ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ




 

Проведем анализ влияния факторов на величину прибыли. Количественное изменение чистого финансового результата при заданном количественном изменении факторных показателей и будет резервом улучшения финансового состояния. Так, на прибыль влияют: товарооборот, средний уровень валового дохода и средний уровень издержек обращения, а также другие доходы и расходы от внереализационной деятельности.

В таблице 6 представлена информация о выполнении плана прибыли в 2006 году по кварталам.


Таблица 6

Данные о выполнении плана прибыли в 2006 году по кварталам (тыс. руб.)

Квартал 2005 г. 2006 г. Отклонение от 2005 г.
    факт В % к факту 2005г.  
I 557,52 651,68 116,89 +94,16
II 593,03 686,00 115,68 +92,97
III 608,24 720,46 118,45 +112,22
IV 634,21 731,86 115,40 +97,65
Всего     116,59 +397

 

Представленные в таблице данные свидетельствуют о выполнении плана прибыли по всем кварталам. Это позволяет сделать вывод об эффективной организации торгового процесса, обеспечивающего рост прибыли от продажи часов. Максимальное выполнение плана прибыли соответствует III кварталу. Однако, в силу специфичности реализуемого товара, цены на который варьируют от 500 руб. до 100 тыс. руб., неординарность выполнения плана прибыли по кварталам не зависит от сезонности.

Далее проведен анализ выполнения плана прибыли в 2006 году (табл. 7).

прибыль торговля

Таблица 7

Анализ выполнения плана прибыли в 2006 году (тыс. руб.)

Наименование показателей Факт 2005 г. 2006 г. Отклонение В % к 2005 г.
    план факт выполнение плана, % от плана от 2005 г.  
               
Товарооборот, тыс. руб. в действующих ценах в сопоставимых ценах 15 666 15.666 15.818 - 16.227 15800 102,59 +409 +561 103,58
Валовой доход (валовая прибыль) 3 133 3.380 3 570 105,62 +190 +437 113,95
Уровень валового дохода в % к товарообороту 20,0 21,4 22,6 105,6 +1,2 +1,4 113,0
Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые из валового дохода, тыс. руб. 493,8 496,7 510,5 102,78 +13,8 +16,7 103,38
Уровень налогов и платежей в % к товарообороту 3,152 3,140 3,146 100,19 +0,006 -0,006 99,81
Издержки обращения, тыс. руб.       95,13 -80 +40,0 105,4
Уровень издержек к товарообороту, % 4,83 5,06 4,93 92,74 -0,13 +0,1 102,1
Прибыль (убыток) от реализации товаров, тыс. руб.       107,31 +190 +397 116,59
Уровень прибыли от реализации товаров к товарообороту, % 15,28 10,11 17,19 170,03 +7,08 +1,91 112,5
Прибыль (убыток) от реализации основных средств, тыс. руб. -     105,78 +52 - -
Прибыль (убыток) от реализации, прочих активов, тыс. руб. -200 - - - - +200 -
Внереализационные доходы, тыс. руб.       103,33 +10 -110 73,81
Внереализационные расходы, тыс. руб.       96,15 -10 -250 49,02
Балансовая (общая) прибыль (убыток), тыс. руб. 2 103   3 802 107,40 +262 +1699 180,79

 

По данным табл.7 выявлено, что получено прибыли сверх плана от реализации товаров на 190 тыс. руб., что составило выполнение плана на 107,31%; продажи и выбытия основных средств - на 52 тыс. руб. (выполнение плана 105,78%) Снижение внереализационных расходов также не могло отрицательно повлиять на конечный результат прибыли. А вот изменение внереализационных доходов указало, что предприятие в 2006 году недостаточно использовало такой резерв, как внереализационная деятельность.

В результате исследования представленных в таблице данных, выяснено, что план по общей сумме прибыли предприятием перевыполнен на 262 тыс. руб. или на 7,4%. По сравнению с прошлым 2005 годом прибыль возросла на 1699 тыс. руб. или на 80,79%. Для изучения влияния факторов на общую (балансовую) прибыль, произведем следующие расчеты (табл. 8).

 

Таблица 8

Алгоритм расчета влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли (тыс. руб.)

факторы Влияние на выполнение плана прибыли Влияние на динамику прибыли,
  расчет сумма расчет сумма
Изменение объема товарооборота в действующих ценах 409х10,11:100 +413,5 561х15,28:100 +857,2
В т.ч. за счет повышения розничных цен на товары - - (16227-15800)х15,28::100 +652,5
Изменение уровня валового дохода в % к обороту 16227х(+1,2):100 +19,47 16227х(+1,4)::100 +22,72
Изменение уровня налогов и платежей, взимаемых из валового дохода в % к обороту 16227х (-0,006):100 -0,97 16227х (-0,006):100 -0,97
Изменение уровня издержек обращения в % к обороту 16227х (-0,13):100 -21,9 16227х(+0,1)::100 +16,23
Изменение финансовых результатов от реализации основных средств - +52 -  
Изменение финансовых результатов от реализации прочих активов - -200 - -200
Изменение суммы внереализационных доходов - +10 - -110
Изменение суммы внереализационных расходов - -10 - +250
Итого        

 

Таким образом, на балансовую прибыль в динамике положительно повлияли следующие факторы:

1) повышение розничных цен на товары увеличило товарооборот на 3,58%, что отразилось на росте прибыли на 652,5 тыс. руб.;

2) увеличение товарооборота на 561 тыс. руб. за счет повышения розничных цен увеличило валовой доход на 437 тыс. руб., а издержек обращения на 40,0 тыс. руб., что явилось основанием для повышения уровня валового дохода в % к обороту, и привело к росту прибыли на 204,7 тыс. руб.

) изменение уровня издержек обращения в % к обороту отразилось на росте прибыли на 16,23 тыс. руб.;

) рост прибыли от реализации прочих активов на 200,0 тыс. руб.;

) получение прибыли от реализации основных средств 900,0 тыс. руб.

) снижение внереализационных расходов на 3,85% (на 10,0 тыс. руб.).

Таким образом, общее влияние положительных факторов на динамику прибыли составило 1699 тыс. руб., а выполнение плана - 262 тыс. руб.

В связи с повышением розничных цен товарооборот возрос на 427 тыс. руб. (16227 - 15800) и за счет этого прибыль от реализации товаров увеличилась в динамике. Тогда влияние изменения товарооборота на прибыль составит:

* 15,28: 100 = 652,46 тыс. руб.

В связи с повышением розничных цен на товары валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия, увеличился в динамике на 437 тыс. руб. Влияние на прибыль изменения среднего уровня валового дохода рассчитывается по формуле (7). Влияние увеличения этого фактора составит:

* (22,0 - 20,0): 100 = 35,70 тыс. руб.

Влияние уровня издержек на величину прибыли можно определить по формуле (8). При изменении уровня издержек обращения (издержки обращения повысились в динамике на 40 тыс. руб) изменение розничных цен привело к росту прибыли от реализации товаров по сравнению с прошлым годом на 16,23 тыс. руб.

Суммарное влияние этих факторов приближённо равно изменению динамики результата от продаж в целом без влияния цен, что составит:

(857,21 - 652,46) - 35,70 + 16,23 = 185,28 тыс. руб.

Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда работников, обеспечивающих увеличение розничного товарооборота, отсюда и рост прибыли от реализации товаров. Для определения влияния данного фактора на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров (561 х 15,28: 100 = 85,72).

Получим, что за счет повышения производительности труда работников объем товарооборота увеличился по сравнению с планом на 85,72 тыс. руб. (16227: 8 / 15818: 8 = 2,59%)

Наряду с тем, что большинство факторов положительно влияет на выполнение плана и динамику прибыли торгового предприятия. Если бы не было отрицательного влияния отдельных факторов, то балансовая прибыль возросла бы по сравнению с планом еще на 21,09 тыс. руб. и в динамике на 110,97 тыс. руб.

Определенное влияние на конечные финансовые результаты оказывают внереализационные доходы, расходы и потери. Их анализ проводят раздельно по доходам и расходам (по отдельным их видам, суммам и в целом по предприятию). Многие их них (в том числе внереализационные доходы) являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Например, от внереализационной деятельности в 2006 году получено расходов в сумме 250 тыс. руб., а доходов меньше чем в 2005 году на 26,19% (на 110,0 тыс. руб.). Основным источником анализа внереализационных доходов, расходов и потерь являются форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные их аналитического учета. Особое внимание при анализе уделяют изучению причин образования внереализационных расходов и потерь и разработке мер по их предупреждению.

Салон часов «Яна» имеет следующие данные о внереализационных доходах, расходах и потерях (табл. 9)


Таблица 9

Информация о фактических внереализационных доходах, расходах и потерях в 2005-2006 гг, (тыс. руб.)

Наименование внереализационных доходов и расходов 2005 г. 2006 г. Изменения в динамике В % к прошлому году
  сумма удельн. вес, % сумма удельн. вес, % в сумме по уд. весу,%  
Внереализационные доходы
Штрафы, пени и неустойки полученные   9,06   17,1 +15 8,05 139,47
Полученные проценты по счетам за хранение средств в банке   30,95   45,81 +12 14,86 109,23
Прибыли прошлых лет, выявленные в отчетном году   26,19   27,74 -24 1,55 78,18
Поступление долгов, ранее списанных как безнадежные   20,0 - - - -20,00 -
Излишки объектов основных средств и других активов, выявле. при инвентаризации   10,71   5,48 -28 -5,23 37,78
Прочие внереализацион- ные доходы   3,09   3,87 -1 0,78 92,31
Итого         -110 - 73,81
Внереализационные расходы и потери
Штрафы, пени и неустойки уплаченные   41,96   31,60 -135 -10,36 36,92
Убытки прошлых лет, выявленные в отчетн году   32,94   42,40 -62 9,46 63,09
Налог на добавленную стоимость от внереализа ционных операций   25,10   26,00 -63 0,9 58,78
Итого         +0,27 --260 49,02

 

Результат от внереализационных операций в 2005 году представлен как превышение расходов над доходами на 90 тыс. руб., а в 2006 году как превышение доходов над расходами на 60 тыс. руб.

Штрафы, пени и неустойки, полученные на начало и конец года, ниже уплаченных сумм, причем темпы роста уплаченных штрафов значительно уступают темпам увеличения штрафов полученных. Наблюдается положительное изменение исполнения платежной дисциплины самим предприятием. Однако, поступившие от поставщиков, покупателей, других юридических и физических лиц штрафы свидетельствуют о нарушениях ими договорной дисциплины, а значит, они не должны оцениваться положительно. При анализе не только изучают полноту применения штрафных санкций к нарушителям договорной дисциплины, но и разрабатывают меры по полному и качественному выполнению договорных обязательств. По каждой сумме уплаченных штрафов изучают их причины и виновников; выясняют, практикуется ли взыскание штрафов с виновников в возмещение причиненного ущерба.

Как положительное следует отметить рост процентов, полученных по счетам за хранение средств в банке.

Наличие прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году, говорит о недостатках в учете и другой экономической работе. При наличии таких списаний изучают порядок оформления, предъявления и учета претензий, организацию расчетов с поставщиками, покупателями, другими предприятиями и физическими лицами. Особое внимание уделяют анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Такие убытки указывают на недостатки в обеспечении сохранности имущества предприятия. По каждой сумме, списанной на убытки недостач, проверяют обоснованность и законность списания, выясняют причины и виновников, а главное - принимают меры по сохранности имущества. Наличие потерь, подлежащих списанию торговой организацией за прошлый и отчетный годы свидетельствует о недостатках в расчетно-платежной дисциплине, учетной и другой управленческой работе.

Издержки обращения розничного предприятия повысились в 2006 году на 5,4%. Между тем, возможность повысить прибыль за счет снижения издержек обращения составляет 16,23 тыс. руб. В табл. 10 исследуем основные статьи издержек обращения для определения возможности их снижения.

 

Таблица 10

Выполнение плана по статьям издержек (тыс. руб.)

Статьи издержек обращения 2005 г. 2006 г.. Отклонение (+;-) План на 2006 г. Отклонение плана от факт 2006 г.. (+;-)
Транспортные расходы 33,0 12,0 -21 20,0 -8,0
Расходы по оплате труда 586,0 685,0 +99,0 685,0 -
Отчисления на социальные нужды 13,9 8,0 -5,9 10,0 -2,0
Расходы на содержание зданий 25,6 25,6   25,6 -
Амортизация основных средств 55,0 32,5 -22,5 38,1 -5,6
Плата за э/и теплоэнергию 8,0 10,4 2,4 8,0 +2,4
Расходы на рекламу 18,5 6,0 -12,5 12,8 -6,8
Прочие расходы - 0,5 +0,5 0,5 -
Итого: 740,0 780,0 +40,0 800,0 -20,0

 

Рассматривая статьи издержек обращения предприятия за 2005 и 2006 годы, следует отметить, что самой большой расходуемой статьей являются расходы по оплате труда сотрудников. Увеличение на 99,0 тыс. руб. соответствует повышению заработной платы в текущем году. По остальным статьям затрат произошли сокращения, кроме оплаты коммунальных услуг. За счет повышения стоимости электроэнергии отмечен перерасход на сумму 2,4 тыс. руб. В итоге при запланированных расходах в сумме 800,0 тыс. руб., предприятие сэкономило 20,0 тыс. руб.

Определение влияния на прибыль изменения показателей в абсолютном выражении не требует дополнительных расчётов, так как их абсолютные изменения на ту же величину изменяют показатели прибыли (от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли (нераспределённой прибыли отчётного периода).

Далее следует обобщить выявленные возможности роста прибыли торгового предприятия за отчетный период 2006 года с тем, чтобы определить размер неиспользованных возможностей в сумме и по уровню в % к обороту.

 

Таблица 11

обобщение выявленных возможностей роста прибыли (тыс. руб. /%)

Неиспользованные возможности роста прибыли Размер неиспользованных возможностей
  сумма, тыс. руб. уровень к обороту
1. Снижение в динамике внереализационных доходов 110,0 0,678
2. Сверхплановое повышение налогов и других обязательных платежей, взимаемые из валового дохода, 13,8 0,085
3. Повышение налогов и других обязательных платежей, взимаемые из валового дохода, в динамике 16,7 0,103
4. Относительный рост издержек обращения в динамике 20,0 0,123
5. Снижение расходов на оплату труда за счет использования прогнозных резервов повышения производительности труда 85,72 0,528
6. Увеличение суммы полученных процентов по счетам за хранение средств в банке 12,0 0,074
7. Снижение суммы налога на добавленную стоимость от внереализационных операций 6,3 0,039
Итого 264,52 1,63

 

В результате расчетов, представленных в данных табл. 11, выяснено, что торговое предприятие имеет возможные резервы роста прибыли дополнительно на сумму 264,52 тыс. руб., что составляет 1,63% к обороту.

 


3. Совершенствование методов управления прибылью предприятия для дальнейшего его развития

 

Пути повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности

 

Одной из первоочередных задач предприятия торговли является предоставление покупателю высококачественного товара. Вся деятельность предприятия должна быть нацелена на удовлетворение потребительского спроса и его прогнозирование. Потребительская ценность товара тем выше, чем он лучше отвечает по своим показателям требованиям покупателей и имеет характеристики, соответствующие спросу. Оптимизации продаж способствует рациональная структура ассортимента, построенная на основе потребностей и спроса населения.

Задачи поставки продукции отвечают требованиям конкретного адресного покупателя, что позволяет направлять всю деятельность предпринимателя по обеспечению салона часов товаром, удовлетворяющим требования к продукции предприятия. Для удержания своей ниши на рынке, салон часов «Яна» преследует цель сохранить свои позиции за счет сохранения конкурентоспособности предлагаемого покупателю товара, для чего принимает решение о трех основных «товарных» переменных: товарном ассортименте, комплексе услуг и атмосфере салона часов.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура реализации продукции. Товар, предлагаемый салоном часов, практически не подвержен ни сезонности, ни временному соответствию моде, поэтому формирование ассортимента товаров происходит в соответствии с учетом спроса покупателей и предложением новых моделей признанных брэндов.

Несмотря на то, что покупка часов для населения не является регулируемой и планируемой по времени, что частично потребность в этих товарах вытеснена с рынка аппаратами мобильной связи, оказывающими в качестве дополнительных услуг и информацию о времени, следует указать, что своевременное пополнение ассортимента продукции с учетом спроса покупателей является одним важнейших индикаторов деловой активности салона часов «Яна» и конкурентоспособности его продукции.

В соответствии с запросами покупателей в ассортименте товаров салона часов «Яна» значительно преобладают позиции моделей часов с дополнительными устройствами (автоподзаводом, сигнальным устройством, календарем, светящимся циферблатом и др.), миниатюрных и карманных часов, с художественным оформлением и отделкой корпусов, циферблатов и стрелок, часов в комплекте с браслетами и др.

В табл. 12 приведена структура реализуемой продукции, скорректированная на запросы потенциального потребителя, выраженная в стоимостной оценке.

 

Таблица 12

Структура ассортимента товаров салона часов «Яна» (тыс. руб./%)

Категория часов в зависимости от стоимости 2005г. тыс. руб. Удельный вес, % 2006г. тыс. руб. Удельный вес, %
1 категория часов стоимость свыше 50.000 руб. 2016,5 12,87 2056,75 12,67
2 категория часов стоимость от 10000 до 49999 руб. 3900,3 24,90 3897,5 24,02
3 категория часов стоимость от 3000 до 10000 руб. 3765,8 24,04 4056,12 24,99
4 категория часов стоимость до 3000 руб. 3664,4 23,39 4033,63 24,86
Крупногабаритные часы 2319,0 14,80 2183,0 13,46
Всего   100,0   100,0

 

Управление структурой продукции, реализуемой салон часовом «Яна», подчинено некоторым признакам. Во-первых, часы классифицированы по стоимости. Во-вторых, выделен такой сегмент как крупногабаритные часы. В общей структуре продукции салона часов преобладают часы, стоимость которых составляет от 10000 до 49999 руб. (24,9% в 2005 году и 24,02% в 2006 году), 3 категория часов, стоимость которых от 3000 до 10000 руб.(соответственно 24,04% и 24,99%), а также 4 категория часов стоимостью до 3000 руб. (23,39 и 24,86%).

Часы 1 категории часов имеют стоимость свыше 50.000 руб. и предназначен для покупателей, предпочитающих исключительно эксклюзивный товар. Его доля в ассортименте не выше 13%. Крупногабаритные часы по стоимости значительно уступают часам 1 категории, ассортимент более широк, но их доля в общей структуре незначительна.

Однако, полной картины такая структура ассортимента не представляет из-за значительных разниц в цене предлагаемых товаров даже одной категории. Поэтому так важно принять правильное решение о широте товарного ассортимента и его глубине. Характеристиками ассортиментного ряда часов для потенциального потребителя являются: качество предлагаемых товаров, дизайн, марка производителя, соответствие требованиям спроса покупателей. Но изначально, розничный торговец отталкивается от выбора производителя часов.

Для этого проводится учет всех остатков продукции отдельного производителя определенной ассортиментной группы, что дает возможность оценить эффективность отдельных позиций ассортиментных групп. Вероятность востребованности отдельной модели часов у покупателя, как один из факторов конкурентоспособности практически всех моделей часов, представленных к продаже салон часовом «Яна», обеспечивается собственно брэндом, общепризнанным в мире часов и несущим сведения о высоком качестве продукции данных производителей, которые представляют новые модели часов. Поэтому уценка остатков продукции с целью полной реализации моделей данной ассортиментной группы производится при залежалости товара.

Рассмотрим процесс формирования выручки предприятия при реализации часов оптовой компании Информационный центр «Консул» (г. Москва), которая предоставляет салону часов такие модели как «Гранат», «Комета», «Камертон», принятые по предварительной оплате (расчёты авансовыми платежами), И другой компании - Сети часовых салонов «Студия времени» (г. Екатеринбург), который обеспечивает поступление салону часов таких моделей как «Ладомир», «Нестеров», «Неон», принятые с отсрочкой платежа и оплатой процентов за коммерческий кредит

 

Таблица 13

Расчет эффективности управления ассортиментом реализованной продукции

Наименование производителя Поступление товара, тыс. руб. Реализация товара с наценкой 40 %, тыс. руб. Остаток, реализуемый с наценкой 20%,тыс.руб. Расчет выручки от реализации, тыс. руб.
Уральская часовя компания - ЕВК-Альянс 614,89 563,36 51,53 (123,12 х 140% + 60,4,0 х 120%) - 614,89 = (788,70 + 61,84) -614,89 = 235,65
московский холдинг ДБТ «Контур» 419,08 393,24 25,84 (393,24 х 140% + 25,84 х 120%) - 419,08 = 162,56

 

Стоимость продукции при поступлении учитывает затраты на оплату заказа, а также коммерческие расходы, связанные с доставкой продукции в салон часов. В эту стоимость не включены текущие расходы предприятия, представляющие до 40% от выручки от продажи. Таким образом, салон часов «Яна» получит прибыли от реализации часов только Уральской часовой компании - ЕВК-Альянс в сумме 238,9 тыс. руб.

(235,65 + 162,56) * 80% = 238,9 тыс. руб.

Данные таблицы 14 свидетельствуют о методах управления товаром, временно не востребованным. Объемы реализации товара за год таковы, что остатки товара, подлежащие уценке, незначительны, но требуют дополнительных мероприятий по оптимизации продаж. И хотя данная ассортиментная группа товаров будет признана потенциальным потребителем с некоторыми уступками в виде снижения цены, предприятию необходимо продолжать сотрудничество с этим производителем. Но при этом необходимо снизить число позиций товара данного поставщика независимо от категории часов поставляемых им.

Получение максимальной прибыли возможно при оптимальном сочетании объема и цены на предлагаемую продукцию. Чтобы определить оптимальное соотношение цен и объемов реализации, необходимо вести раздельный учет постоянных и переменных затрат. Задача максимизации прибыли состоит в определении положения динамического равновесия между спросом и предложением, а также в нахождении равновесной цены и соответствующего объема продаж. Для предприятия, стремящегося к прочному положению на узкоспециализированном участке рынка, представляющим интересы веб-покупателей, ключевое значение для успеха избранной стратегии имеет выбор производителя продукции.

Для оптимизации ассортимента продукции следует провести:

- анализ покупательского спроса на каждую категорию часов салон часов;

- учет ограничений, связанных с существующими возможностями, имеющимися ресурсами и потребностью рынка в отдельных моделях часов;

- выбор с учетом рыночного спроса рационального сочетания цен и объемов реализации;

- прогноз потока денежных средств для сравнения плановой и оптимальной вариантов сбыта продукции.

В таблице 14 дана информация о динамике поставок по числу позиций каждого поставщика.


Таблица 14

Динамика поставок продукции коммерческого предприятия «Яна»

Производитель / поставщик Ассортиментный ряд 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Сеть часовых салонов «Студия времени» (г. Екатеринбург) Крупногабаритные часы, 4 категория        
Уральская часовая компания ЕВК-Альянс 3,4 категории        
Система часовых салонов «Круз» (г. Нижний Новгород) 2,3 категории -        
Сеть фирменных отделов «Кигс» (г. Москва) 2,3 категории          
Часовой дом «Миг» (г. Санкт-Петербург) 4 категория          
Салон швейцарских часов «Таймсквер» (г. Москва) 1 категория          
Торговый центр «Слава» (г. Москва) 4 категория          
Информационный центр «Консул» (г. Москва) 2,3 категории          
LOGO WATCH (г. Москва) 1 категория          
Ирма-Л, часовая компания (г. Москва) 1 категория - -      
«Командирские» (Чистопольский часовой завод) 3 категория, Крупногабаритные часы          
Итого позиций          
                     

 

Данные таблицы указывают, что преобладающее число вариантов всевозможных моделей часов принадлежит оптовым московским часовым компаниям. Число заказов моделей часов отражает изменение числа позиций, нарастающий итог которых в итоге обеспечивает высокую прибыльность от реализации продукции салон часов.

Имея в 2003 году в общей сложности 967 вариантов позиций часов, предприятие работало над обновлением и расширением модельного ряда часов. В итоге в 2004 году позиций было уже 1120, в 2005 году - 1265, а в 2006 году - 1498.

Определенной стабильности и устойчивости ассортимента товаров позволяют добиться своевременный контроль за частотой и регулирование постоянства спроса. Однако, для того, чтобы достигнуть бесперебойной продажи, рекомендуется иметь в наличие широкий и устойчивый ассортимент товаров в салон часов в пределах норматива товарных запасов и отвечающего требованиям покупателей, что способствует улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности салона часов.

На продуктивность торговой деятельности огромное значение оказывают и такие факторы как учет потребительских предпочтений, а также предоставления дополнительных услуг веб-покупателю. В настоящее время салон часов уделяет внимание как предпродажному, так и послепродажному обслуживанию своих клиентов. В салоне организовано предоставление услуг по гравировке и ремонту часов всех моделей. Кроме того, до сведения покупателей доводится уведомление о гарантиях предоставляемых покупателю, о способах защиты интересов покупателей. При выдаче покупки салон предоставляет гарантийный талон на обслуживание в течение полугода.

Рационально сформировать ассортимент товаров тоже важно. Так, изучив новинки моды на часы, предприниматель знакомится с оригиналами и делает выборку. О направлении динамики сбыта по товару или группе товаров в течение базового периода можно узнать с помощью линейного тренда, представлявшего собой тенденцию развития функции сбыта в наиболее общем, абстрагированном от случайных колебаний виде. Тенденции могут проявляться в отношении роста тренда, его стагнации, или спада.

Реализация специфических товаров в магазине, особенно реализуемых методом личных продаж, невозможна без комплекса специальных мероприятий, направленный на увеличение объёмов продаж в розничной торговле, так называемого мерчандайзинга.

Мерчандайзинг - это подготовка товаров к розничной торговой сети: оформление торговых витрин, размещение самого товара в торговом зале, представление сведений о товаре. Он развивает популярность торговых марок путём воздействия на потребителя. Это воздействие заключается в проведении специальных работ по размещению и выкладке товара, созданию его эффективного запаса и оформлению мест продаж. Эти мероприятия расширяют число покупателей определённой торговой марки за счёт стимулирования желания конечного потребителя выбрать и купить продвигаемый товар, а также выделения продукции относительно конкурентов. С учетом специфики товара в розничной торговле следует рассматривать товар не в отдельности, а вместе с мерчандайзинговой услугой.

Побуждение потребителя раз за разом возвращаться в конкретную торговую точку достигается созданием соответствующей атмосферы в магазине. Для этого используют комплекс визуальных, звуковых и других воздействий на человека. Максимальное использование торговой площади предусматривает такое размещение отделов и подотделов магазина по ходу движения покупателей, которое как бы само собой подталкивает покупателей к совершению одной покупки за другой.

Можно утверждать, что проведение розничным торговцем мероприятий мерчандайзинга следует отнести к рекламным затратам. Ведь проводимые в рамках этой системы мероприятия также формируют информацию для неопределённого круга потребителей о преимуществах данного конкретного магазина и способствуют реализации товаров. Только в данном случае эта информация является не явной, а завуалированной. Однако то, что она непосредственно воздействует на потребителей, нет никакого сомнения.

Так же как и производители товаров, розничная торговая сеть может иметь собственную специализированную службу мерчандайзинга, а может обратиться к специализированным агентствам. Затраты на мерчандайзинг следует признать расходами по обычным видам деятельности.

Таким образом, если предприятие розничный торговли стремится сделать свой магазин максимально привлекательным для потребителя и получать наибольшую отдачу в виде прибыли с квадратного метра торговой площади, рекомендуется привлечь специалиста по мерчандайзингу.

Для оценки эффективности мерчандайзинга достаточно применить основные критерии: либо характеризующие направление динамики сбыта по торговой марке товаров или группе товаров в течение базового периода; либо основанные на потребительской оценке. Первый критерий формируется на основе внутренней информации за счет мониторинга показателей сбыта (товарооборот, валовая прибыль, чистая прибыль, удельная чистая прибыль). Второй критерий формируется на основе внешней информации путем опроса потребителей о приверженности к брэнду (торговой марке), о потребительской оценке и норме потребительской стоимости. Однако, исследовать этот критерий не представляет интереса, поскольку часы настолько специфический товар, что в настоящее время потребность в них непредсказуема. В частности, в силу того, что приобретение такого товара - редкая покупка. Кроме того, рынок потребительских товаров сейчас заполонили сотовые телефоны, которые значительно сократили нишу потребительского спроса на часовую продукцию.

Вместе с тем, предприятия розничной торговли, реализующие часы, существуют, получают прибыль от своей деятельности, значит, есть смысл совершенствовать сбыт и предусмотреть мероприятия по улучшению торгового обслуживания населения, на основе использования результатов анализа показателей прибыли. Так, например, прирост валовой прибыли позволит оценить сбыт как отдельной торговой марки, так и категории в целом. Рост чистой прибыли даст оценку экономического эффекта от сбыта, отделив от валовой прибыли все расходы. Рост удельной чистой прибыли отразит экономический эффект от сбыта с учетом площади, занимаемой отдельной торговой маркой, или категории товара.

Прибыльной и эффективной деятельности салона часов способствует правильное соотношение в ассортименте часов и товаров дополняющих, что идет не в ущерб интересам покупателя. Так в салоне помимо часов покупатель может найти аксессуары - кожаные браслеты и ремешки для часов.

Предоставление потребителю дополнительных услуг, таких как гравирование и ремонт часов, также способствует эффективной деятельности предприятия, так как приносит некоторую прибыль и привлекает потребителя за счет предоставления качественной услуги. Рассматривая в перспективе развитие бизнеса предприятия, основанное на совершенствовании организации торгово-технологического процесса, помимо привлечения специалиста по мерчандайзингу, представляется также возможным предложить новый вид дополнит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: