Эмотивные функции психики




Эмотивные функции психики проистекают из субъективного переживания воздействий объектов внешнего мира на человека. Побудителем этого переживания являются первичные эмоции, которые вызывает у нас объект взаимодействия. Любой объект внешнего мира, с которым мы соприкасаемся, вызывает положительную или отрицательную эмоцию в зависимости от состояния нашего организма.

Психофизиологическое состояние в виде настроения предопределяет полюс эмоционального реагирования на объект взаимодействия. Однако когнитивный компонент психического отражения, связанный с осмыслением важности объекта, может перестроить первичное эмоциональное отношение к объекту и «убедить» нас на уровне чувств в привлекательности данного предмета с точки зрения житейской целесообразности.

Здесь мы сталкиваемся с проблемой смысла и отношения в психической деятельности человека. Проблема смысла связана с определением нужды человека в данном объекте, а проблема отношения - с психологическим результатом субъектной интериоризации этого смысла. Например, предо мной - подгнивший кочан капусты. Он вызывает первичную отрицательную эмоцию. Но я умираю от голода, и этот кочан мне нужен. Я варю из него борщ и радуюсь тому, что буду сыт. Под влиянием осмысленной нужды как частной потребности первичная эмоция трансформируется в своеобразное субъектное отношение.

На уровне чувств решается сложная проблема соотношения потребностей и возможностей человека. Она является коренной в формировании всей системы отношений человека с объективной реальностью. В этом заключена координирующая роль чувств в психической деятельности человека.

Чувственная интериоризация этого соотношения предопределяет его субъектную активность на социальном поле жизни, заряжая ее энергией возникших чувств, которая обнаруживает себя в аффект-ном поведении человека. В этом можно усмотреть стимулирующую роль эмотивных функций психики.

Итак, психологическими формами трансформации эмотивных функций являются первичные эмоции, эмоциональные состояния, настроение, чувства и аффекты как феномены их проявления.

В них отражается индивидуальная целесообразность взаимодействия человека с тем или иным объектом. Она заключает в себе смысл и отношение субъекта, порожденные им самим, исходя из потребностей и возможностей человека. В них - источник субъективности нашей психической деятельности и поведения. Смысл контролирует полезность предмета взаимодействия для нас лично, а отношение проявляет этот субъективный смысл в поведенческих формах приятия или избегания предмета взаимодействия.

Социально-психологическая трансформация эмотивных функций психики связана с миром человеческих отношений. Этот мир представляет собой субъективную реальность межличностных отношений, которые в процессах партнерского взаимодействия людей ассимилируются в различных видах взаимоотношений.

Взаимоотношения - это результат психологического взаимодействия партнеров, а не простая сумма вкладов личного отношения друг к другу. Это групповой эффект, а не одностороннее явление. Например, личные отношения партнеров могут быть противоположными по симпатии, но из-за соображений общей выгоды им стоит работать вместе, и тогда между нами возникают взаимоотношения сотрудничества-соперничества, которые нивелируют антипатию одного из партнеров в групповом эффекте сотрудничества.

Взаимоотношения представляют пеструю картину межличностных отношений, которая нуждается в научной систематизации. Они могут быть дифференцированы на десять классов (предметно-практические, ролевые, коммуникативные, коллективистские, когнитивные, эмоциональные, волевые, правовые, моральные, нравственные).

Основанием для выделения предметно-практических и ролевых взаимоотношений послужила совместная деятельность, в процессе которой партнеры вынуждены вступать во взаимоотношения сотрудничества - соперничества, а также принимать роли ведущего-ведомого. Это предопределено социально-психологическими законами взаимодействия, из которых следует одновременная представленность обоих полюсов взаимоотношений. Это означает, что каждый из партнеров - и сотрудник, и соперник, и выступает то в роли ведущего, то в роли ведомого. Все это порождает сложную динамику межличностных отношений.

Основанием для выделения коммуникативных и коллективистских взаимоотношений послужило общение, которое обеспечивает человеческие контакты в совместной деятельности. Общение порождает взаимоотношения общительности-замкнутости, раскрывая коммуникативный потенциал партнеров, и взаимоотношения дружбы-вражды, в которых ассимилируется коллективистская сплоченность. Положительные полюса этих взаимоотношений поддерживают групповую солидарность партнеров, в то время как отрицательные полюса - разрушают групповое единство.

Основанием для выделения когнитивных, эмоциональных, волевых взаимоотношений послужила трехкомпонентная структура психического отражения, которая включает познавательные, эмоциональные и волевые процессы. Познавательные процессы ассимилируются во взаимоотношениях понимания-непонимания, раскрывая по сути различия самооценок партнеров, с оценками их друг друга. Эмоциональное отражение ассимилируется во взаимоотношениях любви-ненависти, раскрывая особенности субъектной привлекательности партнеров, друг для друга. При этом возможно возникновение такого парадокса, как любовь к партнеру за возможность кого-то ненавидеть. Волевые процессы между партнерами ассимилируются во взаимоотношения независимости-подчинения, раскрывая относительную автономность субъектов взаимодействия. Положительные полюса этих взаимоотношений характеризуют психологический комфорт, в то время как отрицательные полюса свидетельствуют о страдании и неудовлетворенности своим положением.

Основанием для выделения правовых, моральных, нравственных взаимоотношений послужили социально нормативные виды человеческих отношений. Правовые отношения на уровне социально-психологического взаимодействия ассимилируются во взаимоотношения ответственности - безответственности, раскрывающие взаимные обязательства партнеров, регламентированные законом и чувством долга. Моральные отношения как неписаные правила соблюдения личностного суверенитета в группе ассимилируются во взаимоотношениях добра-зла, определяющих личную удовлетворенность - неудовлетворенность субъектов поступками партнеров.

Нравственные отношения ассимилируются во взаимоотношениях справедливости-несправедливости, раскрывающих высший смысл человеческих отношений между партнерами с точки зрения абсолютных ценностей человеческой жизни.

Разумеется, что этим не исчерпывается все многообразие взаимоотношений в совместной жизнедеятельности людей. Поэтому данная классификация остается открытой для появления в ней новых классов и видов человеческих взаимоотношений.

Социальная трансформация эмотивных функций связана с массовыми общественными процессами, преобразующими индивидные формы психической деятельности и взаимодействия в явления общественной психологии и социальных отношений.

Социальные отношения детерминированы общественно-трудовой деятельностью людей, укладом и образом жизни, способами ее организации, реальными предметно-практическими и информационно-коммуникативными средствами совместной деятельности по производству и потреблению материальных и духовных ценностей.

Социальные отношения интегрируют в себе личные отношения партнеров под знаком общественной ценности индивидуумов, опредмеченной в результатах их совместной жизнедеятельности. При этом происходит материальное отчуждение личных вкладов в совокупном продукте коллективного труда. В результате не все получают по заслугам, так как личный вклад приобретает характер общественного товара и попадает во владение потребителям, где продолжает свою жизнь независимо от своего создателя. Вместе с тем и межличностные отношения, интегрируясь в социальные отношения, становятся внешней и относительно независимой силой, предопределяющей судьбу человека.

Социальные отношения заключают в себе общественное содержание межличностных отношений, касающееся производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и других аспектов взаимодействия людей. По этим аспектам общественного взаимодействия людей принято различать и дифференцировать виды социальных отношений, которые воплощаются в функционально-ролевых связях между партнерами по совместной деятельности.

Производственные отношения концентрируются в профессионально-трудовых ролях человека. Например, в ролях инженера или рабочего, руководителя или подчиненного и множестве других производственных ролей. Производственные отношения и роли предопределяются разделением труда и технологическими связями всех участников производственного процесса. Человек должен занимать место в технологической цепочке в соответствие со своей квалификацией. Однако не все и не всегда попадают на «свое место» из-за проникновения в производственные отношения других социальных отношений. Например, экономических, когда работа по специальности становится невыгодной.

Экономические отношения реализуются в сфере потребления, которая представляет собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в ролях «продавца» и «покупателя», «хозяина» и «работника», «владельца» и «обездоленного». Доступ к этим ролям предопределен наличием собственности и деньгами. В условиях общественного разделения труда экономические отношения регулируются договорами и законами. Они устанавливают права личности на долю совокупного общественного продукта и на распоряжение собственностью в интересах всех членов общества.

Правовые отношения закрепляются законодательным путем по общественному согласию. Предполагается, что каждый член общества должен иметь равные права со всеми другими на самореализацию своей личности в производстве и потреблении материальных и духовных ценностей. Эта задача связана с решением проблемы свободы и долга человека в обществе. По мере исполнения своих обязательств перед другими людьми человек попадает в позицию либо «законопослушного» гражданина, либо - «правонарушителя». Правовые отношения, закрепленные в законах, в конечном счете, обеспечивают или не обеспечивают возможности выполнения роли «социально активной личности».

Законодательное несовершенство компенсируется неписаными правилами поведения человека в реальных сообществах людей. Эти правила базируются на этических принципах морального и нравственного поведения. Нравственные отношения - это результат духовной рефлексии общественного положения личности. В центре нравственных отношений находится проблема человека, который рассматривается как самоценность. Если правовые, экономические, производственные и другие социальные отношения нарушают самоценность личности, т.е. деморализуют ее, то общество не может быть признано нравственно благополучным. Нравственность - это главный оценочный критерий всех деяний человека и общества.

Нравственная оценка открывает полезность или вредность всех общественных поступков для жизни людей. Однако и здесь нет единства по всем частным случаям. И, тем не менее, в религии нравственная рефлексия социальных отношений оформляется в заповедях жизни человеческой. При этом интересно то, что на этой основе вырастает мощный социальный институт церкви, который обслуживает потребность людей в нравственном примирении перед несовершенством реального бытия. Таким образом, нравственная проблема становится источником религиозных отношений.

Религиозные отношения складываются под влиянием мировоззренческих представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, о непонятном, но ощущаемом влиянии внешнего мира, о строении и возникновении этого мира, о саморазвивающейся природе, о невольной зависимости человека от обстоятельств, других людей, общества, о собственной слабости и невозможности решить своих проблем самому.

Все эти тайны требуют объяснения простого и ясного, чтобы избавить себя от мучений неопределенностью. И тогда приходит идея Творца и правителя, отца и судьи, пророка и спасителя, который все может, все знает, все видит, одарит и воздаст.

Идея Бога психологически плодотворна, так как она позволяет соединить разрозненные и смутные предчувствия случайных и закономерных событий в императивный фактор воли Божьей, придав хаосу гармонию. Идея Бога психологически благотворна, так как она помогает человеку согласовать порывы души с последствиями своих поступков и прийти к умиротворению. Идея Бога психологически спасительна, так как она вытесняет греховный помысел.

Однако, идея Бога, как и все идеи, имеет разночтение у разных народов, что проявляется в специфике отдельных вероучений, в культовом и церковном оформлении религиозного поведения (в ритуалах, обрядах, обычаях, традициях, в именах и образах Бога). Это обстоятельство неизбежно приводит к борьбе идей и людей, принадлежащих к разным религиозным конфессиям, что и наблюдается в современном нам мире. Выход из религиозного конфликта возможен, либо через идею общечеловеческого Бога, либо через социальную терпимость к религиозному плюрализму.

Религиозные отношения воплощаются в конфессиональных ролях (православных, исламистов, католиков, протестантов, иудеев, буддистов, ламаистов и многих сектантов). Все люди по отношению к идее Бога подразделяются на «верующих» и «неверующих», которые тоже не всегда миролюбивы друг к другу.

Религиозное мировоззрение основано на иррациональной и бессознательной вере в то, что я чувствую и понимаю. Здесь есть место гениальным догадкам, но нет места научной доказательности. На веру человек принимает то, что соответствует его надеждам и актуальным потребностям. Вера приближает человека к самому себе. Она укрепляет его в своих убеждениях, способствует самоопределению и сохранению целостности личности.

Идея Бога и вера - производные от духовной работы нашего сознания. Они вырастают из внутренних возможностей человеческой психики к саморефлексии собственных переживаний, предметом которых является ощущение гармонии или хаоса своих отношений с миром людей и вещей. Эта идея стоит в ряду рационально недоказуемых проблем, в числе которых также проблема происхождения человека, жизни, вселенной, души и другие, проистекающие из глубин эмотивного сознания. В житейском контексте это может быть самая банальная проблема нашего честолюбия, толкающего нас на «необдуманные» поступки, или предпочтение одного человека другому по «непонятным» причинам. Такие проблемы могут иметь разные объяснения, принимаемые на веру, но не могут иметь исчерпывающих рациональных доказательств.

Таким образом, идея Бога и вера психологически естественны и целесообразны для человека, но, с другой стороны, порождают в социальных отношениях конфессиональные противоречия, борьбу идей и конфликты. Поэтому не случайно гуманистически настроенные религиозные деятели призывают народ к терпимости по отношению друг к другу, несмотря на имеющиеся социальные различия между людьми. Терпимость и согласие регулируются личной и общественной волей людей, что переводит их социальные отношения в плоскость политической деятельности.

Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти, с помощью которой общество стремится сохранить свою целостность как социального организма, обеспечивающего личное благополучие своих членов. Однако несбалансированные интересы различных слоев общества приводят их к соперничеству и противостоянию, что. является социально-психологической почвой для борьбы за властные полномочия между общностями людей, разделенных по экономическим, профессиональным, возрастным, половым, этническим, религиозным, идеологическим и другим признакам. Поэтому главной задачей политической деятельности является достижение оптимального баланса интересов всех слоев общества. Однако эта задача все время вытесняется задачей борьбы за власть между политическими группировками. В результате власть становится самоцелью, а не средством разрешения социальных противоречий. От этого страдает народ, общество и государство. Народ нищает, общество деморализуется, государство разваливается.

Такая подмена задач - следствие эмотивных процессов в психологии человека. Власть автоматически приводит к доминированию тех, кто ею располагает, и подчинению тех, кто ее лишен. Это позволяет удовлетворить притязания на общественную самореализацию индивида. Человек с психологией «ведущего» стремится занять лидерские позиции в совместной жизнедеятельности. При адекватном достижении лидерства человек должен отвечать требованиям «ведомых». Но это трудно и поэтому не всем удается. Неудачники в естественном движении к лидерству компенсируют свои потери за счет захвата власти через политическую активность. Удача им сопутствует благодаря психологии «ведомых», которые боятся принять на себя ответственность за судьбу других людей.

Абсолютизация власти вредна для жизнеобеспечения сообществ точно так же, как и ее полное отсутствие. Гармония властных отношений достигается на пути разделения властных полномочий между лидерами и ведомыми, которым они передаются через распределение прав (свобод) и наложением ответственности (необходимости) в совместной жизнедеятельности.

Политические отношения на этом пути неизбежно приобретают характер демократического процесса. Задача властных структур и лидеров в этом процессе заключается в поддержании баланса прав на свободу и ответственность каждого члена общества. В конкретных ситуациях эта задача требует своего оригинального решения с учетом многих обстоятельств жизнедеятельности сообщества. Это предполагает напряженную творческую деятельность в управлении общественными процессами и социальными отношениями.

Однако субъекты политической деятельности отягощены собственными мировоззренческими представлениями о перспективах развития общества и его организации (идеологией). В то же время они связаны интересами тех общностей, к которым сами принадлежат. Одной из таких общностей является этнос.

Этнические отношения возникают из различий - сходства образа жизни и культуры локальных групп населения, имеющих общие антропологические (родоплеменные) корни. Этносы появляются в результате эволюционного развития народонаселения, объединяя родственные племена на определенной территории по признакам кровного происхождения, антропологического сходства, единства культурных и религиозных традиций, из которых складывается специфический образ жизни, характерный для каждого из народов.

Различия между этносами являются естественно-психологическими, так как в образе жизни этноса закреплен уклад социальных отношений, способствующих оптимальной адаптации человека и общности к конкретной природной (географической) и социальной среде. Этот уклад вытекает естественным образом из особенностей воспроизводства жизни в конкретных условиях бытия. Соответствующий природным и социальным условиям образ жизни этноса закрепляется в стереотипах поведения и деятельности, в языке, в ритуалах, традициях, обычаях, праздниках и других этнокультурных формах общественного бытия.

Семья как первичная антропологическая общность является наиболее верной хранительницей этнической культуры, особенно по части уклада жизни и стереотипов семейного поведения, которые практически неискоренимы, потому что относятся к сфере коллективного бессознательного и воспроизводятся в непроизвольных формах человеческого поведения, хотя и подвергаются культурно-исторической трансформации.

Этническая идентичность человека закрепляется в его национальном самосознании, которое входит в Я-концепцию личности, предопределяя социально-психологическую дистанцию с другими людьми по шкале «наш - не наш». Посягательство на этническую самость переживается людьми наиболее болезненно, так как воспринимается угрозой его личностным достоинствам. За этим видится угроза семье и народу, с которыми каждый человек связан «пуповиной жизни». Поэтому этнические конфликты протекают наиболее остро. Снять эти конфликты можно только полным и безусловным признанием и осуществлением равноправия всех народов в культурном, экономическом и политическом взаимодействии.

Культура этнических отношений представлена в моральных нормах социального поведения и в эстетических эталонах человека и предметного мира. Моральные нормы и эстетические эталоны проистекают из эмотивного мироощущения членов сообщества. В них закреплены способы сохранения и поддержания жизни этноса как социального организма. Моральные нормы регулируют нравственные отношения. Эстетические эталоны символизируют и возбуждают чувственную привлекательность людей друг для друга. Они становятся своеобразными активаторами индивидуально-личностных взаимоустремлений. Поэтому имеет смысл особо выделить класс эстетических отношений.

Эстетические отношения возникают из эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и вещественных объектов внешнего мира. Привлекательность объекта зависит от субъективной потребности в нем и эмоционального влечения к нему. Здесь важно, чтобы объект своим внешним видом возбуждал желание овладеть им, чтобы соприкосновение с ним сопровождалось положительными переживаниями.

Эстетические отношения человека к человеку благодаря эмоциональной природе усиливают процессы объединения и разобщения людей. В отношениях между полами они связываются с сексуальными влечениями и отличаются парадоксальной этно-субъектной вариативностью. В результате то, что для одних народов может быть привлекательным, для других может оказаться отвратительным. Например, Арне Фольк-Ренне, изучавший в середине XX века обычаи папуасов в Новой Гвинее, писал следующее: «Мог бы ты влюбиться в девушку, которая, следуя законам племени, не умывается, чтобы как можно сильнее пахнуть «женщиной»?... Девушку, натирающую бедра и зад мочой, которая хранится в специальном помещении...»

Эталоны эстетической привлекательности имеют психобиологическую основу, которая связана с субъективностью человеческого сознания. Эти эталоны закрепляются в этнопсихологических формах социального поведения, подвергаясь социо-культурной обработке.

Главенствующая роль в такой обработке эстетических эталонов принадлежит искусству, которое, с одной стороны, совершенствует идеальные представления о красоте и развивает эмоционально-эстетический потенциал личности, с другой стороны, канонизирует эти идеалы в стереотипах художественного образа.

Все многообразие социальных отношений вырастает из психологии взаимодействия людей, их психического потенциала, связанного, прежде всего с эмотивными функциями психической деятельности.

Личностная ассимиляция эмотивных функций приводит к трансформации внутреннего мира человека, в центре которого возникает важнейшее духовно-психологической образование - совесть. Она является нравственным стержнем личности, на котором крепятся ее отношения с окружающими людьми, и источником моральных переживаний личности, а также руководит поступками человека. Совесть - это эффект самосознания и самооценки личности, в которых запечатлены взаимоотношения с окружающими людьми. Она связана с верой в общественные идеалы и справедливость, в чистоту человеческих помыслов и отношений. Совесть как ангел-хранитель оберегает человека от дурных поступков. Но совесть и отягощает человека своими муками за проступки и преступления. Она находится в непримиримых отношениях с лживостью, лицемерием, амбициями и другими неблаговидными мотивами и намерениями личности.

Совесть связана с миром интимных чувств. Она облагораживает и поэтизирует интимные переживания человека, поднимает его до божественной идентификации и одаривает всеобщим признанием и любовью.

Таким образом, эмотивные функции трансформируют психический потенциал человека в бесконечное разнообразие его отношений с миром людей и вещей. Мир человеческих отношений является наиболее значимым, а потому и определяющим удовлетворенность нашей жизнью. Духовное содержание этих отношений, связанное с добротой, дружбой и любовью, становится самой желаемой ценностью человеческой жизни. Личность приобретает в результате важнейшее качество самосознания - совесть (Бога внутри себя).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: