ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИЗУЧЕНИЯ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ
С каждым годом конкуренция в сфере торговли становится все больше и больше в связи с тем, что многие стремятся открыть свой магазин и торговый центр. Все большую популярность приобретают торговые сети
Торговая сеть - это "совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации" (п. 8 ст. 2 Закона о торговле).
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.
Преимущества создания торговых сетей
Основными преимуществами являются:
· благодаря более широкому территориальному сегменту товар можно размещать, изменяя пространство;
· можно изменять ассортимент товара, а также реализовывать его по более низким ценам, что соответствует спросу потребителей;
· при покупке товаров большими партиями имеется возможность значительно сэкономить благодаря скидкам и снижению транспортных расходов;
· управление торговой сетью всегда централизовано и находится на высоком уровне, работниками являются по большей части квалифицированные специалисты, благодаря чему устраняются многие недостатки в работе, которые обычный магазин имеет в избытке;
· можно повысить эффективность заботы за счет диверсификации различных видов деятельности;
· затраты на себестоимость товара снижаются, поскольку нет необходимости стимулировать сбыт и закупать рекламу;
|
· сетевой магазин может объединить как оптовую, так и розничную сети;
· каждый отдельно взятый магазин, принадлежащий одной сети, имеет определенную свободу, благодаря которой можно действовать самостоятельно, учитывая предпочтения местных покупателей.
Сейчас во всех развитых странах именно торговые сети составляют большую часть всего пространства розничной торговли, на остальные приходится примерно 4% от всего рынка. В России же сейчас на розничные сети приходится 20 - 30% от всего рынка, но наблюдается тенденция к развитию розничных сетей. торговый сеть розничный
Структура торговой сети и условия ее создания
Характеристиками розничной сетевой торговли являются:
· соотношение количества сетевых магазинов, занимающихся торговлей продовольственными и непродовольственными товарами;
· удельный вес одной сети от общего количества всех предприятий торговли;
· удельный вес магазинов, которые занимаются продажей специализированных товаров, от общего количества торговых точек;
· различные формы продажи и разнообразные методы обслуживания, которые используются;
· количество в магазине торговых и не торговых площадей, их соотношение друг к другу;
· режим работы магазина, который находится на определенной торговой площади;
· отношение общей площади магазина к той его территории, которая расположена в пристройках и встроенных помещениях;
· количество магазинов, которые имеют холодильное оборудование и занимаются продажей скоропортящихся товаров;
|
· определение средней площади, которая приходится на один магазин.
При изучении розничной торговли при помощи основных признаков классификации необходимо для получения информации о качестве, важности и относительной величине, воздействие внешних факторов и организация торговли на отдельно взятом предприятии.
Чтобы открыть розничную сеть, необходимо:
1. Нахождение управленческого аппарата в одном месте.
2. Общая коммерческая деятельность, связанная с закупками товаров.
3. Коммерческие функции каждого из магазинов осуществляются менеджерами центрального управления.
4. Каждый магазин должен оборудоваться самым современным кассовым оборудованием, при помощи которого ведется учет количества и стоимости товаров.
5. Внедрение кодирования при использовании штрих-кода.
6. Все основные задачи выполняются информационными системами.
Каждый магазин, входящий в сеть, имеет современный вид, строго определенный ассортимент товаров, конкретный размер торговой площади, заранее спланированные методы и формы обслуживания. Во всех магазинах используются только передовые технологии, связанные с ведением бизнеса, а также современные помещения.
Как правильно создать собственную сеть магазинов
Если правильно организовать бизнес, то иметь магазин очень выгодно. Еще большую прибыль можно получить, если открыть сеть магазинов, особенно если они будут находиться в разных городах. При использовании некоторых хитростей можно открыть ее, не прилагая особых усилий и не неся материальных затрат.
Порядок создания
|
1. В первую очередь необходимо определиться с тем товаром, который предполагается продавать. После этого необходимо составить бизнес-план. Удобно рассчитать доходы и расходы, которые будет иметь один магазин, и использовать их для всех остальных, поскольку они будут примерно одинаковы.
2. Необходимо зарегистрировать организацию в налоговой инспекции. Наиболее подходящим вариантом будет общество с ограниченной ответственностью, но подойдет и вариант с индивидуальным предпринимателем. При необходимости нужно получить разнообразные разрешительные документы.
3. При недостатке средств сразу на несколько магазинов можно открыть одну торговую точку, либо переоборудовать свою квартиру и установить в ней необходимое оборудование.
4. Подбирая для дальнейшего сотрудничества поставщиков, необходимо заранее обговорить все условия сотрудничества и возможности скидок при условии увеличения закупок.
5. Подбор сотрудников. Необходимо нанимать не только работников торгового зала, но и управляющего, который обязательно должен быть в каждом магазине. Бухгалтеров, юристов и уборщиков на начальном этапе можно не нанимать, а обратиться в фирмы, которые смогут предоставить сотрудников для выполнения необходимых заданий.
6. Необходимым средством привлечения клиентов является реклама. Можно подать объявления в СМИ, расклеить афиши, листовки, либо разместить информацию на баннерах. К открытию магазина необходимо привлечь как можно больше народа. Хорошо бы устроить разнообразные конкурсы и раздавать призы. Большое внимание имеет собственный стиль и название.
7. После открытия первого магазина и начала его успешной работы можно открыть следующий магазин. При его открытии будет намного проще, поскольку есть уже готовый бизнес-план, и есть возможность при необходимости получить кредит под залог уже работающего магазина.
Модели управления
При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления.
Так, «инвестиционная» модель основана на создании инвестирующего и объединяющего финансового центра с самостоятельными объектами хозяйствования. При такой модели задачи управления в центре упрощены, а предприятия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в плане коммерческой деятельности. Однако отсутствие консолидации закупочной деятельности, зависимость от качества работы коммерческих служб участников сети не позволяет полностью использовать преимущества сетевой организации розничной торговли.
В определенной степени этих недостатков лишена «холдинговая» модель, при которой центр определяет закупочную политику, но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами, но ей присущ чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки.
Наиболее эффективной моделью сетевой организации розничной торговли является «централизованная» модель. Она основана на том, что единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентаризацией и переоценкой товаров. Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно использовать аппарат управления при его концентрации в едином центре, но при этом должна быть обеспечена надежная связь с магазинами, входящими в сеть.
Наибольшая экономия технических и трудовых ресурсов обеспечивается при использовании так называемой «лоточной» модели управления, основанной на полной концентрации управления в центре и практически полном отсутствии функций управления в магазинах. Информационная система находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен весь аппарат управления. При такой системе практически исключаются прямые поставки товаров в магазины.
На практике также может быть использована «гибридная» модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по «лоточному» или «холдинговому» принципу.
Решая вопросы размещения магазинов в городах, следует учитывать влияниеградостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.
Главная задача сегодня – это подготовка квалифицированных кадров в области сетевой торговли, способных понять национальную экономику на более высокий уровень.