- недостаточность ресурсов;
- нечеткость поощрений и наказаний.
1) «Барьеры» руководителя
- конкуренция со своими подчиненными;
- «лучше я сделаю сам»;
- отсутствие навыков делегирования;
- боязнь риска;
- недоверие к подчиненным.
Барьеры» подчиненного
- «лучше спрошу, чем буду думать»;
- уход от ответственности как модель поведения;
- боязнь ошибок;
- боязнь критики;
- объективное отсутствие или недостаточность ресурсов;
- заниженная самооценка;
- негативный жизненный опыт.
- Контроль и делегирование
Выбор вида контроля
- тип подчиненного, уровень его квалификации, мотивации и лояльности;
-тип задачи, уровень ее сложности и новизны;
-цель руководителя;
- тип корпоративной культуры и культуры менеджмента в организации.
Виды контроля
- итоговый, или контроль по результату;
- предварительный контроль;
- контроль по ключевым результативным областям;
- периодический контроль;
- выборочный контроль («таинственный покупатель»);
- процессный контроль.
- Классификация теорий мотивации
Важно помнить, что неотъемлемой части делегирования является мотивация.
Тема: Теории мотивации
1) содержательные (А. Маслоу, Ф. Герберг)
2) процессуальные (т. ожидания В.Врума, т. справедливости Адемса)
- Методы определения карты мотиваторов
Проективные вопросы. Свойства:
1) задаются в быстром темпе
2) касаются оценок других людей
3) вопросы открытого типа
4) они дб не вырываться из контекста интервью
Ситуационное интервью:
Ваше мнение по какой-либо ситуации
Демонстрация система ценностей
Психолингвистич анализ:
Есть два типа людей:
1) стремящиеся – представитель компании,
2) избегающийся («нормальный», «приемлемый», «нехороший») – понятная, спокойная, рутинная, без творчества работа с цифрами, со средней планкой целей. И с коллективом хорошо и без него тоже.
Тип референции:
соотношение внутр и внешнего мнения (на кого ориентируемы: на себя или на окружающих?)
Люди процесса – фикс оклад
Люди результата – цель чёткая и измеримая
Возможности – упор на мотивацию: карьерный рост, и т.д, а вид контроля – по результату.
Процедуры – упор на контроль: в процессе,, периодический, по ключевым результативным областям а вид мотивации – про стабильность
Содержание – качество, результат (контроль – итоговый, предварительный)
Окружение - ориентирован на коллектив. контроль – выборочный (тайный покупатель)
одиночка - хорошо отправить на удалённую работу.
менеджер – хорошо отправить в коллектив, где нет явного лидера, чтобы он им стал, обучение и адаптация новеньких.
командный игрок – хорошо в команде, где задачи для всех, поэтому контролировать коллектив в целом
- Классификация стилей управления
- Основоположники менеджмента
А. Файоль
Ф. Тейлор
- Алгоритм процесса планирования. Виды стратегий
- Инструменты стратегического планирования, их классификация, особенности (ситуационный и портфельный, PIMS-анализ)
ситуационный SWOT анализ:
портфельный анализ:
Портфельный анализ – это инструмент сравнительного анализа стратегических бизнес-единиц компании для определения их относительной приоритетности при распределении инвестиционных ресурсов, а также получения в первом приближении типовых стратегических рекомендаций. Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/ прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков. Единицей портфельного анализа является «стратегическая зона хозяйствования» (СЗХ). СЗХ представляет из себя какой-либо рынок, на который фирма имеет или же пытается найти выход. Портфель предприятия, или корпоративный портфель, – это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному владельцу. Цель портфельного анализа – согласование бизнес-стратегий и распределение финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями компании.
PIMS-анализ:
ПИМС-анализ, или анализ влияния выбранной стратегии на величины прибыльности и наличности (PIMS — the Profit Impact of Market Strategy), основан на использовании эмпирической модели, связывающей широкий диапазон стратегических (таких, как рыночная доля, качество продукта, вертикальная интеграция) и ситуационных (скорость роста рынка, стадия развития отрасли, интенсивность потоков капитала) переменных с величиной прибыльности и способностью организации генерировать наличность. Цель проведения данного анализа заключается в определении того, какие стратегии следует выбирать в конкретных рыночных условиях. Этот метод основан на результатах анализа более 1000 конкретных СХЕ более чем 150 больших и малых компаний.
Были построены уравнения множественной регрессии, связывающие показатели прибыльности и наличных денег с различными переменными величинами. При использовании данного подхода в расчет принималось 37 факторов. Переменные величины были сгуппированы в пять классов:
1. Привлекательность рыночных условий:
скорость роста отрасли в долгосрочной перспективе (4—10 лет);
· скорость роста отрасли в краткосрочной перспективе (до трех лет);
· стадия жизненного цикла продукта.
2. Сила конкурентных позиций:
· рыночная доля;
· относительная рыночная доля;
· относительное качество продукта;
· относительная ширина продуктовой линии.
3. Эффективность использования инвестиций:
· интенсивность инвестиций (суммарные инвестиции, отнесенные к объему продаж, и суммарные инвестиции, отнесенные к добавленной стоимости);
· интенсивность основного капитала (отношение основного капитала к объему продаж);
· вертикальная интеграция (отношение добавленной стоимости к объему продаж);
· процент использования производственных мощностей.
4. Использование бюджета по следующим направлениям:
· затраты на маркетинг по отношению к объему продаж;
· затраты на НИОКР по отношению к объему продаж;
· затраты на новые продукты по отношению к объему продаж.
5. Текущие изменения в положении на рынке:
· изменение рыночной доли.
Вывод заключается в том, что компании, выпускающие более высококачественные по сравнению с конкурентами продукты, являются и более высокоприбыльными. Более того, высокое качество повышает уровень лояльности потребителей, предохраняет компанию от ценовых войн и способствует повышению показателя рыночной доли. Иначе говоря, реклама никогда не заменит качество продукта.
К сожалению, данный анализ не укладывается в относительно простые, доступные для достаточно широкого круга пользователей, методики.