С отменой крепостного права, в России быстрыми темпами стали развиваться капиталистические отношения. Городская промышленность получила массу свободных рабочих рук, стали строиться новые фабрики и заводы. В деревне налаживались новые отношения, связанные с возможностью купли-продажи земельных наделов новой категории собственников. В сельском хозяйстве стал широко использоваться вольнонаемный труд. Быстрее развивался внутренний рынок.
Реформы С.Ю.Витте. В середине 1890-х годов в экономике были осуществлены государственные мероприятия, направленные на укрепление рубля, привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику. Эти и другие мероприятия получили название «реформы Витте» - по имени министра финансов, позднее премьер-министра Сергея Юльевича Витте. Они проводились по следующим направлениям: стабилизация рубля и укрепление денежной системы страны; протекционистская политика в отношении отечественного производителя; создание условий для увеличения притока иностранных инвестиций; накопление внутренних ресурсов для проведения индустриализации страны.
Одной из главных заслуг С.Ю.Витте была денежная реформа 1897г., в результате которой был введен «золотой стандарт», то есть свободный обмен рубля на золото в государственных банках. Золотой рубль заменил прежний серебряный эквивалент бумажного рубля, от которого многие стремились избавиться. С введением золотого рубля ситуация резко изменилась на противоположную. Все хотели иметь у себя золотой рубль, в том числе и иностранцы, создававшие в России свой бизнес. Российские деньги высоко котировались на мировом финансовом рынке.
Другой заслугой С.Ю.Витте стало привлечение иностранных инвестиций. Из 11 млрд. рублей, направленных на строительство железных дорог в России, половина была вложена иностранцами. И привлекал их деньги российский министр финансов с помощью облигаций государственных займов, приносивших большие дивиденды.
|
Проводя политику протекционизма, С.Ю.Витте изменил таможенные тарифы в пользу отечественных производителей. Ввозимые иностранцами товары облагались пошлиной в размере 33%, а до этого она составляла всего 16%, то есть почти в два раза меньше. С введением повышенных ввозных пошлин повысилась конкурентная способность российских предприятий. На внутреннем рынке резко снизилась доля импортных товаров.
Для пополнения государственной казны С.Ю.Витте ввел в 1894 г. винную монополию и установил акциз для продажи водки в размере 4,4 рубля с одного ведра. Только благодаря введению винной монополии в бюджет поступала четвертая часть всех доходов. С тех пор российский бюджет именовали «пьяным бюджетом». Таким образом, реформы С.Ю.Витте сыграли положительную роль в развитии экономики страны. Доходная часть бюджета страны впервые превысила 1 млрд. рублей.
Промышленность. Промышленность России была многоукладной. В ней тесно переплетались явления монополистического капитализма с ремесленно-кустарным производством.
Еще одной особенностью было неравномерное размещение промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами (Москва, Петербург, Украина, Прибалтика) продолжали оставаться неосвоенными в промышленном отношении Сибирь, Дальний Восток и Средняя Азия.
|
Промышленность развивалась неравномерно и по отраслям. Ведущую роль играла легкая промышленность. Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении. Здесь было занято свыше половины всех промышленных рабочих. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность: добывающая, металлургическая и нефтяная. Однако отечественное машиностроение было развито слабо.
Вывоз капитала за границу не получил особого размаха, что объяснялось недостатком финансовых средств в стране. Незначительным было участие отечественных предпринимателей и в международных экономических союзах.
Сельское хозяйство. Наряду с интенсивным развитием промышленности все очевиднее становилось отставание сельского хозяйства. Являясь крупнейшим поставщиком зерна на мировой рынок, Россия проигрывала своим конкурентам — США и Аргентине — в темпах роста производительности труда, внедрении новых технологий обработки полей, использовании машин. Товарность продукции по-прежнему оставалась низкой. Большинство российских крестьян вело натурально-потребительское хозяйство.
Серьезную проблему представляло малоземелье сельских жителей. Общинное землевладение с периодическими переделами земли, чересполосицей тормозило модернизацию крестьянского хозяйства. К числу феодальных пережитков относилось и помещичье землевладение.
Наследие крепостничества негативно влияло на все стороны жизни страны. Обеднение крестьян снижало покупательную способность населения, вело к ограничению рынка сбыта продукции промышленности. Капитализм еще окончательно не победил в аграрном секторе экономики. Кроме того, полуфеодальная русская деревня формировала широкую социальную базу русского самодержавия.
|
В 1881-1886 гг. все временнообязанные и государственные крестьяне были переведены на выкуп, что стало логическим завершением процесса отмены крепостного права.
Государственный капитализм. Для России особенно было характерно сильное государственное вмешательство в экономику. Оно осуществлялось с помощью кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Правительство вмешивалось в экономическую деятельность, преследуя цели укрепления обороноспособности страны и роста ее военного потенциала. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Государству принадлежало около 30% земли в европейской части страны, горнопромышленные предприятия Урала, заводы по производству вооружения. К середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении. Это был один из характерных примеров формирования государственного капитализма.
Транспорт. Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта, и в первую очередь сети железных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение, способствовало более интенсивному развитию и других отраслей промышленности. Железные дороги строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Наиболее интенсивно железнодорожная сеть создавалась в Европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX в. железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. Протяженность железных дорог в России в 60-е годы составляла 2 тыс., а концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс. км. Основные хозяйственные перевозки осуществлялись теперь по железным дорогам. Железные дороги теснее связали Россию с Европой.
Одновременно совершенствовался и водный транспорт. Пароходы были сосредоточены в основном в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось также на Днепре, Дону, Оби и Енисее. К концу XIX в. на реках России насчитывалось 2,5 тыс. пароходов. Численность морских пароходов во второй половине XIX в. возросла в 10 раз.
Торговля. Во второй половине XIX в. завершилось формирование всероссийского рынка. Производство и потребление окончательно приобрели товарный характер. Главным товаром была сельскохозяйственная продукция, в первую очередь хлеб. Быстро росла торговля промышленной продукцией, спрос на которую повысился не только в городе, но и в деревне. Широкое распространение получила продажа сырья: железной руды, угля, нефти, леса и т. д.
Россия все больше втягивалась в мировой рынок. Неуклонно возрастал объем внешней торговли. В структуре вывоза преобладала продукция сельского хозяйства. Ввоз состоял не только из предметов роскоши и колониальных товаров, как в первой половине XIX в., но и металлов, машин. Основными внешнеторговыми партнерами России являлись Германия и Англия. Особое место занимал импорт хлопка, необходимого для развития текстильной промышленности. Во второй половине XIX в. для России был характерен устойчивый активный внешнеторговый баланс, главным образом за счет вывоза хлеба.
Финансы. Значительные изменения претерпела финансовая система России. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. Сложилась новая государственная и частная кредитная система, которая способствовала развитию важнейших отраслей промышленности и железнодорожного строительства. Появились первые акционерные коммерческие банки в Петербурге, Москве,Киеве и Харькове. К концу века их было более 40. Однако некоторые из них оказались несостоятельными и обанкротились во время финансовых кризисов 1873 и 1882 гг.
Недостаточность отечественных капиталов вызвала интенсивный приток иностранных инвесторов из Англии, Франции, Германии и Бельгии, которых привлекала дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высоких прибылей. В каменноугольной, металлургической, машиностроительной отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение. Немаловажную роль в банковском деле, химической, электротехнической, сталелитейной отраслях промышленности играл французский, немецкий, английский и бельгийский капитал. Так, с 1887 г. начинается регулярное предоставление России французских займов. После конверсии российского государственного долга на Парижской бирже в 1888-1889 гг. Франция стала главным кредитором России. Займы дополнялись значительными инвестициями Франции в российскую экономику. Иностранный капитал в России к концу XIX в. достиг 900 млн. рублей.
Синдикаты, тресты и монополии. К концу XIX в. капитализм вступил в новую фазу развития. Конкуренция предпринимателей, которая раньше служила стимулом внедрения новых машин, использования новейших достижений науки и техники превратилась в серьезный тормоз развития экономики. Кризисы перепроизводства стали настоящим бедствием. Их периодическая повторяемость нарушала хозяйственные связи, на долгие годы погружала различные отрасли производства в депрессию. Падала производительность труда, росла безработица. Нищало население, несли убытки предприниматели.
Выход был найден в регулировании рынка сбыта продукции. Капиталисты стали создавать объединения, которые путем установления единых цен на различные виды товаров влияли на уровень получаемой прибыли и не допускали свертывания производства. Первыми объединениями такого типа были сбытовые союзы — картели. Участники картелей сохраняли свою коммерческую и производственную самостоятельность. Следующая монополистическая форма — синдикаты — строилась на основе общего координирующего центра в виде конторы, которая следила за соблюдением партнерами заключенных соглашений.
Высшей стадией сотрудничества и кооперации стали концерны и тресты. Они объединяли заготовку сырья, производство и сбыт. Юридически предприятия, входившие в концерн, сохраняли самостоятельность, но на практике подчинялись единому руководству. В трестах исчезала независимость предприятий, фактически создавалось объединение, поглощавшее мелких производителей. Монополии захватывали господствующее положение в экономике, диктовали цены и регулировали выпуск товаров.
Экономический подъем. Царское правительство поощряло развитие капитализма. Благодаря взвешенной экономической политике государства всего за два десятилетия, с 1881 по 1900 г., промышленное производство в России удвоилось. Россия из отсталой аграрной страны превращалась в аграрно-индустриальную державу.
Интенсивно развивались новые отрасли - угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная. В связи с этим резко возросла роль Донецкого бассейна, Бакинского района, машиностроительных центров (Петербург, Нижний Новгород). За 40 пореформенных лет общий объем промышленной продукции в России увеличился в 7 раз (в Германии - в 5, в Англии - в 2, во Франции - в 2,5). В 90-х годах появились первые монополистические объединения.
Происшедшие изменения повлияли на роль банков в производственном процессе. В ответ на предоставление кредитов финансисты стали требовать введения своих представителей в советы директоров. Наблюдалось сращивание промышленного и банковского капитала, шел процесс образования финансового капитала и финансовой олигархии.
В России в конце XIX в. происходил ускоренный рост буржуазии. В этот период были созданы биржевые комитеты, купеческие управы, общества содействия русской промышленности и торговле, торгово-промышленные съезды, другие предпринимательские структуры и организации, свидетельствовавшие о росте этого класса. В стране открывались новые банки, акционерные общества, велось строительство крупных фабрик и заводов, рудников и шахт, железных дорог и мостов, других предприятий и инженерных сооружений.
Развитие империализма. Проникновение на зарубежные рынки усиливало международную конкуренцию. В борьбе за сферы приложения капитала, за дешевые сырье и рабочую силу, а также рынки сбыта сходились международные монополистические объединения, и здесь уже было невозможно обойтись без поддержки государства. Государства вмешивались в передел уже поделенного мира. Наступала эпоха военных конфликтов, охвативших весь земной шар. Она получила название империализма.
Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру, формировало две новые социальные группы — буржуазию и пролетариат. Россия относилась к группе стран, вступивших на капиталистический путь развития позднее Англии, Франции, Голландии. К этой же группе относились такие государства, как Германия, Япония, Италия, Испания, Португалия. Нередко их называют «вторым эшелоном» капитализма. Каждая из названных стран имела свои характерные особенности и отличительные черты в экономике и социальной жизни. За несколько десятилетий Россия прошла путь, который в Европе занял два столетия.
Социальная структура пореформенной России и бедственное положение основной массы населения таили в себе зачатки мощных общественных потрясений начала XX в.