Ревизия законодательства. В связи с отменой крепостного права в России была проведена ревизия законодательства. Были отменены старые законы и другие правовые акты, касавшиеся крепостной зависимости крестьян, вносились изменения в Уголовное и Гражданское уложения. Были изданы второе и третье Полное собрание законов Российской империи. В него вошла значительная часть обновленного, пореформенного законодательства, направленная на развитие рыночных отношений, развитие капитализма в России.
Судебная реформа. Наиболее последовательной из реформ 60-х годов XIX столетия была судебная реформа. Переход к новой судебной системе был осуществлен по царскому Указу от 20 ноября 1864 г. «Учреждение судебных установлений». Одновременно были утверждены и опубликованы новые уставы: уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Устав уголовного судопроизводства 1864 г. устанавливал либеральные принципы рассмотрения уголовных дел. В уголовном судопроизводстве в общих судах было три стадии: предварительное следствие, судебное разбирательство и исполнение приговора. Юридические действия, разграничивающие их объем, были достаточно четко определены законом.
Суды. Страна была разделена на 108 судебных округов, в которых вводились общие судебные учреждения для всех сословий с единым порядком судопроизводства. Судебный округ мог включать сразу несколько губерний, поэтому окружной судья не был зависим от губернатора и его чиновников. Высшей судебной инстанцией оставался Сенат, который мог отменять решения всех судов в кассационном порядке. Для этого в его составе образовывались департаменты гражданских и уголовных дел. Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом создавался Верховный уголовный суд, в который входили члены Сената и Госсовета.
|
Таким образом, после проведения реформы судебная система России сделала шаг вперед в своем развитии. Судебная власть стала более гибкой и независимой. Введение института мировых судей разгрузило окружных судей, освободило их от потока малозначащих дел.
Судебные следователи. По новым судебным уставам предварительное расследование было передано из полиции судебным следователям. Для этого при окружных судах имелся штат судебных следователей. В штаты подбирались люди, имевшие опыт судебной практики не менее четырех лет. Судебный следователь обладал достаточными правами для исполнения возложенных на него обязанностей. Он имел право возбуждать и проводить самостоятельно досудебное расследование, производить обыски, выемку корреспонденции, арест имущества. Он мог поручить полиции сбор необходимых сведений о правонарушителе, дать указание о проведении других мероприятий по дознанию и досудебному расследованию. Судебный следователь обладал полномочиями прекращения уголовного преследования.
Адвокатура. Вводился новый институт для российского правосудия – адвокатура, так называемые «присяжные поверенные». Они не состояли на государственной службе, были независимы от суда и прокуратуры. Адвокаты (присяжные и частные поверенные) объединялись в коллегии. Присяжным поверенным могло стать лицо с высшим юридическим образованием и имевшее пятилетний стаж работы. Институт частных поверенных введен в России с 1874 г. с связи с нехваткой профессиональных адвокатов. Частные поверенные могли участвовать только в тех делах, к которым их допускал суд.
|
Работа следствия и прокуратуры после введения института присяжных поверенных и суда с участием присяжных заседателей значительно усложнилась. Следствию было трудно навязать суду обвинительный уклон без достаточных оснований и доказательств. После проведения судебной реформы теория свободной оценки доказательств постепенно вытесняет из системы российского правосудия теорию формальных доказательств.Судебная практика этого времени увлекательно описана в работах известных адвокатов того времени: А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако и др.
Присяжные заседатели. По уставу уголовного судопроизводства, утвержденного в 1864 г., большинство уголовных дел относилось к компетенции окружных судов с участием присяжных заседателей.
Важнейшую проблему на стадии судебного следствия составляли взаимоотношения судей и коллегии присяжных заседателей. Присяжные заседатели назначались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза (2000 руб. годового дохода в столицах и не менее 200 руб. в других городах), ценза осёдлости (не менее 2-х лет проживания в одном городе) и грамотности претендента. Присяжными заседателями могли быть почетные мировые судьи, государственные и земские служащие, зажиточные крестьяне. В список присяжных заседателей не могли включаться служащие в суде, прокуратуре, полиции, священники, учителя, рабочие и заинтересованные лица. Кандидатуры утверждались градоначальником или губернатором.
|
Утвержденный список присяжных заседателей поступал председателю окружного суда, который по жребию отбирал из него 30 заседателей. Из этого состава подсудимый мог отвести 12 человек. 6 человек из этого же списка мог отвести прокурор. Когда все отводы были завершены, в судебное заседание приглашались 12 оставшихся заседателей.
Присяжные заседатели решали важнейшую проблему: виновен или не виновен подсудимый. После вынесения ими вердикта вопрос о конкретном наказании за совершенное преступление решался уже коронным судом, входившим в состав окружных судов. На суде с участием присяжных заседателей, как правило, присутствовали три коронных судьи.
Особенности рассмотрения уголовных дел в окружном суде с участием присяжных:
· допустимость отвода судей,
· равенство прав судей и присяжных заседателей,
· вынесение приговора и определение меры наказания относились к исключительному ведению судов, прокурор не имел права касаться меры наказания до вынесения вердикта присяжных,
· в случае вынесения вердикта о невиновности подсудимый подлежал полному оправданию и освобождению из-под стражи,
· решения, принятые судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными и обжалованию не подлежали; при грубом нарушении процессуальных действий, повлиявших на вынесение приговора, а также при вновь открывшихся обстоятельствах дело могло быть пересмотрено Сенатом в кассационном порядке.
Прокуратура. Судебная реформа 1864 г.изменила статус, права и задачи российской прокуратуры. На нее возлагались обязанности осуществления надзора за судом, следствием, полицией и местами заключения. По новому законодательству прокуратура могла выступать в качестве стороны в судебном процессе. Она могла принести протест на незаконные и не справедливые решения суда. На должность прокуроров подбирались люди особой политической благонадежности. Генерал-прокурор одновременно являлся министром юстиции, который мог назначать и снимать с должности судебных следователей. Поэтому прокуратура в результате проведенной реформы упрочила свой статус и значение в правовой системе Российской империи.
Нотариат. В 1864 г. в России введен нотариат.По Судебным уставамнотариальные конторы разрешалось открывать в Москве, Санкт-Петербурге, в губернских центрах и уездных городах. Нотариусы получили право удостоверять документы и оформлять сделки. Нотариально оформленные документы принимались судами в качестве весомых доказательств при рассмотрении имущественных, наследственных и других дел.
Таким образом, реформы, осуществленные в 1860-х годах, преобразили правовую систему Российской империи: вводился институт присяжных, провозглашались презумпция невиновности, гласность и состязательность в суде, равная ответственность всех лиц, независимо от сословия, устанавливалась независимость суда от администрации, прокурорский надзор. Неправедные решения суда стороны могли быть обжалованы в апелляционном и кассационном порядке. Всё это ставило Россию в один ряд с передовыми правовыми системами Западной Европы.