Конативные функции психики




Термин «конативные функции» произведен от латинского слова conare (стремиться, домогаться). Понятие «конативные отношения» встречается у В. Н. Мясищева в связи с обозначением основного отношения человека к внешнему миру, характеризующего «тенденцию овладения».

Психологическая трансформация конативных функций психики задает изнутри направленность внешнему поведению и деятельности человека. Поэтому конативные функции связаны с внутренними побудителями психической активности человека, которые направляют его на необходимый или желаемый предмет взаимодействия. В числе таких побудителей находятся потребности, установки, интересы, влечения, склонности, желания и, в конечном счете, мотивы, в которых они интегрируются. Все они придают предметную определенность размытым эмотивным отношениям, наделяя явным или скрытым смыслом субъектную активность человека.

Для проявления субъектной активности необходимо волевое напряжение, производящее селекцию эмотивных отношений в соответствии с потребностной сферой человека. Воля способствует концентрации внимания на предмете потребностей и мобилизации психической энергии на действиях достижения успеха. В конечном счете, в структуре субъектной направленности обнаруживается личностный, индивидный и индивидуальный смысл психической активности человека.

Личностный смысл мотивирован социальными потребностями, установками и интересами человека. Он наиболее осознаваем и находится в сфере «Супер-эго», где подвержен социальному контролю и влиянию «коллективной воли».

Индивидный смысл мотивирован организмическими потребностями, инстинктами, этнокультурными стереотипами («архетипами» поведения). Он может и не осознаваться человеком, скрываясь в сферах «Оно» и «коллективного бессознательного».

Индивидуальный смысл мотивирован влечениями, склонностями, желаниями и намерениями, которые образуют структуру «подсознательных» и «предсознантельных» стимулов психической активности человека: Индивидуальный смысл появляется в сфере «Эго» как смутное представление о смысле жизни и индивидуальном предназначении.

Благодаря конативным функциям, связи человека, его знания, представления и отношения приобретают смысловую направленность и проявляются в целесообразной субъектной активности. Таким образом, в процесс психологической деятельности человека включаются компоненты смыслообразования, связанные по преимуществу с его мотивационными психическими образованиями.

Конативный процесс смыслообразования зиждется не столько на когнитивной рационализации побудительных мотивов, сколько на эмотивном иррациональном предпочтении своих отношений и желаний в данной конкретной ситуации. Например, вы - руководитель учреждения, и вам нужен хороший работник. Предположим, что у вас есть возможность выбирать. Рациональный мотив требует предпочесть наиболее компетентного работника, но вы выбираете более удобного для личных отношений, так как каждый руководитель испытывает бессознательный страх за свою естественную некомпетентность в специализированных аспектах профессиональной деятельности. Поэтому критерием выбора становится эмотивное отношение «доверия-недоверия», а не рациональная оценка по критерию «компетентности-некомпетентности». При этом публично заявляется именно второй критерий, по которому отклоненного специалиста дискредитируют, а выбранного восхваляют. Мы на каждом шагу сталкиваемся с такого рода социально-психологическим лицемерием. Оно особенно распространено в обществе, где господствует клановая психология.

В глубинах клановой психологии скрываются групповые интересы, исторически закрепленные в традициях жизни общества и в организации социальных отношений. Например, рабовладельческое отношение начальников к подчиненным, укоренившееся на Руси со времен татаро-монгольского ига, до сих пор поддерживается властным и финансовым приоритетом метрополии (Москвы) над колониями (регионами). В принципах «разделяй и властвуй», «отбирай и распределяй», «я начальник - ты дурак», «что твое, то мое», «мне - вершки, тебе - корешки» и т.п. трансформируются способы реализации конативных функций, вызывающие социально-психологическое напряжение и в современной России.

Социально-психологическая трансформация конативных функций связана с борьбой интересов и согласованием устремлений партнеров по совместной жизнедеятельности. Эти явления проистекают из индивидуальных различий партнеров взаимодействия, каждый из которых преследует свои цели. В этом заключена психологическая предпосылка разногласий и межличностных конфликтов, которые приходится решать в любой ситуации совместной деятельности. Данная проблема трансформируется либо в конфликтные формы поведения партнеров, либо в компромиссное согласование интересов обеих сторон.

В первом случае разворачивается борьба идей и людей за приоритет одних над другими. Это приводит к подавлению, агрессии и вражде, которые разрушают единство взаимодействующих партнеров. В результате победа одной из сторон заканчивается общим поражением, так как неблагоприятная атмосфера вражды окутывает тех и других, затрудняя реализацию победивших интересов в более отдаленной перспективе.

Путь согласования взаимоустремлений более продуктивен по перспективам развития дружественных межличностных отношений и результатам совместной деятельности. Однако и он не обходится без потерь, так как обеим сторонам приходится что-то уступать в пользу другой.

Важнейшим условием достижения согласия является паритетность как равенство возможностей в самореализации партнеров по совместной деятельности. Это предполагает соблюдение интересов друг друга в режимах сотрудничества, взаимопомощи и диалога.

Как это сделать? Психологически грамотно будет, если вы в начале взаимодействия с партнером не просите его помочь вам, а, наоборот, предлагаете ему свою помощь, соответствующую его интересам. Но, это - только принцип, а реальное поведение в диалоге всегда многовариантно в зависимости от обстоятельств, в числе которых главное - личность партнера. Типовыми тактиками поведения для достижения согласия занимается психология общения и психология конфликтов.

Социальная трансформация конативных функций приводит к необходимости координации групповых интересов больших и малых общностей людей, образующих социальную структуру общества. Для этого в процессах общественно-исторического развития создаются системы управления социальным взаимодействием людей, которые объединены в социальные организации по отдельным интересам общественно-трудовой жизнедеятельности.

Например, такая социальная организация как семья объединяет людей по сексуальным, экономическим, культурным и другим социальным и личным интересам, по потребности воспроизводства жизни себе подобных, возникающей из биологического предназначения индивидов. Это не означает, что современная семья не может возникнуть по другим мотивам, таким как духовная или профессиональная близость.

Задача социальных организаций заключается в создании оптимальных условий для реализации совпадающих интересов своих членов. Эти условия приходится выкраивать из макроструктуры социального взаимодействия с другими социальными организмами. Все это требует четкой координации взаимодействия социальных организаций. Эта потребность породила социальное управление как специфическую профессиональную деятельность, предназначенную для координации и согласования конативных отношений между субъектами социального взаимодействия.

Следовательно, управленческая деятельность вытекает из естественных законов общественной жизни людей и индивидуального своеобразия психологии человека, то есть она внутренне присуща самой психической организации человека, и, в первую очередь регуляторным функциям психики.

Личностная ассимиляция конативных функций воплощается в субъективной направленности человека на внешний мир, в его предпочтениях и ценностных ориентациях, в организаторских и управленческих способностях, в смысле жизни.

Стремление к самореализации предполагает развитие настойчивости и других волевых качеств. Необходимость сотрудничества с другими людьми для достижения личных целей требует от человека терпимости в отношениях с партнерами, умения принять их интересы и согласовать со своими.

Мотивационная противоречивость, свойственная каждому человеку, требует развития психологической устойчивости, способностей к саморегуляции и психической координации.

Все это подводит человека к проблемам самоуправления, самовоспитания, самосовершенствования, которые решаются благодаря творческому потенциалу психики посредством ее креативных функций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: