Группы из деревьев и кустарников и их деление.




H. Ильинская приводит следующую классификацию партеров исторических парков.

1.Кружевные партеры, или узорчатые, или партеры-«вышивки», - делали в «мертвим» материале, иног­да с включением полосы газона. Ри­сунок выполнялся на фоне песка. В более позднее время фоном для вос­приятия кружева партера стал газон, что является отступлением от клас­сических правил.

Наборно-орнаментальные - состояли из элементов кружевного партера в сочетании с поверхностями стриженого газона. Фон — толченая черепица.

3.Английские партеры выполня­лись из газона~и песка.

4.Разрезные^ партеры устраивали на песчаном фоне, главная роль была отведена цветам, заполнявшим эле­менты рисунка. Обрамление — стри­женый буксус. Примером может слу­жить партер перед Монплезиром в Петродворце, где обрамление вы­полнено из дерна.

5.Партеры у оранжерей создава­лись с применением большого числа кадочных и горшечных растений.

Водные партеры.

Все эти виды партеров (особенно первый) представляют собой слож­ные и дорогостоящие устройства, требующие капитальной реконструк­ции каждые 4—5 лет.

В классификацию не вошли пар­теры зеленых ковров, возможно, по­тому, что они лишены рисунка, но достаточно вспомнить Большой ко­вер Версаля или газонные партеры на террасах парка Архангельского, как станет очевидной их роль в пар­ковом пространстве. В современных парках газонные партеры встречают­ся чаще, чем рисунчатые.

Со временем рисунок партеров все более упрощался. В XX в. появи­лись ковровые цветники, выполняе­мые в виде сплошного рисунка из летников и ковровых растений и впи­санные в геометрические формы — крут, квадрат, прямоугольник; газон­ные пространства используются в сочетании с живописными группами цветочных растений. В настоящее время рисунок пар­теров, как правило, выполняется на фоне газона. Это орнаментальные цветники, арабески (упрощенные элементы старинного рисунка или орнаментальные линии, вписанные в плоскость газона), а также пестроцветные рабатки, обрамляющие контур газона.

Иногда в партере сочетаются регулярные элементы (газон или сложный цветник в центральном геометрическом контуре) со свободными цветочными композициями в миксбордерах по опушечной полосе (центральный партер парка Сокольники). Современные цветочные партеры часто включают плоские модульные цветники. Помимо цветущих растений в их состав входят декоративно-лиственные, ковровые, а также галька и другой инертный материал. Водные партеры были распространены в регулярных парках (Версаль, проект водного партера в Стрельне и др.).

55. Поляны. Открытые пространства лугов, полян, лужаек являются пла­нировочными и композиционными узлами пейзажных парков. Они позволяют формировать пейзажные кар­тины с участием древесно-кустарниковых групп и водоемов. Их зе­леные плоскости включаются в поле картины в качестве переднего плана или фона и создают необходимый фронт восприятия пейзажей. Поляны являются не только местом построения и обзора пейзажей, но и используются как места отдыха.

Здесь часто размещаются благоуст­роенные площадки со спортивным оборудованием, они служат местом для проведения массовых праздни­ков, театральных представлений, подвижных игр, используются как зе­леные пляжи. Такие поляны могут быть и буферными зонами, прини­мающими на себя большую часть рекреационных нагрузок (Большая поляна Невского лесопарка — 20 га, поляна для игр Вашингтон-парка в Чикаго — 40 га).

В структуре парка поляны могут занимать обширные районы, пред­ставляющие собой систему открытых пространств (Парадное поле. Белая береза в Павловском парке). Ценней­шей чертой открытых пространств является обеспечение динамичности смен пейзажных картин. Чаще по­ляны решаются как самостоятель­ные внутренние пространства. Они могут изолированно размещаться в лесном массиве (характерно для ле­сопарков) либо решаться как серия полян, связанных друг с другом анфиладно (парк Вороново под Мо­сквой) или незаметно «перетекаю­щих» одна в другую (Тростянец). Имеются примеры их решения в виде небольших лужаек, подчиненных од­ному главному пространству (Боль­шая поляна в Невском лесопарке). Во всех случаях каждое изолирован­ное пространство может иметь инди­видуальное решение, но оно обяза­тельно связано с общим замыслом поляны и парка в целом. Размеры полян определяются:

— территориальными возможно­стями парка. Поляны могут занимать десятки гектаров (обширные луговые пространства в больших пар­ках и лесопарках) и измеряться все­го десятками квадратных метров (миниатюрные лужайки в городских садах, скверах и т. д.);

— необходимостью соотношения с высотой окружающих насаждений или размерами архитектурных со­оружений. Это условие определило традиционные размеры полян в 1,0— 1,5 — 2,0 га, ставшие классическими в исторических парках.

Поляны-партеры перед дворцовы­ми сооружениями имеют ширину, со­ответствующую ширине здания, а их длина определяется взаимосвязью поляны с парковым окружением; требованиями микроклимата, направленными на создание благо­приятных комфортных условий для человека, обеспечивающих как зате­ненными участками, так и достаточ­но освещенными и прогреваемыми солнцем. Летом это затененные уча­стки у опушек северных экспозиций, а весной и осенью — освещенные солнцем и защищенные от неблаго­приятных северных ветров участки южных экспозиций. Оптимальные размеры полян определяются со­отношением их площадей с комфорт­ными и дискомфортными условия­ми.

По конфигурации поляны могут быть о круглыми и вытянуты­ ми, со спокойными и изрезанными контурами. Выступы и запады, об­разованные насаждениями в опушке, формируют композиционно интерес­ное пространство поляны, которое нельзя охватить взглядом с одной точки. Тем самым создается иллюзия пространства, значительного по вели­чине, уходящего за пределы восприя­тия и побуждающего к его дальней­шему изучению. Насаждения, как бы выходящие на поляну, являются обрамляющими кулисами и создают множество пейзажных картин.

В качестве примера можно привести сле­дующие поляны:

1) Простая овальная по фор­ме поляна на берегу водоема в Московском парке Победы в Ленинграде (длинная ось имеет ориентацию запад-восток, окружаю­щие насаждения — из липы, клена, вяза и ду­ба).

2) Длинная поляна, пересекающая южную и северную дороги в Тростянецком парке. С до­рог, в обрамлении насаждений, хорошо вос­принимается группа из сосны веймутовой на севере и группа елей на юге.

3) Сложная по структуре и конфигурации Первомайская поляна в Тростянецком парке, состоящая из 3 обособленных полян. Лучше всего они воспри­нимаются с кратчайшей дороги, пересекаю­щей композицию. Наибольшая перспектива составляет 140 м.

Важное место в композициях по­лян занимает опушка, являющаяся частью ее пейзажных картин, создаю­щая нейтральный или активный фон.

П о рисунку контура опушки бывают однородными,-- ба­рельефными и горельёфльши^В од­нородной опушке насаждения обра­зуют плоскую стену, которая явля­ется фоном для древесно-кустарни-ковых групп, «читающихся» на этом фоне как объемная (круглая) скульп­тура, в барельефной.— отдельные группы несколько выступают из ос­новного контура, не отрываясь от массива, в горельефной — группы насаждений сильно выдвинуты впе­ред, но не отделяются от основного массива.

По структуре опушки могут быть плотные, тогда их насаждения имеют четкий контур и образуют сплошную стену, и рыхлые, тогда гра­ница между массивом и открытым про­странством слабо различима благо­даря свободно размещенным группам и отдельным деревьям. В формирова­нии пейзажных картин особенно важ­ны те отрезки опушки поляны, кото­рые включены в створ видовых лучей и являются фоном картины.

Ориентация полян но сторонам света, ее размеры и конфигурация определяют характер освещенности. Так, неширокие поляны (в 2—3 вы­соты опушки), вытянутые в мери­диональном направлении, будут ос­вещены солнцем в середине дня, а утром и вечером их поверхность бу­дет затенена. При широтной ориен­тации значительная часть полян бу­дет затенена днем, а их западная и восточная опушки получат соответ­ственно утреннее и вечернее освеще­ние, хорошо моделирующее структу­ру насаждений.

Поверхность газонов и опушки полян по-разному освещены в тече­ние дня. Освещением выделяются те или иные акценты в пейзаже. Сол­нечные поляны вносят мажорное настроение в облик парка.

 

56. Рельеф. Поляны, как правило, размещаются на спокойном ровном рельефе. Небольшой уклон необхо­дим для стока воды, кроме того, он на­правляет взгляд и обычно ориентирует виды на водоем или смежную поляну.

Открытые пространства на выра­женном склоне скорее расценивают как зеленый откос, чем поляну в об­щепринятом смысле.

Растительность. Отдельно стоящие деревья, древесно-кустарниковые группы, сооружения и скульп­тура являются композиционными компонентами полян, формирующи­ми их пространство.

В зависимости от их размещения поляны приобрета­ют различную объемно-пространст­венную структуру:

1) с компонента­ми, занимающими центральное поло­жение на поляне;

2) занимающими все пространство поляны;

3) распо­ложенными на первом плане;

4) рас­положенными на последнем плане;

5) занимающими периферийное по­ложение как переходные компоненты от массива к открытому простран­ству.

Расположенные на открытом про­странстве, эти компоненты создают серию картин, воспринимающихся динамически в процессе движения или статически — с одной точки.

Примером мастерского расположения ком­понентов является одинокая сосна на Боль­шой поляне Царицынского парка, которая как бы перемещается вместе с наблюдателем, ак­тивно и многократно участвует в картинах поляны, компонуясь с фасадом дворца, Опер­ного дома, плоскостью поляны, окружающими насаждениями. Аналогично «активны» древес­ные группы и куртины района Белой березы, где особенно интересна динамика отдельно стоящего мощного дуба (возможно, потому, что внимание заостряется прежде всего на ак­центах пространства). Особое место занимает скульптурная композиция, расположенная на открытом лугу мемориального комплекса Са­ласпилс (Латвийская ССР). Она насыщена пространственным взаимодействием своих объемов* и отличается активной трактовкой горизонтальной плоскости. Растительный состав поляны — ее травяной покров и древесные наса­ждения подбираются в соответствии с экологическими свойствами местно­сти, функциональным назначением и художественным замыслом объек­та. Так, поймы рек более пригодны для лугов, обширные открытые про­странства также трактуются как лу­говые. Их травяной покров включает растительные сообщества, соответ­ствующие условиям местообитания и обогащенные цветущими видами ме­стной флоры, с включением садовых видов и форм, усиливающих картину цветущего луга и удлиняющих сроки его декоративного эффекта. Цвету­щий луг определяет характер участ­ка пространства и состав древесных растений. Это прежде всего виды, соответствующие условиям данного местообитания, физиономически «вписывающиеся» в его облик. На пойменных лугах это береза пуши­стая, ивы, ольха серая и черная, то­поль белый и черный, на суходо­лах — береза повислая, дуб, клен, ли­па, вяз, сосна, возможна примесь ели. Экзоты вводятся с большой осторож­ностью, зато во всех случаях уместны такие красивоцветущие кустарники, как калина обыкновенная, черемуха, шиповники, большинство видов пар­ковых роз, усиливающие цветовую палитру и сохраняющие образ места.

На однородном зеленом плотном ковре газона группы и отдельные деревья выступают более рельефно. Такие участки носят явно парковый характер, определившийся многолет­ней традицией их формирования. Ассортимент древесных растений здесь более широкий, включающий и местные виды, и экзоты, и их соче­тания.

Подбор видового состава древесно-кустарниковых и травянистых расте­ний является самостоятельной зада­чей в решении парка.

Трассировка дорог. Поляны явля­ются частью общего паркового марш­рута и могут иметь внутренние до­рожки. Парковый маршрут должен обеспечить вход на поляну из закры­того пространства или смежной поля­ны, дать возможность обзора общей картины поляны и обеспечить смену пейзажных картин при постепенном раскрытии ее участков. Внутренние маршруты по-своему решают эти же задачи. Они прокладываются с целью более длительного пребывания на по­ляне, подробного знакомства с ее пей­зажами и обеспечения как динамиче­ской смены картин, так и их ста­ционарного обзора. Внутренние до­рожки, как правило, проходят но опушке поляны, то углубляясь в на­саждения, то следуя в полосе опушки между деревьями, то выходя на от­крытое пространство поляны, обра­зуя в целом круговой маршрут. При прокладке линии маршрута жела­тельно максимально сохранить це­лостность газонного пространства и не«разрезать» его дорогами, за иск­лючением тех случаев, когда этого требует композиционный замысел.

Парковый маршрут охватывает все поляны, нанизывая их на нить своей трассы и формируя представ­ления о парке. Однако каждая поля­на по-своему диктует прокладку этого маршрута на своем участке. Необхо­димо максимально раскрыть посети­телю ее индивидуальные достоинства.

Закономерное соотношение откры­тых и закрытых пространств ланд­шафтов, отдельных ландшафтных районов и парковых картин в целом образует динамичную и выразитель­ную основу пространственной компо­зиции. Массивы древесных насажде­ний составляют своеобразные зеле­ные «стены», ограничивающие от­крытые пространства — большие и малые, иногда организующие их ан­филадное решение или сливающиеся в единый массив с просветами близ­ких (30—50—100 м) и далеких, глу­боких перспектив (300—600 м).

27. Рельеф в ландшафтном искусстве. В современном ландшафтном искусстве рельеф имеет особое зна­чение. Рост городов заставляет все бережнее относиться к их земельно­му фонду. При расширении город­ских границ в их черту также попа­дают территории, непригодные для строительства по условиям рельефа и геологии, - овраги, откосы, круто-бережья, оползневые склоны и т. д., и они, в свою очередь, включаются генпланами городов в состав озеле­няемых территорий. Так, в Волго­граде овражная сеть занимает 15% территории, в Вильнюсе территория с сильно пересеченным рельефом со­ставляет 20%, в Горьком 30% (верх­няя часть города). В отдельных рай­онах страны ложбины, балки и реч­ные долины занимают 10—15% и до 30% территории города. И, наконец, обширные площади нарушенных зе­мель, оставленные после промыш­ленных разработок (карьеры, земле-отвалы, терриконники), также от­водятся под озеленение и организа­цию мест отдыха. Сложность освое­ния этих территорий связана с це­лым рядом местных условий и в пер­вую очередь с рельефом. Поэтому внимательное изучение его особен­ностей и использование богатого опы­та паркостроения являются основ­ными предпосылками в решении сов­ременных объектов ландшафтного искусства. Рельеф является наиболее стабильно сохраняющимся компонентом ландшафта, он составляет его экологическую и пластическую основу. С помощью существующих клас­сификаций и с учетом особенностей ландшафтного искусства рельеф пар­ковых территорий можно подразде­лить на 3 группы: рельеф положи­тельных форм, отрицательных форм, нейтральный рельеф. В первую груп­пу входят гребни гор, холмы, горы, склоны (выше условно установлен­ной точки нулевого отсчета), во вто­рую группу — долины, ущелья, ов­раги, тальвеги, котлованы, амфите­атры и склоны (ниже условно уста­новленной точки нулевого отсчета). Третья группа представляет собой участки равнинного рельефа с не­большим уклоном (условно до 5—7°). Сюда входят прежде всего самосто­ятельные, значительные по пло­щади равнины. В процессе изучения территории необходимо выделение небольших равнинных участков (го­ризонтальных плоскостей), которые входят составными элементами как в группу положительных форм (на­пример, водораздельные плато), так и отрицательных (днища балок), а также горизонтальных площадок на склонах.

Применение этой классификации допустимо на объектах различной величины — от крупных парков, ле­сопарков и национальных парков, со­здающихся на таких формах рельефа, как долины рек, овражно-балочные системы, горы, холмы и даже вбираю­щие а свои границы комплексы этих форм, до небольших участков, зани­мающих элементы этих форм или их искусственные модели на малых площадях.

Рельеф оказывает влияние на общий климат страны. Например, зас­лон Кавказского хребта или Крым­ских гор, задерживающий движение холодных воздушных масс с севера и способствующий аккумуляции тепла, идущего из южного Средиземно­морья, является решающим факто­ром формирования климата наших черноморских субтропиков. Рельеф оказывает влияние и на местный климат, например сложная циркуля­ция воздушных масс горных долин. Важно учитывать также высотную зональность горных ландшафтов. Формы рельефа меньшего масшта­ба определяют микроклимат и эколо­гические особенности своих участков, которые необходимо учитывать так же, как и природные свойства кли­матической зоны в целом. Экологи­ческие свойства рельефа проявляют­ся в формировании температурного и ветрового режимов, почвенных и гидрологических условий. Экспози­ция и крутизна склонов влияют на количество и распределение солнеч­ной радиации. Приход тепла на склоны южных экспозиций больше, чем на горизонтальную по­верхность, возрастает с увеличени­ем наклона (до 45°). В то же время склоны северных экспозиций полу­чают меньше тепла, чем равнины. Эта закономерность особенно ярко проявляется в холодное время года в южных районах, а летом она ощу­тима в северных районах.. Оценка территорий для произрастания растений и со­здания комфортной среды для отды­ха должна проводиться с учетом ши­роты местности и ее общего климата. Склоны южных экспозиций в северных ши­ротах более благоприятны для организации отдыха и произрастания растений, чем в юж­ных. Наименее благоприятны склоны южных экспозиций в засушливых района. Аналогичным образом формирует­ся и ветровой режим. В зависимости от направления преобладающих ветров склоны подразделяются на подветренные, защищенные от ветров.и„ наветренные, подверженные ветрам..Наиболее подвержены ветровому воз­действию вершины гор, хребты,, по­вышенные части склонов. Так ско­рость ветра на равнине, равная 3 м/с, увеличивается на вершинах Холмов до 5—6 м/с. Воздушная циркуляция связана также с густотой насажде­ний. В оврагах и балках, например, они могут задерживать ветер и созда­вать неблагоприятные условия за­стоя воздуха. Эти особенности учитывались и умело ис­пользовались в паркостроении. Интересным примером является район Марли в Петергоф­ском парке. Насыпная дамба высотой 4 м, вы­тянутая вдоль берега Финского залива с запа­да на восток на 250 м, защищает примыкаю­щий к ней участок от неблагоприятных се­верных ветров. В полосе этой защиты у под­ножия склона южной экспозиции был устроен небольшой плодовый сад. В нишах стены дам­бы (местах, наиболее благоприятных по ус­ловиям) высаживали теплолюбивые расте­ния(известно, что были абрикосы и сливы). Вершина дамбы была решена как место для прогулок, откуда открывались виды на мор­ские панорамы Финского залива и блестящий ансамбль Марли с водоемами и каскадом Шахматная гора.

В условиях сложного рельефа фор­мируются определенные почвенно-гидрологические условия. Склоны теряют значительную часть выпадаю­щих осадков.- из-за поверхностно­го стока и плохо сохраняют снежный покров одновременно происходит смыв почвенного слоя. Поэтому верхние части склона имеют более бедные и сухие почвы, чем нижние. Наиболее благоприятные условия для растений создаются в пониженных частях, склона и у его подошвы, наименее,— на участках, хребтов. Здесь произрастают менее прихотли­вые растения, в основном ксерофиты. Во впадинах и ложбинах накаплива­ются влага и питательные минераль­ные вещества, поэтому создаются более благоприятные для произрастания растений условия. Эти законо­мерности по-своему проявляются в различных географических районах, где формируются соответствующие почвенно-гидрологические условия, растительный состав и микроклимат. Они во многом определяют организа­цию парковых территорий.

28. Особенности парков на равнинном рельефе, на склонах …..

В зависимости от преобладания форм рельефа парки можно подраз­делить на следующие основные груп­пы: парки на, равнинном рельефе, склонах, холмах, в горных долинах, оврагах и балках. Особую группу составляют парки на нарушенных территориях.

Парки на равнинном рельефе. К pавнинному рельефу можно отнести территории с небольшим ма­лозаметным уклоном. Участки с ну­левым или" близким к "нему уклоном не имеют стока и представляют собой заболоченности. Ровная поверхность обычно монотонна и лишена пластической живописности. Рельеф не влияет на направление видов (или влияет слабо — в случае наличия небольших уклонов). Главные вертикальные и объемные акценты обра­зованы древесной растительностью. Объёмно-пространственное разно­образие' территории формируется с помощью закрытых, полуоткрытых массивов, древесных групп и откры­тых пространств, полян, образующих пейзажные картины. Эти положения можно проиллюстрировать на приме­ре рассмотренных выше парков. Инертность можно уменьшить путем выявления малейших уклонов, уси­ления их пластики и умелого вклю­чения в ландшафт, как средства, рас­крывающего его достоинства.

Блестящим примером такого ис­пользования рельефа являются мягко террасированный склон в парке Воле-Виконт, насыпная терраса пе­ред дворцом в Версале, выделяю­щая его центр и усиливающая на­правление главной оси,

или луговой склон в парке Стоу, спускающийся от дома к пруду и обрамленный наса­ждениями, углубляющими перспек­тиву.

Небольшой уклон на спокойном рельефе можно пластически усилить прокладкой плавно (незначительно) изгибающейся дороги, рисунок которой как бы подчиняется уклону местности и тем самым выявляет его. Верхние точки являются более вы­годными для восприятия.

Статический характер плоского ландшафта иногда имеет свою выра­зительность — его пейзажи могут быть величественно спокойным и монументальными, широта их охва­та вносит мажорное или торжест­венное настроение. В таких случаях нет необходимости в преобразовании рельефа. Выявление характера ланд­шафта или его потенциальных воз­можностей, его сохранение и усиле­ние при формировании пейзажей — прямая задача ландшафтного искус­ства, решение которой характеризует уровень мастерства паркостроения. Примерами такого мастерства яв­ляются районы Белой березы и Па­радного, поля в Павловском Парке, созданные Гонзаго; парк Шарлоттенхоф в Сан-Сусси (Германия)).

Парки на склонах, как правило, располагаются в гористой местности (например, итальянские сады) или вдоль рек и крупных водоемов. В последнем случае парковые территории вытянуты вдоль береговой линии и часто имеют значительную протя­женность (ЦПКиО им. Горького с полосой Ленинских гор до р. Сетунь имеет протяженность около 7 км; Нагорный парк в Киеве — 3 км, в Горь­ком— 3.6 км). Это позволяет орга­низовывать маршруты большой про­тяженности.

Развитие композиций направлено вверх и вниз по склону. При этом композиции верхних частей склона воспринимаются снизу как фронталь­но развернутые и замкнутые. Виды, раскрывающиеся с верхних точек, имеют широкий угол охвата и вклю­чают как внутренние пейзажи, вос­принимающиеся вниз по склону, так и внешние панорамы окружающего ландшафта.

Рельеф часто террасируется, в та­ких случаях бровки террас являются точками наиболее активного воспри­ятия пейзажей. Террасы имеют как прямолинейные очертания, так и бо­лее свободные, соответствующие на­правлению горизонталей. Дороги прокладываются по террасам или свободно вдоль склона.

Трассировка дорог должна учиты­вать внешние виды и обеспечивать их чередование с внутренними. При этом маршруты, проложенные по верхним, средним или нижним ча­стям склона, существенно разли­чаются по характеру воспринимаю­щихся видов. Они соединяются сер­пантинными дорогами, лестницами, пандусами.

Примером интересного решения парка на сложном рельефе является Нагорный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова в г. Баку, создан­ный по проекту арх. Л. Ильина. Парк занимает территорию так называе­мого Бакинского амфитеатра (горно­го склона со своей сложной внутрен­ней структурой). Он расположен на отметках от 4 до 180 м над ур. м. и развернут на панораму городского центра. Внизу к нему примыкает бульвар. Парк имеет ярусную много­ступенчатую композицию, в которую умело включены различные зоны — спортивная, детская, массовых дей­ствий, открытого театра. Компози­ционный узел — площадь с мону­ментом С. М. Кирова, расположен­ная на одном из холмов второго уров­ня. Монумент воспринимается с раз­ных точек парка и из города. Осо­бенностью парка является архитек­турная обработка рельефа в виде прямолинейных террас и подпорных стен в сочетании с естественными формами, подчеркивающая тектони­ку горного ландшафта. Однако по завершении строительства выясни­лось, что в расчет не были приняты сложные условия жаркого климата, и многие участки парка оказались в дискомфортных для пребывания посетителей условиях.

Парки на холмах имеют центри­ческую точку на вершине или в верх­ней части холма*. Планировка мо­жет быть центрической с ярко выра­женной главной осью или свободной. В первом случае обработка холма более жестко подчиняется требова­ниям архитектурной композиции. Это такие парки, как Высокий Замок во Львове, Холм освобождения в Пловдиве. Во втором случае реше­ние скорее подчиняется возможно­стям территории, не внося конструк­тивных изменений в общую тектони­ку объекта. Например, лесопарк на г. Ахун в Сочи, по южному склону которого проложен серпантинный подъем, завершающийся башней.

В трассировке дорог парков этого типа определяющую роль играют внешние виды. Они раскрываются в процессе движения в направлении по касательной к линии маршрута. Умелое использование этой особен­ности позволяет создать интересный ритм смены впечатлений.

Парки в горной долине имеют яр­ко выраженную продольную ось, про­ходящую по нижним точкам. Прост­ранство ограничено склонами, опре­деляющими направление оси. Гори­зонтальные плоскости располагают­ся главным образом по днищу, иног­да в отдельных точках склона. При­мерами являются парк в долине р. Куры (г. Боржоми), парк в долине р. Раздан (г. Ереван), Агурскнй ле­сопарк, расположенный в горном каньоне р. Агуры.

Парки на овражной территории располагаются в оврагах и балках, иногда овраги входят в состав рав­нинных парков. По пространственной характеристике овраги и балки близ­ки к долинам, однако имеют свои особенности. Это, как

правило, их меньший масштаб но протяженно­сти, глубине, более упрошенная форма откосов, своя структура ча­стей, включающая ствол оврага, от­косы, днище, вершину, устье и боко­вые отвертки, а также склоны, меж­овражные водоразделы. Горизон­тальные плоскости располагаются на верхних частях — склонах межов­ражных водоразделов, примыкаю­щих к бровкам оврагов, а у обшир­ных овражно-балочных систем и по днищу. Откосы, как правило, непри­годны для устройства мест отдыха и прокладки дорог. Визуальные свя­зи направлены по продольной оси, а также по поперечным осям отвершков. Внешние виды на водораздель­ных частях — у бровки откосов, а также в устьевых частях, в местах выхода оврагов на открытое прост­ранство равнины, реки или ее доли­ны. Особую ценность приобретают мысообразные выступы в местах сли­яния оврагов, имеющие широкий угол обзора местности и дающие воз­можность восприятия композиций оврага с верхних точек открытого пространства.

В настоящее время под парковые территории осваиваются овраги в ря­де городов нашей страны (например, в Волгограде). Один из красивей­ших парков страны — Стрыйский парк во Львове, созданный на о­ражном рельефе.

Особое место занимают парки на нарушенных территориях — в местах выработки горных пород, карьеров, свалок, отвалов вскрышных пород, террикоников и т. д.

К числу первых таких парков мож­но отнести Бют-Шомон в Париже, созданный еще в 1864—1867 гг. на месте каменоломни и в настоящее время являющийся образцом ланд­шафтного искусства.

Широкий масштаб промышленных разработок и интенсивная хозяйст­венная деятельность —- добыча иско­паемых открытым способом, город­ские свалки, складирование отра­ботанного грунта — увеличивают площади нарушенных территорий. Размещение их вблизи городов и дефицит земель, удобных для строи­тельства и сельского хозяйства, тре­буют освоения таких территорий под озеленение. В последнее время половина новых парков создается на таких землях. К их числу относятся парки культуры в Польской Народ­ной Республике — г. Катовице, соз­данный на месте «лунного ландшаф­та», оставленного после выработки угольных шахт, и в г. Кельце — раз­битый в 1971 г. на месте отработан­ных известняковых карьеров; парк на горе Ликкебетос в Афинах, соз­данный на месте карьера на верши­не горы; парк Сток-он-Трент, постро­енный к 1986 г. в Англии для нацио­нального фестиваля декоративного садоводства; парк олимпийского комплекса в Мюнхене, разбитый на месте свалки, превращенной в искус­ственную гору высотой 60 м. В на­шей стране еще в 1962—1963 гг. был создан Александровский ландшафт­ный парк в г. Орджоникидзе на от­валах марганцевого карьера (пло­щадь 230 га). Число таких парков постоянно пополняется все новыми интересными объектами.

Особую сложность представляет освоение террикоников. И здесь уже накоплен значительный отечествен­ный и зарубежный опыт. Многолет­ние исследования позволили разра­ботать комплекс последовательных мероприятий по созданию условий для произрастания насаждений, вы-полаживанию и террасированию откосов в противоэрозионных целях, включению конусов террикоников в объем но-пространственную струк­туру городской и парковой среды, их пластической обработке и даже полной разборке.

Специфика нарушенных террито­рий, отводимых под озеленение, раз­нообразна и связана с характером их прошлого промышленного исполь­зования. Поэтому важно знать осо­бенности каждого нарушения и тех­нологические требования его рекуль­тивации. Для паркостроения они оп­ределяются следующими условиями:

1) Растительными характеристи­ками оставленного грунта. В лучшем случае это песчаные и глиняные от­валы, горные породы со слабым от­рицательным химизмом воздействия на корневую систему. Намного слож­нее вести освоение свалок, насыщен­ных практически неперегнивающими отходами производства, террикони­ков, а также территорий, вышедших из-под химического производства. В каждом случае необходим индиви­дуальный подход, требующий дан­ных о составе субстрата и его хими­зации. В представленном перечне са­мым сложным является восстановле­ние почв, вышедших из-под химиче­ского производства. До последнего времени освоение таких территорий ведется только после насыпки мощ­ного слоя растительного грунта.

2) Формами рельефа, оставшими­ся после выработки. Отрицательные формы обычно используются под во­доемы, положительные преобразуют­ся для сооружений и приспосабли­ваются для насаждений. Обработка рельефа под зрелищные или спор­тивные сооружения (амфитеатры, игровые площадки) подчиняется оп­ределенным техническим требова­ниям. Устройство пластически выра­зительных и эстетически интересных форм рельефа — это целая область ландшафтного искусства, которая в последнее время стала называться геопластика.

 

30. Геопластика.

Геопластика - один из способов пластической обработки рельефа путем искусственного создания его форм с учетом эстетических и функциональных требований объ­екта. Этот прием издавна существо­вал" в ландшафтном искусстве (ис­кусственные террасы, холмы, валы, амфитеатры, дамбы). В настоящее время технический уровень позволя­ет производить земляные работы в больших масштабах и создавать лю­бые формы рельефа. При создании искусственных зем­ляных объемов решается ряд задач.

Эстетические. Они находят место в создании холмов в виде пьедеста­лов или обзорных площадок, возвы­шающихся над равниной в виде от­косов, амфитеатров или цепи хол­мов, изолирующих участки от окру­жения, ориентирующих виды и ли­нию маршрута в нужном направле­нии,закрывающих нежелательные объекты, и, наконец, в виде так на­зываемого скульптурного рельефа.

Функциональные. Создание гори­зонтальных плоскостей всех разме­ров для организованного отдыха от небольших площадок до комплексов спортивных плоскостных сооруже­ний: амфитеатров — для зрелищных мероприятий, насыпных гор — для санного и лыжного спусков.

Технические. Повышение уровня комфортности Территории для отды­ха введением при необходимости вет­розащитных валов и дамб, защищаю­щих от наводнения (парк Верлитц в ГДР), инсолируемых, защищенных от ветров склонов-соляриев и др.

Приемы пластической обработки рельефа определяются замыслом проекта. Это может быть воссозда­ние форм, подражающих естествен­ному ландшафту. Такой прием явля­ется традиционным как в русском, так и зарубежном паркостроении. Он находит свое применение и в на­стоящее время («острова сказок» в детском парке Анапы, насыпная гора олимпийского комплекса в Мюнхене и др.).

Создание форм подчеркнуто регу­лярных, геометрических можно наб­людать в мемориальных парках (холм-постамент для монумента Воина-освободителя в Трептов-парке в Берлине, Холм Славы под Минском, являющийся одновременно и видо­вой площадкой), а также в детских парках в виде пирамид, кратеров, лабиринтов (так называемый игро­вой рельеф устроен в саду жилого района в г. Эркарте в Германии. Холм сооружен в западной оконечности Крестовского острова и играет важную компози­ционную роль впарке — это его вы­сотная доминанта. Издали холм вос­принимается как естественное воз­вышение, а вблизи — как монумен­тальное сооружение с галереями, лестницами, скульптурой. Устройст­во игрового поля стадиона и трибун «внутри» холма позволило защитить зрителей от неблагоприятных ветров со стороны Финского залива. Во внешних откосах сооружения были размещены служебные помещения. Верхняя кольцевая дорога, окру­жающая чашу стадиона, служит не только для распределения посети­телей, но и является своего рода эспланадой для обзора внешних ви­дов Финского залива, городской па­норамы, зелени парков на островах.

 

32. Водоемы.

Водоемы в зависимости от режима питающего их поверхностного стока бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. К проточным водоемам относятся реки, ручьи, во­дохранилища на больших и средних реках, пруды на малых реках; к бес­сточным — пруды, устраиваемые в балках, оврагах или других естест­венных понижениях местности, или пруды-копани на ровных местах. Но, как правило, для пруда выбирают наиболее пониженный участок мест­ности. Известны 4 типа питания во­доемов, зависящих от климатиче­ских и других физико-географиче­ских условий: дождевое, снеговое, ледниковое и_ подземное. Однород­ного питания рек в природе почти не наблюдается: оно обычно бывает смешанным, с преобладанием того или иного типа..Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности, а также подземными путями, называются стоком. Различают поверхностный сток русловый (по руслам рек и временных водостоков) и склоновый, или местный (по скло­нам местности), который, как прави­ло, образуется во время снеготаяния.

Часто водоемы устраиваются на неблагоприятных для строительства землях или с целью оздоровления местности. Например:

— на бывших польдерах (Амстер­дамский лесопарк, где водоемы зани­мают около 50% площади);

- с целью понижения уровня грунт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: