Креативные функции психики связаны с творческими особенностями психической организации человека. Слово «креативный» означает творческий, и применяется для обозначения преобразовательной деятельности человека.
Психологическая трансформация творческого потенциала психики происходит в процессах интериоризации (преобразования) предметно-практического действия человека во внутренние психические состояния и свойства, которые закрепляются в психологии человека по законам психофизиологического функционирования нашего организма, мозга и нервной системы, а также в процессах экстериоризации (проявления) внутренних возможностей человека, его психического потенциала во внешних действиях и поведении по законам психофизического функционирования всей телесной организации индивида.
Интериоризация и экстериоризация представляют собой два противоположно направленных процесса целостного психического акта. Это означает, что они одновременно сосуществуют в любой ситуации взаимодействия человека с объективной реальностью. Здесь можно провести аналогию с двумя полюсами электрического тока, который возможен только при одновременном их наличии. Точно также и психический акт возможен только при одновременном функционировании этих двух процессов, которые научный анализ различает как процессы саморазвития психики, обеспечивающие креативные задачи психической деятельности человека.
Понятие «интериоризация» используется при объяснении возникновения психических свойств во внутренней структуре психической организации человека под влиянием его внешней деятельности.
Понятие «экстериоризация» употребляется при объяснении внешней самоактуализации психического потенциала как процесса высвобождения психической энергии и демонстрации человеком его психологических качеств.
|
Интериоризация - это процесс перехода внешнего во внутреннее, который заканчивается ассимиляцией внешних воздействий и возникновением в психической организации человека различных психических образований в виде свойств ощущений, восприятия, памяти, мышления, эмоций и многих других, составляющих структуру психики.
Экстериоризация - это процесс перехода внутреннего во внешнее, в котором проявляется психический потенциал человека в различных формах поведения и деятельности в виде его психологических качеств.
Эти понятия широко использовались классиками психологии двадцатого века Ж. Пиаже и Л. Выготским при изучении и объяснении становления и развития психики детей, ее спонтанной и творческой аккомодации (приспособления) к условиям жизни.
Преобразующие функции процессов интерио-экстериоризации как раз и обеспечивают многообразную трансформацию всех психических явлений, завершая гносеологическую цепочку психологической деятельности человека психическими новообразованиями его личности.
Сама же гносеологическая цепочка психологической трансформации разворачивается в проблемном поле «канал - знак - значение - отношение - смысл - личность». В качестве канала выступают органы чувств, обеспечивающие непосредственный контакт с объектами внешнего мира и взаимосвязь с партнерами взаимодействия. В качестве знака используются сигнальные признаки объектов взаимодействия, несущие информацию о свойствах этих объектов. В качестве значения выступают когнитивные конструкты объектов внешнего мира, сформированные во внутреннем плане сознания субъекта. В качестве отношения проявляются эмоции и чувства субъектов взаимодействия. В качестве смысла обнаруживается мотивация личности, а сама личность проявляет себя в использовании креативных функций психики в процессах интерио-экстериоризации.
|
Социально-психологическая трансформация креативных функций происходит в контексте непосредственного взаимодействия партнеров, и проявляется она в феноменах взаимовлияния, которое оказывают люди друг на друга в процессе общения.
Взаимовлияние людей в процессах общения осуществляется по законам подражания, психического заражения, внушения, убеждения, принуждения, побуждения, которые естественны для жизни людей в сообществе. Подражание проявляется в непроизвольном или осознанном копировании действий, поступков, форм поведения и способов деятельности партнера. Непроизвольное подражание обусловлено инстинктивным стремлением к единству с партнером (аффилиацией) и к достижению синтонности состояний (эмпатии), а также к усвоению паттернов импринтингового поведения.
Непроизвольное подражание у детей является главным механизмом интериоризации навыков психической деятельности с момента рождения до развития произвольных движений, после чего подражание подпадает под осознанный контроль психической саморегуляции, хотя и не исчезает полностью.
В дальнейшем дети посредством непроизвольного и осознанного подражания усваивают стереотипы социального поведения, которые проявляют партнеры по совместной жизнедеятельности. Большую роль в этом процессе и грает субъективная привлекательность и авторитет личности партнера.
|
Психическое заражение происходит в результате психофизиологической индукции (возбуждения и распространения) эмоционального состояния партнеров. За счет чего это происходит, сказать трудно, так как это явление составляет одну из тайн человеческой психологии.
Психическое заражение наиболее ярко себя проявляет в интимном и массовом общении людей. В случаях интимного общения психическое заражение предопределяется неудержимой тягой (аффилиацией) партнеров друг к другу. Чаще это происходит между партнерами разного пола, что дает основание думать о сексуальном инстинкте как значимом факторе психического заражения.
Однако в массовом общении психическое заражение сопровождает не только сексуальные оргии, имевшие место в культурных традициях всех народов и вытесненные современным массовым искусством, но и агрессивные формы поведения политизированной и бунтующей толпы.
Внушение предполагает подсознательное влияние партнеров друг на друга. Это явление связывают с гипнозом, который применяется как психотерапевтическое средство. Тем не менее, внушение-это повседневное явление нашей жизни. Каждый человек может быть подвержен внушающему воздействию. Но более других человек поддается внушению, когда он находится в состоянии личной растерянности и неопределенности (эмоционально-психологического стресса), когда, если он болен, потерял надежду на собственное выздоровление.
Внушающим воздействием обладают авторитетные личности, слово врача, коллективное и массовое мнение. Средства массовой информации в состоянии манипулировать общественным мнением, чем они с упоением и занимаются, наслаждаясь своей властью над неустойчивым общественным сознанием людей. Но в то же время они могут создавать и здоровый настрой в обществе, если хотят и умеют. В этом больше преуспевает искусство со своей очищающей (катарсической) функцией.
Убеждение апеллирует к логике вещей. Оно построено на аргументах и доказательствах, развернутых суждениях и умозаключениях. Убеждать партнера всегда трудно, так как он имеет свои убеждения, выстраданные в муках жизни и интеллектуального творчества. В то же время принятие убеждения партнера формирует чувство собственной неполноценности, которое порождает уже чувство протеста. «А чем я хуже!?» - восклицает человек и поступает вопреки здравому смыслу, причем, стремясь сохранить свои амбиции перед партнером, и теряет при этом свое лицо. Чтобы его сохранить, нужно искать новые доказательства своей правоты, что стимулирует процесс творчества и заставляет человека измениться, если не в сторону позиции партнера, то, по крайней мере, подвергая сомнению собственную позицию.
Принуждение основано на волевом, правовом, административном давлении на партнера. Отношение человека к человеку - это, прежде всего отношение воли к воле, как считал Г. Мюнстерберг. Однако остается загадкой, почему один человек подчиняется воле другого. Самое простое объяснение, что воля одного сильнее воли другого. Но это не так, потому что для подчинения нужна воля на подавление собственных чувств, В этом случае уместнее предположить разнонаправленность мотивов, которые неожиданным образом совмещаются в совместной деятельности партнеров. Например, один из партнеров не хочет брать на себя ответственность за результат совместной деятельности. Боязнь ответственности снижает общее волевое напряжение в достижении общей цели и позволяет такому партнеру жить беззаботно. Именно экзистенциальный страх перед ролью ответственного человека переключает его волевые процессы на избегание неудач, и человек добровольно отдается в рабство.
Другое дело - правовое и административное давление на партнера. В этом случае заранее очерчен приоритет одних людей над другими в иерархии групповых отношений. Тот, кто находится выше в этой иерархии, имеет своеобразное преимущество влиять на систему этих отношений, и через них на индивидов. Фактически руководитель использует механизм группового давления, ссылаясь, как правило, на общие интересы, и тем чаще он это делает, чем ниже становится его собственный авторитет.
В качестве механизма принуждения используются различные санкции по отношению к «непокорным» партнерам. Их наказывают материально, морально, физически, чтобы обуздать их своеволие, наносящее ущерб своеволию «сильных мира сего».
Из многочисленных исследований и реальной практики известно, что работа и любые другие виды человеческой деятельности по принуждению не достигают оптимального результата. В то время как добровольное участие в совместной деятельности полностью раскрывает творческий потенциал человека. Поэтому лучшей формой воздействия на партнеров является побуждение, которое предполагает пробуждение личной заинтересованности в совместной деятельности.
Пробуждение личной заинтересованности исполнителей предполагает сложную психологическую деятельность руководителя (лидера). Она связана с мотивационной сферой психической организации человека и направлена на распознавание мотивов и поиск путей включения выявленной мотивации исполнителей в совместную деятельность. Индивидуальные мотивы весьма разнообразны, и это создает большие трудности для руководителя при согласовании индивидуальных интересов. Здесь без помощи профессионального психолога не обойтись.
Суть побуждения к активной совместной деятельности состоит в управлении мотивационной сферой исполнителей, что предполагает своеобразную психологическую работу по формированию мотивов, стимулирующих индивидуальную включенность в решение общих задач.
Социальная трансформация креативных функций связана с организованным общественным воздействием людей друг на друга в различных формах воспитания и обучения.
Воспитание и обучение как специфическая социально-профессиональная деятельность вырастает из естественного процесса передачи опыта жизни от одного поколения другому, а затем дополняется обменом опытом между различными профессиональными группами с целью повышения эффективности общественно-трудовой деятельности людей в целом.
Для обмена опытом созданы специальные образовательные системы в виде школ и институтов, где происходит внедрение общечеловеческих и профессиональных знаний в сознание учащихся, что приводит к формированию и развитию когнитивных структур психической организации человека.
Однако обменом опытом не исчерпываются креативные функции обучения и воспитания, которые оказывают влияние на психическое развитие всех сторон личности. Поэтому школьный период обучения следует использовать главным образом для общего психического развития детей, а не для складирования всех имеющихся знаний в арсеналах памяти учащихся, к чему подчас сводится задача школьного образования.
Современная система образования в основном решает задачи развития информационных и когнитивных функций психики и неправомерно мало уделяет внимания развитию коммуникативных, эмотивных, конативных и креативных потенциалов психической организации человека. В результате формируется человек-компьютер, который хорошо вписывается в информационное поле общественной жизни, но с большими затруднениями решает свои человеческие проблемы, связанные, прежде всего, с межличностными отношениями, чувствами, мотивами и общением.
А это плохо согласуется с креативными мотивами самосовершенствования, саморазвития и самореализации личности. Отсюда проистекает индивидуальная неудовлетворенность общественным обучением и воспитанием человека. Эта неудовлетворенность может быть компенсирована самообразованием и самовоспитанием, к чему прибегают Наиболее творческие личности, которые отличаются инициативностью и изобретательностью.
Личностная ассимиляция креативных функций психики воплощается в роли творца. Эта роль органична психической организации каждого человека, но не каждый решается на ее исполнение.
Тайна творческой личности до сих пор не раскрыта наукой ни по своему источнику, ни по закономерностям формирования. Биографии выдающихся творцов в различных областях деятельности свидетельствуют о страстной увлеченности какой-нибудь созидательной идеей, о невероятной целеустремленности в ее реализации, о непоколебимой вере в себя и в возможности свершения задуманного, несмотря ни на какие неблагоприятные условия, о способности к житейской самоотверженности, о трудолюбии, настойчивости и самостоятельности, о независимости от общественного мнения.
Заключение
Функциональное содержание психической деятельности раскрывает вопрос о предназначении психики в жизнедеятельности людей. Оно тесно связано со всеми аспектами взаимодействия человека в мире вещей и людей, органически вплетено психологическим подтекстом в реальные процессы индивидуального и социального поведения людей.
Имлицитные функции психики проистекают из высшей нервной деятельности мозга и обеспечивают координацию жизнедеятельности организма в процессах его взаимодействия с предметным миром. Они обеспечивают познание объектов внешнего мира, переживание внешних воздействий и ответные действия субъекта.
Эксплицитные функции психики возникают в результате трансформации имлицитных функций в процессах предметно-практического и социального взаимодействия людей. Они обеспечивают коммуникацию человека в мире вещей и людей, доставляют и перерабатывают информацию об объектах взаимодействия, формируют познавательные конструкты, генерируют чувства и отношения, задают направленность субъектной активности, преобразуют психическую организацию человека.
Психологическая трансформация психических функций приводит к возникновению психических образований, составляющих структурную организацию психики человека.
Социально-психологическая трансформация психических функций приводит к возникновению межличностных отношений и групповых эффектов, составляющих содержание общения людей.
Социальная трансформация психических функций приводит к возникновению социальных отношений, общностей людей и социальных организаций, общественных информационных систем, идеологических, правовых, управленческих, воспитательных и образовательных институтов.
Результирующим эффектом трансформации всех психических функций человека является личность. Личностная ассимиляция субъектной активности человека приводит к приобретению им психологических качеств коммуникативного, информационного, когнитивного, эмотивного, конативного, креативного свойства.