1. Дайте определение:
Бытие – это __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Субстанция – это _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материя – это ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что объединяет эти понятия, в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?
2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Бытие – это
а. природные процессы;
б. объективная реальность;
в. субъективная реальность;
г. совокупная реальность;
д. деятельность человека.
4. Закончите дальше:
Категория бытия включает в себя:
1. …
2. …
3. …
4. …
5. Философское учение о бытие – это ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что означает понятие «материя»:
1) материя - философская категория для обозначения материальной основы бытия;
2) материя - фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях;
3) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств;
4) материя — это непознаваемая «вещь в себе».
7. Назовите 5 форм движения материи:
1) …
2) …
3) …
4) …
5) …
8. К какому понятию можно отнести следующее определение: «первооснова все конкретных вещей, всего сущего»?
а. материя
б. субстанция
в. бытие
9. Какие явления материальны?
1) Электромагнитное поле
2) Угрызение совести;
3) Число;
4) Идеология;
5) Физический вакуум;
6) Ощущение;
7) Время;
8) Античастицы;
9) Чёрные дыры;
10) Тень.
10. Что означает время как философская категория:
1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;
2) время - текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;
3) время - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;
4) время - это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.
11. Что характеризует пространство как философскую категорию:
1) пространство - бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю;
2) пространство - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом;
3) пространство - всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;
4) пространство - это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.
12. Что такое диалектика:
1) искусство ведения спора;
2) представление о вечном становлении мира;
3) универсальная теория и метод познания мира;
4) учение о противоречиях.
13. Что такое метафизика:
1) другое название философии;
2) отрицание развития;
3) признание развития за счет внешнего толчка;
4) теоретическая физика.
14. Заполните схему, используя термины:
Чувственное познание, рациональное познание, представление, умозаключение,
ощущение, абстрагирование, суждение, восприятие, формирование понятия.
15. Что означает термин «агностицизм»:
1) представление о непознаваемости мира;
2) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;
3) представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;
4) представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере.
16. Какое познание основано на ощущении:
1) чувственное познание;
2) логическое познание;
3) интуитивное познание;
4) образное познание.
17. Отметьте формы, в которых осуществляется логическое познание:
1) представление;
2) понятие;
3) восприятие;
4) умозаключение.
18. Соотнесите А и Б:
А
1) Сознание
2) Познание
3) Рационализм
4) Эмпириализм
5) Агностицизм
6) Скептицизм
Б
1) Направление, отрицающее возможность познания бытия и постижения истины.
2) Концепция, сторонники которой либо сомневаются в возможности познания действительности или останавливаются на отрицательном результате.
3) Направление признающее разум главным источником правильного знания.
4) Направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта.
5) Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление.
6) Свойство функционирующего мозга отражать объективную действительность.
19. Дайте определение:
Диалектика – это _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Дайте определение:
Метафизика – это _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Перечислите категории диалектики:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22. Назовите законы диалектики:
1) _______________________________________________________________________________
2) _______________________________________________________________________________
3) _______________________________________________________________________________
23. Установи
те соответствие между А и В:
А
1. Закон единства и борьбы
противоположностей
2. 3акон отрицания отрицание
3. Закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений
Б
1. Раскрывает механизм развития
2. Раскрывает источник развития
материального мира.
3. Раскрывает формы и тенденции
(общую направленность)
процесса развития
24. Какой, по вашему мнению, ответ является правильным:
1) противоречия - это противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия;
2) противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению;
3) противоречие - это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений
4) противоречие - это мистическое совмещение противоположностей, постигаемое только интуицией.
25. Какая, по вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной:
1) законы пауки — утверждения, имеющие общезначимый смысл;
2) законы науки — выражение мирового разума, воплощенное в природе и обществе;
3) законы пауки — следствие законов человеческого разума, организующих эмпирический материал;
4) законы науки — выражение общих и повторяющихся связей предметов и явлений.