Декоративные качества классифицируются следующим образом:
1.Высота древесных растений (I, II, III величины) и форма крон (регулярная, иррегулярная).
2.Тип ветвления и цвет ветвей
3.Форма стволов, структура и цвет коры
4.Характер облиствления (грубая, средняя, тонкая фактура) и цвет листьев.
5.Морфология и окраска цветков к плодов.
Сложность построения паркового пейзажа заключается не только в подборе растений, но и учете изменений их внешнего облика и цвета в течение года, а также возраста.
Принципы композиции и подбора пород для крупных парковых композиций отличаются от принципов подбора их в небольших садах и скверах. В малом саду особую роль приобретают отдельные декоративные свойства растений: форма и цвет листа, характер ветвления каждого дерева, строение и тон цветка, аромат, а в крупных парковых объектах зрителем воспринимается величина массива или группы, силуэт, цвет и т. д.
Каждое древесное растение оказывает на человека определенное эмоциональное воздействие благодаря форме кроны, характеру ветвления, форме и расположению листьев, окраске листвы, ветвей, ствола, цветам, плодам. При формировании группы по одному или нескольким вышеперечисленным признакам древесных и кустарниковых пород может получиться группа, интересная либо по окраске, либо по форме или ветвлению, либо по всем этим признакам одновременно.
Декоративность определяется эстетическими качествами габитуса растений или его внешними формами, представляющими совокупность морфологических признаков. Сюда входят высота растений, форма ствола и ветвей, их соотношение между собой, архитектоника кроны, характер облиствения, форма и окраска листьев, цветков, плодов, сезонная декоративность и возрастная изменчивость.
45. Метод определения декоративности по Н. Котеловой).
Для определения декоративности древесных растений по совокупности перечисленных свойств Н. Котеловой и О. Виноградовой был разработан метод комплексной оценки по формуле
где Ai, - баллы оценки декоративности каждого признака (величина, форма, фактура, окраска листьев; цветение — сроки; цветки — форма, окраска, залах; плоды — форма, окраска; форма ствола, фактура и цвет коры и т д.); Pi, Рг...~ переводные коэффициенты весомости, определяющие значимость каждого признака для данного вида, при установлении которых учитываются продолжительность и сила эмоционального воздействия.
Коэффициенты определяют экспертным методом.
Наиболее весомым признаком является архитектоника кроны. Она определяется по следующим показателям: форма — общий контур или силуэт, структура — характер ветвления, размещение скелетных ветвей и побегов II порядка, их мощь и просматриваемость рисунке кроны (плотность кроны), фактура — облиствленность, объемный рисунок кроны (размещение листьев и их расположение на ветвях).
Приведенный метод оценки позволяет вести сопоставление видов для выявления наиболее перспективных. Степень перспективности того или иного вида определяется прежде всего его соответствием художественному замыслу и отведенной этому виду композиционной роли. В современном озеленении декоративность является главным внешним признаком оценки состояния растений, их устойчивости в экстремальных городских условиях. Устойчивость древесных растений можно до известной степени определить способностью их формировать характерные виду, культ и вару и сорту декоративные признаки и свойства. Она теснейшим образом взаимосвязана с декоративностью древесных растений: устойчивые виды и сорта декоративные. Оценка ведется путем сопоставления оцениваемых экземпляров того или иного вида с эталоном — экземпляром, получившим свое развитие в оптимальных условиях и наилучшим образом проявляющим свойства своего габитуса. Чем ближе оцениваемый экземпляр к эталону, тем выше его декоративность.
Проявления декоративности растений в их внешних признаках, таких, как форма, силуэт, структура; фактура, цвет, являются так называемыми формально-эстетическими признаками.
47. По степени возможного участия растений в парковых пейзажах О. Блиновский подразделяет их на следующие группы:
— ландшафтообразующие, или ведущие, сюда входят породы с наиболее ценными декоративными качествами, способные при доминировании придать территории определенный характер (клен остролистный, береза повислая, липа мелколистная, лиственница сибирская).
— сопутствующие, которые играют вспомогательную роль в формировании объема пейзажа (рябина обыкновенная, груша уссурийская, черемуха обыкновенная);
— красивоцветущие — близки к группе сопутствующих. На небольших участках во время цветения они играют роль ведущих;
— садово-декоративные деревья и кустарники, выведенные человеком и отличающиеся особыми декоративными качествами. Рекомендуется использовать как акценты, отмечающие входы, площадки, сооружения и пр.
48.Физиономический облик растений определяется как комплексом присущих виду формально-эстетических признаков, так и индивидуальными особенностями того или иного экземпляра. Он наиболее ярко проявляется там, где выражено нерасторжимое единство внешних видовых свойств с условиями произрастания. Особую физиономическую выразительность имеют старые отдельно стоящие деревья, выросшие на свободе. Облик растений определяется не только их внешними признаками, но тем впечатлением, ассоциациями, с которыми в нашем сознании связано то или иное растение: «траурный кипарис», «печальная ива», «строгие ели», «мощные дубы», «кудрявые березы», «скромная незабудка», «гордая лилия», «пышная роза»... При создании садово-парковых пейзажей до некоторой степени нужно считаться с этими ассоциациями и символикой, связанной с тем или иным растением.
Большинство древесных видов несут свою эмоциональную нагрузку, имеют характер, часто настолько выразительный, что именно он становится определяющим в формировании облика пейзажей парка и создании художественного образа парка. Так, одни растения (например, сосна) воплощают в себе черты естественного леса, другие (например, липа) ассоциируются со старинными парками, третьи, в силу своей новизны, имеют явно экзотический характер (например, орех маньчжурский, каштан конский, а также крас-нолистные, золотистые и пестролистные формы), четвертые представляются как результат творчества селекционеров (различные сорта декоративных растений). Поэтому подбор растений только по цвету и форме является недостаточным и требует учета их физиономического облика, на основе единства которого и формируется целостный художественный образ парка.
Исходя из физиономического облика растений, объекты ландшафтного искусства можно разделить на следующие группы, условно именуемые: 1) природные, 2) парковые, 3) экзотические. 4) садовые.
Группу природных объектов образуют такие, где ассортимент, группировка растений и общая структура композиции передают облик естественного ландшафта (лесного, горного, лугового и т. д.). Чаще всего — это образ леса.
Группа парковых объектов в своей основе воспроизводит образ парка, где исторически сформировались свои приемы и традиционный ассортимент.
В группе экзотических объектов ведущую роль играют интродуценты или виды растений разнообразных форм, т. е. растения, по своему характеру необычные для местного природного ландшафта.
Группа садовых объектов включает возможность показа всего разнообразия творчества садоводов — богатство сортов, красок и садовых форм. Каждая из этих групп имеет свое место в истории садово-паркового искусства и формирования его композиционных приемов.
Так, задавшись идеей формирования сада как уголка естественного ландшафта, следует использовать виды, соответствующие первой группе. Если же сад решается в традициях русских исторических парков, то здесь преимущественную роль будут играть растения из второй группы. В пределах этих группировок деревья и кустарники достаточно хорошо сочетаются между собой в силу их соответствия определенному физиономическому облику. Несколько сложнее решать вопрос формирования экзотического сада, поскольку экзоты имеют различное происхождение и соответствуют характеру своего родного ландшафта. Будучи соединенными на одной площади они часто не сочетаются друг с другом по облику. В таком случае сочетания столь различных видов целесообразно вести по форме и архитектонике кроны, окраске листвы и т. д. Такие композиции получаются несколько напряженными, поэтому иногда для их смягчения в качестве фона в ассортимент вводят традиционные виды (липа).
В группировку растений садового типа включают преимущественно невысокие растения. Здесь возможно введение видов из других группировок, более крупных по своим размерам, которые позволят создать высокие изолирующие стены фона и, если нужно, более монументально решить объемно-пространственные задачи.
15. ЦВЕТ. С точки зрения физики цвета все тела можно разделить на две группы: 1) источники света, т. е. тела, излучающие свет; 2) тела, отражающие и пропускающие свет. На этом принципе основано наше восприятие цвета. Различные цвета предметов мы видим потому, что они (или их поверхности) часть света поглощают, а часть отражают. Цвет определяется длиной волны светового спектра в отраженном луче.
Bce цвета разделяются на ахроматические и хроматические.
Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого - они характеризуются лишь светло той, или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости эталона белого цвета (магниевой пластинки или молочного стекла).
Хроматические цвета (цвета спектра) — красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет и указанные цвета выделены условно). Они характеризуются следующими свойствами:
Цветовой тон — основная характеристика ощущения цвета, определяется доминирующей длиной волны. Цветовых тонов в видимом спектре около 130. Цвет, состоящий из колебаний определенной длины волны, можно получить с помощью разложения сложного цвета призмой.
Исаак Ньютон первый научно объяснил природу цвета и закономерности их сочетаний при расположении в круге. Он различал в спектре 7 градаций по аналогии с 7 ступенями музыкальной октавы: фиолетовый (400—430 ммк), синий (430—470), голубой (470—500), зеленый (500—570), желтый (570— 590), оранжевый (590—630), красный (630—700 ммк). В скобках указана длина волны для каждого тона.
Насыщенность, или степень хроматичности, характеризует различия цветов в пределах одного тона. Наибольшей степенью насыщенности обладают спектральные тона, для них насыщенность принята 100%. Насыщенность цвета уменьшается при прибавлении к нему белой или серой окраски и измеряется а процентах от насыщенности спектральных цветов.
Светлота, или яркость,— характеристика взаимосвязи между хроматическим и белым цветом. Чем больше в тоне ощущается белого цвета, тем больше его светлота (яркость). На практике светлота выражается коэффициентом яркости.
Все эти характеристики имеют важное значение при составлении цветовых сочетаний. Особое место при этом занимает яркостная (светлотная) характеристика.
16. Вос приятие цвета. Цвет активно влияет на органы чувств человека, его психофизическое состояние. Он воспринимается не только зрением, а и с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Терапевтическое действие цвета используется в медицине. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра — это «цвет физического равновесия». Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними — символики цвета.
Реакции человека на цвета и их символики, установленные на основании обобщения ряда научных наблюдений.
Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости; зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: желтый цвет — жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый — зависть, своеволие, ненависть, лживость);
оранжевый — теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие);
красный — наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные — серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
фиолетовый — светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
синий — тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие
зеленый — связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый — оживленный, веселый; темно-зеленый — холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттесняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска);
белый — нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
черный цвет — нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).
На восприятие цвета влияет освещенность. Так, при ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона (красные, оранжевые). На юге глаз различает меньше оттенков, в средней полосе — больше.
Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых тонов. С наступлением сумерек сначала «потухает и сереет» красный цвет, а затем — желтый, потом — зеленый и синий (синий цвет высветляется, становится ближе к белому, т. е. ярче), белый цвет становится активнее. Летом в конце дня можно наблюдать, как ярко выделяются венчики белых ромашек, цветки калины, менее заметные в полдень.
На темном фоне синие тона отступают, на белом фоне воспринимаются ближе.
Желтый цвет обладает свойством как бы приподнимать поверхность, делая ее более обширной.
Темно-синий и фиолетовый цвета зрительно уменьшают и «приземляют» предметы. Все светлые тона легкие, темные — тяжелые; голубой, как и желтый,— «парящие» цвета.
Свойства «легкости» или «тяжести» цвета надо учитывать в композиции — если у основания композиции располагаются темные цвета и тона, то возникает ощущение стабильности, а если у основания светлые, а дальше — темные, то возникает ощущение неустойчивости.
11. Гармония контраста. Представление о контрастных сочетаниях можно получить, расположив последовательно в круге восемь ц ветов сп ектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный).
Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пурпурный).
Контрасты бывают цветовые (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостные (сочетание различных яркостей, равных по цветности).
В зависимости от восприятия различают последовательный и одновременный контрасты.
18. Последовательный контраст обусловлен инертностью зрительного процесса. Его можно наблюдать при переводе с одного цвета на другой, контрастный первому. В этом случае в сетчатке глаза возникает третий цвет, который называется цветом последовательного образ.] Так, например, если мы будет смотреть на пурпурный квадрат, а потом переведем взгляд на плоскость белой стены, то перед глазами возникнет пятно, по форме близкое к квадрату, но зеленого цвета.
При переносе взгляда с хроматического цвета на ахроматический — белый возникает цвет последовательного образа, близкий к дополнительному, но не тождественный ему. При переносе взгляда с одного хроматического цвета на другой происходит суммирование цвета последовательного образа с цветом второго тела.
Одновременный контраст возникает в пограничной зоне соприкасающихся цветов и представляет собой изменение цветов в этой зоне. Он может, как и последовательный контраст, быть светлотным (яркостным) и цветовым, обычно оба контраста проявляются одновременно. Одновременный светлотный (яркостный) контраст возникает на границе разноярких:
а) ахроматических цветов (черный — серый, серый — белый);
б) ахроматического и хроматического;
в) двух хроматических цветов.
Одновременный цветовой контраст возникает на границе:
а) равноярких хроматического и ахроматического цветов;
б) если на хроматическом фоне (бегония грацилис красная, агератум. лобелия) поместить белый рисунок (лобулярия, бегония, грацилис белая).
В первом случае на границе цветов ощущается каемка, а во втором случае сам рисунок воспринимается в цвете, контрастном цвету фона, близком к дополнительному цвету фона Данные приведенных таблиц можно дополнить следующими наблюдениями:
— цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить насыщенность рисунков;
— при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, и тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
— контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.
контраста может быть: по цветовому тону, насыщенности, светлоте.
Гармония контраста по цветовому: тону получается при использовании контрактных цветов одинаковой насыщенности и светлоты.
Цветоконтрастные сочетания характеризуются следующими величинами дуговых градусов: большой контраст — если между цветами круга 110—180°; средний контраст — 70—110°; малый контраст — менее 70°.
При создании 2-тоновой цвето-контрастной композиции наиболее испытанным приемом является использование большого контраста. При создании 3-тоновой цветоконтрастной композиции используют так называемые триады, или сочетание трех цветов, расположенных через равные интервалы цветового круга (через 120°), а также сочетание 3 цветов, один из которых является доминирующим, а два других являются равноотстоящими от цвета, дополнительного доминирующему.
Гармония контраста по насыщенности создается при использовании однотонных цветов со ступенчатым изменением насыщенности и одинаковой светлотой. Создание таких композиций из растительного материала весьма затруднено. Гармония контрастов по яркости (светлоте) создается при использовании цвета одного тона и насыщенности, но с разным отличием по светлоте.
12. Гармония сходства. О снована на плавном ступенчатом изменении цветовых характеристик и в сильной степени связана с таким средством гармонизации, как нюанс. Гармония сходства, так же как и гармония контраста, различается по цветовому тону, насыщенности и яркости.
Примером гармонии сходства по цветовому тону являются 3- и 4-цвет-ные сочетания, расположенные в пределах малого интервала цветового круга.
Гармония 3-цветных сочетаний как контрастных, так и нюансных улучшается, если учесть следующие положения:
— предпочтительно использовать яркостные соотношения, тождественные цветовому спектру;
— наиболее насыщенные цвета занимают площадь меньших размеров;
— отчетливо выражен доминирующий цвет.
Наиболее благоприятными сочетаниями по светлоте являются композиции равнояркие, когда светлота различных тонов одинакова, или равноконтрастные по яркости сочетания цветов, когда интервалы яркости между цветами одинаковы.
В цветниках чаще всего используются контрастные сочетания тонов, близкие контрастам цветового круга. В решении колорита парковых пейзажей, где преобладает зеленый цвет, учитываются в первую очередь нюансы сочетания древесных пород с различной окраской листвы. И на их фоне вво дятся акценты в виде контрастных по цвету.крон. (краснолистные. Пестролистные, темнохвойные) или дающие сезонные эффекты (цветущие "или дающие яркую окраску в осеннее время деревья и кустарники), а также пятна цветников. При создании близких по цвету (нюансных) сочетаний важное значение имеет яркостный контраст. Так, цветовую композицию из большого числа разнообразных сортов сирени можно построить путем нюансных сочетаний, например как постепенный переход от бледно-розового через все усиливающиеся сиреневые тона к темным фиолетовым или путем контрастных сочетаний светлых тонов с темными. В первом случае демонстрируется богатство переходов цветовой гаммы, во втором — резче оттеняются цветовые достоинства каждого сорта.
19. Освещенность. Освещенность в ландшафтном искусстве тесно связана с климатом, ее необходимо учитывать при формировании экологически благоприятной среды для человека и растений.
Различные географические зоны имеют свой световой (и соответственно тепловой) режим, особенности которого определяют характер ландшафтов этих зон. Так, рассеянный мягкий свет северных районов страны, где часты облачные дни и туманы, углубляет перспективы пейзажей, смягчает яркость цветников и четкость контуров деревьев и кустарников. В южных широтах, наоборот, полуденное солнце резко очерчивает предметы и их тени, усиливает яркость красок, визуально сокращает глубину перспективы. Визуально воспринимаемые градации освещенности называют светотенью.
Светотень выявляет объемы пространственных форм, определяет цветовое восприятие окружения, создает контраст освещенных солнцем полян и тенистых насаждений, образует орнамент мозаики теней на дорогах, площадках и стенах зданий, ритм чередования теней в аллеях на полосах дорог. Массивы, боскеты, аллеи образуют закрытые пространства, тенистые участки для отдыха, привлекательность которых усиливается контрастом открытых и полуоткрытых пространств. Как отмечалось выше, соотношения этих пространств определяются географическим местоположением парка. Художественная выразительность пейзажа в значительной степени зависит от ориентации всей компози ции и ее элементов по сторонам света. Так. южная ориентация ручьев и водопадов позволит получить более богатые световые эффекты — игру солнца в воде, ее блеск, яркие солнечные блики; ориентация на юг обширного водного зеркала (озера, водохранилища, моря и др.) позволяет получить эффект отражения луны — «лунной дорожки».
В северных географических широтах предпочтительнее размещать парки на склонах южной ориентации, а в южных широтах на склонах северной ориентации, где падающие тени удлиняются, а затененные территории увеличиваются. Однако практика создания парков часто обусловлена реальными возможностями местности. Так, дворцово-парковые комплексы, расположенные на склонах южного берега Финского залива, ориентированы на север, а парки Черноморского побережья Крыма и Кавказа имеют преимущественно южную ориентацию. Это обстоятельство требует своих композиций, усиливающих достоинства местности. Например, удачно решены каскады Петергофского ансамбля, представляющие собой сложные композиции водных устройств, позолоченных и белоснежных скульптур и лестниц, обрамленных темнохвойными елями (а в прошлом и пихтами). Нейтральное освещение откосов северной экспозиции, на которых расположены каскады, а также мягкий северный цвет балтийского неба усиливают и оттеняют эффекты богатой цветовой гаммы этих композиций.
С изменением углов падения солнечных лучей значительно видоизменяется объемно-пространственная характеристика пейзажей и его элементов.
Лучи света, падая на различные поверхности предметов, распределяются на них неравномерно и по-разному освещают отдельные участки этих поверхностей. Освещенность поверхности зависит от трех факторов: угла падения световых лучей, силы источника света и расстояния от источника света до освещаемой им поверхности. Те части поверхности, на которые совсем не попадают прямые лучи от источника света, будут находиться в тени. Различают тени собственные и падающие.
Часть поверхности тела, на которую не падают световые лучи основного источника света вследствие рельефа поверхности этого тела, называется теневой поверхностью, или собственной тенью тела.
Освещенная поверхность предмета отражает падающие на нее лучи света, и они не попадают на другие поверхности. Таким образом, на скрытой от источника света поверхности образуется неосвещенный участок, называемый падающей тенью.
В действительности никогда не бывает такой тени, куда бы совсем не проникали световые лучи. Это происходит потому, что каждый предмет освещается не только основным источником света, но и светом, отраженным от окружающих его предметов.
Свет, отраженный от других предметов, называется рефлексом. Рефлексы в тенях предметов, имеющих матовую поверхность, малозаметны, тогда как на поверхности блестящих предметов рефлексы отчетливо видны. Свет, отражаясь от гладкой блестящей поверхности, образует на ней сверкающие пятна-блики.
Полутени образуются на освещенной части изогнутой поверхности от границы собственной тени в сторону света. На цилиндрических поверхностях обычно нет резкого перехода от света к тени. Таким образом, светотень составляют следующие элементы: собственные и падающие тени, рефлекс, свет, блики и полутень.
Цветовые градации светотени зависят от 3 причин: а) общей силы освещения, б) окраски
предметов, в) густоты тени.
Для определения длины падающей тени от предметов и ее направления необходимо располагать сведениями о географической широте расположения проектируемого паркового объекта, высоте предмета (дерева, здания), угле падения солнечных лучей в определенный месяц года, времени дня. Например, на 60° с. ш. дерево высотой 20 м в 8 ч утра имеет тень длиной 40 м, в 12 ч дня — 20 м, в 17 —68, а в 18 — 94 м.
В зависимости от взаимного расположения источника света (солнца) и освещенного объекта, воспринимаемого человеком, можно выделить следующие типы освещения: фронтальное, боковое и контражурное. (В качестве объекта принимаем любой объемно-пространственный элемент парка — дерево, группа, опушка массива, скульптура, цветник и др.)
При фронтальном освещении источник света находится прямо перед объектом. В этом случае светотеневые переходы выражены слабо.
При боковом освещении источник находится сбоку от объекта. В. Артамонов, изучая освещенность монументальной скульптуры, выделяет также диагональное освещение, при котором источник света занимает промежуточное положение между фронтальным и боковым.
В случае бокового и диагонального освещения переходы светотени выражены ярче, поверхность объекта становится богаче, рельефнее. При этом наиболее эффектными являются утренние и вечерние (косые) лучи солнца, падающие на землю под небольшим углом. Они как бы «лепят» рельеф опушки, высвечивают фактуру деревьев, обогащая их своими красками.
При контражурном освещении объект находится между источником света и наблюдателем. В проходящих лучах света усиливается окраска листьев и цветов, углубляется пространство редин с отдельно стоящими деревьями, очерчиваются силуэты плотных групп и деревьев.
Процесс смены освещения происходит непрерывно, продолжительность фиксации светового эффекта составляет 20—45 мин и зависит от месяца года: чем больше долгота дня, тем длиннее световые эффекты.
20.Перспектива. Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Различают перспективу линейную и воздушную.
Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы, а воздушная перспектива — изменением яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения. Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.
Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.
В живописи законы перспективы используются при изображении трехмерного пространства на плоскости. Изображение глубины пространства осуществляется путем передачи закономерного уменьшения величины предметов по мере их удаления от зрителя, уменьшения контраста между освещенными и теневыми частями предметов и, наконец, передачей того изменения насыщенности цвета, которое мы наблюдаем в природе в виде голубой дымки, нивелирующей цвета предметов, расположенных далеко на горизонте.
Первое зрительное восприятие в пространстве — это видимая величина предметов. По ней судят о том, как далеко они отстоят от точки наблюдения. Чем дальше предмет находится от точки наблюдения, тем он кажется меньше. Параллельные линии, уходящие от наблюдателя в горизонтальной плоскости, сходятся на горизонте, на понижающейся местности — ниже горизонта, а на повышающейся — выше. При этом вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными. Поэтому формирование видов и панорам парка зависит от положения наблюдателя на местности. Так, например, при организации парковых устройств на резко выраженном рельефе учитывается восприятие реальных и зрительно искаженных форм и размеров предметов. Например, овальная площадка на склоне с верхней видовой точки воспринимается круглой; предметы на вершине холма воспринимаются как более высокие и стройные; невысокие предметы первого плана маскируют большие по высоте предметы заднего плана.
21. Приемы использования линейной перспективы. Законы линейной перспективы находят свое применение в практике паркостроения в целом ряде случаев,
прежде всего когда необходимо иллюзорно увеличить глубину пространства парковой картины. Это достигается путем создания промежуточных планов в виде боковых кулис из древесных групп или солитеров, направляющих взгляд к горизонту.
Впечатление глубины пространства увеличивается также, если по мере удаления от точки наблюдения размешать объемы, уменьшающиеся по величине, сокращать расстояние между ними или уменьшать ширину видового луча. Холмы и другие возвышенности воспринимаются как более высокие при размещении деревьев, кустарников и сооружений на их вершинах. При этом рекомендуется, чтобы высота холма была не менее половины высоты деревьев. В случаях, когда необходимо закрыть или временно скрыть какую-либо деталь пейзажа, а затем неожиданно показать ее с наиболее выгодной точки обзора, достаточно непосредственно перед наблюдателем разместить плотную древесно-кустарниковую группу. Расположенный ближе меньший предмет будет закрывать больший, находящийся дальше. Иногда необходимо, наоборот, визуально сократить воспринимаемое пространство. Это достигается путем последовательного увеличения ширины вида от точки наблюдения и размеров промежуточных кулис, а также увеличением их количества. Расстояние между зрителем и. отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую в промежутке между ними местность. В этих случаях ее не усиливают промежуточными планами, а решают по возможности нейтрально, так, чтобы не было объектов для сравнения масштабов пространства. Этот прием используется также при необходимости включения в обзор предметов или видов, находящихся за пределами парка. Следует при этом иметь в виду, что включение внешних видов в обзор парковых картин иллюзорно увеличивает размеры парка в целом.
Наблюдая изменения цвета предметов по мере их удаления, мы получаем ощущение дали, воздушного пространства.
22, 23 Приемы использования воздушной (и цветовой) перспективы. Воздушная перспектива зависит от прозрачности воздуха, его загрязненности, насыщенности водяными парами Они проявляются в виде различной четкости силуэтов, которая все более уменьшается по мере удаления, в изменении цвета предметов. Л. Рубцов приводит следующие закономерности цветовой динамики пространства: «...краски пейзажа наиболее чисты и сочны только в непосредственной близости. При отдалении же синева воздуха накладывает на них свой голубоватый отпечаток и значительно стушевывает их. Под влиянием воздушной перспективы разноокрашенные предметы по-разному изменяют свой цвет: желтые предметы кажутся зеленоватыми, оранжевые — грязно-красными и так до фиолетового включительно; синий цвет не меняет окраски и при удалении остается также синим, только тон его постепенно сгущается; зеленая окраска при удалении показывает все переходы к синему цвету. То же самое происходит и с фиолетовой окраской, которая при удалении исчезает быстрее других. Белая окраска менее всего стушевывается. Поэтому белые предметы, особенно на темном фоне, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. При значительном удалении белая окраска кажется не синеватой, а желтоватой, часто с оранжевым оттенком... На ярко освещенной снежной равнине белые предметы на теневой стороне кажутся голубоватыми, а на ярко освещенной стороне — бледно-оранжевыми. Черная окраска по мере удаления становится светлее» Для того чтобы заметить изменения цвета парковых насаждений на большом (300—500 м) и среднем (50—70 м) расстоянии, необходимо одновременно посмотреть на удаленные и близко расположенные массивы или группы деревьев. Цветовое сравнение этих планов позволит выявить градации глубины пространства за счет усиления холодных тонов дальнего плана и изменения четкости их форм. Особенно интересны эффекты воздушной перспективы при боковом освещении пейзажей. Подбором насаждений по архитектонике и цвету, соответствующих законам воздушной перспективы, можно создать значительные по глубине пространства даже на небольших территориях. Для этого деревья с мягким контуром крон, близких по окраске к холодной гамме, следует размещать на дальнем плане и туда же вводить синие и голубые пятна цветников.
Посадка темнолиственных пород в глубине выемок и «бухт» опушки зрительно увеличит тень и соответственно все пространство дальнего плана. При этом передний план необходимо усилить деревьями со светлоокрашенными кронами (серебристые, пестрые и золотистые). В опушке они должны размещаться на выступающих частях. При создании на переднем плане цветников необходима известная осторожность, так как введение слишком ярких желтых тонов может разрушить задуманную композицию. По своей яркости они не должны сильно превосходить яркость окраски древесного окружения
14. Единство и соподчиненность. Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и пр