Характеристика вербальных и невербальных компонентов речи.




Формирование речи происходит постепенно с момента появления ребенка на свет, при этом каждый из этапов считается автономной системой, которая доходит до определенного уровня формирования языка [106].

В качестве цели рассмотрения в данной работе выступает уровень развития речи, соответствующий возрасту ребенка от 3 до 4 лет, по этой причине имеет смысл в детальном анализе природы неязыковых языковедческих процессов, которые применяются для формирования речевых навыков в этом возрасте.

Процесс развития речи возможно условно поделить на два периода – невербальный (бессловесный) и вербальный (словесный). В литературе указывается, что от степени развития коммуникации на невербальном уровне, находятся в непосредственной зависимости темпы и сроки возникновения и развития речи.

Установлено, то что неязыковые инструменты служат базой для кодирования – существенного применения невербальной коммуникации также расшифровки речевых сообщений, то есть процесса восприятия, понимания и осмысления, на это непосредственно указывают в собственных трудах Т.Г. Визель, И.Н. Горелов, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Л. Леонтьев, В.М. Шкловский и другие.

Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин выделяет различное количество этапов формирования речи у детей, одновременно обозначая для каждого этапа разные временные интервалы. Так как в концептуальном обозначении этапов единого мнения по терминологии не выработано.

.Л.Розенгарт-Пупко [162] условно подразделяет процесс формирования речи на два этапа: это подготовительный этап, который может длиться до двухлетнего возраста ребенка и и после двух лет - этап независимого речевого проектирования.

Д. Б. Эльконин [213] предлагает свою классификацию периодов на принципиально другой основе. Он представляет свою классификацию периодов с принципом замены основных видов деятельности, и выделяет разные этапы, основываясь на их содержании - эпохи, фазы и периоды. По своей классификации Д. Б. Эльконин поделил деятельность детей на две группы: ребенок - взрослый, ребенок - предмет.

Группа «дети - взрослые» включает в себя разновидности деятельности, в которай происходит понимание насколько человеческая деятельность значима, происходит понимание общепринятых норм взаимоотношений, происходит формирование мотивов и задач. Непосредственно в этой группе действий дети развивают мотивационно-потребностной сферы жизни в целом и личные в часности.

В группу «ребёнок-предмет» входят разновидности деятельности, внутри которых происходит понимание способов действия в сопоставлении с предметами деятельности детей для конкретных возрастных этапов.

Эльконин Д.Б. представляет в своих работах формы деятельности в зависимости от возраста ребенка:

· в период от рождения до года главной деятельностью малыша является эмоциональное взаимодействие со взрослыми, или же ситуационно-личностное взаимодействие с ними,

· в возрастной период от года до трёх лет основной деятельностью ребенка являются различные действия с предметами совместно со взрослыми – это форма предметно-манипулятивной деятельности,

· в возрасте от трёх до шести лет ведущей деятельностью является ролевая игра, в игре дети моделируют разные общественные роли и взаимоотношения со взрослыми и ровесниками,

· учебная деятельность считается основной с шести до одиннадцати лет,

· в подростковом периоде ведущей деятельностью считается взаимодействие и коммуникация с ровесниками, это дети от одиннадцати до пятнадцати лет.

Подобным образом формируется мотивационная сфера, возникающая из процесса обучения ребенка в невербальном и вербальном периоде, достигаемого путем разработки норм и задач. В то же время формирование психического развития ребенка происходит паралельно с процессом усвоения действий с предметами. Данная последовательная цепочка смены периодов, а также бесспорный факт их взаимной связи, дают возможность нам рассуждать о периодичности процессов на разных этапах - этапе раннего детства, дошкольном и школьном этапах, этапе подросткового возраста.

Постепенный переход от одного этапа к другому достигается посредством предметных действий через формирование мотивов и задач деятельности.

Порядок освоения звуков, слоговая структура слов и развитие грамматической формы фразы, всё это детально представлено в работе А. Н. Гвоздева о развитии речи. Автор в своих исследованиях разделил шесть возрастных периодов развития речи:

1. в возрастной период с года и трёх месяцев по год и восемь месяцев у малыша появляются однословные предложения,

2. в возрастной период от года и восьми месяцев до года и года и девяти месяцев у ребенка возникают предложения из нескольких слов-корней,

3. достигая возраста одного года и девяти месяцев по два года и один месяц у ребенка совершается развитие первых форм,

4. в возрасте от двух лет и одного месяца до двух лет и трёх месяцев происходят применения изменяющейся при склонении или спряжении окончания слов для выражения синтаксических связей, появляются падежные окончания существительных, личные окончания глаголов

5. в возрасте с двух лет и трёх месяцев до трёх лет у ребенка происходит усвоение грамматической структуры предложения - у ребенка появляется овладение служебными словами для выражения синтаксических взаимоотношений,

6. в возрасте от трёх лет совершается период освоения ребенком морфологической системы родного языка.

А.Н. Леонтьев [107] в своих исследованиях обозначил три этапа формирования речи в онтогенезе:

1. подготовительный этап – длиться до года

2. этап первоначального освоения языка - продолжительность данного этапа с года до трх лет

3. развитие речи в дошкольном периоде - с трех лет и до семи лет.

В исследовательских работах Л.С. Выготского, А.Н. Шахнаровича, А.Н. Гвоздевой делают анализ вербальной и невербальной речи детей от рождения и до трёх лет, непосредственно этот возрастной период они считают чувствительным к разным воздействиям, и именно он задаёт тон развитию вербального взаимодействия.

Непосредственно от формирования предидущего этапа находятся в зависимости развитие всех частей вербальной деятельности и развивается от диффузии к дифференциации, так пологают следующие авторы: Е.Н. Винарская, Л.С. Выготский В.И. Бельтюков А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.Р.Лурия, Г.Л.Росенгарт-Пупко, А.А.Леонтьев и другие.

Выготский Лев Семенович [38] и Лурия Александр Романович [117] в своих трудах описывали речь как: язык жестов и язык слов. Они считают, что эти два языка взаимно дополняют друг друга и неразделимы.

Согласно исследованиям И. Н. Горелова, речевое высказывание в первоначальный период развития осуществляется с использованием жестов, и только в последующем программа развития устной речи замещает собой ранее уже сформированные безречевые компоненты. Именно поэтому И. Н. Горелов назвал использование жестов, с учетом развития невербальных компонентов речевой деятельности, функциональной основой речи, и условно поделил их на три группы [47]:фонационные, мимико-жестовые и пантомимические.

Невербальные средства общения разделяются на несколько различных форм, из которых каждая пользуется своими признаками:

· используются жесты рук – кинетическая форма,

· лицевая артикуляция – мимическая форма,

· используется язык телодвижений – пантомимическая форма,

· вокализация – параленгвистическая форма,

· формы пространственной и временной организации общения – проксемическая форма,

· «контакт глаз» - визуальное общение.

Праязык используется ребенком до тех пор, пока у него не появятся речевые навыки. Е. И. Исенина [82], А. И. Лепская [109], Е. А. Петрова [149] и ряд других авторов в процессе изучения формирования протоязыка указывают, что протоязык состоит из движений тела, звуковых вокализаций, жестов, выражений лица, взгляда, предметные знаки также используются.

Е.А. Петрова в своих исследованиях демонстрирует порядок овладения элементами системы невербального общения, в дословесном периоде и при появлении первых слов [149], в зависимости от возраста используются следующие виды жестов:

• в шесть – семь месяцев у детей появляется жест- просьба - «дать» (вытянуть руки, сложить и отпустить пальцы), «взять» (протянуть обе руки взрослому человеку), жест приглашения «иди сюда», жесты неодобрительной оценки (отворачивается).

• семь – десять месяцев у малыша происходит жест - указание.

• в девять месяцев: жесты приветствия и прощания, игровой жест «ладушки», жест отталкивания («Я не хочу»).

• с десяти до двенадцати месяцев удовлетворительные (подтверждающая шея головы) и отрицательные жесты (отрицательный кивок), жесты «встряхнуть ручку», прощания с гостями («коза-коза», «сорока белобока») и другие жесты одобрения, испуга, удивления, радости, недоверия, растерянности.. Гости также получают одобрение, страх, растерянность, удивление, радость, недоверие.

• у детей в возрасте двенадцать-восемнадцать месяцев появляется жест количества (указать их возраст), жест отсутствия (например, предмета), жест жалости (гладим, обнимаем), жест угрозы;

• с 18 месяцев и далее постепенно формируются жестовые высказывания.

Сложившийся у ребенка праязык представляется в качестве главного средства коммуникации - С.Н. Цейтлин [203], также, по мере дальнейшего формирования ребенка, вербальный язык со временем замещает невербальный, однако использование жестов сохраняется, жесты продолжают применяться в качестве вспомогательного средства коммуникации.

Следовательно, А. Валлон [21], ребенок освоил жесты, затем слово отображается, и в будущем жесты ребенка и отдельные слова заменяются почти полностью устной речью.

Довербальной стадией развития речевой деятельности является, согласно суждениям В.А. Ковшикова [88], основа возникновения устной кодифицированной языковой системы. На этапе буквального общения дети полностью используют устные и кинетические средства для общения

Взгляд также представляет значимость в формировании вербальной деятельности. Присутствие визуального контакта является значимым фактором развития двигательной, предметной и в дальнейшем вербальной активности. Типы взглядов ны:

· контактный - взгляд глаза в глаза, в онтогенезе возникает у ребенка в возрасте двух месяцев, вместе с «комплексом оживления». А.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова отмечают, что взгляд в глаза считается первоначальным показателем возникновения потребности в общении [39, 136]:

· взгляд указания (ориентирован на какой-либо предмет, возникает шестимесячном возрасте);

· «ищущий взгляд» (данный взгляд совершаетя уже после действия. появляется у ребенка в девять месяцев);

· «соединяющий взгляд» (объединяет предмет, на который показывает ребенок и другого человека).

Степень исследования использования невербальных агентов не говорящими детьми различного происхождения для развития вербальной активности все еще недостаточно высока. В связи с этим жесты, по мнению С. Н. Шаховской [207], в некоторых случаях считаются единственным средством общения при общении с этими детьми.

В связи с вышесказанным изучение закономерностей в процессах восприятия и генерации речи очень важно при изучении развития речи.

Процесс перехода от бессловесного к словесному средству общения происходит от взаимодействия с объектом, далее переход к созданию образа данного объекта при помощи жестов, и как верхняя стадия развития – переход к словесному обозначению объекта изложены в работах Т. А. Басилова [11].

Анализ указательного жеста заслуживает особого интереса. Этот жест является очень значительным, так как он считается стартовым в процессе в формировании речи, на что и указывает Л.С. Выготский [38] в своих исследованиях. Указательный жест появляется благодаря способности ребенка к символизации и, как утверждает О. Соран [164], формируется почти одновременно с появлением первых слов.

Использование невербальных средств общения в процессе занятий по коррекции речевого развития у неговорящих детей, возможно активное ее применение на начальных этапах коррекционной работы, ведь она является по сути своей отправной точкой коррекционной работы, и ощутимо помогает в активизации речевой деятельности.

В своём исследовании О.Л. Леханова [111] доказывает то, что применение невербальных компонентов является мощным фактором в процессе стимулирования появления и развития вербальной функции.

Формирование речевой деятельности в процессе ее нормального развития получает большое внимание в специализированной литературе и, в частности, в работах И. Бельтюкова А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьев, Г.Л.Росенгарт-Пупко, Е.И.Тихеева, Н.Х. Швачкина Д.Б. Эльконин и др. Все основные этапы овладения речевыми навыками подробно описаны там с постепенным формированием словесных значений.

Начальные лингвистические навыки у детей это: крики, лепет и гуление, затем начинают появляться бесформенные оригинальные слова, которые по сути включают предложения, состоящие из одного слова, затем в процессе развития структура языка, наконец, начинает постепенно принимать форму предложение.

Гуление у детей встречается в возрастной группе от полутора до двух месяцев. Повторное гуление указывает на способность к воспроизведению и приводит к закреплению двигательных навыков. В. И. Горелов [47] считает, что в отсутствие периода гуления у ребенка является не нормой, так как не пройдя в развитии через данный период, перейти на стадию лепета будет невозможно

Лепетная речь активно формируется у детей в возрасте от семи до восьми месяцев. Лепетная речь создается на основе безусловных естественных рефлексов (сосание, глотание и т. д.), и она кажется иной, иногда бессистемной комбинацией звуков в невербальном периоде языкового образования у ребенка.

Среди гласных звуков активно выражается звук [A], среди согласных возможно услышать [P, B, M, K, T] - ребенок произносит данные звуки в форме цепочки слогов. Из гласных чаще всего звучат [A], согласные - [T, B, K, P, M].

Этот период языкового формирования был подробно изучен в трудах В.И. Бельтюкова А.Д. Салахова [14], С.Н. Цейтлин [203] и другими исследователями. На этом этапе, в формировании словообразования, комбинация различных соединений рисуется в линейной последовательности.

В 8-9 месяцев у ребенка формируется понимание. Этот период характеризуется Н.Х. Швачкиным как дофонемный. Когда ребенок достигает возраста от десяти до одиннадцати месяцев, он постепенно начинает различать звуковую композицию слова. Понимание звуковой композиции слова является нормальным, если сохраняется его ритмическая и мелодическая структура [194]. И этот период развития уже называется фонемным речевым периодом [209]. Последовательность этапов восприятия речи ребёнком также подробно описана в источниках и имеет следующий вид:

· может воспринимать гласные звуки;

· различает шумные звуки и сонорные;

· может различать твердые и мягкие согласные;

· дифференцирует взрывные и щелевые звуки;

· может различать заднеязычные звуки и переднеязычные звуки;

· имеет возможность дифференцировать глухие и звонкие звуки;

· может различать шипящие и свистящие звуки, сонорные звуки.

В своих трудах Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнов свидетельствуют о постепенном развитии речевого осмысления у детей:

• сначала происходит формирование возможности смотреть взглядом, для того чтобы отыскать предмет, который при этом демонстрируется и озвучивается его название;

• поворачивает голову к предмету в шесть – семь месяцев;

• находит предмет по его названию в период от семи до восьми месяцев;

• в период между десятью и одинадцатью месяцами дети начинают кивать, отрицая или подтверждая;

• к двенадцати месяцам малыш обычно может обнаружить идентичные предметы, обобщить их признаки и соотнести предмет с его словесным описанием [39].

По достижении годовалого возраста ребенок уже устойчиво начинает произносить гласные [A, У,И], согласные [П, Б, M, Н, T, Д, K, Г], постеменно начинает соотносить звуковое оформление предмета с рисунком, образом предмета, распознает данные предметы на рисунках, он способен определять предметы, при этом понимая их наименования, способен осознавать и выполнить простые указания, инструкции, в активном словарном запасе ребенка применяется от 10 до 15 слов.

Используя манипуляции, предмет и слово разрабатываются, поэтому на начальном этапе процесс усвоения предметных действий рассматривается как очень важный, поскольку благодаря практической деятельности приобретаются навыки, соответствующие соотношению звукового замысла слово с конкретной темой, которая проясняет. Те. Обобщение считается исключительным результатом проводимой практической деятельности. Речевое действие является условием появления субъекта словесной деятельности, состоящего из эмоций, мыслей и мотива для потребности в общении, по мнению А.А. Леонтьев [106].

Поэтому, первый год жизни ребенка характеризуется формированием вербальной основы, двигательным развитием, зрительным и слуховым восприятием, формированием голосового аппарата, развитием понимания обращённой речи, восприятием и пониманием сторона речи и от первоначальной активации словесной деятельности.

С года до двух лет жизни ребенка происходит расширение речевого понимания: ребенок постепенно начинает понимать слова, которые означают разные действия в разных ситуациях (может показать тех, кто ходит, показывает тех, кто спит и т. д.),понимает сложные (для данного возраста) инструкции, смысл простых предлогов в определенных ситуациях. Дальнейшее активное расширение пассивного словаря продолжается и формируется выразительная сторона слова.

В возрасте примерно полутора лет глаголы повелительного наклонения возникают в активной речи ребенка (иди, давай), а в возрасте двух лет начинается процесс выработки элементарных предложений, которые состоят из двух слов без грамматики - то есть не используя предлоги, падежные окончания, без согласования слов между собой.

К двум годам объем словаря ребенка постепенно увеличивается, и достигает примерно 250-300 слов, в активном словаре используется около 50 слов, большинство из которых имеют элементарную структуру - обычно существительные.

В возрасте 3 лет дошкольники уже могут понимать рассказы с иллюстрациями, и без них, дети этого возраста нуждаются в визуальном подкреплении, чтобы лучше понять материал. Объем пассивного словарного запаса продолжает постепенно увеличиваться и достигает объема около 800 слов, в то время как в языке ребенок активно использует около 200-250 слов, в независимом языке ребенок начинает создавать предложения из трех слов, активно использует глаголы и прилагательные, которые определяют размер предметов, их цвет, свойства, форму и качество.

В речи трехлетнего ребёнка начинают появляться предлоги и местоимения, постепенно развивается грамматическая структура языка. Структура слова, основанная на соблюдении определенного количества слогов в словах, нарушена, то есть когда ребенок произносит сложные слова, воспроизводится только интонационно-ритмический набросок слов. Дети также заменяют сложные звуки произношения на простые, поэтому произношение еще далеко от нормы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: