Примеры отдельных, наиболее распространенных несоответствий, возникающих при внедрении ГОСТ РВ 15.002-2003.




Опыт ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ПОСЛЕ внедрения ТРЕБОВАНИЙ ГОСТ РВ 15.002-2003

Рожков Валерий Николаевич – заместитель Генерального директора НО «СОЮЗСЕРТ», Член-корреспондент Академии проблем качества РФ.

 

Постановлением Госстандарта РФ № 369-ст от 18.12.2003 утвержден государственный военный стандарт РФ ГОСТ РВ 15.002–2003 «СРПП. Военная техника. Системы менеджмента качества. Общие требования» с датой введения в действие с 1 марта 2004 г. Действие ГОСТ РВ 15.002–2000 с этой же даты отменено. Изменилось название стандарта. Скорректирована область применения. Вновь принятый стандарт распространяется на СМК организаций, осуществляющих исследование, разработку, производство, поставку, обеспечение эксплуатации, ремонт и утилизацию оборонной продукции по заказам государственных заказчиков. Стандарт устанавливает требования к структуре и содержанию СМК на всех стадиях жизненного цикла оборонной продукции, направленных на обеспечение соответствия оборонной продукции требованиям ТТЗ (ТЗ) заказчика и условиям контракта.

На основании настоящего стандарта по согласованию с заказчиком допускается разрабатывать нормативные документы, учитывающие специфику обеспечения качества конкретных классов (групп) или видов оборонной продукции.

Принципиальное отличие содержания требований ГОСТ РВ 15.002–2003 от требований ГОСТ РВ 15.002–2000 обусловлено прежде всего теми нововведениями, которые осуществлены в последней версии ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Это в первую очередь касается осуществления менеджмента качества на основе процессного подхода, повышения роли человеческого фактора, а также непрерывности анализа результативности и улучшения работы СМК в целом.

Вместе с тем стандарт в целом по сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ужесточает требования к СМК в части оборонной продукции.

Такое ужесточение достигается установлением дополнительных требований к ГОСТ Р ИСО 9001–2001, относящихся к особенностям обеспечения качества оборонного заказа и взаимодействию с заказчиком.

Дополнительные требования в стандарте формируются в основном со ссылками на стандарты СРПП ВТ, ЕСКД, ГСИ РВ и другие военные стандарты. Всего в стандарте в качестве ссылочных использовано 55 нормативных документов по стандартизации.

Изменилась структура построения стандарта, в основу которой легли пять согласованных с заказчиком принципов. В соответствии с новой структурой требования ГОСТ Р ИСО 9001–2001 по тексту заключены в рамки, а дополнительные требования приведены вне этих рамок. Нумерация дополнительных требований продолжает нумерацию требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Общие названия разделов стандарта даны в редакции ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

В целом дополнительные требования новой версии ГОСТ РВ 15.002-2003 принципиально не отличаются от требований предыдущей версии. Дополнительные требования вытекают из требований действующих военных стандартов либо из сложившегося опыта организации взаимодействия заказчика и оборонного предприятия. Эти требования не являются чем-то новым для предприятий, имеющих опыт работы с государственным оборонным заказчиком. Некоторые сложности по освоению дополнительных требований возникают у предприятий ранее не работавших с госзаказчиком и не знакомыми с военными стандартами. Но введена одна полезная для практики создания СМК норма (п. 4.2.1.1), которая позволяет предприятиям селективно отбирать те дополнительные требования и ссылочные стандарты, которые непосредственно касаются их специфики работы в рамках выполнения оборонного заказа.

В связи с принятием новой версии ГОСТ РВ 15.002-2003 оборонные предприятия осуществляют доработку СМК под новые требования. Такая работа связана не столько с новизной дополнительных требований заказчика, сколько с новизной подходов версии стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2001 к решению проблем качества. Поэтому первоначальные усилия целесообразно сосредоточить на внедрении новых требований ГОСТ Р ИСО 9001–2001 на основе овладения процессным подходом, современными методами анализа и непрерывного улучшения, а также на предварительном уточнении и согласовании с заказчиком перечня тех военных стандартов, которые подлежат внедрению на предприятии в связи с выполнением оборонного заказа.

Примеры отдельных, наиболее распространенных несоответствий, возникающих при внедрении ГОСТ РВ 15.002-2003.

По результатам анализа выявленных в процессе сертификации несоответствий, установлено, что на предприятиях возникают основные проблемы с непониманием назначения ГОСТ РВ 15.002-2003. Во многих случаях демонстрируется формальный подход к разработке и внедрению необходимых процедур, описывающих установленные самим же предприятием процессы. Просматривается недостаточное представление взаимодействия процессов, критериев их оценки, что не позволяет в достаточной степени осуществлять их мониторинг и, при необходимости, корректирующие и предупреждающие действия. Просматривается формальный подход к назначению ответственных за процесс ("владельцев процесса"). Мало уделяется внимания сбору и обработке данных о качестве с применением статистических методов для их анализа и принятия решений, основанных на фактах (7 принцип менеджмента).

Недостаточно уделяется внимание применению принципов менеджмента в системе менеджмента качества, построенной в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и являющихся основой ГОСТ РВ 15.002-2003.

Примеры отдельных несоответствий представлены ниже с указанием пунктов ГОСТ РВ 15.002-2003.

4.1.1 СМК организации не обеспечивает:

– предупреждение (предотвращение) появления оборонной продукции, не соответствующей установленным требованиям;

– стабильный уровень качества выпускаемой оборонной продукции и технологических процессов ее изготовления;

– проведение на выполняемых стадиях жизненного цикла оборонной продукции взаимосвязанных организационно-технических мероприятий по обеспечению качества;

–мероприятия по снижению непроизводительных расходов (потерь) ресурсов по выполняемым контрактам.

4.1.2 Взаимодействия между организацией и аккредитованным при ней ПЗ не устанавливают в СМК в соответствии с "Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" и дополнительными требованиями ГОСТ РВ 15.002-2003.

4.1.3 СМК не охватывает деятельность всех подразделений и служб организации, участвующих в выполнении оборонного заказа.

В положениях о подразделениях и службах, а также должностных инструкциях сотрудников не устанавливаются полномочия и ответственность в области качества оборонной продукции.

4.1.4 Не создается для решения проблемных вопросов менеджмента качества при руководстве организации или не функционирует Совет по качеству (или Координационный совет по качеству, Постоянно действующая комиссия по качеству, Научно-технический совет и т.п.) или не решаются отдельные вопросы, которые должны входить в состав задач Совета по качеству:

– разработка стратегического плана, основанного на видении будущего организации;

– обеспечение понимания персоналом обязанностей в отношении качества;

– продвижение управления процессами во всей организации;

– выявление возможностей для совершенствования и определение их приоритетов;

– координация действий по корректировке и совершенствованию;

– доведение принятых решений до сотрудников;

– разработка системы измерения характеристик деятельности организации, позволяющей увязать воедино цели, задачи и повседневную работу;

– осуществление надзора за реализацией инициатив внутри организации;

– рассмотрение общих вопросов обеспечения качества оборонной продукции, в том числе результатов анализа данных о качестве оборонной продукции, мероприятий по устранению и предупреждению рекламаций, предъявляемых со стороны заказчика, возвратов оборонной продукции заказчиком (ПЗ).

В состав Совета по качеству не всегда входит ПЗ.

4.2.1.1 Документация СМК не определяет:

а) порядок обеспечения доступа заинтересованных лиц к документам СМК. Порядок доступа к документации не соответствует требованиям законодательства по защите государственной тайны;

б) согласованный с ПЗ перечень стандартов СРПП ВТ, ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД, ГСИ, применяемых в организации, а также перечень документов СМК, подлежащих согласованию с ПЗ;

в) учтенные экземпляры действующих НД, распространяющихся на выполняемые организацией виды деятельности и выпускаемую оборонную продукцию, необходимых для планирования, осуществления процессов и управления ими.

4.2.1.3 Документы СМК, согласованные с ПЗ (4.2.1.1.б), не передаются ПЗ для контроля за деятельностью организации в области качества оборонной продукции.

4.2.4.1 Записи по качеству не всегда доступны для изучения ПЗ. Объем записей не согласовывается с заказчиком.

4.2.4.3 Форму записей (журналы, контрольные карты, листы, небумажные носители и т.д.), а также порядок и сроки их хранения не устанавливают в соответствующих НД организации. Записи не сохраняют в течение согласованного с ПЗ срока в условиях, обеспечивающих их сохранность.

В организации не определяется порядок доступа к зарегистрированным данным для различных подразделений и служб организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: