Практическое задание по теме
«МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
Прочитать текст с основными теоретическими положениями
2. Ответить на вопросы письменно:
1. Чем отличаются понятия «межличностная коммуникация» и «межличностное воздействие»?
2. Раскройте сущность межличностной коммуникации и определите ее функции.
3. Каковы особенности межличностной коммуникации?
4. При каких условиях межличностная коммуникация может быть эффективной?
5. Каким образом осуществляются намерения говорящего межличностной коммуникации?
6 Какую роль играют ритуалы в межличностном взаимодействии?
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Коммуникация может быть рассмотрена с точки зрения ее функциональной масштабности. Основой типологии служит социальная обусловленность общения. По этому признаку различают:
· массовую коммуникацию (в обществе в целом),
· ограниченную коммуникацию (в рамках социальных групп — компаний, организаций),
· локальную коммуникацию (в микрогруппах типа ассоциаций),
· внутригрупповую коммуникацию (в малых группах, в семье),
· межличностную, или интерперсональную, коммуникацию (между двумя индивидами),
· внутриличностную коммуникацию (между индивидом и электронными средствами передачи информации).
Наиболее характерными типами коммуникации в плане функционального различия и специфических условий актуализации являются межличностная и массовая коммуникации.
2. Коммуникация межличностная определяется как взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.
Особенности межличностной коммуникации-.
· неизбежность коммуникации — обмен информацией для человека является важнейшей потребностью;
· необратимость коммуникации — невозможность уничтожить сказанное (Слово не воробей);
· непосредственная обратная связь
· многоканальность — слух, зрение, обоняние сообщают дополнительную информацию о партнере;
· межличностные отношения, которые складываются в результате деловых и творческих контактов — неофициальных, в результате эмпатии. На характер таких отношений влияют условия коммуникации: анонимный обмен информацией (между незнакомыми людьми в поезде, зрительном зале и т. п.); функционально-ролевое общение (между членами профессионального коллектива); личное, или интимное, общение (в группе друзей, в семье).
3. Сложность моделирования межличностной коммуникации объясняется тем, что она актуализируется в различных формах: беседа — непосредственная коммуникация (с глазу на глаз = face to face = tete a tete или в присутствии др. лиц) или опосредованная коммуникация (через телефонную или компьютерную связь).
Сущность и функции межличностной коммуникации
Помимо базовых функций коммуникации (информационной, экспрессивной и прагматической), особо выделяются социально значимые функции — взаимодействие и воздействие. В основе этих функций лежит главный принцип — мотивационный.
Мотивационные теории можно объединить в две группы: мотивационные теории равновесия и мотивационные теории удовлетворения потребностей.
Мотивационные теории равновесия (баланса-дисбаланса)
· Теория Ф. Хейдера о когнитивном балансе базируется на двух постулатах:
1) наличие общечеловеческой тенденции к совместимости;
2) реакция говорящего на кого-либо / что-либо варьируется в пределах позитивного / негативного (нравится — не нравится).
В такой трехчастной модели [Я — Другой — Третий] не учитываются постоянно меняющиеся ситуативные условия, которые влияют на создание гармонии и на возникновение конфликта в межличностном общении.
· Теория Л. Фестингера, так называемая теория когнитивного диссонанса, связана с конфликтными ситуациями, обусловленными несогласованностью когнитивных структур коммуникантов.
· Теория «управления впечатлением» американского социолога Э. Гоффмана утверждает, что социальные ситуации общения напоминают скорее драматические спектакли, где актеры пытаются создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Действительно, межличностная коммуникация актуализируется в диалогических дискурсах, представляющих мини-сценарии, где за каждым закреплена коммуникативная (социальная) роль. Однако, при конфликтном или агрессивном поведении сознательно или бессознательно разрушается «благоприятное впечатление».
Мотивационные теории удовлетворения потребностей
· Мотивационная теория психолога А. Маслоу основывается на росте удовлетворения личных потребностей.
· Теория социального обмена американских социологов) Дж. Хоманса и Р. Эмерсона утверждает, что люди взаимодействуют друг с другом на основании своего опыта, учитывая при этом необходимые затраты и возможные вознаграждения. Процесс коммуникативного взаимодействия как составная часть социального взаимодействия рассматривается как постоянный обмен «выгодами». Конечно, в межличностной коммуникации учитывается социальный опыт, но мотивированность межличностных отношений не укладывается в рамки модели «обмен выгодами».
· Теория речевой деятельности, разработанная на основе общепсихологической теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя), определяет ключевые факторы коммуникации как речевой деятельности — мотив (неосознанный) и цель.
На основе изучения функций межличностной коммуникации ее сущность может быть определена как речевое общение двух индивидов, в процессе которого они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности.
4. Степень эффективности коммуникации определяется по результатам актуализации двух функций — взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер общения:
1) типов коммуникативных личностей;
2) восприятия смысловой и оценочной информации;
3) целенаправленного воздействия друг на друга.
Для эффективной коммуникации наиболее оптимальны условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации, вариантами этих условий являются:
· совместимость партнеров как коммуникативных личностей даже при различии коммуникативных установок способствует установлению контакта. Сигналом для контакта могут быть как вербальные, так и невербальные средства;
· восприятие (= понимание и оценка человека человеком) — сложный процесс приема, переработки смысловой и оценочной информации. Важна адекватность смыслового восприятия, т. к. с ним связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов межличностной коммуникации. Она помогает сократить конфликтные ситуации;
· воздействие через убеждение, механизмы которого изучены пока недостаточно. Способы и частные приемы воздействия могут быть эксплицитными и имгтицитными, непосредственными и опосредованными, ке/намеренными. На невербальном уровне межличностной коммуникации могут быть использованы разнообразные способы воздействия — регулирующий знак, жест.
Ряд условий, способствующих воздействию методом убеждения, является общим для межличностной и массовой коммуникации:
· привлекательность и коммуникативная компетентность говорящего;
· внушение доверия, которое определяется моральным обликом говорящего и его профессиональной компетентностью, доброжелательным отношением к адресату;
· использование стереотипа, что связано со стремлением к идентификации собственного «я»;
· ссылка на личный опыт других как наглядное свидетельство; при этом рассказ должен отвечать двум критерием — вероятности («вполне может быть») и достоверности («это же так и было»);
· использование в речи повторений, сравнений, аналогий, что создает у адресата перспективу рассуждений.
Экспериментально доказано, что убеждение опирается на первичный и заключительный аргументы, особенно последний. При обсуждении дискуссионной темы адресат опирается на первичный аргумент, при обсуждении малоинтересной темы ориентируется на заключительный аргумент.
5. Пространственные отношения играют важную роль при межличностном взаимодействии. Они предполагают выбор позиции по отношению к собеседнику, четкое определение временных и пространственных границ ситуации взаимодействия, оформление занятой позиции посредством вербальных и невербальных средств. Американский культуролог Э. Холл проанализировал закономерности пространственной организации коммуникации, а также влияние территорий, расстояний между коммуникантами и выделил четыре зоны межличностной коммуникации:
- интимную (45—60 см), разделяющую достаточно близких людей;
- личную (45—120 см) — наиболее важное расстояние, которое говорящий поддерживает между собой и остальными людьми;
- социальную (120-260 см), разделяющую людей при формальном и светском общении;
- публичную (от 3,5 м) — дистанция общения на публичных мероприятиях.
6. Речевое воздействие понимается чаще всего как целенаправленное речевое общение, которое обусловлено мотивационно. Здесь важна целевая установка говорящего, который при помощи речи побуждает адресата начать, изменить или завершить какую-либо деятельность, повлиять на принятие решений и т. д. Речевое воздействие в узком смысле слова обычно используется в сфере координативных отношений, когда коммуникантов связывают как отношения равноправного сотрудничества, так и отношения формальной или неформальной субординации. В распоряжении говорящего имеются стратегии статусного и ролевого регулирования, направленные на изменение исходных позиций коммуникантов. В. И. Карасик разграничивает интенциональное (намеренное) и неинтенциональное (побочное) речевое воздействие.
Намеренное речевое воздействие, в частности, может осуществляться посредством:
· «авторитета, законной власти носителя институционально более высокого статуса;
· манипуляции;
· убеждения, аргументации;
· силы физической или психической.
В связи с изучением проблем речевого воздействия появились исследования, направленные на изучение механизмов речевого воздействия, в частности «лингвистика лжи», языковая демагогия, речевые манипуляции, речевое планирование и др.
7. Согласно общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева, в процессе речевого общения коммуниканты, регулируя поведение друг друга, осуществляют совместную деятельность. Действие — целенаправлено, а деятельность (совокупность действий) мотивирована (ради чего говорят). Цель — обязательный для говорящего параметр. Разграничивают два типа целей, которые отражают существенные мотивы человеческого поведения: желание реализовать свое намерение (быть эффективным) и необходимость приспособиться к ситуации. Цели могут быть первостепенными, когда говорящий инициирует коммуникативный процесс и управляет речевыми действиями. Второстепенные целей могут быть связаны с самооценкой говорящего, сохранением лица партнера, стремлением говорящего сохранить и приумножить значимые для него ценности, желанием говорящего управлять ситуацией и избежать отрицательных эмоций. В основе коммуникативных стратегий лежат мотивы, потребности и установки (неосознаваемая готовность говорящих реагировать в определенной форме) коммуникантов.
8. В современной теории речевого общения модель коммуникативного акта, основные составляющие которой были определены еще Р. О. Якобсоном, включает отправителя (адресанта), само сообщение с его языковым кодом, канал связи (посредник), получателя (адресата), обратную связь, коммуникативный контекст, помехи или шумы (сравните с моделью К. Э. Шеннона, рис. 3. 1). Для анализа речевых стратегий важно то, что каждый из элементов модели обладает воздействующим потенциалом и может использоваться для решения стратегических и тактических задач. Например, для оптимизации речевого воздействия используется стратегия самопрезентации, для сокрытия коммуникативного намерения используется «дипломатический» язык, нечестные приемы полемики и другие манипуляции.
9. Одним из актуальных вопросов теории коммуникации является понимание механизмов и способов изменения субъективного мира личности, ее мировоззрения и поведения. В теории коммуникации нет общепринятых представлений о том, как реально происходит процесс прогнозирования предстоящего вербального или невербального взаимодействия. Выбирая определенный тип речевого поведения, говорящий планирует речевые действия, опираясь на общие знания о способах речевого взаимодействия в определенных ситуациях. Знание о предстоящей ситуации общения упрощает выбор речевого поведения, например, каждый носитель языка знает, что для просьб подходит ситуация неформального общения. Помимо знаний у коммуникантов есть другая когнитивная информация: убеждения, установки, относящиеся к подобным событиям. Результат воздействия зависит от выбранных способов речевой коммуникации.
10. Участники процесса общения стараются прогнозировать способы коммуникативного взаимодействия с партнерами, мысленно намечая план, который должен привести к желаемому результату. Различают два вида планов: стратегические (предполагают длительное развитие отношений и ориентируются на отдаленные цели) и тактические (планы «ближнего порядка», не предполагающие длительного развития).
Под коммуникативной стратегией понимается совокупность реализуемых в коммуникативном акте ходов, запланированных говорящим заранее и направленных на достижение коммуникативной цели. Коммуникативная цель — стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.
Коммуникативная тактика — совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия, она соотносится с набором коммуникативных намерений (задач).
Речевые стратегии (специфические способы речевого поведения) определяют семантический, стилистический и прагматический выбор говорящего. Разграничивают оощие и частные стратегии. Например, общая стратегия дискредитации реализуется в частных стратегиях обвинения, оскорбления, насмешки.
Речевые стратегии реализуются в рамках сложных ситуаций и социальных контекстов. Степень зависимости раз личных тактик определяется знанием коммуникативной ситуации.
Так, ритуализованные речевые тактики (благодарность, поздравление и т. п.) менее зависимы, чем другие, неритуализованные (признание, просьба, отказ). О. С. Иссерс выделяет следующие параметры, определяющие выбор речевой тактики и коммуникативных ходов на этапе планирования:
· «общие знания о коммуникативной ситуации (уместность / неуместность определенного речевого акта);
· знание о соответствующем речевом акте (ритуальный, стереотипный, нестереотипный, вообще не имеющий прецедента в индивидуальном опыте);
· знания о собеседнике (как личности, как партнере).
Классификация общих коммуникативных стратегий зависит от избранного основания. С функциональной точки зрения выделяют основные (семантические, когнитивные) и вспомогательные стратегии.
Основные, т. е. наиболее значимые с точки зрения степени значимости мотивов и целей, непосредственно связаны с воздействием на адресата, его картину мира, его поведение.
Вспомогательные стратегии способствуют эффективной организации взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата. Среди них можно выделить прагматические, диалоговые и риторические типы стратегий.
Стратегии самопрезентации, а также статусные и ролевые вызывают эмоциональный настрой, поэтому их можно отнести к прагматическим, они мотивированы целью.
Диалоговые стратегии используются для контроля над темой, инициативой и степенью понимания в процессе общения.
Риторические стратегии связаны с техникой эффективного воздействия на адресата.
Типология основных стратегий воздействия включает три составляющих.
Императивная стратегия предполагает кратковременное подчинение адресата, она уместна и эффективна в экстремальной ситуации, где требуется оперативное принятие и исполнение важных решений в условиях временного дефицита, а также при регламентации иерархических отношений в системах «закрытого» типа. При этом главной является установка на доминирование в межличностных отношениях. Налицо стремление распоряжаться, получить одностороннее преимущество. Императивное воздействие проявляется открыто, без маскировки — от насилия и подавления до внушения и приказа.
Манипулятивная стратегия реализуется в основном с помощью приемов подсознательного стимулирования, маскировочных техник, выстраиванием новой модели мира. Воздействие скрытое, с опорой на стереотипы, чаще всего — это провокация, обман, интрига, намек. Одним из видов манипуляции может быть соперничество, при котором партнер по коммуникации представляется опасным и непредсказуемым, с которым приходится считаться. Тогда используются некоторые виды «тонкой» манипуляции, джентльменские или временные тактические соглашения.
Развивающая стратегия основана на диалоге коммуникантов и их обоюдной открытости. При этом возможны такие установки на взаимодействие, как партнерство (равноправные, но осторожные отношения строятся на договоре) и содружество (отношение к другому как к самоценности строится на согласии).
11. При описании речевых тактик важными являются следующие факторы:
- информация о предстоящем коммуникативном событии (достаточная / недостаточная), совпадение когнитивных представлений у коммуникантов. В случае отрицательного ответа предпринимаются дополнительные коммуникативные ходы — прямой или косвенный запрос информации, уступка, извинение и др.;
- позиция говорящих (симметричная / несимметричная, сильная / слабая). В случае слабой позиции говорящий использует тактику самопрезентации или коммуникативный ход «игра на повышение» (себя) и «игра на понижение» (партнера);
- установки говорящего и слушающего на тип общения (кооперативное / конфликтное). Несовпадение установок требует применения эмоционально настраивающих тактик, самопрезентации;
- условия успешности избранной речевой тактики задают социально и культурно зависимые рамки употребления высказывания, что дает возможность говорить о его уместности;
- коммуникативные ходы, опирающиеся на сценарий (фрейм), включающий несколько вариантов поведения в конкретной ситуации. Сценарий — это стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Например, сценарий ситуации «случайная встреча с другом» предполагает следующую последовательность действий: удивление, расспросы, обсуждение нескольких тем, общий интерес, передача приветов, прощание;
- языковые средства, которые являются маркерами стратегического замысла и тактических задач говорящего. Функция индикаторов речевых тактик выявляется при анализе характерных признаков самого высказывания, которые определяют тип речевой стратегии. На семантическом уровне маркерами речевой тактики могут являться особенности обозначения участников коммуникации, обозначение событий, действий, обозначение характеристик коммуникативной ситуации и отношений между участниками.
В частности, в речевых тактиках похвалы, лести, комплимента используется прием «повышения» адресата, а в тактике оскорбления, издевки — его «понижение». Знания о мире (сценарии) помогают распознать речевую тактику. Например, случайная встреча знакомых строится по стандартному сценарию: короткое приветствие, из вежливости справляются о делах, не говоря о важных проблемах. На лексическом уровне речевое воздействие может строиться по шкале «удовлетворительно / неудовлетворительно», «приемлемо / неприемлемо», когда стилистические параметры слов (например, болван, бездарь) свидетельствуют об определенной ценностной ориентации говорящего и воздействуют на установки слушающего. Определению тактики могут способствовать показатели чрезмерности, максимализма в оценках как выражающие общее положение дел. Типичными выражениями в таком случае будут: И так всегда; Вечно ты ноешь; Я тебе сто раз говорила, это сигналы конфронтационных речевых тактик оскорбления, обвинения, ссоры.
12. Манипуляция— один из видов воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша. В. М. Погольша выделяет следующие критерии манипулирующего воздействия:
· скрытность и тайный характер намерений (использование адресата как средства для достижения собственных целей), например, отвлечение внимания адресата, повышение собственного статуса в его глазах и др.;
· стремление получить односторонний выигрыш за счет давления: перехват инициативы, сокращение времени для принятия решения, саморекламирование или намек на широкие связи и др.;
· разрушающий личность эффект воздействия: играя на интересах, потребностях или опасениях адресата, манипулятор может удерживать адресата в пределах своих возможностей и влиять на него.
Подбирая метафоры к понятию «манипуляция», часто говорят о стремлении прибрать к рукам, одурманить, поймать на крючок, при сохранении иллюзии самостоятельности действий адресата, у которого остается чувство, что его оболванили, что он как выжатый лимон, сам не свой.
Метафоры личного влияния будут другими — это способность притягивать как магнит, завораживать, вдохновлять на подвиг, пробуждать ото сна.
13. В качестве средства воздействия многими современными авторами выделяется самопрезентация. Это происходит в тех случаях, когда человек сначала упорно работает над своим имиджем в расчете на то, что это в дальнейшем поможет ему влиять на окружающих. Это форма вложения в будущее. Личность, создающая себе репутацию надежного, компетентного и привлекательного партнера, расширяет возможности своего влияния на других.
14. Большую роль играет ритуальное поведение в межличностном взаимодействии. В обыденном сознании понятие «ритуал» чаще связывается с религиозным поведением. Но существует социальный ритуал с определенными функциями. Формы ритуального поведения отличаются от других устойчивых форм человеческих взаимодействий:
· обычай (обладает утилитарно-практическими чертами),
· этикет (не связан с верой в глубинный ценностный смысл действий),
· церемония (включает ряд ритуалов).
В начале XX в. немецкий социолог Г. Зиммель пришел к выводу, что большая часть повседневной жизни человека состоит из действий ритуального характера. Он предложил рассматривать ритуал как формальную процедуру, как несоответствие внешнего поведения индивида и его внутреннего мира. Здесь уместно говорить о феномене такта, когда уместно или неуместно говорить о чем-то в определенной ситуации. Например, времяпрепровождение предполагает стереотипность ритуалов во время вечеринки, где важно учитывать пол, возраст, семейное положение, национальную принадлежность, культурный уровень, благосостояние участников. Так, темы «спорт» и «автомобиль» относят к «мужским разговорам». Тогда как темы «покупки», «кухня», «гардероб» относят к «женским разговорам».
14. В повседневном общении ритуалы выполняют функции стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта и др. Однако в отличие от религиозных ритуалов они менее стандартизированы и почти не подвергаются рационализации (специальному осмыслению). Межличностные ритуалы основаны на использовании определенных стереотипных моделей поведения, например, фатическое общение (функция языка фатическая). Чем шире арсенал приемов фатического общения — слов, жестов, мимики, — который увеличивается с повышением уровня воспитанности, а также опыта общения с разными людьми, тем легче человек устанавливает контакт.