Вторая генерация представителей сравнительно-исторического языкознания, направления развития компаративистики




Лингвистический компаративизм (соотнесение языков внутри того или иного их множества) включил в число своих областей прежде всего языкознание, которое является историко-генетическим по своей цели, сравнительно-историческим по методу и было первоначально индоевропейским по материалу. Лидирующая роль в рамках компаративизма закрепилась за сравнительно-историческим (диахроническим по своей ориентации) языкознанием, которое вплоть до 10-20-х гг. 20 в. претендовало на роль единственно научного. Особенности: освобождение от идеи "национального языкового гения" и от иллюзий романтизма, усилением степени строгости исследовательского метода, попытки реконструировать гипотетический индоевропейский праязык, отказ от логического подхода, который предполагал ориентацию на неизменную и универсальную структуру языка и не давал объяснения его исторической изменчивости и разнообразию его форм. Языковеды обращаются теперь к тем наукам, которые исследуют природу изменяющихся явлений, а именно либо к естествознанию (биологии), занимающемуся материальными явлениями, либо к наукам о духовной (психической) деятельности человека. Традиционное логическое языкознание признается несоответствующим новым исследовательским целям. Достижения: обоснованы положения о родстве индоевропейских языков и полностью утвердился принцип историзма, включение в исследование ведийских, древнеперсидских, авестийских, гомеровских, италийских текстов; лингвистическая интерпретация балтийских языков и старославянского; появление новых сравнительно-исторических исследований по отдельным группам языков; зарождение науки об индоевропейских древностях и сравнительной мифологии. 15. Натурализм (Август Шлейхер) Дарвинизм, воцарившийся в научном мышлении, привел к распространению на изучение языка и речевой деятельности принципов и методов естественных наук. Язык был признан природным явлением, развивающимся независимо от воли говорящего, эволюционным путем (подобно росту кристалла, растения или животного) и существующим в материальной форме, в виде звуков и знаков, которые воспринимаются органами слуха (или зрения). Шлейхер впервые излагает биологическую концепцию языка, в которой язык полностью приравнивается к живому организму, который зарождается, растет, достигает расцвета, затем оскудевает и идет к гибели. Языки вступают в борьбу за существование, борются, побеждают, гибнут. Языки следуют общему закону развития органического мира: как все организмы произошли от одноклеточных, так и все языки – от простых корней. Как и всем природным организмам, языкам присуща способность к развитию, эволюции. Теперь предлагается противопоставление филологии (понимаемой как изучение культуры, литературы, истории, письменных памятников) и языкознания (изучение естественных языков без письменных памятников).Методы наблюдения, сравнения и систематизации, а также моделирования исходных праформ. Стремления к раскрытию системного фактора в организации внутренней структуры языка и к обнаружению законов, управляющих эволюцией языка. Биологический концептуальный аппарат и методы. Исследование "материально-телесных условий" речевой деятельности. Август Шлейхер (Шлайхер) признает то, что материальной основой языка являются мозг, органы речи и органы чувств, что действительное назначение языка — быть органом мысли, мышлением в звуковой материи. Язык он понимает как "звуковое выражение мысли", как "мыслительный процесс, выявляющийся с помощью звука". О связи языка с деятельностью высшей нервной системы, периоды развития отдельного языка периодам развития животных организмов (первоначальное создание, развитие, жизнь). А. Шлайхер считает, что язык — это исключительное свойство, привилегия человека.Языковые элементы делятся им на выражающие значения (корни) и выражающие отношения (суффиксы и флексии). Классификация языковых типов строится на основе взаимоотношений корневых и некорневых частей слова. Соответственно различаются корневые, агглютинативные и флективные классы языковых организмов. В каждом типологическом классе выделяются синтетический и аналитический подтипы. Август Шлайхер создал схему родословного дерева языков.Критиком теории Шлейхера выступил его ученик Иоганн Шмидт, создавший волновую теорию эволюции языков. Он считал, что индоевропейские языки правильнее изображать не в виде ветвей, отходящих от общего ствола, а в виде волн, напоминающих те, что образуются от бросаемых в воду камней. Забавно развитие этой теории уже в начале ХХ века: австрийский лингвист Гуго Шухардт развивает «теорию волн» Шмидта и предлагает теорию «лингвистической непрерывности», приводящую к отрицанию наличия строгих границ между говорами, диалектами и языками. «Локальные говоры, диалекты и языки – абсолютно условные понятия, «географические собирательные обозначения». Таким образом, вместо генеалогической классификации предлагается теория «географического выравнивания», непрерывных переходов одного языка в другой. Вследствие этого возникает идея родства всех языков мира. 16. Психологизм (Хайман Штейнталь) Логицизм и формализм, а также натурализм (биологизм) привели к полемике по поводу объекта языкознания. Надо исследовать живой язык в его реальном функционировании, но без ориентации на его физиологические и психофизиологические аспекты. Язык начинает трактоваться как феномен психологического состояния и духовной деятельности человека или народа (в этом чувствуется влияние В. фон Гумбольдта). Механистическая концепция ассоциативной психологии Иоганна Фридриха Гербарта, кладущая в основу образования представлений психические законы ассимиляции, апперцепции и ассоциации также оказала влияние на теорию Штайнталя. Х. Штайнталь пытался объяснить на основе этих законов происхождение языка и процессы его развития. Он считает несовместимыми специфические для каждого народа категории языка и общечеловеческие категории логики. Внимание сосредоточивается на индивидуальном акте речи как явлении сугубо психическом. Этнопсихология: связи типов языков с типами мышления и духовной культуры народов. Человек — говорящее существо, создавшее язык одновременно из своей души и из души слушающего. Штайнталь говорит о человеке как о члене определенного национального коллектива, как индивиде, который мыслит одинаково с другими мыслящими индивидами в рамках данного национального единства. Язык трактуется как продукт сообщества, как самосознание, мировоззрение и логика духа народа. Предлагается изучать язык и его характерные особенности через данную в опыте звуковую сторону языка, репрезентирующую внутреннюю форму языка, которая обусловливает национальный тип языка. Различение речи (говорения) как происходящего в настоящее время (или мыслимого как происходящее в настоящее время) проявления языка; способности говорить, включающей в себя способность издавать артикулируемые звуки и совокупное содержание предшествующего языку и подлежащего языковому выражению внутреннего мира; языкового материала как созданных речевой способностью в процессе говорения воспроизводимых элементов (или действий) для выражения отдельных внутренних предметов. Отдельный, конкретный язык рассматривается как совокупность языкового материала какого-либо народа. Утверждается приоритет речи как деятельностного начала. Забавно у Штейнталя: говорящий создает язык одновременно из своей души и из души слушающего, и потому произнесенное слово принадлежит не только ему, но и другому. Основанием для психологии народа является индивидуальная психология, поскольку дух народа пребывает в индивидах и не имеет отдельного от духа индивида бытия. Вильгельм Вундт — опыт создания психологии народов.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: