Понятие прибыли как экономической категории
1.2 Особенности формирования прибыли в торговле, ее виды
Эффективность формирования, распределения и использования прибыли в торговле
. Анализ формирования и распределения прибыли торгового предприятия (на примере салона часов «Яна»)
Характеристика предприятия и его деятельности
Анализ формирования и использования прибыли
Факторный анализ прибыли
3. Совершенствование методов управления прибылью предприятия для дальнейшего его развития
3.1 Пути повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности
3.2 Планирование прибыли для дальнейшего развития предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Приложении 1 Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия «Яна» за 2005 - 2006 гг
Приложение 2 Порядок формирования и использования прибыли
Введение
В условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования предоставляется экономическая свобода предприятиям, как основным звеньям экономики, что расширяет возможности их деятельности. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде, что предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятий. Одним из основных требований успешного функционирования предприятий является безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Торговые предприятия, с одной стороны, завершают производства, а с другой стороны, обеспечивают удовлетворение значительной части личных потребностей населения в товарах и услугах. Основная задача торгового предприятия - закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, при минимальном уровне издержек обращения и получения достаточно высокого уровня прибыли.
Показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Прибыль является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, пополнения государственного и местного бюджетов.
Обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Итак, прибыль - это основной многозначный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.
Однако получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может иметь длительного характера, так как конкуренция в конце концов ведет к выравниванию условий хозяйствования, повсеместному распространению технических нововведений и т.п. С другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, что позволяет рассматривать прибыль как постоянное явление в экономике, играющее огромную стимулирующую роль. Представляется важным подчеркнуть, что неопределенность, приносящая экономическую прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других, а угроза убытков безусловно является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль. Для успешного функционирования предприятия проблемы прибыли очень актуальны. В связи с этим вопросы исследования особенностей формирования прибыли в торговле с целью выявления резервов для ее повышения и эффективного распределения приобретают исключительно важное значение.
Цель дипломной работы - исследование особенностей формирования и распределения прибыли в торговле, и выявление резервов ее повышения для развития предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо разрешение следующих задач:
а) исследование экономической сущности и видов прибыли;
б) анализ формирования прибыли торгового предприятия, ее динамики и структуры;
в) определение факторов формирования прибыли и особенностей ее распределения в розничной торговле;
г) выявление резервов увеличения прибыли и разработка прогнозных показателей;
д) планирование прибыли для дальнейшего развития предприятия на основе выявленных резервов в управлении процессами формирования и распределения прибыли. Объектом исследования выбрано коммерческое предприятие розничной торговли «Яна», специализирующееся на продаже часов.
Предметом исследования является финансово-экономическая деятельность предприятия по формированию и распределению прибыли.
Анализ прибыли исследуемого торгового предприятия был осуществлен на основе методики, представленной в работе «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», автором которой является Л.И. Кравченко. В данном труде особое внимание уделяется выявлению, изучению и мобилизации резервов экономического роста предприятий, повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Методикам комплексной увязки прибыли торгового предприятия с основными показателями его деятельности, используемым в данной дипломной работе, широкое место отводит А.Н. Соломатин в своей работе «Экономика и организация деятельности торгового предприятия». Среди других авторов, уделяющих в своих научных трудах внимание вопросам анализа прибыли предприятия, можно назвать Г.В. Савицкую («Анализ хозяйственной деятельности предприятия»), В.А. Чернова («Экономический анализ») и др.
Также использованы публикации журналов «Справочник руководителя торгового предприятия», «Часовой гид», статистические и аналитические данные торгового предприятия. Структурно работа состоит из трех частей. В первой главе рассмотрены теоретические основы понятия прибыли предприятия, изучены факторы, влияющие на ее изменения. Во второй части проводится анализ прибыли предприятия и дается оценка эффективности управления формированием и распределением прибыли. Третья часть посвящена разработке планирования дальнейшего развития торгового предприятия на основе выявленных резервов по управлению процессами формирования и распределения прибыли.
1. Экономическая сущность прибыли торгового предприятия