Тестовые задания части В




Задания части А

 

1. Второе ополчение против польско-шведской интервенции связано с именами

1. П. Ляпунова и И. Заруцкого

2. К. Минина и Д. Пожарского

3. И. Болотникова и И. Горчакова

4. М. Скопина-Шуйского и М. Шеина

2. Основная тенденция политического развития России в XVII в. заключалась в

1) усилении представительной власти

2) росте роли боярства

3) усилении самодержавной власти

4) ослаблении самодержавной власти

3. Что свидетельствует о зарождении в России XVII в. капита­листического уклада?

1) рост барщины и оброка

2) появление мануфактур и специализированных районов

3) натуральное хозяйство

4) окончательное закрепощение крестьян

4. Соборное уложение – это

1) свод челобитных царю

2) военный устав

3) свод церковных законов

4) свод законов

5. Новым событием в культуре XVII в. было появление

1) книгопечатания

2) парсуны

3) шахмат

4) Успенского собора Кремля

6. Деулинское перемирие было заключено между Россией и

1. Речью Посполитой

2. Швецией

3. Турцией

4. Крымским ханством

7. Столбовский мир был заключен между Россией и

1. Речью Посполитой

2. Швецией

3. Турцией

4. Крымским ханством

8. Какие события относятся к царствованию Михаила Федоровича?

1. Медный бунт

2. деятельность Второго ополчения

3. Столбовский мир

4. Деулинское перемирие

5. Смоленская война

6. церковный раскол

Укажите верный ответ: 1). 1,3,4 2). 1,4,5 3). 2,4,6 4). 3,4,5

9. Протопоп Аввакум был современником

1. Михаила Романова,

2. Алексея Михайловича,

3. патриарха Филарета,

4. Федора Алексеевича

10. Медный бунт, Соляной бунт, восстание С. Разина относятся к правлению

1. Михаила Романова,

2. Алексея Михайловича,

3. Софьи Алексеевны,

4. Федора Алексеевича

11. Реорганизация армии при Алексее Михайловиче привела к

1. появлению стрелецких полков

2. появлению полков «нового строя»

3. введению рекрутской повинности

4. введению всеобщей воинской повинности

12. Во время правления Михаила Романова патриарх Филарет

1. не играл особой роли в жизни государства

2. правил наравне с царем

3. подвергался преследованиям

4. был сослан в удаленный монастырь

13. Какая территория вошли в состав России в XVII в.?

1. Левобережная Украина,

2. Казанское ханство,

3. Камчатка,

4. Крымский полуостров.

14. С какими событиями связаны следующие высказывания: "Готовы мы единодушно все пострадать, а новые веры и учения и книг отнюдь все не приемлем"?

1. начало книгопечатания,

2. прекращение летописаниея,

3. церковная реформа,

4. деятельность кружка «ревнителей древнего благочестия».

15. С каким событием связано появление высказывания "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"

1. церковный раскол,

2. принятие Соборного Уложения,

3. наступление дня ангела,

4. отмена льгот казачества

16.Первым царем из рода Романовых был:

1. Михаил Федорович

2. Федор Борисович

3. Федор Алексеевич

4. Алексей Михайлович

17. Кто из названных пар был современниками?

1. Иван Болотников и Иван IV,

2. Алексей Михайлович и патриарх Никон,

3. Михаил Федорович и Степан Разин

4. Богдан Хмельницкий и Ордин-Нащекин.

18. Киев оказался в составе России в результате:

1. Смоленской войны

2. Деулинского перемирия

3. Переяславской Рады

4. «Вечного» мира с Польшей

19. Какой орган власти прекратил свое существование в XVII в.?

1. Тайный приказ,

2. Избранная Рада,

3. Боярская дума,

4. Земский соборы

20. Кого называли «тушинским вором»?

1. Василия Шуйского,

2. Лжедмитрия II,

3. Лжедмитрия I,

4. Бориса Годунова.

 

Тестовые задания части В

1.Расположите события по хронологии:

а). въезд Лжедмитрия I в Москву

б). взятие Тулы правительственными войсками в борьбе с И. Болотниковым

в). образование первого ополчения

г). крестоцеловальная запись В. И. Шуйского

Ответ:

2. Явления, характерные для промышленности России в XVII в.

а) полное вытеснение ручного труда на мануфактурах

б) развитие мелкотоварного ремесленного производства

в) развитие казенных мануфактур

г) преобладание мануфактур над ремесленным производством

д) специализация отдельных районов страны по видам произ­водства

Ответ:

3. Распределите на две группы утверждения, характеризую­щие причины церковного раскола (группа А) и его последствия (группа Б).

а) появление старообрядчества

б) усиление закрепощения крестьян и горожан в XVII в.

в) изменения обрядов и богослужебных книг

г) приобретение Русской церковью национального характера, уверенность в ее превосходстве над другими

д) кризис традиционной концепции «священного Московско­го царства – третьего Рима»

Ответ: А...Б...

4. Расположите в хронологической последовательности появление литературных произведений:

А). Четьи-Миней

Б). Поучение Владимира Мономаха

В). Слово о законе и благодати

Г). Задонщина

Ответ:

5. Установите соответствие между именами современников

 

А) Алексей Адашев Б) Мамай В) Витовт Г) А. Ордин-Нащокин
  1. Василий I
  2. митрополит Макарий
  3. Дмитрий Донской
  4. Петр I
  5. Алексей Михайлович

6. Прочитайте отрывок из сочинения англичанина Т. Хебдона и укажите, о ком идет речь:

«Великий мятежник был доставлен таким образом: впереди шел конвой из 300 пеших солдат. Позади его тем же порядком шло почти то же число солдат… А сам он на помосте под виселицей стоял с цепью вокруг шеи… От помоста тянулась еще одна цепь, которая охватывала шею его брата, шедшего в оковах пешком».

7. Прочитайте отрывок из сочинения англичанина Д. Флетчера и укажите, о ком идет речь.

«Царь был росту малого, телосложения слабого и склонен к водянке; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается. Он прост и слабоумен, но милостив, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».

8. Расположите в хронологической последовательности народные восстания.

1. Соляной бунт

2. медный бунт

3. соловецкое восстание

4. восстание под предводительством Хлопка

9. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

1. Смоленская война,

2. церковный раскол

3. учреждение Славяно-греко-латинской Академии

4. семибоярщина

10. Установите соответствие между именами государей и событиями внешней политики.

А) Иван IV Б) Михаил Федорович В) Алексей Михайлович Г) царевна Софья
  1. подписание «Вечного мира с Польшей
  2. Ливонская война
  3. заключение Поляновского мира
  4. Семилетняя война
  5. крымские походы

 

 

Задания части С

 

1. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

Из книги «Описание путешествия в Московию» Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, совершившего это путешествие.

«Уже с молодых лет внушают они (русские – авт.) своим детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о боге и почитали его столь же высоко; поэтому они часто говорят: "Про то знают бог да великий князь" <...> Чтобы высказать глубокое смирение свое и свое чувство долга, они говорят, что все, чем они владеют, принадлежит не столько им, сколько богу и великому князю. <...>

Царь заботится... о своем величии и следит за правами величества, как делают это другие монархи и абсолютные государи. А именно: он не подчинен законам и может, по мысли своей и по желанию, издавать и устанавливать законы и приказы. <...>

Великий князь не только назначает и смещает начальство, но аже гонит их вон и казнит их, когда захочет. <...>

Во всех провинциях и городах он назначает своих воевод, аместников и управляющих, которые с канцеляристами, дьяками или писцами должны производить суд и расправу. <...>

Один лишь великий князь имеет право объявлять войну иноземным нациям и вести ее по своему усмотрению. <...>

Великий князь также раздает титулы и саны, производя тех, кто имеет заслуги перед ним и перед страною или кто вообще считается достойным его милости, в князей. <...>

У царя производится своя чеканка монеты в стране. <...>»

 

С1. Какие нравственные основы были тогда заложены, по мнению автора, в воспитание детей?

С2. Что понимает автор под заботой о величии царя и его правах?

СЗ. Какими полномочиями обладал царь?

С4. К какому времени относится данное описание характереа правления в России?

С5. Сделайте вывод о характере правления на основании приведенного свидетельства.

2. Прочитайте фрагмент лекции В.О. Ключевского и ответьте на вопросы.

«…Высшим правительственным органом служила Боярская дума. В царствование Михаила эта Дума не была единственным высшим правительственными учреждением при царе: рядом с нею часто является другой высший правительственный орган, земский собор… Царствование Михаила было временем усиленной работы правительства совместно с земским собором. Никогда, ни прежде, ни после, не собирались так часто выборные от всех чинов людей Московского государсва. Едва не каждый важный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство обращаться к содействию земли. По документам известно за время царствования Михаила до 10 созывов земского собора. Земский собор в это время является с компетенцией более широкой. Теперь он рассматривает такие дела, которые прежде ведала только Боярская дума, – текущие дела государственного управление, например, вопросы о налогах. После Смуты, когда нужно было восстанавливать государственный порядок, Дума на каждом шагу встречала затруднения, с которыми не могла справиться, и волей-неволей должна была искать содействия у земского собора. Прямое участие в правительственной деятельности, какое принимала земля в смуту, не могло прекратиться тотчас по ее окончании; царь, избранный народной волей, советом всей земли, естественно, должен был и править при содействии народа, земского правительства. Власть царя получила очень сложную и условную сделочную конструкцию. Она была двойственна и по своему происхождению, и по составу. Действительным ее источником было соборное избрание; но она выступала под покровом политической фиксации наследственного преемства по родству. Таким образом, власть нового царя составлялась из двух параллельных двусмыслец: по происхождению она была наследственно-избирательной, по составу – ограниченно-самодержавной.

 

С1 Как, по мнению Ключевского, изменился состав земских соборов?

С2 Как Ключевский характеризует функции земских соборов при Михаиле Романове?

 

С3 С чем связаны перемены в роли земских соборов?

 

3. Сравните взгляды на основные обряды православия никониан и старообрядцев. Что между ними было общего, а что различного?

 

Общее
  • _____________________________________________________________________
  • _____________________________________________________________________
 
Различия
   
-----
-----

 

 

4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой. Возможно, он рассчитывал, что его попросят вернуться. На Соборе 16666-1667 гг., предавшем анафеме староверов, также лишил сана и Никона. Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север, в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх последние 15 лет жизни провел в заточении.

 

В чем заключались противоречия между царем и патриархом?

Почему стало возможным отстранение Никона от власти?

 

5. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В ХV в. российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х гг. ХVII в. царь Федор Алексеевич отменил местничество.

Чем было обусловлена эта мера? Назовите не менее трех причин. Какое значение имела отмена местничества? Укажите не менее двух положений.

 

6. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трёх примеров).

 

 

7. Сравните положение крепостных и черносошных крестьян во второй половине ХVII в. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

 

Общее
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
 
Различия
   

 

 

8. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Вскоре после восшествия на престол царя Алексея Михайловича вокруг него сложился круг лиц, главным образом духовного звания, называвших себя «ревнителями древнего благочестия». Они развернули активную деятельность, направленную на оздоровление нравственного климата в обществе и повышение авторитета и влияния церкви. Однако единого представления о путях проведения церковных преобразований у них не было.

Какие предложения о проведении преобразований были высказаны патриархом Никоном и протопопом Аввакумом в тот период? Приведите не менее трех последствий церковных преобразований середины ХVII в.

 

9. Назовите не менее четырех черт государственно-политического развития России во второй половине ХVII в., свидетельствующих о переходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трех положений Соборного Уложения 1649 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: