Ход урока
Изучение нового материала
1. Работа по опорной схеме
Справедливость – это основа доверия ребёнка к воспитателю. (В.А.Сухомлинский.)
(Запишите в тетрадь для лекций)
Сост.им. сказ. = глагол-связка (м.б. нулевой) + именная часть
↓ ↓
Указ. на накл. и время содержит ЛЗ
- Вспомогательная часть выражается различными видами глагольных связок.
Виды глагольных связок
1. Отвлечённая, или незнаменательная связка (быть), м.б. нулевой (для передачи значения настоящего времени) | Знания в юности – это мудрость в старости. Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (Н.Некрасов.) |
2. Полузнаменательные связки (делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т.д.) | Дни становятся короче. На курсе она считалась красавицей. |
3. Знаменательные связки (приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и др.), обозначающие состояние или движение | Он пришёл угрюмый. (А.Пушкин.) Я сидел погружённый в глубокую задумчивость. (А.Пушкин.) |
2. Заполнение таблицы
- Именная часть составного именного сказуемого выражается различными частями речи. Запишите только левую часть.
1. Существительное в форме им. или тв. п. | Его (Есенина) поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. (А.Толстой.) В искусстве слова все являются учениками друг друга. (М.Пришвин.) |
2. Прилагательное: а) в краткой форме; б) в полной форме в им.п.; в) в полной форме в тв. п. | Мне мил стихов российский жар. (С.Есенин.) Осенние зори хмурые, медленные. (К.Паустовский.) Небо всегда было ярким и тёмным. (К.Паустовский.) |
3. Причастие | Охвачено сердце тревогой смутной. (С.Щипачёв.) |
4. Местоимение | Вишнёвый сад теперь мой. (А.Чехов.) |
5. Числительное | Возраст дуба – две тысячи лет. (М.Пришвин.) |
6. Наречие | Окна были настежь. (К.Паустовский.) |
7. Инфинитив | Курить – здоровью вредить. |
8. Неделимое (или фразеологическое) сочетание | Варя была с заплаканными глазами (А.Чехов.) Он был тёртый калач. |
- Составное именное сказуемое может быть осложнённым. Определите состав составного именного сказуемого (подчеркните).
|
1. Предикативное прил. + глагол-связка + именная часть | В человеке всё должно быть прекрасно…(А.Чехов.) |
2. Модальный (фазовый) глагол + глагол-связка + именная часть | Шаги его перестали быть слышны. (Л.Толстой.) |
3. Работа по опорной схеме
Вспомните, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым.
Детская любовь – лучшая награда учителю.
Заставить рассмеяться аудиторию – наполовину убедить её в своей правоте.
Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь.
Первое дело в жизни – честно служить Отчизне.
Два да три – пять.
Безумство храбрых – вот мудрость жизни.
Знания в юности – это мудрость в старости.
Прочесть книгу и понять её, как нужно, - значит стать на уровень автора.
Но:
Бедность не порок. Плохой товарищ – не подмога.
Я учитель. Я – студент!
Озеро как изумруд.
Можно прочитать теоретические сведения в учебнике (§ 125).
Вспомнили? Проверьте себя и запишите вывод в виде опорной схемы.
Сущ. в им. п. - сущ. в им. п. это
Числ. в им. п. – числ. в им. п. + вот
Глаг. в инф. – глаг. в инф. значит
Но:
Сущ. в им.п. не сущ. в им. п.
Сущ. в им.п. мест.
Сущ. в им.п. как, точно сущ. в им.п.
|
словно, будто, как будто