Последователями Ф. де Соссюра давались разные трактовки дихотомии языка и речи (социальное — индивидуальное, виртуальное — актуальное, абстрактное — конкретное, парадигматика — синтагматика, синхрония — диахрония, норма — стиль, система — реализация системы, код — сообщение, порождающее устройство — порождение, способность (competence) — исполнение (performance). Ф. де Соссюр сформулировал ряд законов знака, утверждающих его неизменность и вместе с тем изменчивость, его линейность. Дискуссии в основном развернулись вокруг проблемы условности — мотивированности языкового знака.
|
|
|
26. Пражская школа лингвистического структурализма
Создана в 1926 по инициативе Вилема Матезиуса и Романа Якобсона и просуществовала организационно до начала 50 гг. Представители: Вилем Матезиус, Богумил Трнка, Богуслав Гавранек + русские лингвисты-эмигранты Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон (1896-1982), близкий к женевской школе Сергей Осипович Карцевский (1884-1955). Близок американец Леонард Блумфилд. Б. Трнка, Р. Якобсон — создание фонологии как науки. Язык есть система. Пражцы изучали конкретные языки.Теория Матезиуса о теме и реме. Понятие функционального стиля. Теория Трубецкого о парадигматических и синтагматических правилах выделения фонем. Считал, что фонема делима.
"Тезисы Пражского лингвистического кружка" (1929), основные положения: выдвинуты принципы структурного описания языка. В этих тезисах давалось определение языка как системы средств выражения, служащей какой-то определенной цели, как функциональной системы, обладающей целевой направленностью; указывалось на невозможность понять любое явление в языке без учета системы, к которой оно принадлежит. Приоритет синхронного анализа современных языков, но невозможность исключить понятие эволюции из синхронического описания. Признавалась необходимость в сравнительном изучении родственных языков, но не ограничиваться только генетическими проблемами, но и использовать структуральное сравнение и типологический подход, чтобы системно осмыслить законы конвергенции и дивергенции языков. Важно изучение языковых контактов в рамках региональных объединений различного масштаба, высказывалось несогласие с утверждениями о произвольном и случайном характере возникновения языковых явлений. В "Тезисах ПЛК" были заложены основы структурно-фонологического анализа. Подчеркивалась важность инструментального исследования звуковой стороны языка. Было проведено различение трех аспектов звуков — как объективного физического факта, как акустико-двигательного представления и как элемента функциональной системы. Сформулировали задачи теории номинации и функционального синтаксиса. Они различали номинативную деятельность и синтагматическую деятельность, ведущую к сочетанию слов. В теории номинации объединяются исследования различных номинативных способов и грамматических значений слов. К теории синтагматических способов (функциональному синтаксису) были отнесены: изучение предикации, которая является основным синтагматическим действием, созидающим предложение; различение формального членения предложения на подлежащее и сказуемое и актуального членения на тему и высказывание; понимание под морфологией (в широком смысле) теории системы форм слов и их групп, пересекающейся со словообразованием, традиционной морфологией и синтаксисом; подчеркивание роли морфологической системы языка в обеспечении связей между различными формами и функциями. Принципы функционального описания языка. Они различали речевую деятельность внутреннюю и реализованную, речевую деятельность интеллектуализованную и аффективную; разграничивали две социальные функции речевой деятельности — как функцию средства общения (с использованием либо языка практического, либо языка теоретического) и функцию поэтическую (с использованием поэтического языка). Формы лингвистических проявлений подразделяются на устную и письменную. Делается призыв к систематическому изучению жестов; указывается на важность исследования взаимоотношений между говорящими, проблем межъязыковых связей, специальных языков, распределения языковых пластов в городах. Исследования условий формирования литературного языка, изучение поэтического языка. фонология как первая дисциплина, где был применен структурно-функциональный подход (Трубецкой): разграничение фонологии и фонетики (параллельно соссюровскому разграничению языка и речи); разработка критериев (в основном функциональных) выделения и отождествления фонем; выдвижение понятия фонологической оппозиции; указание на разложимость фонемы на одновременно данные, нелинейные различительные признаки и определение фонемы как "пучка" различительных признаков; использование фонетических характеристик при описании дифференциальных признаков. Впоследствии понятия и методы структурного анализа, выработанные в фонологии, были перенесены на изучение морфологии (работы Р.О. Якобсона, В. Скалички, В. Матезиуса, Л. Новака). Р.О. Якобсоном были выдвинуты идеи о непременной бинарности грамматических оппозиций и наибольшей адекватности дихотомических разбиений. Оппозиционный анализ явился главным вкладом пражцев в методологию структурного анализа языка. Оппозиция понималась как лингвистически существенное различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие плана содержания (и наоборот), как специфического вида парадигматическое отношение (корреляция). Базис для формирования метода компонентного анализа в области структурной лексикологии и семантики. Компонентный анализ выступает по существу как частный вид оппозиционного анализа. 27. Датский структурализм (глоссематика) В 1931 г. был основан Копенгагенский лингвистический кружок, во главе которого стояли Луи Ельмслев (1899-1965) и Вигго Брендаль. Ими язык понимается как структура, а именно как целое, состоящее, в противоположность простому сочетанию элементов, из взаимообусловленных явлений, из которых каждое зависит от других и может быть таковым только в связи с ним. Глоссематика (Л. Ельмслев "Пролегомены к теории языка" 1943) — крайнее, строго формализованное в духе требований математики, логики, семиотики и философии неопозитивизма воззрение на язык. Положения: 1.признание независимости теории от опыта и экспериментальных данных; 2. стремление строить теорию как логико-математическое исчисление, интерпретация которого на реальном объекте может следовать потом (но не является обязательным условием подтверждения истинности теории); 3. предназначение теории быть приложимой к языкам любой природы; 4. различении языка и речи, 5. о системности языка, 6. о двусторонней структуре знака, 7. о понимании языка как формы, а не субстанции, 8. о замкнутости языковой системы в себе. план выражения (форма выражения + субстанция выражения(звук)) и план содержания (форма содержания + субстанция идеи). существенность только формы и полное подчинение ей субстанции. язык — частный случай семиотических систем.Метод коммутации (Л. Ельмслев), позволяющий устанавливать на основе взаимоподставимости с соответствующим изменением в плане содержания (или, наоборот, в плане выражения) единицы-инварианты и отличать их от вариантов, находящихся в отношениях субституции (некоммутируемости). Если различия в форме выражения подкрепляются различиями в форме содержания, то они существенны для данного языка.
28. Лондонская школа структурализма Возникла 40-х гг. 20 в. во главе с Джоном Рупертом Ферсом (1890-1960). В ней объединились Уолтер Аллен (р. 1911), Майкл Александр Керквуд Халлидей (р. 1925), Робер Х. Робинс (р. 1921), Уильям Хаас (р. 1912), Фрэнк Роберт Палмер (р. 1922) и др. Представители этой школы ориентируются на культурно-социологическую доктрину этнографа и антрополога Бронислава Каспера Малиновского (1884-1942), в соответствии с которой обусловленные социальной и биологической природой человека основные побуждения, желания, потребности находят свое выражение в культуре и языке. Общество, язык и личность — нерасторжимый комплекс; для их изучения необходим функциональный подход. Сильное влияние на них оказала концепция бихевиоризма. В трактовке связей языка и культуры они близки к антропологическим и этнографическим теориям Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Э. Сепира и Б.Л. Уорфа. Школа концептуализма исследует следующие основные проблемы: место и функции языка в обществе; функциональное расслоение языка; взаимосвязи языка и культуры; функционирование языка в разных ситуациях (официальное общение, религиозные церемонии, общение носителей разных социальных рангов); взаимоотношение языка и личности; движущие силы развития языка; строение языка; выделение языковых уровней и единиц; просодический анализ; установление языковых категорий; природа языкового значения; понятие контекста; виды контекста; построение системы лингвистического описания; возможности привлечения внеязыковых данных к лингвистическому анализу; место значения в лингвистическом анализе; система лингвистических терминов. общие принципы: а) лингвистическое исследование должно начинаться с анализа не языковой системы, а языкового употребления как части более широкого социального процесса; б) данный социальный процесс совершается в ситуациях, т.е. каждое языковое высказывание детерминируется как своим языковым контекстом, так и своим ситуационным контекстом; в) значение понимается (в отличие от менталистических трактовок) как комплекс отношений в контексте ситуаций. Язык трактуется: а) естественный дар; б) привычки, т.е. постоянное усвоение языковых норм — язык как определенная система; в) как совокупность бесчисленного множества индивидуальных высказываний (языковых актов). Разграничиваются парадигматические и синтагматические отношения, образующие соответственно системы и структуры. Значение часто отождествляется с употреблением. В анализе значения используется метод контекстуализации, предполагающий обращение к ситуационному и социальному контексту. Школа системной грамматики (scale-and-category-grammar) как модель дескриптивного анализа языка, разработанная в 60-х гг. на основе концепции Дж. Фирса его учеником М.А.К. Халлидеем. Он понимает лингвистические описания как представления абстрактных языковых форм, извлечгнных из языковых высказываний. Им констатируется тесная связь между языком и внеязыковым миром, создаваемой ситуационным контекстом. Различаются: а) три уровня описания 1. формы (грамматика, лексика), 2. субстанции (фонология, орфография) 3. ситуационного контекста (семантика, обнаруживаемая в соотношении формы и субстанции); б) четыре основные категории 1. единицы как структурированные элементы всех уровней (предложение, слово, морфема и т. п.), 2. структура, отражающая синтагматический порядок внутри единиц, 3. класс (классификация единиц в соответствии с их функцией) и 4. система, отражающая парадигматический порядок в отношениях единиц закрытых классов. 29. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика) Формально-структуралистское, собственно дескриптивное или дистрибутивное течение, представленное более формальной (имманентной) по своим рабочим принципам группой учеников и последователей Леонарда Блумфилда (1887-1949) по Йельскому университету (Коннектикут) и соответственно называемое Йельской школой; она прошла в своем развитии этап блумфилдианства и этап дистрибуционализма (Бернард Блок, 1907-1965; Джордж Леонард Трейджер, р. 1906; Зеллиг Заббетаи Харрис, р. 1909; Чарлз Ф. Хоккет, р. 1916; М. Джус; Генри Глисон, р. 1917). Программа дескриптивного направления была намечена Л. Блумфилдом ("Введение в изучение языка", 1914; "Язык", 1933). Сложившиеся позднее основные принципы дистрибуционализма были изложены З. Харрисом ("Methods in structural linguistics", 1951; переиздание под названием "Structural linguistics", 1961). Главные отличия дескриптивной лингвистики вообще и дистрибутивной лингвистики в частности от европейских направлений структурализма заключаются в следующем: 1. опора на философские системы позитивизма и прагматизма и психологию бихевиоризма; 2. продолжение унаследованных от предшествующих поколений американских лингвистов традиций полевого исследования америндских языков; 3. решение прикладных задач по дешифровке текстов (по заказам военного ведомства), по языковой адаптации разнородных и многочисленных групп иммигрантов из Европы, Центральной и Южной Америки, Азии. Асемантический подход в блумфилдианской школе оправдывался бихевиористским пониманием языка как разновидности поведения человека, определяющегося формулой "стимул / реакция", не предполагающего обращения исследователя к сознанию человека: представители дескриптивной лингвистики сосредоточивают свое внимание на описании «внешних» формальных элементов структуры языка, игнорируя его смысловую сторону – все то, что имеет отношение к логике или психологии. «Любое высказывание может быть исчерпывающе описано в терминах лексических и грамматических форм, следует только помнить при это, что значения не могут быть определены в терминах нашей науки». Антиментализм и механицизм (физикализм) стали ведущими методологическими принципами дескриптивной лингвистики. Дистрибутивный анализ — система экспериментальных приемов "обнаружения" языковой системы в текстах, приемы членения высказывания на минимально возможные в данном языке сегменты (фоны и морфы).Обращение к проблемам синтаксиса было довольно поздним. Предложение (конструкция) определялось в терминах последовательности классов морфем. В иерархической структуре предложении стали выделяться ядро, определение и адъюнкты (сопроводители). В русле дескриптивной лингвистики была построена грамматика фразовых структур (при типичном для американцев употреблении термина фраза для словосочетания) и разработан применительно к синтаксису (исходя из идей Л. Блумфилда; Рулоном Уэллзом, р. 1919; З.З. Харрисом, Ч.Ф. Хоккетом) метод анализа непосредственно составляющих (immediate constituents analysis). Этот метод предполагает движение сверху вниз, от целой конструкции к его составляющим, рассматриваемым, в свою очередь, в качестве конструкций, составляющие которых должны быть установлены. Завершается анализ выделением конечных составляющих (ultimate constituents). Интересны причины специфики этого направления. Дело в том, что на территории США существовали сотни племенных языков американских индейцев, которые никогда ранее не были описаны. На многих из них говорило незначительное число людей, и если бы эти языки не были записаны, то они могли просто исчезнуть. Именно практическими потребностями изучения таких языков и обусловлено появление американской лингвистики. Американские лингвисты меньше всего стремились к созданию общей теории структуры языка, а главную свою цель видели в разработке хороших методологических принципов анализа незнакомых языков.Бенджамин Ли Уорф работал инженером по технике пожарной безопасности в страховой компании, а изучением языков и культуры индейцев занимался в свободное время. Расследуя причины возникновения пожаров, Уорф пришел к выводу, что чаще всего эти причины – языковые. Люди неправильно реагировали на разного рода предупреждающие надписи, и в результате их поступки приводили к пожарам («Пустые бочки из-под бензина»). Гипотеза Сэпира-Уорфа: язык определяет мышление и восприятие (если бы Ньютон говорил на языке индейцев хопи, он не смог бы написать своей «Механики», так как в этом языке нет понятия «вещество», «масса», «время»). Уорф также предложил пренебречь различиями между европейскими языками и рассматривать их как языки «среднеевропейского стандарта» 30. Философско-лингвистические концепции к. 19 — н. 20 вв. Интердисциплинарный характер философии языка (движение к переделу границ наук): в ХХ в. в гуманитарных науках возникает постоянное обращение к философии языка. Это связано с признанием обусловленности мышления языковыми структурами. Образы языка: классический — слово есть вещь; неклассический — сперва — позитивизм, потом — поворот к прагматизации, множественность образов:1. язык есть знаковая система (структуралисты)2. язык есть тип и характер: Уиллард Куайн (галагай)3. компьютерная метафора языка (Ноам Хомский)4. язык есть кодовая система (когнитивная лингвистика), т. д.Постнеклассический — язык есть ризома (случайность, а не закономерность). Неопозитивизм и аналитическая философия: главное — аналитическое прояснение языка, по законам логики и математики. Верификация (Карнап). Критика естественного языка. Представители: Людвиг Витгенштейн: философия — деятельность по прояснению утверждений: 1. эмпирических наук (язык фактический. Границы моего мира-границы моего языка. Элементарные пропозиции (похожи на семантические примитивы.), 2. логики (метаязык, истинность — на основе формальных критериев.), 3. метафизики (предложения не имеют референтов в реальном мире, порицается). Готлоб Фреге — борьба с языком с помощью логики (т.к. неоднозначность, не соответствует точной структуре мышления, чувственная оболочка для внечувственной мысли.). Внешний мир / внутренний мир (представления) / мысль (может быть не/истинной) — открывается, но не изобретается.
Бертран Рассел — логический атомизм. Язык и мир имеют общую структуру.Языковой символ для факта не является именем. Факты могут быть утверждаемы или отрицаемы, но не могут быть именуемы. Адекватным языковым символом для факта является атомарное предложение.!Особое понимание мира: мир состоит не из вещей, а из событий, или фактов. Факты есть то, что делает утверждения истинными или ложными. У Рассела и акт утверждения является фактом. Наблюдение за языком может помочь нам познать мир.
Зено Вендлер “Причинные отношения”: Языковой символ для факта не является предложением (пропозицией). То, что утверждается, может быть фактом, но чье-либо утверждение не может быть фактом, а только соответствовать факту. Вендлер разделяет факты и события. Факты воплощаются в неполной номинализации предложения-высказывания. События — в полной номинализации предложения-высказывания. Т.о. градация: имя®факт®событие. Важно: причины — факты, а не события! Факт — это абстрактная сущность, соответствующая конкретному классу референционно эквивалентных истинных пропозиций. Факт есть пропозиция, истинная в рамках одного данного текста, который представляет дискурс. Факт есть результат представления некоторого действительного “положения дел” в системе данного языка. Нет фактов вне мира, но нет и фактов вне языка, описывающего данный мир. Факты составляют первичную категорию нашей естественной онтологии.
Прагматика. (Джон Остин — РА, Джон Серль, Пол Грайс (импликатуры)) Возможные миры. (Сол Крипке, Яакко Хинтикка) + эстетизм представителей идеалистической неофилологии К. Фосслера. 31. Социология языка Социологическое языкознание в целом представляет собой совокупность течений, школ и отдельных концепций, трактующих язык прежде всего как средство общения людей, связанное с их общественным статусом, сферой занятий, образованием и т.п., и лишь затем как орудие мышления и как способ выявления эмоций. Это привело к развитию диалектологии и лингвистической географии. В его русле ведутся исследования истории языков и диалектов, соотношения языка и культуры, языковых и социальных структур. На социологию языка значительное влияние оказали идеи структурной антропологии (Люсьен Леви-Брюль, Бронислав Каспер Малиновский, Клод Леви-Стросс).Термин «социология языка» введен в 50е гг. Германом Кари, но начало этому направлению положено еще в 17в. Еще Куртене говорил, что надо изучать язык в таком аспекте. В нач. ХХ века возникают следующие идеи: Шарль Бали: средства языка распределены по сферам общения. Чехия: социальная дифференциация национального языка. Поливанов: надо создать социальную диалектологию. Жирмундский: надо изучать жаргоны. Сейчас работают экспериментально, применяется количественно-статистический анализ данных. Объект социолингвистики — то, как языком пользуются люди, составляющие конкретное сообщество. Изучение реальной речи. Интерес к билингвам.