Тема 1.3.3.Зонирование городского пространства
Тест:
1- е) 7)- е)
2- а) 8)- а)
3- а) 9)- б)
4- г) 10)- а)
5- б) 11)- б)
6- а)
Контрольная работа: территориальный комплекс города и градостроительное зонирование территории.
1. Организация территориального планирования города
На решение планов городов оказывают влияние следующие факторы: место города в системе расселения; природно-климатическая характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей группы предприятий; условия функционального зонирования городской территории; организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; учет перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования.
К основным планировочным элементам города относят:
1. Жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы.
2. Здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения.
3. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования.
4. Улицы и площади, набережные, мосты и туннели.
5. Промышленные предприятия.
6. Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного.
7. Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы.
8. Кладбища и крематории.
9. Водоемы естественные и искусственные.
10. Санитарно-защитные зоны.
2. Внутригородское градостроительное зонирование
В условиях реконструкции городов упорядочение отдельных зон имеет следующие основные цели: вынос из жилых районов предприятий, создающих опасность для здоровья людей, а также крупных складов и подъездных железнодорожных линий; перестройку мелких кварталов, застроенных ветхими жилыми. Зданиями, путем создания на их месте микрорайонов с жилыми домами современного типа, общественными зданиями и всеми видами благоустройства; увеличение площади зеленых насаждений путем создания парков, садов и бульваров; расширение магистральных улиц с устройством автостоянок и ликвидацией ненужных для движения тупиков и переулков; реконструкцию общегородского центра с изоляцией его движения потоков транспорта; реконструкцию железнодорожного узла с выносом из пределов города сортировочных и технических станций; реставрацию памятников старины и архитектуры.
Несколько иначе территория города делится на зоны по своему функциональному назначению в соответствии со СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Выделяют: а) селитебную зону, в которой размещаются жилые микрорайоны и кварталы; участки административно-общественных учреждений и учреждений культурно-бытового обслуживания населения; внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования; улицы и площади; отдельные промышленные предприятия невредного производственного профиля, склады, устройства внешнего транспорта; неудобные для застройки и еще не использованные участки, б) промышленные зоны, в которых размещаются промышленные предприятия с обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями, улицами, площадями и дорогами, зелеными насаждениями, в) транспортные зоны, занимаемые устройствами внешнего транспорта; г) коммунально-складские зоны; д) санитарно-защитные зоны, отделяющие промышленные предприятия и транспортные устройства от жилья.
В практике сложились шесть основных схем построения уличных сетей города: радиальная; радиально-кольцевая; лучевая (веерная); прямоугольная; комбинированная; свободная.
3. Развитие городского земельного рынка.
Городские земли образуют сложный состав, в который входят земельные участки: жилой и общественной застройки, занятые жилыми, культурно-бытовыми, административными, культовыми и иными зданиями, строениями и сооружениями и предназначенные для этих целей; общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, бульварами, пляжами и иными объектами и предназначенные для удовлетворения общественных нужд населения; промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки; транспорта, связи, инженерных коммуникаций, занятые зданиями и сооружениями железнодорожного, автомобильного, речного и других видов транспорта, магистралями инженерной инфраструктуры и связи; особо охраняемых территорий и объектов природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, занятые памятниками природы, парками, садами, а так же памятники истории и культуры, музеи-заповедники, музеи-усадьбы; водных объектов, занятые замкнутыми и поверхностными водоемами, акваториями, водо-охранными зонами; сельскохозяйственного использования, занятые сельскохозяйственными угодьями, а также зданиями и сооружениями, обслуживающими нужды сельскохозяйственного производства.
Городская земля как объект недвижимости, приносящий доход, обладает целым рядом особых характеристик:
1. Потенциальный рост цены земли. Изменения в системе землепользования, миграция населения, относительный дефицит участков, урбанизация территории, инфляционные процессы и другие факторы повышают цену городской земли.
2. Неравномерные денежные потоки. Инвестиции в недвижимость требуют неравных затрат, от отрицательных денежных потоков при приобретении земельного участка и сооружения объекта до положительных во время эксплуатации и продажи.
3. Риск и неопределенность. Поскольку земля является физически недвижимой, инвестиции в нее подвержены более широкому спектру рисков, чем другие вложения. Земля обладает низкой ликвидностью.
4. Гибкие условия финансирования и особая налоговая политика.
5. Стратифицированные рынки. Рынки недвижимости являются узкими, локальными, сегментированными и персонализированными.