Развитие капитализма в России.




С отменой крепостного права, в России быстрыми темпами стали развиваться капиталистические отношения. Городская промышленность получила массу свободных рабочих рук, стали строиться новые фабрики и заводы. В деревне налаживались новые отношения, связанные с возможностью купли-продажи земельных наделов новой категории собственников. В сельском хозяйстве стал широко использоваться вольнонаемный труд. Быстрее развивался внутренний рынок.

Реформы С.Ю.Витте. В середине 1890-х годов в экономике были осуществлены государственные мероприятия, направленные на укрепление рубля, привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику. Эти и другие мероприятия получили название «реформы Витте» - по имени министра финансов, позднее премьер-министра Сергея Юльевича Витте. Они проводились по следующим направлениям: стабилизация рубля и укрепление денежной системы страны; протекционистская политика в отношении отечественного производителя; создание условий для увеличения притока иностранных инвестиций; накопление внутренних ресурсов для проведения индустриализации страны.

Одной из главных заслуг С.Ю.Витте была денежная реформа 1897г., в результате которой был введен «золотой стандарт», то есть свободный обмен рубля на золото в государственных банках. Золотой рубль заменил прежний серебряный эквивалент бумажного рубля, от которого многие стремились избавиться. С введением золотого рубля ситуация резко изменилась на противоположную. Все хотели иметь у себя золотой рубль, в том числе и иностранцы, создававшие в России свой бизнес. Рос­сийские деньги высоко котировались на мировом финансовом рынке.

Другой заслугой С.Ю.Витте стало привлечение иностранных инвестиций. Из 11 млрд. рублей, направленных на строительство железных дорог в России, половина была вложена иностранцами. И привлекал их деньги российский министр финансов с помощью облигаций государственных займов, приносивших большие дивиденды.

Проводя политику протекционизма, С.Ю.Витте изменил таможенные тарифы в пользу отечественных производителей. Ввозимые иностранцами товары облагались пошлиной в размере 33%, а до этого она составляла всего 16%, то есть почти в два раза меньше. С введением повышенных ввозных пошлин повысилась конкурентная способность российских предприятий. На внутреннем рынке резко снизилась доля импортных товаров.

Для пополнения государственной казны С.Ю.Витте ввел в 1894 г. винную монополию и установил акциз для продажи водки в размере 4,4 рубля с одного ведра. Только благодаря введению винной монополии в бюджет поступала четвертая часть всех доходов. С тех пор российский бюджет именовали «пьяным бюджетом». Таким образом, реформы С.Ю.Витте сыграли положительную роль в развитии экономики страны. Доходная часть бюджета страны впервые превысила 1 млрд. рублей.

Промышленность. Промышленность России была многоукладной. В ней тесно переплетались явления монополистического капитализ­ма с ремесленно-кустарным производством.

Еще одной особенностью было неравномерное размещение про­мышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми рай­онами (Москва, Петербург, Украина, Прибалтика) продолжали оставаться неосвоенными в промышленном отношении Сибирь, Дальний Восток и Средняя Азия.

Промышленность развивалась неравномерно и по отраслям. Веду­щую роль играла легкая промыш­ленность. Текстильное производство было самым передовым в тех­ническом оснащении. Здесь было занято свыше половины всех промышленных рабочих. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность: до­бывающая, металлургическая и нефтяная. Однако отечественное ма­шиностроение было развито слабо.

Вывоз капитала за границу не получил особого размаха, что объяснялось не­достатком финансовых средств в стране. Незначительным было участие отечественных предпринимателей и в междуна­родных экономических союзах.

Сельское хозяйство. Наряду с интенсивным развитием промышленности все очевиднее становилось отставание сельского хозяйства. Явля­ясь крупнейшим поставщиком зерна на мировой рынок, Россия проигрывала своим конкурентам — США и Аргентине — в темпах роста производительности труда, внедрении новых тех­нологий обработки полей, использовании машин. Товарность продукции по-прежнему оставалась низкой. Большинство рос­сийских крестьян вело натурально-потребительское хозяйство.

Серьезную проблему представляло малоземелье сельских жителей. Общинное землевладение с периодическими переде­лами земли, чересполосицей тормозило модернизацию кресть­янского хозяйства. К числу феодальных пережитков относилось и помещичье землевладение.

Наследие крепостничества негативно влияло на все сторо­ны жизни страны. Обеднение крестьян снижало покупатель­ную способность населения, вело к ограничению рынка сбыта продукции промышленности. Капитализм еще окончательно не победил в аграрном секторе экономики. Кроме того, полу­феодальная русская деревня формировала широкую социаль­ную базу русского самодержавия.

В 1881-1886 гг. все временнообязанные и государственные крестьяне были переведены на выкуп, что стало логическим завершением процесса отмены крепостного права.

Государственный капитализм. Для России особенно было характерно сильное государственное вмешательство в экономику. Оно осуществлялось с помощью кредитов, правительст­венных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Правительство вмешивалось в экономическую деятельность, преследуя цели укрепления обороноспособности страны и роста ее военного потенциала. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Государству принадлежало около 30% земли в европейской части страны, горнопромышленные предприятия Урала, заво­ды по производству вооружения. К середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении. Это был один из характерных примеров формирования государственного капитализма.

Транспорт. Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта, и в первую очередь сети же­лезных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение, способствовало более интенсивному развитию и других отраслей промышленности. Железные дороги строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Наиболее интенсивно железнодорожная сеть создавалась в Европейской части России, центром которой была Москва. К концу XIX в. железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, на Урале и в Сибири. Протяженность железных дорог в России в 60-е годы составляла 2 тыс., а концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс. км. Основные хозяйственные перевозки осуществлялись теперь по железным дорогам. Железные дороги теснее связали Россию с Европой.

Одновременно совершенствовался и водный транспорт. Пароходы были сосредоточены в основном в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось также на Днепре, Дону, Оби и Енисее. К концу XIX в. на реках России насчитывалось 2,5 тыс. пароходов. Численность морских пароходов во второй половине XIX в. возросла в 10 раз.

Торговля. Во второй половине XIX в. завершилось формирова­ние всероссийского рынка. Производство и потребление окончатель­но приобрели товарный характер. Главным товаром была сельскохо­зяйственная продукция, в первую очередь хлеб. Быстро росла торговля про­мышленной продукцией, спрос на которую повысился не только в городе, но и в деревне. Широкое распространение получила продажа сырья: железной руды, угля, нефти, леса и т. д.

Россия все больше втягивалась в мировой рынок. Неуклонно воз­растал объем внешней торговли. В структуре вывоза преобладала про­дукция сельского хозяйства. Ввоз состоял не только из предметов роскоши и колониальных товаров, как в первой половине XIX в., но и метал­лов, машин. Основными внешнеторговыми партнерами России явля­лись Германия и Англия. Особое место занимал импорт хлопка, необходимого для развития текстильной промышленности. Во второй половине XIX в. для России был характерен устойчивый активный внешнеторговый баланс, главным образом за счет вывоза хлеба.

Финансы. Значительные изменения претерпела финансовая сис­тема России. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единствен­ным распорядителем государственных средств. Сложилась новая государственная и частная кредитная система, которая способствовала развитию важнейших отраслей промышленности и железнодорожного строительства. Появились первые акционерные коммерческие банки в Петербурге, Москве,Киеве и Харькове. К концу века их было более 40. Однако некоторые из них оказались несостоятельными и обанкротились во время финансовых кризисов 1873 и 1882 гг.

Недостаточность отечественных капиталов вызвала интенсивный приток иностранных инвесторов из Англии, Франции, Германии и Бельгии, которых привлекала дешевизна рабочей силы, богатые сырь­евые ресурсы и, следовательно, возможность получения высоких при­былей. В каменноугольной, металлургической, машиностроительной от­раслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение. Немаловажную роль в банковском деле, химической, элек­тротехнической, сталелитейной отраслях промышленности играл французский, немецкий, английский и бельгийский капитал. Так, с 1887 г. начинается регулярное предоставление России французских займов. После конверсии российского государственного долга на Париж­ской бирже в 1888-1889 гг. Франция стала главным кре­дитором России. Займы дополнялись значительными ин­вестициями Франции в российскую экономику. Иностранный ка­питал в России к концу XIX в. достиг 900 млн. рублей.

Синдикаты, тресты и монополии. К концу XIX в. капитализм вступил в новую фазу разви­тия. Конкуренция предпринимателей, которая раньше служи­ла стимулом внедрения новых машин, использования новей­ших достижений науки и техники превратилась в серьезный тормоз развития экономики. Кризисы перепроизводства стали настоящим бедствием. Их периодическая повторяемость на­рушала хозяйственные связи, на долгие годы погружала раз­личные отрасли производства в депрессию. Падала произво­дительность труда, росла безработица. Нищало население, несли убытки предприниматели.

Выход был найден в регулировании рынка сбыта продук­ции. Капиталисты стали создавать объединения, которые путем установления единых цен на различные виды товаров влияли на уро­вень получаемой прибыли и не допускали свертывания произ­водства. Первыми объединениями такого типа были сбытовые союзы — картели. Участники картелей сохраняли свою коммер­ческую и производственную самостоятельность. Следующая монополистическая форма — синдикаты — строилась на осно­ве общего координирующего центра в виде конторы, которая следила за соблюдением партнерами заключенных соглашений.

Высшей стадией сотрудничества и кооперации стали кон­церны и тресты. Они объединяли заготовку сырья, производ­ство и сбыт. Юридически предприятия, входившие в концерн, сохраняли самостоятельность, но на практике подчинялись единому руководству. В трестах исчезала независимость предприятий, фактически создавалось объединение, поглощавшее мелких производителей. Монополии за­хватывали господствующее положение в экономике, диктова­ли цены и регулировали выпуск товаров.

Экономический подъем. Царское правительство поощряло развитие капитализма. Благодаря взвешенной экономической политике государства всего за два десятилетия, с 1881 по 1900 г., промышленное производство в России удвоилось. Россия из отсталой аграрной страны превращалась в аграрно-индустриальную державу.

Интенсивно развивались новые отрасли - угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная. В связи с этим резко возросла роль Донецко­го бассейна, Бакинского района, машиностроительных центров (Петер­бург, Нижний Новгород). За 40 пореформенных лет общий объем промышленной продукции в России увеличился в 7 раз (в Герма­нии - в 5, в Англии - в 2, во Франции - в 2,5). В 90-х годах поя­вились первые монополистические объединения.

Происшедшие изменения повлияли на роль банков в про­изводственном процессе. В ответ на предоставление кредитов финансисты стали требовать введения своих представителей в советы директоров. Наблюдалось сращивание промышленно­го и банковского капитала, шел процесс образования финан­сового капитала и финансовой олигархии.

В России в конце XIX в. происходил ускоренный рост буржуазии. В этот период были созданы биржевые комитеты, купеческие управы, общества содействия русской промышленности и торговле, торгово-промышленные съезды, другие предпринимательские структуры и организации, свидетельствовавшие о росте этого класса. В стране открывались новые банки, акционерные общества, велось строительство крупных фабрик и заводов, рудников и шахт, железных дорог и мостов, других предприятий и инженерных сооружений.

Развитие империализма. Проникновение на зарубежные рынки усиливало международную конкуренцию. В борьбе за сферы приложе­ния капитала, за дешевые сырье и рабочую силу, а также рынки сбыта сходились международные монополистические объединения, и здесь уже было невозможно обойтись без поддержки государства. Государства вмешивались в передел уже поделенного мира. Наступала эпоха военных конфликтов, охвативших весь земной шар. Она получила название империализма.

Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру, формировало две новые социальные группы — буржуазию и пролетариат. Россия относилась к группе стран, вступивших на капита­листический путь развития позднее Анг­лии, Франции, Голландии. К этой же группе относились такие государ­ства, как Германия, Япония, Италия, Испания, Португалия. Нередко их называют «вторым эшелоном» капитализма. Каж­дая из названных стран имела свои характерные особенности и отличительные черты в экономике и социальной жизни. За несколько десятилетий Россия прошла путь, который в Европе занял два столетия.

Социальная структура пореформенной России и бедственное по­ложение основной массы населения таили в себе зачатки мощных общественных потрясений начала XX в.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: