Все это было странно. Даже более чем странно.
Дела комсомольские
Улица Пушкинская — всего два квартала. Она такая широкая, что скорее похожа на площадь. Обычно здесь гуляет очень много людей. На улице Пушкинской члены штаба и решили провести вечер отдыха или, как выразился Мичуров, «мероприятие с широким охватом».
В центре улицы ребята натянули белое полотно киноэкрана. По сторонам расставили стойки с сатирическими газетами, плакатами, выполненными Толей Крякушей. Поблизости установили две грузовые машины с открытыми бортами — сцену для артистов. Борька на борту укрепил плакат:
«Мы за то, чтобы в жизни было чисто».
На вечер пригласили заводской оркестр. Трубы у ребят были помятые, облупившиеся, но когда оркестр заиграл вальс, то его было слышно больше чем за километр. Комсомольцы никого не приглашали, однако людей собралось очень много.
Красные, зеленые, голубые, белые платья девушек. Парни, вездесущие стайки любопытных ребятишек, семейные парочки.
У «музея дряни» горячился толстяк в зеленой шляпе. Его возмущали футбольные бутсы, выпускаемые обувной фабрикой. Он тыкал пальцем в скалившиеся гвозди-зубы и угрожающе потрясал пухлыми кулачками.
Молодой человек с седым вихром в черной шевелюре печально рассматривал кривобокие поршни: изделие своего завода.
Начался концерт самодеятельных артистов. Скоро подкатила комсомольская агитмашина. Крякуша оказался настоящим диктором: «Внимание, внимание! Последние известия оперативного комсомольского отряда! Пятнадцать минут назад на улице Зеленой задержан Meликов Рудольф Константинович, 1939 года рождения, проживает по улице Ломоносова, 6. Уже два месяца Меликов нигде не работает. Пропивает пенсию матери. Стыд и позор лоботрясу Меликову!»
|
— Мы взяли интервью у директора обувной фабрики, — продолжал Толя. — Он сказал, что уже три дня ОТК фабрики не забраковал ни одной пары футбольных ботинок. Значит, можно надеяться, что наша футбольная команда войдет в первую группу класса «А».
Люди захлопали, засмеялись.
— Рабочий завода «Запчасть» Василий Логинов, — бодро говорил Толя, — внедрив собственное изобретение, выполнил сегодня семь дневных норм. Ура герою наших трудовых будней, комсомольцу Василию Логинову! Ура!
Андрей увидел Борьку Чудного. Он, как всегда, не мог оставаться спокойным и метался то к приглашенным массовикам, то к подросткам, впившимся глазами в экран, где пулями метались реактивные истребители. Андрей пробрался к нему.
— Вот это война, — весело сказал Борька. — Настоящая. Я побывал в питейных заведениях — пусто. Сегодня не выполнят план и рестораны. Эх, Андрюшка, и замечательно же!
Нинуся, следовавшая тенью за Борькой, улыбнулась Тихомирову.
Неожиданно Андрей увидел Русалку. Она была в строгом темно-сиреневом платье, прямые волосы туго завязаны темно-красной лентой. Русалка держала за руку певца Эрика. Но тут же Тихомиров потерял их в толпе. Его толкнул кулаком в бок Мичуров:
— «Музей дряни», командир, растащили.
— Ну и черт с ним, — отвечал Андрей, заметив опять Русалку с Эриком. Он протолкался ближе к ним, но подойти не решился. К Андрею снова подошел Борька. Он оттащил его в сторону:
— Женя Бертгольц пьяный. Болтается здесь с Бергизовым. Попробовал я с ним говорить, отмахивается. Острит. Что с ним случилось?
|
Андрея будто ударили по голове. Он несколько минут не мог выговорить ни слова. «Как же это? Женька! Кристальный Женька — и вдруг вместе с Бергизовым, пьяный?»
Женька стоял, привалившись плечом к дереву, и жевал дымящуюся сигарету. Он был одет в неприлично узкие брюки, туго обтягивающие его толстые ноги. На лице бродила пьяная улыбка. Рядом с ним крутился Бергизов.
— Женя! — позвал Андрей.
Женька на мгновение смутился, потом, взглянув на Бергизова, заулыбался неприятно и нагло:
— А-а-а! Товарищ начальник! Приветствую вас и поздравляю с очередным удачным мероприятием. Вы все это неплохо придумали, неплохо.
— Женька! Ты с ума сошел!
— Брось, товарищ Тихомиров, брось… Мне надоело уже разыгрывать с вами комедию.
— Уходи, Женька, или я сейчас скажу ребятам. Тебя задержат, — сильным шепотом сказал Андрей.
— А ты меня не пугай! Задержишь… Видели мы таких. До свидания, начальник Андрей.
— Пока, — послал Андрею воздушный поцелуй Бергизов. Женька и Бергизов удалились.
Если бы такой или подобный номер выкинул кто-либо из членов штаба, даже сам Борька Чудный, Андрей был бы озадачен меньше. Он долго ходил среди разговаривающих, смеющихся людей, пока не пришел в себя.
Кино уже закончилось. Музыканты устали. А люди не уходили. Тихомирова разыскал Крякуша.
— Андрей, разреши, пусть пожарники ругаются потом. Ну, что здесь страшного? Не будь консерватором, Андрюшка. Заметил, все ждут наш гвоздь.
— Давай, — согласился Тихомиров, не столько убежденный доводами Крякуши, сколько жалея уже затраченные силы комсомольцев.
У Крякуши все было приготовлено. Из-за угла подкатила «агитка». Машина остановилась в самом центре улицы. Четверо комсомольцев вытащили из кузова громадное чучело. Свет фар осветил узенькие красные брючки чуть пониже колен, рубашку из газет с рисунками прыгающих обезьянок. На пальцах одной руки — вторую ребята не успели сделать — громадные уродливые перстни из красной меди.
|
— Стиляга! Стиляга! — послышалось из толпы. В это время свет фар в машине выключили, и на груди, на боках чучела четко проступили фосфорные светящиеся буквы:
«Я стиляга, я стиляга, я стиляга!»
Андрею никогда не приходилось слышать такого единодушного смеха сотен людей.
На сцене, с микрофоном в руках, одетый в судейскую мантию, появился Крякуша. Он читал голосом, полным торжественности и значительности:
— За тунеядство, развращение молодежи, издевательство над культурой стиляга приговаривается к смертной казни через сожжение. Пепел его будет развеян за сто километров от города. Приговор обжалованию не подлежит и приводится в исполнение немедленно.
Торжественно проследовали два комсомольца с факелами в руках. Ярким пламенем вспыхнуло бумажное чучело. Снова все засмеялись. Потом грохнул гром аплодисментов. Затем стало тихо. И вдруг в этой тишине раздались возбужденные голоса. Два могучих парня вытащили из толпы к свету фар стилягу в узеньких брючках. Он был в рубашке такой же расцветки, как у только что сожженного чучела. Андрей узнал в нем великовозрастного бездельника Антипова, которого не раз задерживали члены отряда.
— Давайте судить, — крикнули парни-богатыри. — Еще одного надо сжечь. Давайте судью!
Антипов сначала лениво отбрыкивался, но когда вокруг засмеялись, он начал зло отбиваться от державших его парней. Богатыри пытались удержать его, и один из них неосторожно схватил Антипова за брюки. Материя с треском лопнула. Антипов прикрыл обнаженную ягодицу и замер. Кто-то со смехом бросил ему газету. Стиляга погрозил опешившим от удивления комсомольцам и скрылся, прямо-таки растворился в хохочущей толпе…
Володя Мичуров подошел к парням и начал им сердито выговаривать.
— Да мы же шутили с ним, — улыбнулись богатыри. — Да и кто знал, что он здесь без трусов болтается…
Улица начала пустеть. Ребята принялись за погрузку плакатов, стендов, снимали киноэкран. Володя, помогая ребятам, по-прежнему шумно возмущался их поведением.
— Вот вы поставьте себя на место этого парня. Как он покажется завтра на глаза товарищам? Позор. Засмеют. Я расцениваю это как хулиганство.
— А по-моему, зря ты, Володя, ворчишь, — вмешалась Нинуся. — У тебя совсем отсутствует чувство юмора. Ребята же не умышленно порвали его казацкие шаровары…
Все уехали на машинах. Володя с Андреем пошли пешком. Они говорили о Женьке. Их волновало его странное поведение. Они решили в ближайшие дни вытащить Бертгольца в райком и объясниться с ним начистоту.
Домой Андрей приехал последним трамваем. Мать, как всегда, еще только заслышав его шаги на лестнице, открыла дверь. Она собрала на стол и села напротив. Андрей смотрел на ее седые волосы, на частые мелкие морщинки на лице. Он представил вдруг, как она стоит целый день в своем аптечном киоске, и волна тепла нахлынула на него.
Бергизов плачет
Нинуся предложила посмотреть пленку о Бергизове. На просмотр Сима привел и героя фильма — Хамзу.
В просторном со скрипучими скамьями зале собралось человек сорок: работники райкома комсомола, члены отряда. Все сбились дружной кучкой в центре зала. Впереди во втором ряду застыла сутуловатая фигура Бергизова. Потух свет. На экране заметались серые тени.
— Абстрактное искусство, — сострил кто-то.
Засветились буквы текста:
«Эта история документальная. Она рассказывает о жизни парня по фамилии Бергизов. Он был уже судим, но это пока не послужило ему уроком».
На экране от страшного взрыва взметнулась земля. Дым заволакивал обгоревшие мертвые танки со свастикой. Слева, из-за гребня сопки, выползла еще целая свора танков. Появились пять советских моряков в порванных тельняшках, в бескозырках.
Володя одобрительно гмыкнул. Высокий молодой моряк, сделав несколько затяжек, передал самокрутку своему товарищу. Через минуту с последней гранатой в руке он встал навстречу танку. Краснофлотец погиб. Вспыхнуло и стальное чудовище… Следующий краснофлотец передал окурок товарищу и пошел навстречу смерти… Моряки погибли, но танки врага не прошли.
И опять засветился на экране текст:
«Во время войны гибли наши отцы и братья. Они умирали не только за то, чтобы сгорел в огне фашизм, но и во имя будущего счастья на земле. Во имя того, чтобы их дети были чистыми, смелыми…»
А дальше пошла пленка, отснятая комсомольцами:
«Трамвай № 2 с прицепным вагоном».
Потом все увидели Бергизова. Он, сутулясь, направлялся к трамвайной остановке. Вот Хамза суетливо завертелся в толпе. Воровато прищурены глаза. Пальцы тянутся к карману-женщины. Кошелек зажат в его кулаке.
Нинуся рассказывала, что для того, чтобы отснять этот эпизод, потребовался почти месяц.
Сидящий в зале Андрей узнает на экране улицу, дом, где живет Русалка. Ее балкон. Комсомольская стройка «Дома молодоженов»… Вот парни и девушки идут по улице. Лица счастливые, потому что молодо, потому что на душе светло и чисто.
Хамза смотрел на экран испуганно и в то же время с каким-то интересом. Он ждал чего-то страшного для себя.
Тянется длинный забор. Текст:
«А так было после одной из краж».
За забором знакомое лицо Бергизова. Рядом тип в сером поношенном костюме. На кирпичах две бутылки «Московской», консервная банка. Тип бросает уже пустую бутылку. Блестят осколки. Пьют, закуривают, о чем-то говорят… Вдруг лица у них стали злые, кулаки сжались. Тип несколько раз бьет в лицо Бергизова. Хамза падает. Потом встает. Кровь на лице. В руке кирпич…
Опять идет текст:
«Вот она, воровская романтика, ее прелести и радости».
Хамза вспомнил этот случай. Тогда, после удачной кражи, он встретил Гришку Левкина — с ним вместе были в колонии. Ему стало жаль Гришку. И не только потому, что на нем был затасканный серый костюм. Он вызывал у него какую-то особенную жалость. Когда Бергизов угостил его водкой, Гришка не попросил, а потребовал денег. Хамза и Гришка подрались. После этого их задержали комсомольцы и доставили в милицию. Но просидели они лишь до вечера. Их выпустили за отсутствием состава преступления.
Хамза, не отрываясь, смотрел и вспоминал.
На пленке появились комсомольцы. Командирская фигура Борьки Чудного.
Текст на пленке:
«Побываем в квартире гражданки Роговой, у которой Хамза вытащил деньги на трамвайной остановке. Вы уже видели это».
Идут кадры: ничем не примечательный дом. Во дворе трое. Рогова — женщина средних лет, мальчик лет двенадцати, девочка, курносая, с челкой.
Текст на пленке:
«Мальчика зовут Колька. Он учится в пятом классе. Деньги, которые украл Хамза у Роговой, предназначались для покупки подводного ружья, маски и ласт… Но это не интересовало Бергизова. Он привык жить нечестно».
В зале загорелся свет. Комсомольцы были возбуждены. Всем хотелось посмотреть на Бергизова, высказать ему свое презрение.
Но никто ничего не сказал, когда увидели, что он, уткнувшись лбом в спинку сиденья, навзрыд плачет.
Последние сто шагов Женьки
Красавчик и верил, и не верил своему новому товарищу Женьке, с которым его познакомил Хамза. Однако Бертгольц ему нравился. Он хотел жить красиво, иметь деньги, тратить их, не считая. Таких мальчиков Красавчик встречал немало. Они легко шли на любое «дело».
Красавчик несколько раз заводил с Бертгольцем разговор о комсомольском отряде, и каждый раз Женька отзывался пренебрежительно, с усмешкой.
— Случайное увлечение. Романтическая игра, — улыбался он.
Красавчик несколько дней следил за Женькой и убедился, что он не поддерживает никакой связи с бывшими друзьями. Тогда Красавчик решил по-настоящему проверить его. Обстоятельства торопили часового мастера: неожиданно ушел Хамза. Ушел навсегда, прихватив свой маленький чемодан.
Красавчик пытался пригрозить ему, однако это не помогло.
— Все. Завязал я твердо, — ответил Хамза.
Вечером новые друзья сидели в ресторане почти до закрытия. Женька быстро опьянел и, как обычно, понес всякий вздор.
— Закруглимся, — предложил Красавчик. Он рассчитался, щедро прибросив официантке пятерку, и, поддерживая Женьку под руку, спустился в вестибюль. В ресторан уже не впускали. У дверей стоял швейцар, провожая оставшихся посетителей. Снаружи ломился пьяный толстый мужчина. Женька узнал его. Это был одноухий главбух из артели «Медник», которого однажды задержали члены оперативного комсомольского отряда.
— Зайдем в туалет, — позвал Красавчик Женьку. Там было пусто. — Придержи дверь, чтобы никто не влез. — Женька вцепился в ручку.
Через минуту Красавчик преобразился: он натянул перед зеркалом рыжий парик, надел большие очки, завязал на рукаве повязку. Такую, какую десятки раз носил Женька в дни патрулирования.
— Иди на улицу и жди меня! — приказал Красавчик.
«Ясно, ясно! — прыгало все внутри Женьки. — Вот он, грабитель!»
Женька вышел из ресторана. Пьяный главбух попытался проникнуть через открывшуюся на мгновение дверь, но швейцар оттолкнул его.
Женька услышал, как тот жаловался Красавчику:
— Вы понимаете, этот пьяница залил глаза и барабанит в дверь. Да еще оскорбляет. Я в милицию позвонил. Там говорят — машины нет. Заберите его, а то он все стекла побьет.
— Пройдемте, гражданин! — потребовал Красавчик. — Я член оперативного комсомольского отряда.
— Вот как? — озадаченно проговорил бухгалтер. И сразу добавил: — Отпустите меня, товарищ. Я домой пойду, честное слово. Тот раз вы мне письмишко написали на работу. Теперь я уже не главный бухгалтер. Я понижен в должности.
— Идем, идем, — твердо взял его под руку Красавчик. Он перевел бухгалтера через улицу в скверик, остановился на темной пустынной аллейке.
— Вытряхивайся, одноухий, — потребовал бандит.
— Чего, чего? — не понял бухгалтер.
— Деньги давай, часы!
— Да что вы, ребята? — сразу отрезвел бухгалтер. — Вы что, шутите?
— Быстрее! — Красавчик заиграл ножом. Бухгалтер хотел выбить нож, но это ему не удалось. В этот момент Женя стремительно бросился на Красавчика.
— А-а, гад! — взревел Красавчик. — Я так и знал, что ты, сука, меня выслеживаешь. Пьяным прикинулся.
Он ловко перекинул Женю через себя. Бертгольц успел встать на ноги. Нож по-прежнему поблескивал в руке грабителя. Женя попытался схватить эту опасную руку, но пальцы скользнули, и в ту же минуту он почувствовал острую боль в груди.
Красавчик ударил его еще несколько раз ножом и, когда комсомолец упал, бросился бежать. Он побежал в ту же сторону, куда несколько минут назад скрылся насмерть перепуганный одноухий пьяница.
Женя встал. Держась руками за грудь, побрел к телефонной будке. Эти сто шагов дались с большим трудом. Телефон «02» оказался занят. Женя набрал еще раз. Трубку снял дежурный.
— А Жданова там нет случайно? — спросил Женя.
— Всем вам Жданова, Жданова, — проворчал дежурный. — Отдохнуть человеку некогда. Соединяю вас с подполковником.
— Жданов, — услышал Женя знакомый спокойный голос. — Слушаю вас.
— Алексей Степанович, это говорит член оперативного комсомольского отряда Бертгольц. Вы меня помните?
— Да, конечно.
— Все грабежи, товарищ Жданов, совершили не наши ребята, а Красавчик. Он живет на улице Лермонтова, 27. Вы меня поняли?
— Да, да! Понял!
— Алексей Степанович, меня Красавчик ударил, я не могу прийти. Задерживайте его.
— Где же вы находитесь, товарищ Бертгольц?
— Я, я… — Женька больше ничего не мог сказать. «Пи-пи-пи», — слышалось в болтающейся трубке.
Через два часа Красавчик был задержан на железнодорожном вокзале.
Прощай друг!..
Стонал духовой оркестр. Молча шагали люди по плачущей от дождя мостовой. Впереди — твердая колонна членов комсомольского отряда и работников милиции. Медленно плывет гроб, обитый алым бархатом. Капельки дождя падают на выпуклый лоб Женьки.
В голове Андрея стучит одна упругая строчка: «Чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие громкие дела». Непонятно почему, но именно эта строчка сдерживала Андрея. Иначе бы он закричал от горя и боли. Он бы не удержался от слез, глядя на окаменевшее лицо худенького мужчины — отца Женьки, на безумные, красные от слез глаза Нинуси, на впервые неряшливо одетого Борьку Чудного.
Люди молча смотрели с тротуаров на процессию и молча вставали в многотысячную колонну. Высокий старик с белой лохматой бородой снял шапку и, перекрестившись, поклонился гробу.
«Кто знал, что все произойдет так, — горько думал Андрей. — И какой же я был слепец. Поверил, что Женька, кристальной чистоты человек, предал нас… Женька, Женька, зачем ты сделал так — в одиночку? Не доверил нам своей тайны и погиб…»
Шествие повернуло направо. «Улица Е. Бертгольца» — свежей краской было выведено на табличках домов. Улицу переименовали всего два дня назад. Здесь, на этой улице, он был убит.
В мире светило солнце и хмурились тучи. В мире боролись и борются добро и зло. В мире происходят трагедии. Со временем их будет меньше и меньше. Исчезнут когда-нибудь преступления. А пока они есть, их столкновения с Человеком всегда будут рождать героизм.
Люди понимают…
Примерно через полмесяца после просмотра фильма о Бергизове Нинусе позвонил заведующий сапожной мастерской:
— Беда мне с вашим подопечным. Все просит: «Не увольняйте». А что с ним делать? Вчера взял аванс пятьдесят рублей. Уговаривал, просил. Сегодня на работу не вышел. Пьянствует где-нибудь или в милиции отдыхает. Надоело возиться с ним.
— Товарищ заведующий, я прошу вас самый последний раз не делать выводов до выяснения, — просила Нинуся. — Может быть, заболел человек. Я все узнаю и позвоню вам.
— Ладно, — вздохнул заведующий. — Если только последний раз. А может, сбежал он от следствия? Ведь вы мне говорили, что Бергизов сам был в милиции и рассказал о всех своих темных делишках.
— Нет, нет, что вы! Этого быть не может!
«А вдруг он и правда испугался ответственности за прошлое и скрылся? — вздохнула Нинуся, вешая трубку. — Тогда… Тогда ему уже никогда не подняться… Дура я, дура, что взялась за такое дело. Надо было давно отказаться».
У Нинуси вдруг появилась злость. Она тут же решила сходить в общежитие, где теперь жил Бергизов. Прохожие с интересом поглядывали на маленькую девушку с нахмуренным лицом и со сжатыми кулачками.
Нинуся твердо постучала в дверь. Открыл сам Хамза. У него было какое-то необычно вялое лицо, красные усталые глаза. Его вид сдержал сердитые слова девушки, и она спросила спокойно:
— Что с тобой, Хамза? Почему ты не был на работе? Зачем взял аванс?
И Бергизов обо всем рассказал Нинусе.
Хамза с трудом выпросил аванс. Он клянчил до тех пор, пока заведующий не подписал заявление.
Ласты, ружье и маску Бергизов видел в спортивном магазине около рынка. Ему так хотелось побыстрее попасть в магазин, что он не удержался и остановил проходившее такси.
Сравнительно быстро Хамза выбрал ружье, маску. А вот какого размера взять ласты? Он перебрал их множество. И все же не знал, на каких остановиться.
— Померяйте, — предложила продавец, видя его нерешительность…
— Это не мне. Брату в подарок. Ему лет десять — двенадцать.
— Как же это — брату, а не знаете, сколько лет?
Тогда Хамза решительно взял голубые ласты.
Адрес Роговой, у которой он в трамвае вытащил деньги, Хамза заранее выведал у Нинуси.
Добираться пришлось трамваем. На площадке стояло много людей. Хамза по привычке протолкался в самую гущу. И почти сразу же почувствовал локтем толстый кошелек в кармане пиджака мужчины, который, увлекшись журналом, не замечал ничего вокруг. Хамза отодвинулся и покосился вправо. Там просилась в его карман еще более легкая добыча: женщина держала на согнутой руке продуктовую сумку. Поверх зеленого пучка петрушки красовался толстенький кошелек.
«Разложат везде свои кошельки», — пробормотал недовольно Хамза и пошел подальше от соблазна.
До самого дома Роговых его не покидало хорошее настроение. Однако стоило только приблизиться к калитке, как у Хамзы вспотел лоб. Он отступил на противоположную сторону улицы и начал наблюдать за двором. Через решетчатый забор увидел женщину и узнал ее. К женщине из дома выбежал мальчишка. «Коля», — догадался Бергизов, вспоминая кинопленку. Коля помог матери натянуть веревку от стены дома до громадной яблони, согнувшей свои ветки под тяжестью ярко-красных плодов, и снова убежал в дом.
Бергизов еще с час ходил по улице, пока, наконец, решился войти.
— Здравствуйте, — удивленно осматривая пришельца и выглядывающие у него из-под мышки голубые ласты и ружье, ответила Рогова.
— Я вот к вам пришел, — хрипло выдавил Хамза.
— Проходите в комнату, — не спрашивая зачем, приветливо пригласила хозяйка.
Хамза поплелся за ней. В комнате было как-то особенно чисто. Эта чистота струилась не только от белых накрахмаленных занавесок, но и от стен, и от настольной облупленной лампы, и от простеньких стеклянных вазочек, стоящих на комоде.
Колька лишь скользнул взглядом по лицу гостя и жадно уставился на ласты и ружье. Его светлые, такие же, как у матери, глаза широко открылись, загорелись.
Хамзе хотелось без объяснений сунуть все это Кольке и уйти. Пусть разбираются и думают, что хотят. Но он поборол в себе слабость. Рогова вопросительно ждала.
— Дайте, пожалуйста, водички, — попросил Хамза.
Крупными глотками выпил воду и тогда бухнул свои покупки на белую скатерть:
— Я это Коле купил, но вы не беспокойтесь. Купил на ваши деньги. Это я украл у вас кошелек в трамвае… А потом узнал от комсомольцев, от тех, что к вам приходили… Они вам, конечно, ничего не сказали, что я украл. Я узнал от них, что вы хотели Коле купить это. И вот я купил… И кошелек ваш вот.
— Да как же это! — выдохнула Рогова. — Украл и сам признался, принес?
— Не надо нам, — неожиданно звонко выкрикнул Колька. — Не надо!
И тут Бергизова будто прорвало. Он начал сбивчиво, торопливо говорить, говорить… Он обращался то к Роговой, то к Кольке, уговаривая их принять покупку. Хамза говорил до тех пор, пока не устал.
— Без отца, что ли, ты воспитывался? — спросила Рогова.
— Без отца и без матери. В детдоме.
— Вот и мой без отца. Только у нас умер отец, — добавила со вздохом она и, понимая, что Бергизов сделал очень трудное для себя, почти невозможное, добавила беззлобно:
— А ты иди, парень, иди с богом. Оставь все, что купил. Ясно, не на ворованные взял…
Бергизов кончил рассказывать Нинусе и закурил двадцатую, наверное, папиросу.
— Молодец ты, Хамза, — сказала Нинуся, внимательно слушавшая его рассказ. — Смелый. — Она протянула Бергизову руку. — Счастливо тебе, Хамза… На работе все сам расскажи. Люди поймут.
Последний визит к Русалке
С Русалкой Андрей не виделся около месяца и зайти его обязывал хотя бы долг вежливости. Он надеялся пробыть недолго. Менее чем через час начинался пленум райкома комсомола.
Андрею очень хотелось, чтобы Русалка была дома одна. Прыгая через две ступеньки, он поднялся на четвертый этаж, нажал легонько черную кнопку звонка. Русалка приоткрыла дверь лишь на расстояние цепочки.
— Ах, это ты, — улыбнулась она, отбрасывая волосы со лба. — Заходи… Давненько не заглядывал.
В прихожей у них обычно стояли большие клетчатые домашние туфли «для гостей». Сегодня их не было. Андрей прошел за Русалкой в комнату. У раскрытого пианино сидел Эрик. Он вежливо ответил на кивок Андрея и, попросив разрешения у Русалки, продолжал музицировать. Сейчас он сидел к Тихомирову в профиль. На его щеке Андрей увидел губную помаду.
Русалка поймала вспыхнувший взгляд Андрея и опустила голову. У него сжалось сердце. Эрик, почувствовав растерянность Русалки, закрыл инструмент и начал занимать разговором Андрея. Тому было не до беседы. Он отвечал невпопад и вскоре поднялся. Его никто не удерживал. Перед тем, как закрыть дверь, Тихомиров посмотрел прямо в синие глаза Русалки и спросил:
— Ты ничего не хочешь мне сказать?
— Нет… — она немного помедлила и добавила: — Разные мы люди, и живем по-разному…
— Тогда все, — перебил он ее, боясь, что она скажет что-нибудь еще.
На пленум Андрей опоздал и хотел потихоньку прошмыгнуть на одно из задних сидений. Ему это не удалось: кто-то уронил на пол книги и многие, повернувшись на стук, увидели Тихомирова.
— Садись, адвокатище в отставке, рядом со мной, — громко позвал Сима, поправляя сбившийся погон. В рядах засмеялись. Володя Мичуров по привычке постучал карандашом по графину.
На пленуме комсомольцы избрали Тихомирова вторым секретарем райкома.
Уже после того, как кончилась официальная часть, Сима в нарушение регламента взял слово:
— Ребята! У меня есть предложение в отношении Тихомирова. Мы избрали Андрея своим секретарем, но пусть он не думает, что его освободили от обязанностей командира отряда. Правильно я говорю?
— Правильно! Правильно! — хором ответил зал.
Андрей первым выскочил из помещения. Кто-то кричал ему вслед, но он не оглянулся.
Тихомирову не терпелось поделиться с кем-нибудь своей радостью. Он бы побежал домой, но мать отдыхала в Геленджике.
Около кафе «Журавль» Андрей нос к носу столкнулся с Антоном Самуиловичем. Он был, как всегда, чинный и важный. Тихомиров будто из пулемета выпалил ему новость. Антон Самуилович потеребил золотую цепочку часов и изрек:
— Что же, поздравляю. — Помолчал многозначительно и добавил: — Хотите откровенно?
— Да, конечно.
— Адвоката из вас все равно бы не получилось… А в комсомоле не знаю. Попробуйте. Только будьте вежливее с клиентами.
— Постараюсь, — ответил Андрей уже на ходу, боясь, что бывший коллега начнет рассказывать свой новый анекдот.
Схватка
Андрея Тихомирова, Борьку Чудного и Крякушу зачислили в милицию внештатными сотрудниками. Им выдали новенькую милицейскую форму. Они могли носить ее во время дежурства.
Весь комсомольский строй не сводил глаз со счастливчиков. Тихомиров, Крякуша и Чудный назначались старшими подвижных патрулей. В подчинение, им давали по одному комсомольцу. Андрею с Колей Воронцовым было поручено охранять общественный порядок в городском детском сквере. Остальных направили на другие участки.
На горизонте догорал большой красный диск солнца. Крупные резные листья каштана казались под багровыми лучами отлитыми из меди. Андрей ждал от своего первого дежурства чего-то необыкновенного, но граждане обращались с мелкими вопросами: «Как проехать до гостиницы? Далеко ли троллейбусная остановка? С какого возраста разрешается детям по улицам кататься на велосипеде?» Необычным было только обращение «Товарищ милиционер…»
Около бочки с квасом патруль остановила высокая, полная женщина с цветным зонтом.
— Где же вы ходите, товарищ милиционер? — напустилась она. — Время проводите не там, где надо. — И не давая Тихомирову опомниться, продолжала: — Идем, голубчик, ко мне в квартиру. Успокой моего ирода. Пьяница, всю посуду в доме переколотил. Припугни ты его тюрьмой, товарищ милиционер.
Женщина привела стражей общественного порядка к многоэтажному дому. Они поднялись на третий этаж. Из-за дверей шестнадцатой квартиры неслись воинственные крики, звон, треск.
— Полюбуйтесь, — распахнула дверь женщина и заголосила трубно: — И-и-и, мамыньки-и-и, тарелки все побил, и-ирод… ничегошеньки не оставил!
«Ирод» оказался маленьким, прямо игрушечным мужчиной с козлиной бородкой. Увидев работника милиции, он замер с приподнятой над головой тарелкой. Потом спрятал ее за спину и пропищал:
— Здравия желаю!.. Только я в вытрезвитель не хочу! Не надо. Я сейчас спать лягу. Повздорил немного с жинкой… Так вы бы же знали, какая она стерва! И я должен был, наконец, хоть один раз проявить себя, как мужчина. Но больше не буду. При вас ложусь спать.
Он прошел к кровати и лег. Жена, воспользовавшись моментом, нанесла мужу чувствительный удар зонтом.
— Видели? — повернул к ребятам голову мужчина. — Всегда тихой сапой работает.
Андрей предупредил мужчину и неловко откозырял.
— Понятно! — кинул Коля, когда они вышли на улицу. — Увидел тебя и сразу присмирел. Вот что значит форма!
Коля поправил свою повязку на рукаве, извлек из пачки последнюю помятую сигарету и, затянувшись, спросил: