех компонентов экосистемы на поврежденном участке; если же речь идет о лесе как природном ресурсе, то лес рассматривается в качестве экономической категории, а потому в причиненный ущерб включается стоимость утраченных компонентов, что характерно для компенсаторной функции, выполняемой гражданским законодательством.

 

Соответственно, при регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного лесам, в том числе при определении его объемов (структуры), необходим учет свойств леса и как природного ресурса, и как экологической системы, а при оценке причиненного вреда - учет всех негативных последствий, возникших в результате правонарушения. Поэтому для исчисления размера возмещения причиненного лесам вреда должны приниматься во внимание имущественная ценность леса, которая устанавливается на основе таких показателей, как рыночная или кадастровая стоимость, и его экологическая ценность, определяемая исходя из присущих лесам свойств - уникальности, способности к возобновлению, заменимости, местоположения и др.

Кроме того, лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.

 

целевое назначение лесов: Вид лесов, определяющий выполнение ими определенных ресурсных, экологических или иных целевых функций, установленный законом.Согласно Лесному кодексу Российской Федерации леса по целевому назначению подразделяют на защитные, эксплуатационные и резервные. Защитные леса подразделяют на категории. В эксплуатационных, защитных и резервных лесах могут выделять особо защитные участки лесов.

 

эксплуатационные леса: Вид лесов, подлежащих освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов и продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций

 

резервные леса: Леса, расположенные на удаленных от транспортных путей территориях, на которых в течение 20 лет не планируется осуществление заготовки древесины.

 

защитные леса: Категория лесов, выделенная главным образом для целей выполнения средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций с одновременным использованием лесов в соответствии с целевым назначением. Виды защитных лесов - Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; Леса, расположенные в водоохранных зонах; Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов

 

 

защитное лесное насаждение: Естественное или искусственное лесное насаждение на нелесных землях лесного фонда или землях иных категорий, выполняющее защитные функции, улучшающее климатические, гидрологические и иные условия окружающей среды, для защиты природных, сельскохозяйственных, промышленных, коммунальных, транспортных и иных объектов от неблагоприятных природных и антропогенных воздействий.

 

земли, занятые лесными насаждениями: Участки земель, на которых произрастают лесные насаждения с характеристиками, соответствующими критериям, установленным нормативными правовыми документами (лесоустроительная инструкция, правила лесовосстановления).

 

земли лесного фонда: Природно-хозяйственный объект федеральной собственности, представляющий территорию в границах, установленных в соответствии с лесным и земельным законодательством, включающую лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

 

Примечание - К лесным землям относят земли, занятые лесной растительностью и не занятые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и др.).

 

 

использование лесов: Эксплуатация древесных и недревесных лесных ресурсов, полезных свойств леса, лесных земель в целях удовлетворения потребностей в них отраслей экономики и населения.

 

Примечания

 

1 Согласно лесному законодательству выделяют следующие виды использования лесов: заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов и др.

 

2 Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов в соответствии с Федеральным законом.

 

3 Использование лесов осуществляется на платной или бесплатной основе.

 

 

использование земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры: Размещение на землях лесного фонда объектов, их реконструкция и эксплуатация в целях осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, морских и речных портов и терминалов, причалов, линейных объектов, объектов переработки лесных ресурсов, рекреационной и религиозной деятельности

 

лесные земли: Земли, предназначенные для произрастания лесной растительности, занятые и не занятые ею, входящие в состав земель лесного фонда, а также земель других категорий.

 

воспроизводство леса: Процесс воссоздания леса со всеми характерными для него существенными свойствами, подобного прежнему или отличающегося от него, который обеспечивается системой лесохозяйственных мероприятий по заготовке семян, закладке и содержанию лесосеменных и маточных плантаций, выращиванию посадочного материала, созданию лесных культур, содействию естественному лесовозобновлению, рубкам ухода в молодняках, прореживаниям, санитарному оздоровлению леса и др.

 

государственная инвентаризация лесов: Система мероприятий для получения информации о состоянии лесов, определения их количественных и качественных характеристик, осуществляемая наземными и аэрокосмическими способами (методами).

 

проект освоения лесов: Документ, составляемый лицами, имеющими лесные участки в постоянном (бессрочном) пользовании или в аренде, в котором содержится разработанный в соответствии с требованиями лесохозяйственного регламента комплекс мероприятий по освоению лесов, включающий планируемые меры организации использования лесов, создания и эксплуатации лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

 

рубки лесных насаждений: Вырубка или удаление иными способами деревьев, кустарников, лиан в лесу, осуществляемые при заготовке древесины и выполнении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки, в том числе спиливания, срубания, срезания, а также иные технологически связанные с ними процессы, включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу. Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.

 

санитарная безопасность в лесах: Состояние защищенности лесов от негативных (недопустимых) воздействий вредных организмов, возникающих при их проникновении (распространении) и массовом размножении.

 

устойчивое управление лесами: Управление лесами, обеспечивающее непрерывное неистощительное многоцелевое лесопользование, сохранение и повышение производительности, устойчивости и биоразнообразия лесов, осуществляемое органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством.

 

уход за лесами: Комплекс мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости, продуктивности и полезных свойств лесных насаждений, улучшение их породного состава, качества и санитарного состояния.

лесоустройство - комплекс работ по организации лесного фонда, описанию (таксации леса), учёту и изучению лесов, разработке проектов ведения лесного хозяйства на перспективный период. При Л. определяются основные положения наиболее эффективного использования и воспроизводства лесных ресурсов устраиваемого объекта, возрасты рубок, расчётные лесосеки (оптимальная норма ежегодной рубки леса), методы и необходимые объёмы рубок ухода, лесовосстановительных и др. работ

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

А)МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПИСЬМО от 16 сентября 2014 г. N ВЛ-03-54/11079 “О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА”.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ ПО ИТОГАМ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ВОПРОСУ ЗАЩИТЫПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА

https://legalacts.ru/doc/pismo-rosleskhoza-ot-16092014-n-vl-03-5411079-o/

 

1.Таким образом, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N ВАС-11792/13).

Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2014 года по делам N N А82-6386/2008, А82-9044/2013, А82-9047/2013, А82-9048/2013, от 14 апреля 2014 года по делу N А82-9045/2013, от 15 апреля 2014 года по делу N А82-9046/2013).

 

2.Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, в постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах не может быть отказано на том основании, что исходный лесной земельный участок прошел кадастровый учет исключительно в виде записи в государственном кадастре недвижимости.

 

При этом исходный земельный участок сохраняет свой государственный кадастровый номер, его декларативная площадь уменьшается на точно установленную площадь образуемого земельного участка, а изменения описания местоположения границ исходного участка не происходит по причине их отсутствия в государственном кадастре недвижимости.

 

3.При этом с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения", в случае выбытия земельного участка из состава земель лесного фонда помимо воли собственника - Российской Федерации, интересы лица, у которого такой земельный участок фактически находится в незаконном владении, вне зависимости от того, является оно добросовестным или недобросовестным приобретателем, защите не подлежат.

 

4.Таким образом, в случае выявления незаконного включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда при утверждении или изменении генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района право на обжалование таких документов территориального планирования принадлежит Федеральному агентству лесного хозяйства. Также с заявлением о признании документов территориального планирования недействующими вправе обращаться органы прокуратуры.

 

Учитывая изложенное, в случаях выявления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации фактов незаконного распоряжения землями лесного фонда и отсутствия правовых оснований для самостоятельного принятия мер в рамках исполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, необходимо информировать соответствующий департамент лесного хозяйства по федеральному округу, территориальное управление Росимущества в субъекте Российской Федерации, органы прокуратуры.

 

Б)Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть".

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180575/#dst100031

1.Понятие леса (в определениях).

2.Особые положения по поводу ответственности за причинение вреда лесу.

Таким образом, положения части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статье 9 (часть 1) во взаимосвязи со статьями 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1 - 3), 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой - в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей их неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, - при установлении на их основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в частности при разрешении вопроса о возможности учета фактических затрат, понесенных причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, образовавшегося в результате разлива нефти, данные положения не обеспечивают надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам.

Федеральным органам государственной власти в пределах их компетенции надлежит незамедлительно принять меры к устранению указанной неопределенности в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, которыми, однако, не предопределяется какое-либо конкретное решение, касающееся возможности учета понесенных причинителем вреда расходов на устранение последствий загрязнения окружающей среды при определении размера возмещения причиненного лесам вреда, исчисленного в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации таксами и методиками, - конституционно значимым в данном случае является установление объема (структуры) вреда, подлежащего возмещению, а также условий, критериев и порядка его возмещения.

Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", считает возможным установить особенности исполнения настоящего Постановления, состоящие в том, что впредь до внесения изменений в действующее правовое регулирование положения части 2 статьи 99 и постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" подлежат применению в части определения объема (структуры) и размеров возмещения вреда, причиненного лесам вследствие загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Суды вправе в соответствии с правовыми позициями, выраженными в настоящем Постановлении, учитывать в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, если при этом достигается допустимый уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, а также донных отложениях водных объектов, при котором, в частности, исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории; допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий).

 

 

В)Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации"

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17481/

 

Из оспариваемых положений статьи 19, а также положений преамбулы и статей 2, 5, 7, 10 - 12, 18, 22, 46, 47, 50 и 54 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Так, купля - продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, не допускаются (статья 12). Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений; владение, пользование и распоряжение лесным фондом осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (части вторая и третья статьи 18). Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, природными ресурсами и здоровью человека (статья 54). Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования; права пользования участками лесного фонда осуществляются на основе признания многофункционального значения лесов, т.е. одновременного использования разными лицами в разных целях (статья 22). Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается на принципе несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (статья 50).

 

Г) Постановление 14 Арбитражного Апелляционного суда от 04.06.2018 по Делу №А05-1161/2018 – типовое дело.

Фабула: при выделении делянки для аренды ЗУ лесного фонда для вырубки леса гос. органы основывались на старых данных 1999 года, в результате когда ответчик (коммерческая организация) начал осуществлять вырубку были вырублены деревья из водоохранной зоны. Истец (Архангельский лесхоз) требовал привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности (деликт).

Решение: Суд не нашел достаточными доказательства истца, следовательно, наличие состава гражданского правонарушения не было доказано.

 

 

ПРОБЛЕМЫ

 

С принятием в 2006 г. Лесного кодекса РФ проблема собственности на леса только осложнилась. Новеллой Кодекса стала возможность иной, кроме государственной, собственности на лесные участки. При этом лесные участки в составе земель лесного фонда были и остаются в федеральной собственности (ст. 8 ЛК РФ), а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

 

Как отмечают многие авторы, эта конструкция не исключает права частной собственности на лесные участки4, поскольку, если в соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, они могут быть объектами частной собственности. Прежде всего это касается лесов, расположенных на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения и землях промышленности и иного специального назначения.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

К сожалению, с введением в действие ЛК РФ не удалось решить эти проблемы, и для эффективного применения его положений необходимо принятие многочисленных нормативных правовых актов.

Особое внимание к совершенствованию правового регулирования лесопользования связано с наиболее актуальными проблемами применения ЛК РФ.

Это прежде всего недостаточное обеспечение охраны лесов от пожаров, многочисленные неясности в решении вопросов размещения в лесах линейных объектов, необходимость совершенствования организации лесной охраны, лесного надзора и контроля, недостаточно четкое разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области управления лесами, несовершенство порядка проведения лесных аукционов, потребность усиления правовых барьеров на пути незаконной рубки лесов и экспорта лесоматериалов.

Практика передачи лесных участков на землях различных категорий в собственность юридических лиц приводит к интенсивной застройке данных участков, предполагающей практически неконтролируемую вырубку лесных насаждений.

Следует также отметить, что только за последнее десятилетие система государственного управления лесами была неоднократно реформирована, что не могло не сказаться на ней крайне негативным образом.

Упразднение в 2000 г. самостоятельной Федеральной службы лесного хозяйства и Государственного комитета по охране окружающей среды (Госком- экологии России) и передача их полномочий Министерству природных ресурсов РФ привели к существенному ослаблению роли государства в регулировании лесных отношений

Вступление в силу Лесного кодекса РФ привело к передаче наиболее значимых полномочий в сфере лесных отношений на уровень субъектов РФ.

Вместе с тем очевидно, что контроль и надзор за осуществлением органами государственной власти субъектов РФ, переданных им полномочий вряд ли может заменить федеральный государственный контроль и надзор в сфере лесных отношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: