Принудительные работы: их место в системе наказаний




С 1 января 2012 г. вступили в силу положения Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся введения уголовного наказания в виде принудительных работ. Одним из актуальных вопросов на современном этапе развития правовой системы РФ является уголовно-правовая политика по оптимизации мер уголовно-правового характера и реформированию уголовно-исполнительной системы. Анализ современной криминальной ситуации свидетельствует о наличии в действующем механизме уголовно-правового регулирования ряда проблем. Так, законодательная регламентация принудительных работ в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве выявила ряд проблем применения указанной меры уголовно-правового характера.

Итак, принудительные работы вводятся как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Отсюда можно сделать вывод, что принудительные работы занимают промежуточное положение между лишением свободы и наказаниями, альтернативными лишению свободы. В то же время, как отмечают ученые и юристы-практики, законодательный алгоритм назначения принудительных работ переводит их из разряда уголовных наказаний в разряд иных мер уголовно-правового характера, сближает с условным осуждением, а точнее - воспроизводит такую известную советскому уголовному праву меру, как условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.

Напомним, что в советском и в российском уголовном законодательстве длительное время действовали институты условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения с обязательным привлечением осужденных к труду, которые можно считать единым комплексным уголовно-правовым и уголовно-исполнительным институтом[1]. Реализация его норм в целом принесла положительные результаты. Если посмотреть статистику за период с 1977 по 1989 годы на стройках(предприятиях) народного хозяйства было направлено более 3млн. условно осужденных и условно освобожденных. С их участием построен ряд важнейших народно-хозяйственных объектов. Последовательно снижалась и рецидивная преступность, так с 1985 по 18989 г. абсолютное число указанных лиц, вновь совершивших преступление, сократилось с 9,6 тыс. до 2,5 тыс, а их доля не превышала 2% в общей массе повторных преступлений, колеблясь в пределах от 1 до 1,7%. Отсюда можно сделать вывод о довольно высокой эффективности подобной замены лишения свободы.

На сегодняшний день суды лишены возможности назначения наказания в виде принудительных работ. Законодатель перенес сроки введения указанного наказания на 1 января 2014г., объясняя это отсутствием дополнительных бюджетных ассигнований, а впоследствии введение с 2014 г. указанного вида наказания вновь было перенесено на 2017 год.

Введение этого вида наказания стоит рассматривать как неотъемлемую часть процесса реформирования уголовно-исполнительной системы[2]. Места отбывания принудительных работ - исправительные центры позволят сократить наполнение колоний, дадут возможность не погружать осужденного, впервые совершившего преступление, в среду профессиональных преступников и снизить затраты на содержание осужденных.

Также открытым остается вопрос о трудоустройстве осужденных к этому виду наказания. Господство в российском обществе рыночной стихии, преобладание частнособственнических форм хозяйствования, высокий уровень безработицы, периодические финансовые кризисы мировой экономики, в которую после вступления в ВТО окончательно интегрирована Россия - все это дает серьезные основания сомневаться в том, что российские предприниматели начнут наперебой создавать дополнительные рабочие места для использования труда осужденных к принудительным работам даже при наличии продекларированных законодателем налоговых льгот, тем более завуалированных обтекаемой формулировкой «в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (ч.2 ст.60.7 УИК РФ)[3].

К настоящему времени проведены предварительные расчеты относительно применения принудительных работ. Предполагается, что в первый год введения в действие данного вида наказания суды назначат 5,56 тыс. обвинительных приговоров, в то время как среднегодовая численность осужденных к принудительным работам может составить около 30 тыс. человек, которые будут отбывать наказание в 150 ИЦ, где всестороннее обеспечение учреждений осуществят порядка 4500 штатных единиц сотрудников. Затраты на создание одного ИЦ с лимитом наполнения до 200 человек составят от 67,6 до 72,2 млн.руб. На обеспечение деятельности всех ИЦ необходимо порядка 12 млд.руб.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что принудительные работы могут занять особое место в системе наказаний. Эта мера может завершить оформление системы наказаний и быть переходным звеном от наказаний, не связанных с лишением свободы, к наказаниям, связанным с лишением свободы. Вместе с тем предложенные сроки по переносу введения в действие принудительных работ (январь 2017 г.) заставляют не только осмыслить сущность и содержание этого наказания, но и обозначить проблемы правового и организационного характера и выработать возможные пути их решения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: