Творение в древней литературе




Библия и наука

1. Пс.18:2-12 – к какому выводу пришел царь Давид, наблюдая за Божьим творением? О чем рассказали ему небеса?

Пс.18:2-12, ИПБ - Небеса о славе Божией возвещают, о произведении рук Его повествует свод небесный. День дню о том рассказывает и ночь ночи знанье открывает — без речей и слов голосом неслышным. И всё же проносится по всей земле глас их и весть — по всей вселенной. В небесах Он устроил жилище солнцу. Как жених, выходит оно из-под полога своего, как атлет, радо оно пробежать путь свой. От края небес выходит оно и круг свой завершает у края их — ничто не сокрыто от зноя его. Так и Закон Господа совершенен, жизнь обновляет, свидетельства Господни достоверны, умудряют простых. Повеления Господа верны, радуют они сердце, заповедь Господа чиста, просветляет взор. Благоговейное поклонение пред Господом чисто и пребывает вовек. Установления Господни истинны, и справедливо каждое из них, желаннее они золота, множества самородков золотых, слаще меда, из сот капающего. Слуга Твой в них озаренье обретает, и в соблюдении их — награда великая.

Многие великие умы были вдохновлены Писанием изучать сотворенный Богом мир — так появилась современная наука.

Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Джон Рей, Роберт Бойль и другие ученые прошлого верили, что их великие труды еще больше раскрывают величие Божьего творения.

2. Какое влияние оказывала природа на людей, занимающихся ее изучением?

Галилео Галилей пришел к выводу, что Солнце было центром Солнечной системы, а Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрический взгляд). Но в католической церкви были и другие, кто учил, что центром Вселенной является Земля (геоцентрический взгляд). Это привело к суду инквизиции, в ходе которого Галилей был вынужден отречься от своих убеждений и был помещен под домашний арест до своей смерти в 1642 году.

Действительно ли толкование церкви, которое было использовано для осуждения Галилея, согласовывалось с Библией? Был ли Галилей против Библии в пользу науки? По сути, католическая церковь приняла космологию, основанную на греческой аристотелевской философии и математике Птолемея, которую она тогда пыталась отстоять на основании Библии. Галилей в ответ отстаивал свою интерпретацию также на основании Библии. Он утверждал, что Бог является Автором как природы, так и Библии. Если правильно их понимать, они не противоречат друг другу. Язык, используемый в Библии, адаптирован к простому человеку и не всегда должен восприниматься буквально.

Он привел аргумент, что если Иисус Навин настоял на том, чтобы солнце стояло над Гивой (Нав.10:12), то представления Птолемея, что Земля всегда была неподвижна и находилась в центре Вселенной, не имеют никакого смысла (Richard J. Blackwell, Galileo, Ballermine, and the Bible, pp. 68, 69). Католической церкви потребовалось более 350 лет, чтобы оправдать Галилея, что и произошло в 1992 году.

3. Что стало происходить с теистическим мировоззрением ученых после Французской революции?

После Французской революции наука девятнадцатого века начала двигаться от теистического мировоззрения к мировоззрению, основанному на натурализме и материализме, часто не оставляя места для всего сверхъестественного. Эти философские идеи популяризировал труд Чарлза Дарвина «Происхождение видов» (1859). С того времени наука все больше отдалялась от своего библейского основания, что в результате привело к радикальному изменению толкования книги Бытие.

4. Учит ли Библия устаревшему, ненаучному взгляду на космологию?

«Мне было показано, что без библейской истории геология ничего не сумела бы доказать. Реликты древности, найденные в земле, действительно предоставляют доказательства о состоянии вещей, отличающихся от настоящего во многих аспектах. Но время их существования, а также то, как долго длился их период на земле, можно понять только в свете библейской истории. Мы можем без опасения строить предположения вне записанного в Библии, если они не противоречат фактам, которые находятся в Священном Писании. Но когда люди забывают историю сотворения, записанную в Слове Божьем, но ищут объяснения Божьей творческой силы в принципах природы, они обращаются к безграничному океану неуверенности. Бог не открыл смертным людям, каким образом Он совершил работу сотворения за шесть буквальных дней. Его творческую силу также невозможно постичь, как и Его существование» (Э. Уайт. Духовные дары, т. 3, с. 93).

5. Если научные объяснения окружающего нас мира — того, что можно рассмотреть, услышать, увидеть, проверить и перепроверить, вызывают множество споров и часто противоречивы, почему столько людей безоговорочно принимают любое научное заявление о событиях, которые якобы происходили миллионы или даже миллиарды лет назад?

 

Земля плоская?

1. Существует два мнения относительно формы нашей планеты. Что поэтому поводу говорит Библия?

Иов.26:7–10 и Ис.40:21,22 - как в этих отрывках описана земля?

Иов.26:10, ИПБ - По поверхности вод Он круг начертал, на границе тьмы и света.

В Иов. 26:7 земля описана подвешенной в пространстве: «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем».

Земля — это «круг» или же сфера (Иов. 26:10, ИПБ — «Он круг начертал»). А в Ис.40:22 сказано: «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань».

2. Откр.7:1; 20:7,8 - какой контекст этих стихов? Говорят ли они о том, что земля плоская?

Иоанн, автор этих текстов, открывает пророчество последнего времени, описывая четырех ангелов небесных, «стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли» (Откр.7:1). Он повторяет слово «четыре» три раза, чтобы связать ангелов с четырьмя сторонами света.

Настаивать на буквальном толковании этих пророческих текстов, тогда как контекст указывает на символизм севера, юга, запада и востока, значит вырвать эти тексты из контекста и вложить в них свой смысл.

 

Творение в древней литературе

1. На территории Древнего Египта и Ближнего Востока археологи обнаружили тексты, которые содержат языческие описания Творения и потопа. В связи с этим у некоторых исследователей возникло желание узнать, было ли повествование книги Бытие заимствовано из этих культур или, возможно, зависело от них каким-либо образом. Было ли так на самом деле?

Творение Словом. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3). Такой способ Творения прямо противоположен древним мифам. В эпосе «Энума Элиш» Мардук творит, зверски расчленяя Тиамат. В эпосе «Атра-Хасис» человечество создано из плоти и крови убитого бога, смешанных с глиной. В египетской мифологии человек сотворен из слез бога Ра. Но в Бытии нет никакого намека на частичку божественности в самом человечестве. Люди — это существа, отделенные от Бога.

Морские существа. На пятый день Творения Бог создал «огромных тварей морских» (Быт. 1:20–23; ИБП). В угаритских текстах «огромное морское существо» появляется как персонифицированное чудовище, или дракон, который вступает в сражение с богиней Анат (богиня-создательница) и терпит поражение в этой схватке. Но сотворение Богом больших морских существ, выраженное глаголом «творить», подчеркивает Творение, в котором нет противоборства. Упоминание морских существ демонстрирует умышленный аргумент против мифической идеи Творения в битве или схватке.

Семидневная неделя. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2). В египетских представлениях о строении мира нет завершения процесса Творения. Ежедневно происходит цикл повторяющегося Творения бога солнца Амона-Ра. Такая концепция жизни и смерти настолько свойственна египетскому мышлению, что сама смерть рассматривается как естественная часть Творения. Погребальный папирус двадцать первой династии показывает крылатого змея с надписью: «„Смерть, великий бог, сотворивший богов и людей“; данная надпись — олицетворение смерти как бога-творца и впечатляющая визуальная реализация идеи, что смерть — необходимая часть сотворенного мира» (Erik Hornung, Conceptions of God in Ancient Egypt, p. 81).

Книга Бытие не заимствовала историю о сотворении из древних языческих мифов, как раз наоборот: она была написана таким образом, чтобы опровергнуть эти мифы и отделить их от Творения истинного и живого Бога.

2. Прочитайте Быт.1 – 2:4, а затем выдержки из вавилонского эпоса об Атрахасисе: «Когда боги, подобно людям, бремя несли, таскали корзины, корзины богов огромны были, тяжек труд, велики невзгоды… Да сотворит праматерь потомство, корзины богов — носить человеку!.. „О праматерь, творец человека! Сотвори человека, да несет он бремя!..“ Да намешает Нинту глины! Воистину божье и человечье соединятся, смешавшись в глине!» (Когда Ану сотворил небо, Литература Древней Месопотамии, Алетейа, 2000, с. 16, 20). Чем отличаются эти повествования? Был ли библейский рассказ просто позаимствован у окружающих языческих народов древнего Ближнего Востока? Содержит ли оно элементы мифа, характерные для других повествований? Если повествование Бытия каким-либо образом связано с более ранними повествованиями из Месопотамии или Египта, каковы будут последствия для истории и богословия? Можно ли Библию считать мифологическим текстом, подобным текстам из Египта и Месопотамии?

В эпосе об Атрахасисе человек работал на богов, чтобы боги могли отдыхать. В книге Бытие Бог создает землю и все, что на ней, для человека — венца творения, а потом отдыхает вместе с ним. В Бытии Бог поселил людей в саду и предложил им общаться с Ним и заботиться о Его творении — понятие, которого нет в эпосе.

В повествовании книги Бытие нет никакого конфликта или насилия, который есть в эпосе об Атрахасисе.

Возвышенное библейское повествование описывает всемогущего Бога, Который дает человечеству достойную цель в совершенном мире. Данное радикальное отличие привело ученых к заключению, что это разные рассказы о Творении.

Вдохновенная природа Библии направляет наш взгляд на подлинные истоки Творения.

3. В чем заключается существенная разница между описанием творения в книге Бытие и в вавилонском эпосе? Отражает ли Быт.1 идеи древних вавилонян?

В вавилонском эпосе менее значимый бог был убит, его кровь смешали с глиной, чтобы сформировать семь мужчин и женщин. В книге Бытие Адам был «сотворен» (сформирован) непосредственно Самим Богом, Который вдохнул в него жизнь, а женщина была «сотворена» позже, чтобы быть его «помощником». Бог не создал Адама и Еву из крови убитого бога.

Предполагать, что Быт. 1 отражает языческий конфликт между богами, означает привнести в текст то, что он на самом деле пытается опровергнуть. Описание пассивного, бессильного и неорганизованного состояния «бездны» в Быт.1:2 показывает, что это понятие не мифично по содержанию и антимифично по назначению.

 

Бытие против язычества

1. Быт.1:14–19 - как описаны объекты, появившиеся на четвертый день, и каковы их функции?

Слова «солнце» и «луна» намеренно не употреблялись в тексте, потому что на еврейском языке они были тесно связаны с именами богов солнца и луны в языческих верованиях древнего Ближнего Востока и Египта. Использование словосочетания «светило большее» и «светило меньшее» показывало, что они были сотворены для определенных целей, «для знамений, и времен, и дней, и годов» и чтобы «светить на землю» (Быт.1:14,15). Таким образом, данный текст ясно указывает, что солнце и луна были не богами, а сотворенными объектами с определенными природными функциями.

2. Быт.2:7,18–24 - каким образом Бог лично участвовал в сотворении Адама и Евы?

Древние ближневосточные мифы единодушно описывают сотворение человека как второстепенный вопрос, возникший в результате попытки освободить богов от тяжелого труда.

Этому мифическому понятию противоречит библейская идея, что человек должен править миром как Божий управитель. Ничто в сотворении человека не было второстепенным вопросом. Напротив, текст указывает на сотворение людей как на кульминацию рассказа о Творении, показывая со всей очевидностью, насколько сильно в действительности отличаются библейское и языческие повествования.

Моисей использовал определенные термины и идеи, несовместимые с языческими понятиями. И он сделал это, просто описав библейское понимание реальности, роли Бога и цели Творения.

3. Содержит ли Библия устаревшее представление о космологии?

Представления о том, что Библия является устаревшей книгой, не имеющей почти никакого отношения к реалиям двадцать первого века, сегодня распространены в нашей культуре. Эволюционное мировоззрение проистекает в значительной степени из мифической идеи о том, что нет четкой границы между людьми, миром природы и миром Божественного. Все они одно. В индуизме мы эволюционируем посредством реинкарнации в другую форму жизни, когда умираем. Бог есть всё и во всём. Согласно индуизму, существует тридцать три миллиона богов, воплощенных в природе. Эта концепция восходит к Древнему Египту, в котором было двадцать две тысячи богов и где смерть и жизнь воспринимались как часть великого круга жизни.

4. Тысячи лет назад библейское повествование о Творении шло вразрез с господствующими культурами. Сегодня библейская история о сотворении также расходится с современной культурой. Почему это не должно нас удивлять?

 

Творение и время

1. Быт. 5 и 11 - как Библия прослеживает историю человечества от Адама до Ноя и от Ноя до Авраама?

Книга Бытие главы 5 и 11 содержат непрерывную линию происхождения, которая подтверждается в 1 Пар.1:18–27 и в которой нет добавленных или потерянных поколений. Таким образом, Библия толкует саму себя.

Хронологические родословия содержат взаимосвязанную информацию о родстве, соединенную с отрезками времени.

Если мы хотим понять Божью концепцию времени и его развития в ходе истории, мы должны признать, что эти две главы являются «как историческими, так и теологическими, в которых Адам связан со всем остальным человечеством, а Бог связан с человеком во временных пределах. Быт.5 и 11:10–26 представляют временные рамки и человеческую цепь, связывающую Божий народ с первым человеком, которого Бог создал как венец событий шестидневного Творения на этой планете» (Gerhard F. Hasel, “The Meaning of the Chronogenealogies of Genesis 5 and 11,” Origins 7/2, p. 69).

2. Какую важную информацию можно узнать, изучая хронологические родословия, представленные в Библии?

По хронологическим родословиям, имеющимся в Библии, можно с точностью определить дату потопа и возраст Земли, начиная от семи дней Творения, описанных в книге Бытие главах 1 и 2.

3. Учитывая, что родословия находятся в Ветхом Завете с определенной целью, о чем нам стоит помнить из совета апостола Павла в 1 Тим.1:4 и Тит.3:9, когда мы пытаемся понять их смысл?

Из комментариев АСД: Вероятно ссылка на Иудейский обычай, при котором делались попытки проследить семейное происхождение к Давиду или к священническому наследию. Многие из Иудейских учений и провозглашений были основаны на тонко сплетенных аллегориях, которые доставляли удовольствие воображению людей, не насыщая их душ.

4. Каким образом эволюционная теория о миллионах лет вымирания одного вида за другим в результате истребления дает какую-либо надежду на будущее? Если во Вселенной смерть всегда была другой стороной жизни, могло ли быть существование когда-либо без смерти?

 

Творение в Писании

1. Каким образом каждый из авторов упоминает Быт. 1–11? Мф.19:4,5; Мк.10:6–9; Лк.11:50,51; Ин.1:1–3; Деян.14:15; Рим.1:20; 2 Кор.4:6; Еф.3:9; 1 Тим.2:12–15; Иак.3:9; 1 Петр.3:20; Иуд.11,14; Откр.2:7; 3:14; 22:2,3.

Иисус и все новозаветные авторы ссылаются на Быт. 1–11 как на достоверную историю. Иисус ссылается на книги Моисея и сотворение мужчины и женщины (Мф.19:4). Павел постоянно использует повествование о Творении, чтобы обосновать богословские вопросы, которые он поднимает в своих посланиях. Он провозглашает ученым мужам Афин: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (Деян.17:24). Таким образом, авторы Нового Завета основывались на фундаментальной природе книги Бытие, чтобы показать современному читателю важность этих реальных событий.

В Рим.5 Павел более пяти раз упоминает прямую связь от Адама до Иисуса (Рим.5:12,14–19), подтверждая буквальное существование исторического Адама — позицию, которую серьезно подрывает эволюционная модель происхождения.

2. Если авторы Ветхого Завета, вдохновленные Духом Святым, и Сам Иисус считали повествование о Творении достоверным историческим событием, почему для нас неразумно, основываясь на заявлениях людей, имеющих падшую природу и склонных ошибаться, воспринимать библейскую историю о Творении по-другому?

«Библия — это самая всеобъемлющая и поучительная история, которая только есть у людей. Она вышла прямо из источника вечной истины, и Божественная рука сохранила ее чистоту на протяжении всех веков. Яркие лучи Священного Писания освещают далекое прошлое, куда люди тщетно пытаются проникнуть с помощью научных исследований. Только в Слове Божьем мы находим подлинную историю сотворения мира. В нем мы видим силу, заложившую основание земли и распростершую небеса. Только здесь мы находим историю нашего рода, не запятнанную человеческой гордостью или предрассудками» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 25).

 

Уроки, выводы

1. Какое фундаментальное знание для нас дают нам первые главы книги Бытие? Почему нам необходимо знать, откуда мы?

Иметь понимание откуда мы помогает нам понять куда мы идем. Люди, которые не имеют такой базы, идут в никуда.

2. Чем отличается библейское учение о жизни и смерти от учений других основных мировых религий? Какое значение для человечества имеют физическая смерть и воскресение Христа во плоти? Как обетования о воскресении укрепляют вашу надежду сегодня?

3. Почему для нас, христиан, важно понимать, что мы были созданы в совершенном, безгрешном состоянии в то время, когда смерти не существовало? Почему выбор, как описано в Быт. 3, важен? Как неверный выбор одного человека, Адама, был исправлен правильным выбором Сына Человеческого, Иисуса Христа?

 

Вывод. Библейская концепция сотворения мира, изложенная в повествовании книги Бытие, представляет трансцедентного Бога как верховного и уникального Творца, Который словом вызывает мир к существованию. Центром всего Творения является человечество — мужчина и женщина. Космология Бытия наиболее всесторонне раскрывает основания, на которых покоятся библейская реальность и мировоззрение. Бытие дает нам картину целостности, которая задает тон всей остальной части Писания. Писание может говорить о событиях конца, потому что Тот, Кто сотворил все в самом начале, все еще властвует над Своим творением (Gerhard F. Hasel and Michael G. Hasel, “The Unique Cosmology of Genesis 1 against Ancient Near Eastern and Egyptian Parallels,” in The Genesis Creation Account and Its Reverberations in the Old Testament, ed. Gerald A. Klingbeil, pp. 9–29.).

Толкователь Библии не должен читать ее сквозь призму космологий древнего Ближнего Востока, Египта, Греции или новейших современных взглядов. Когда возникают трудности с пониманием, важно внимательно изучить контекст, языковые конструкции и в свете этого осмыслить библейский отрывок.

 

Светлана, svettor@yandex.ru

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: