Прочитать текст с основными теоретическими положениями




Практическое задание по теме

«МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

Прочитать текст с основными теоретическими положениями

2. Ответить на вопросы письменно:

1. Чем отличаются понятия «межличностная коммуникация» и «межличностное воздействие»?

2. Раскройте сущность межличностной коммуникации и определите ее функции.

3. Каковы особенности межличностной коммуникации?

4. При каких условиях межличностная коммуникация может быть эффективной?

5. Каким образом осуществляются намерения говорящего межличностной коммуникации?

6 Какую роль играют ритуалы в межличностном взаимодействии?

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Коммуникация может быть рассмотрена с точки зре­ния ее функциональной масштабности. Основой типологии служит социальная обусловленность общения. По этому признаку различают:

· массовую коммуникацию (в обществе в целом),

· ограниченную коммуникацию (в рамках социальных групп — компаний, организаций),

· локальную коммуникацию (в микрогруппах типа ас­социаций),

· внутригрупповую коммуникацию (в малых группах, в семье),

· межличностную, или интерперсональную, коммуни­кацию (между двумя индивидами),

· внутриличностную коммуникацию (между индивидом и электронными средствами передачи информации).

Наиболее характерными типами коммуникации в плане функционального различия и специфических условий ак­туализации являются межличностная и массовая коммуни­кации.

 

2. Коммуникация межличностная определяется как взаимный обмен субъективным опытом людей, находящих­ся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Особенности межличностной коммуникации-.

· неизбежность коммуникации — обмен информацией для человека является важнейшей потребностью;

· необратимость коммуникации — невозможность уничтожить сказанное (Слово не воробей);

· непосредственная обратная связь

· многоканальность — слух, зрение, обоняние сообща­ют дополнительную информацию о партнере;

· межличностные отношения, которые складываются в результате деловых и творческих контактов — неофици­альных, в результате эмпатии. На характер таких отноше­ний влияют условия коммуникации: анонимный обмен ин­формацией (между незнакомыми людьми в поезде, зри­тельном зале и т. п.); функционально-ролевое общение (меж­ду членами профессионального коллектива); личное, или интимное, общение (в группе друзей, в семье).

3. Сложность моделирования межличностной коммуни­кации объясняется тем, что она актуализируется в различ­ных формах: беседа — непосредственная коммуникация (с глазу на глаз = face to face = tete a tete или в присутствии др. лиц) или опосредованная коммуникация (через телефонную или компьютерную связь).

Сущность и функции межличностной коммуникации

Помимо базовых функций коммуникации (информаци­онной, экспрессивной и прагматической), особо выделяют­ся социально значимые функции — взаимодействие и воз­действие. В основе этих функций лежит главный прин­цип — мотивационный.

Мотивационные теории можно объединить в две груп­пы: мотивационные теории равновесия и мотивационные теории удовлетворения потребностей.

 

Мотивационные теории равновесия (баланса-дисбаланса)

· Теория Ф. Хейдера о когнитивном балансе базируется на двух постулатах:

1) наличие общечеловеческой тенденции к совместимо­сти;

2) реакция говорящего на кого-либо / что-либо варьи­руется в пределах позитивного / негативного (нравится — не нравится).

В такой трехчастной модели [Я — Другой — Третий] не учитываются постоянно меняющиеся ситуативные условия, которые влияют на создание гармонии и на возникновение конфликта в межличностном общении.

· Теория Л. Фестингера, так называемая теория когни­тивного диссонанса, связана с конфликтными ситуациями, обусловленными несогласованностью когнитивных струк­тур коммуникантов.

· Теория «управления впечатлением» американского социолога Э. Гоффмана утверждает, что социальные си­туации общения напоминают скорее драматические спек­такли, где актеры пытаются создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Действительно, межличност­ная коммуникация актуализируется в диалогических дис­курсах, представляющих мини-сценарии, где за каждым закреплена коммуникативная (социальная) роль. Однако, при конфликтном или агрессивном поведении сознательно или бессознательно разрушается «благоприятное впечат­ление».

Мотивационные теории удовлетворения потребностей

· Мотивационная теория психолога А. Маслоу основы­вается на росте удовлетворения личных потребностей.

· Теория социального обмена американских социоло­гов) Дж. Хоманса и Р. Эмерсона утверждает, что люди взаимодействуют друг с другом на основании своего опыта, учитывая при этом необходимые затраты и возможные воз­награждения. Процесс коммуникативного взаимодействия как составная часть социального взаимодействия рассмат­ривается как постоянный обмен «выгодами». Конечно, в межличностной коммуникации учитывается социальный опыт, но мотивированность межличностных отношений не укладывается в рамки модели «обмен выгодами».

· Теория речевой деятельности, разработанная на ос­нове общепсихологической теории деятельности (Л. С. Вы­готский, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя), определяет ключе­вые факторы коммуникации как речевой деятельности — мотив (неосознанный) и цель.

На основе изучения функций межличностной комму­никации ее сущность может быть определена как речевое общение двух индивидов, в процессе которого они регу­лируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основ­ной целью и мотивами в условиях совместной деятель­ности.

4. Степень эффективности коммуникации определяется по результатам актуализации двух функций — взаимодей­ствия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основ­ных условий, определяющих характер общения:

1) типов коммуникативных личностей;

2) восприятия смысловой и оценочной информации;

3) целенаправленного воздействия друг на друга.

Для эффективной коммуникации наиболее оптимальны условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации, вариантами этих условий являются:

· совместимость партнеров как коммуникативных личностей даже при различии коммуникативных установок способствует установлению контакта. Сигналом для кон­такта могут быть как вербальные, так и невербальные сред­ства;

· восприятие (= понимание и оценка человека челове­ком) — сложный процесс приема, переработки смысловой и оценочной информации. Важна адекватность смыслового восприятия, т. к. с ним связана правильность интерпрета­ции информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов межличностной коммуникации. Она помогает сократить конфликтные си­туации;

· воздействие через убеждение, механизмы которого изучены пока недостаточно. Способы и частные приемы воздействия могут быть эксплицитными и имгтицитными, непосредственными и опосредованными, ке/намеренными. На невербальном уровне межличностной коммуникации могут быть использованы разнообразные способы воздей­ствия — регулирующий знак, жест.

Ряд условий, способствующих воздействию методом убеждения, является общим для межличностной и массовой коммуникации:

· привлекательность и коммуникативная компетент­ность говорящего;

· внушение доверия, которое определяется моральным обликом говорящего и его профессиональной компетентно­стью, доброжелательным отношением к адресату;

· использование стереотипа, что связано со стремле­нием к идентификации собственного «я»;

· ссылка на личный опыт других как наглядное свиде­тельство; при этом рассказ должен отвечать двум крите­рием — вероятности («вполне может быть») и достовер­ности («это же так и было»);

· использование в речи повторений, сравнений, анало­гий, что создает у адресата перспективу рассуждений.

Экспериментально доказано, что убеждение опирается на первичный и заключительный аргументы, особенно послед­ний. При обсуждении дискуссионной темы адресат опирает­ся на первичный аргумент, при обсуждении малоинтересной темы ориентируется на заключительный аргумент.

5. Пространственные отношения играют важную роль при межличностном взаимодействии. Они предполагают выбор позиции по отношению к собеседнику, четкое опре­деление временных и пространственных границ ситуации взаимодействия, оформление занятой позиции посредством вербальных и невербальных средств. Американский куль­туролог Э. Холл проанализировал закономерности про­странственной организации коммуникации, а также влияние территорий, расстояний между коммуникантами и выделил четыре зоны межличностной коммуникации:

- интимную (45—60 см), разделяющую достаточно близ­ких людей;

- личную (45—120 см) — наиболее важное расстояние, которое говорящий поддерживает между собой и осталь­ными людьми;

- социальную (120-260 см), разделяющую людей при формальном и светском общении;

- публичную (от 3,5 м) — дистанция общения на пуб­личных мероприятиях.

6. Речевое воздействие понимается чаще всего как це­ленаправленное речевое общение, которое обусловлено мо­тивационно. Здесь важна целевая установка говорящего, который при помощи речи побуждает адресата начать, из­менить или завершить какую-либо деятельность, повлиять на принятие решений и т. д. Речевое воздействие в узком смысле слова обычно используется в сфере координативных отношений, когда коммуникантов связывают как отношения равноправного сотрудничества, так и отношения формальной или неформальной субординации. В распоря­жении говорящего имеются стратегии статусного и ролево­го регулирования, направленные на изменение исходных позиций коммуникантов. В. И. Карасик разграничивает интенциональное (намеренное) и неинтенциональное (побоч­ное) речевое воздействие.

Намеренное речевое воздействие, в частности, может осуществляться посредством:

· «авторитета, законной власти носителя институцио­нально более высокого статуса;

· манипуляции;

· убеждения, аргументации;

· силы физической или психической.

В связи с изучением проблем речевого воздействия поя­вились исследования, направленные на изучение механиз­мов речевого воздействия, в частности «лингвистика лжи», языковая демагогия, речевые манипуляции, речевое плани­рование и др.

7. Согласно общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, в процессе речевого общения коммуниканты, регулируя поведение друг друга, осуществляют со­вместную деятельность. Действие — целенаправлено, а деятельность (совокупность действий) мотивирована (ради чего говорят). Цель — обязательный для говорящего пара­метр. Разграничивают два типа целей, которые отражают существенные мотивы человеческого поведения: желание реализовать свое намерение (быть эффективным) и необхо­димость приспособиться к ситуации. Цели могут быть пер­востепенными, когда говорящий инициирует коммуника­тивный процесс и управляет речевыми действиями. Второ­степенные целей могут быть связаны с самооценкой говоря­щего, сохранением лица партнера, стремлением говорящего сохранить и приумножить значимые для него ценности, же­ланием говорящего управлять ситуацией и избежать отри­цательных эмоций. В основе коммуникативных стратегий лежат мотивы, потребности и установки (неосознаваемая готовность говорящих реагировать в определенной форме) коммуникантов.

8. В современной теории речевого общения модель ком­муникативного акта, основные составляющие которой были определены еще Р. О. Якобсоном, включает отправителя (адресанта), само сообщение с его языковым кодом, канал связи (посредник), получателя (адресата), обратную связь, коммуникативный контекст, помехи или шумы (сравните с моделью К. Э. Шеннона, рис. 3. 1). Для анализа речевых стратегий важно то, что каждый из элементов модели обла­дает воздействующим потенциалом и может использоваться для решения стратегических и тактических задач. Напри­мер, для оптимизации речевого воздействия используется стратегия самопрезентации, для сокрытия коммуникативно­го намерения используется «дипломатический» язык, нече­стные приемы полемики и другие манипуляции.

9. Одним из актуальных вопросов теории коммуника­ции является понимание механизмов и способов изменения субъективного мира личности, ее мировоззрения и поведе­ния. В теории коммуникации нет общепринятых представ­лений о том, как реально происходит процесс прогнозиро­вания предстоящего вербального или невербального взаимодействия. Выбирая определенный тип речевого поведе­ния, говорящий планирует речевые действия, опираясь на общие знания о способах речевого взаимодействия в опре­деленных ситуациях. Знание о предстоящей ситуации об­щения упрощает выбор речевого поведения, например, ка­ждый носитель языка знает, что для просьб подходит си­туация неформального общения. Помимо знаний у коммуникантов есть другая когнитивная информация: убеждения, установки, относящиеся к подобным событиям. Результат воздействия зависит от выбранных способов речевой коммуникации.

10. Участники процесса общения стараются прогнози­ровать способы коммуникативного взаимодействия с парт­нерами, мысленно намечая план, который должен привести к желаемому результату. Различают два вида планов: стра­тегические (предполагают длительное развитие отношений и ориентируются на отдаленные цели) и тактические (пла­ны «ближнего порядка», не предполагающие длительного развития).

Под коммуникативной стратегией понимается сово­купность реализуемых в коммуникативном акте ходов, за­планированных говорящим заранее и направленных на дос­тижение коммуникативной цели. Коммуникативная цель — стратегический результат, на который направлен коммуни­кативный акт.

Коммуникативная тактика — совокупность практиче­ских ходов в реальном процессе речевого взаимодействия, она соотносится с набором коммуникативных намерений (задач).

Речевые стратегии (специфические способы речевого поведения) определяют семантический, стилистический и прагматический выбор говорящего. Разграничивают оощие и частные стратегии. Например, общая стратегия дискре­дитации реализуется в частных стратегиях обвинения, ос­корбления, насмешки.

Речевые стратегии реализуются в рамках сложных си­туаций и социальных контекстов. Степень зависимости раз личных тактик определяется знанием коммуникативной си­туации.

Так, ритуализованные речевые тактики (благодарность, поздравление и т. п.) менее зависимы, чем другие, неритуализованные (признание, просьба, отказ). О. С. Иссерс выде­ляет следующие параметры, определяющие выбор речевой тактики и коммуникативных ходов на этапе планирования:

· «общие знания о коммуникативной ситуации (умест­ность / неуместность определенного речевого акта);

· знание о соответствующем речевом акте (ритуальный, стереотипный, нестереотипный, вообще не имеющий пре­цедента в индивидуальном опыте);

· знания о собеседнике (как личности, как партнере).

Классификация общих коммуникативных стратегий за­висит от избранного основания. С функциональной точки зрения выделяют основные (семантические, когнитивные) и вспомогательные стратегии.

Основные, т. е. наиболее зна­чимые с точки зрения степени значимости мотивов и целей, непосредственно связаны с воздействием на адресата, его картину мира, его поведение.

Вспомогательные стратегии способствуют эффективной организации взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата. Среди них можно выделить прагматические, диалоговые и риторические типы стратегий.

Стратегии самопрезентации, а также статусные и роле­вые вызывают эмоциональный настрой, поэтому их можно отнести к прагматическим, они мотивированы целью.

Диалоговые стратегии используются для контроля над темой, инициативой и степенью понимания в процессе об­щения.

Риторические стратегии связаны с техникой эффектив­ного воздействия на адресата.

Типология основных стратегий воздействия включает три составляющих.

Императивная стратегия предполагает кратковремен­ное подчинение адресата, она уместна и эффективна в экс­тремальной ситуации, где требуется оперативное принятие и исполнение важных решений в условиях временного де­фицита, а также при регламентации иерархических отноше­ний в системах «закрытого» типа. При этом главной являет­ся установка на доминирование в межличностных отноше­ниях. Налицо стремление распоряжаться, получить одно­стороннее преимущество. Императивное воздействие про­является открыто, без маскировки — от насилия и подавле­ния до внушения и приказа.

Манипулятивная стратегия реализуется в основном с помощью приемов подсознательного стимулирования, мас­кировочных техник, выстраиванием новой модели мира. Воздействие скрытое, с опорой на стереотипы, чаще все­го — это провокация, обман, интрига, намек. Одним из ви­дов манипуляции может быть соперничество, при котором партнер по коммуникации представляется опасным и не­предсказуемым, с которым приходится считаться. Тогда ис­пользуются некоторые виды «тонкой» манипуляции, джентльменские или временные тактические соглашения.

Развивающая стратегия основана на диалоге коммуни­кантов и их обоюдной открытости. При этом возможны та­кие установки на взаимодействие, как партнерство (равно­правные, но осторожные отношения строятся на договоре) и содружество (отношение к другому как к самоценности строится на согласии).

11. При описании речевых тактик важными являются следующие факторы:

- информация о предстоящем коммуникативном собы­тии (достаточная / недостаточная), совпадение когнитивных представлений у коммуникантов. В случае отрицательного ответа предпринимаются дополнительные коммуникатив­ные ходы — прямой или косвенный запрос информации, уступка, извинение и др.;

- позиция говорящих (симметричная / несимметричная, сильная / слабая). В случае слабой позиции говорящий ис­пользует тактику самопрезентации или коммуникативный ход «игра на повышение» (себя) и «игра на понижение» (партнера);

- установки говорящего и слушающего на тип общения (кооперативное / конфликтное). Несовпадение установок требует применения эмоционально настраивающих тактик, самопрезентации;

- условия успешности избранной речевой тактики за­дают социально и культурно зависимые рамки употребле­ния высказывания, что дает возможность говорить о его уместности;

- коммуникативные ходы, опирающиеся на сценарий (фрейм), включающий несколько вариантов поведения в конкретной ситуации. Сценарий — это стандартные после­довательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Например, сценарий ситуации «случайная встреча с другом» предполагает следующую последовательность дей­ствий: удивление, расспросы, обсуждение нескольких тем, общий интерес, передача приветов, прощание;

- языковые средства, которые являются маркерами стратегического замысла и тактических задач говорящего. Функция индикаторов речевых тактик выявляется при ана­лизе характерных признаков самого высказывания, которые определяют тип речевой стратегии. На семантическом уровне маркерами речевой тактики могут являться особен­ности обозначения участников коммуникации, обозначение событий, действий, обозначение характеристик коммуника­тивной ситуации и отношений между участниками.

В частности, в речевых тактиках похвалы, лести, ком­плимента используется прием «повышения» адресата, а в тактике оскорбления, издевки — его «понижение». Знания о мире (сценарии) помогают распознать речевую тактику. Например, случайная встреча знакомых строится по стан­дартному сценарию: короткое приветствие, из вежливости справляются о делах, не говоря о важных проблемах. На лек­сическом уровне речевое воздействие может строиться по шкале «удовлетворительно / неудовлетворительно», «прием­лемо / неприемлемо», когда стилистические параметры слов (например, болван, бездарь) свидетельствуют об опреде­ленной ценностной ориентации говорящего и воздействуют на установки слушающего. Определению тактики могут способствовать показатели чрезмерности, максимализма в оценках как выражающие общее положение дел. Типичны­ми выражениями в таком случае будут: И так всегда; Веч­но ты ноешь; Я тебе сто раз говорила, это сигналы кон­фронтационных речевых тактик оскорбления, обвинения, ссоры.

12. Манипуляция— один из видов воздействия, исполь­зуемый для достижения одностороннего выигрыша. В. М. Погольша выделяет следующие критерии манипулирующего воздействия:

· скрытность и тайный характер намерений (использо­вание адресата как средства для достижения собственных целей), например, отвлечение внимания адресата, повыше­ние собственного статуса в его глазах и др.;

· стремление получить односторонний выигрыш за счет давления: перехват инициативы, сокращение времени для принятия решения, саморекламирование или намек на ши­рокие связи и др.;

· разрушающий личность эффект воздействия: играя на интересах, потребностях или опасениях адресата, манипу­лятор может удерживать адресата в пределах своих воз­можностей и влиять на него.

Подбирая метафоры к понятию «манипуляция», часто говорят о стремлении прибрать к рукам, одурманить, пой­мать на крючок, при сохранении иллюзии самостоятельно­сти действий адресата, у которого остается чувство, что его оболванили, что он как выжатый лимон, сам не свой.

Метафоры личного влияния будут другими — это спо­собность притягивать как магнит, завораживать, вдох­новлять на подвиг, пробуждать ото сна.

13. В качестве средства воздействия многими современ­ными авторами выделяется самопрезентация. Это происхо­дит в тех случаях, когда человек сначала упорно работает над своим имиджем в расчете на то, что это в дальнейшем поможет ему влиять на окружающих. Это форма вложения в будущее. Личность, создающая себе репутацию надежно­го, компетентного и привлекательного партнера, расширяет возможности своего влияния на других.

14. Большую роль играет ритуальное поведение в меж­личностном взаимодействии. В обыденном сознании поня­тие «ритуал» чаще связывается с религиозным поведением. Но существует социальный ритуал с определенными функ­циями. Формы ритуального поведения отличаются от дру­гих устойчивых форм человеческих взаимодействий:

· обычай (обладает утилитарно-практическими чер­тами),

· этикет (не связан с верой в глубинный ценностный смысл действий),

· церемония (включает ряд ритуалов).

В начале XX в. немецкий социолог Г. Зиммель пришел к выводу, что большая часть повседневной жизни человека состоит из действий ритуального характера. Он предложил рассматривать ритуал как формальную процедуру, как не­соответствие внешнего поведения индивида и его внутрен­него мира. Здесь уместно говорить о феномене такта, ко­гда уместно или неуместно говорить о чем-то в определен­ной ситуации. Например, времяпрепровождение предпола­гает стереотипность ритуалов во время вечеринки, где важ­но учитывать пол, возраст, семейное положение, нацио­нальную принадлежность, культурный уровень, благосос­тояние участников. Так, темы «спорт» и «автомобиль» от­носят к «мужским разговорам». Тогда как темы «покупки», «кухня», «гардероб» относят к «женским разговорам».

14. В повседневном общении ритуалы выполняют функции стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта и др. Однако в отличие от религиозных ритуалов они менее стандартизированы и почти не подвергаются рацио­нализации (специальному осмыслению). Межличностные ритуалы основаны на использовании определенных стерео­типных моделей поведения, например, фатическое общение (функция языка фатическая). Чем шире арсенал приемов фатического общения — слов, жестов, мимики, — который увеличивается с повышением уровня воспитанности, а так­же опыта общения с разными людьми, тем легче человек устанавливает контакт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: