Лекция 2.
Тема- Социоэкосистема и ее особенности.
Цель - сформировать представление о социальной экологии как науке об интересах социальных групп в сфере природопользования;
рассмотреть глобальные экологические проблемы; показать, что экологические знания являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.
Задачи:
Обучающая:
• Познакомить учащихся с понятием социоэкосистема,
• Продолжить формирование навыков работы с дополнительной информацией,
подготовки сообщений на заданную тему;
Воспитательная:
• Воспитывать информационную и коммуникативную культуру;
• Воспитывать осознанное отношение к вопросам экологии, формирование научного мировозрения.
Развивающая:
• Развивать умение логически мыслить, видеть экологическим языком;
• Развивать умение выделять главное, делать выводы, обобщать.
• Развивать умение сравнивать изучаемые факты, решать задачи.
• Формировать умение оценивать свою работу.
План лекции
1.Предмет изучения социальной экологии. Человек как биосоциальный вид.
2.История и тенденции взаимодействия общества и природы.
3.Влияние глобализации на развитие природы и общества.
4.Глобальные экологические проблемы человечества.
5.Концепция устойчивого развития.
Социальная экология — научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).
Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:
|
- состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы;
- восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования;
- учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп
Таким образом, социальная экология — наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.
Социальная экология делится на такие виды:
- экономическая
- демографическая
- урбанистическая
- футурологическая
- правовая.
Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.
Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:
- планетарного масштаба — глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации;
- регионального масштаба — изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология);
- микромасштаба — изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).
Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние
В среде, окружающей человека, можно выделить четыре компонента. Три из них представляют в разной степени измененную влиянием антропогенных факторов природную среду. Четвертый -является присущей только человеческому обществу социальной средой. Эти компоненты и составляющие их элементы следующие:
|
1. Собственно природная среда («первая природа», по Н. Ф. Реймерсу). Это - среда либо слабо измененная человеком (совершенно неизмененной человеком среды на Земле практически нет в силу хотя бы того факта, что атмосфера не имеет границ), или измененная в такой степени, что она не потеряла важнейшего свойства-самовосстановления и саморегулирования.
Природная среда близка или совпадает с той, которую в последнее время называют «экологическим пространством». К настоящему времени такое пространство занимает примерно 1/3 часть суши. По отдельным регионам такие пространства распределяются следующим образом: Антарктида -почти 100%, Северная Америка (в основном Канада) - 37,5, страны СНГ - 33,6, Австралия и Океания - 27,9, Африка - 27,5, Южная Америка- 20,8, Азия- 13,6 и Европа -только 2,8% (Проблемы экологии России, 1993).
В абсолютном выражении большая часть подобных территорий приходится на Российскую Федерацию и Канаду, где такие пространства представлены северными лесами, тундрами и другими мало освоенными землями. В России и Канаде на долю экологического пространства приходится около 60% территории.
Значительные площади экологического пространства представлены высокопродуктивными тропическими лесами. Но это пространство в настоящее время сокращается невиданными темпами.
2. Преобразованная человеком природная среда. По Н. Ф. Реймерсу, «вторая природа», или среда квазиприродная (лат. квази-как будто). Такая среда для своего существования требует периодических энергетических затрат со стороны человека (вложения энергии).
|
3. Созданная человеком среда, или «третья природа », или артеприродная среда (лат. арте - искусственный). Это жилые и производственные помещения, промышленные комплексы, застроенные части городов и т. п. Большая часть людей индустриального общества живет в условиях именно такой «третьей природы».
4. Социальная среда. Эта среда оказывает все большее и большее влияние на человека. Она включает взаимоотношения между людьми, психологический климат, уровень материальной обеспеченности, здравоохранение, общекультурные ценности, степень уверенности в завтрашнем дне и т. п. Если допустить, что в крупном городе, например в Москве, будут сняты все неблагоприятные параметры абиотической среды (загрязнения всех видов), а социальная среда останется в том же виде, то нет оснований ожидать существенного уменьшения заболеваний и увеличения продолжительности жизни.
Понятие «загрязнение среды»
Под загрязнением окружающей среды понимают любое внесение в ту или иную экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потоки энергии со снижением продуктивности или разрушением данной экосистемы.
Различают природные загрязнения, вызванные природными, нередко катастрофическими, причинами, например извержение вулкана, и антропогенные, возникающие в результате деятельности человека.
Антропогенные загрязнители делятся на материальные (пыль, газы, зола, шлаки и др.) и физические, или энергетические (тепловая энергия, электрические и электромагнитные поля, шум, вибрация и т. д.).
Материальные загрязнители подразделяются на механические, химические и биологические.
К механическим загрязнителям относятся пыль и аэрозоли атмосферного воздуха, твердые частицы в воде и почве.
Химическими (ингредиентами) загрязнителями являются различные газообразные, жидкие и твердые химические соединения и элементы, попадающие в атмосферу, гидросферу и вступающие во взаимодействие с окружающей средой — кислоты, щелочи, диоксид серы, эмульсии и другие.
Биологические загрязнители — все виды организмов, появляющиеся при участии человека и наносящие ему вред — грибы, бактерии, сине-зеленые водоросли и т. д.
Последствия загрязнения окружающей среды кратко сформулированы следующим образом.
- Ухудшение качества окружающей среды.
- Образование нежелательных потерь вещества, энергии, труда и средств при добыче и заготовке человеком сырья и материалов, которые превращаются в безвозвратные отходы, рассеиваемые в биосфере.
- Необратимое разрушение не только отдельных экологических систем, но и биосферы в целом, в том числе воздействие на глобальные физико-химические параметры окружающей среды.