Подъем общественного движения в России.




 

В пореформенный период окончательно оформились три направ­ления в общественном движении — консерваторы, либералы и ради­калы. У них были разные политические цели, разные фор­мы и методы борьбы.

Консерваторы. Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть зажиточного крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. объявлял самодержавие важнейшим устоем государства, обеспечивающим ве­личие и славу России. Православие провозглашалось основой духов­ной жизни народа и активно насаждалось. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Консерваторы боролись за незыб­лемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограниче­ния их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и крестьянской общины. Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Тол­стой, М. Н. Катков.

Либералы. Социальную основу либерального направления со­ставляли буржуазия, обуржуазившиеся помещики и интелли­генция (ученые, журналисты, писатели, врачи и др.). Они отстаивали идею общности исто­рического пути развития России с Западной Европой. Во внутренней политике либералы настаивали на ограничении власти императора конституцией, введении демократических свобод и расширении прав земств, других ор­ганов местного самоуправления. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохране­ние частной собственности. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели: К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И. Шахов­ской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков.

С консерваторами либералов объединяла не только боязнь народного «бунта, кровавого и беспощадного», но и опасение действий радикалов.

Революционная ситуация в конце 70-х - начале 80-х годов в России заставила правительство вернуться к конституционным проектам и поставить их на официальное обсуждение в Особом совещании под председательством императора. Совещание 29 января 1880 г. отвергло проекты и консерваторов, и либералов, хотя они и не представляли собой конституции в полном смысле слова. Суть их сводилась к созданию в том или ином виде выборных представительных органов, причем не законодательных, а лишь законосовещательных.

В августе 1880 г. министром внутренних дел России был назначен М. Т. Лорис-Меликов. В январе 1881 г. он подал императору Александру II записку с проектом, который вошел в историю как «конституция Лорис-Меликова». В ней Михаил Тариелович предлагал создать две комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам и местному управлению, а также общую законосовещательную комиссию. В эти комиссии наряду с чиновниками должны были войти депутаты, избираемые губернскими земскими собраниями и городскими думами. Предлагалось также дополнить Государственный совет 10-15 выборными представителями общественности. При всей ограниченности проект все же вводил в государственный механизм важный конституционный принцип - народное представительство. Преобразованный Госсовет стал бы прообразом будущего парламента.

Александр II в общих чертах одобрил проект М. Т. Лорис-Меликова. Он даже утвердил проект соответствующего «Правительственного сообщения», но ему не суждено было сбыться из-за политического терроризма: глава государства был убит.

Новый император Александр III долго колебался, прежде чем рассматривать проект М.Т.Лорис-Меликова, фактически одобренный его предшественником. Наконец, 8 марта 1881 г. проект был вынесен на обсуждение Совета министров. На заседании с участием императора девять министров высказались в поддержку идей проекта, а пять министров и К.П.Победоносцев высказались против проведения конституционной реформы. Александр III, выслушав министров, отверг «конституцию Лорис-Меликова». Император назвал преступными конституционные идеи, призвал подданных служить ему верой и правдой, охранять самодержавную власть. Боевой генерал в ответ подал прошение об отставке. Обращаясь к царю, он писал: «История нас рассудит».1 По тем временам это была неслыханная дерзость.

Новое правительство Александра III, из которого ушли либерально настроенные министры, взяло курс на укрепление самодержавия, усиление роли дворянства и репрессивного аппарата. Именно с этой целью Александром III были приняты правовые акты, похоронившие всякую надежду либеральных умов на прогрессивные изменения в государственной власти и управлении, на создание в России конституционной монархии.

Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества. Их идеалом была революция.

В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества посвятившие себя служению народу. Поэтому их часто называли разночинцами. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены действовать за границей, так отсутствие политических свобод и жесткий полицейский режим не позволяли вести агитацию в России.

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выде­ляются три этапа: 60-е годы - складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы - оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций рево­люционных народников; 80-90-е годы — активизация либераль­ных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы; в середине 90-х годов - ослабление популярности народничества и увлечение марксистскими идеями.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один — вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализ­ма» и резко критиковал грабительские условия освобождения кресть­ян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Совре­менник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночин­ной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за непоследовательность в реформах, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Гер­цена видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. В 1862 г. Н. Г. Чернышевский был арестован, при­говорен к каторге и ссылке в Сибирь.

Поэтому сам он не мог принимать активного участия в обществен­ной борьбе, но на основе его идей в начале 60-х годов образовалось несколько тайных организаций. В них входили Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, Г. Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др. «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции и для этого развер­нули активную издательскую деятельность. В сочиненных листовках они разъясняли народу цели и задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса.

«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократи­ческой организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Своим программным документом землевольцы считали статью Н. П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она редостерегала народ от преждевременных неподготовленных выступлений, призы­вала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям преобразования страны. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к «Земле и воле» примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад кре­стьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима — все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестова­ны, другие эмигрировали. Правительству удалось погасить выступления ра­дикалов первой половины 60-х годов.

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки, которые позднее перешли к террористической тактике. В 1866 г. член кружка Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II Освободителя.

В 1869 г. учитель С. Г. Нечаев и журналист П. Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с прави­тельством. Полиция разгромила организацию. С. Г. Нечаев пытался скрыться в Швейцарии, но был выдан как уголов­ный преступник. Царизм использовал судебный процесс для дискредитации революционеров.

На рубеже 60-70-х годов среди народников сложилось два направления: революцион­ное и либеральное. В 1878 г. В. И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова и ранила его. На суде она заявила, что власть не защищает простых людей. Гродоначальник Ф. Ф. Трепов не был наказан за то, что из-за него покончил жизнь самоубийством брат Веры Засулич. Вся вина студента заключалась в том, что при встрече с Теповым он не снял шапку. По приказу градоначальника он был иссечён розгами. Суд присяжных, выяснив все обстоятельства дела, оп­равдал Веру Засулич, а Трепов был вынужден уйти в отставку.

Часть народников вновь вернулась к идее необходимости терро­ристической борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел».

«Черный передел» образовали в 1879 г. Г. В. Плеха­нов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и П. Б. Аксельрод. Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

«Народную волю» возглавили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов. В. Н. Фигнер. Они считали, что российский народ доведен царским правительством до положения бессловестных рабов. Поэтому своей главной задачей они считали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку поли­тического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредитель­ного собрания и установление в стране демократического строя: уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, а фабрик - рабочим.

Они предполагали, что убийство царя-императора вызовет политический кризис в стране, и народ поднимется на восстание. Однако большинство народовольцев было арестовано царской полицией. Оставшаяся на свободе Софья Перовская всё-таки организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной народовольцем-террористом, и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников: кризис не начался, а народ не восстал. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, так как их результатом стало усиление реакции и полицейского произвола в стране.

Либеральные народники. Это направление, разделяя идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения, призывали к проведению реформ для улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»). С этой целью они использовали печатные органы, земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н. К. Михайловский, Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов. Весной 1874 г. тысячи участников народнических ор­ганизаций отправились по деревням. Большинство из них ставило своей целью скорейшую подготовку кресть­янского восстания. Они собирали сходки, говорили об угнетении народа, призывали не повиноваться властям. «Хождение в народ» продолжалось в течение нескольких лет и охватило более 50 губерний России. Многие народ­ники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т. п. Однако их призывы не находили отклика, крестьяне нередко выдавали пропагандистов властям. Правительство обрушилось на них новой волной репрессий, а в октябре 1877 - январе 1878 г. состоялся суд над народниками, который приговорил 193 члена этой антиправительственной организации к разным срокам тюремного заключения и каторжным работам.

Группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Черного передела» Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму. В марксизме их привлекла идея достижения социализма путем пролетар­ской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение тру­да». Ее программа заключалась в полном разрыве с народничеством и его идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального про­гресса в России они считали буржуазно-демократическую револю­цию, движущей силой которой будут городская буржуазия и проле­тариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу об­щества. Группа «Освобождение тру­да» действовала за границей и не была связана с рабочим движением России.

В России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д. И. Благоева, Н. Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др.).

Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения. Идейно-теоретическая деятельность группы «Освобождение тру­да» за рубежом и марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской политической партии рабочего класса.

Организации рабочих. Рабочее движение в 70—80-х годах раз­вивалось стихийно и неорганизованно. Рабочие выдвигали лишь эко­номические требования - повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. В отличие от Западной Европы рус­ские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878—1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический харак­тер. Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской ма­нуфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. (Морозовская стачка). Рабочие впервые потребовали государственно­го вмешательства в их отношения с капиталистами-фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольне­ния, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за исполнением закона.

В то же время закон усилил уголовную ответственность рабо­чих за участие в стачках.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 90-е годы XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способство­вало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для его борьбы. Начались забастовки рабо­чих, занятых в разных отраслях: текстильщиков, горняков, литейщи­ков, железнодорожников. Стачки в Петербурге, Москве, на Урале, в других районах страны сохраняли экономический и стихийный ха­рактер, но становились более массовыми по количеству участников.

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объе­динились в новую организацию - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов) и другие. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распро­странения марксизма среди пролетариата. Под влиянием «Союза борьбы» в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Увеличилось общее число стачечников. В 1895-1898 гг. бастовало уже более 220 тыс. человек. Проникали в рабочую среду и. марксистские идеи. Этому способствовал переход русских последователей Маркса к более активной и широкой пропаганде.Забастовщики требовали от капиталистов сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 часов, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату.

Борьба рабочих за свои права летом 1896 и зимой 1897 г. заставила правительство пойти на уступки: был издан за­кон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. Однако одновременно оно обруши­ло репрессии на марксистские и рабочие организации, некоторых активных участников забастовок и их вдохновителей сослали в Сибирь.

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй поло­вине 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и другие, признавая отдельные положения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежно­сти и незыблемости капитализма, критиковали либеральных народни­ков, доказывали закономерность и прогрессивность развития капита­лизма в России. Они выступали за реформистский путь преобразова­ния страны в демократическом направлении.

Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и считали, что ра­бочие должны тратить силы не на политическую борьбу, а на то, как бы подороже продать свой труд капиталистам.

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В. И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осу­ществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие, отрицая рево­люционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.

Общественное движение во второй половине XIX в. стало важным фактором активизации политической жизни страны. Именно во второй половине XIX в. были заложены ос­новы формирования будущих политических партий.

Образование социал-демократической партии. 1-3 марта 1898 г.в Минске состоялся первый съезд социал-демократических организаций, на котором присутствовали представители петербургского, москов­ского, киевского, екатеринославского «Союзов борьбы», Бунда («Всеобщего еврейского рабочего союза в России и Польше») и группы «Киевской рабочей газеты». На съезде было принято решение об образовании Российской соци­ал-демократической рабочей партии (РСДРП). Был утвержден «Манифест РСДРП». Официаль­ным органом партии была объявлена «Рабочая газета».

Новая попытка создания социал-демократической пар­тии связана с изданием общероссийской нелегальной по­литической газеты «Искра», основанной по инициативе В. И. Ульянова (Ленина). Первый номер «Искры» вышел в декабре 1900 г.в Лейпциге, позднее она издавалась в Мюнхене, Женеве, Лондоне. В состав редакции от социал-демократических организаций в России вошли В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Мартов, А. Н. Потресов и члены группы «Освобождение труда» Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич. Деятельность газеты со­здала идейные и организационные предпосылки для со­зыва II съезда РСДРП. Главную идейную и организаторскую роль в этом сыграла деятельность В.И.Ленина.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился в 1870 г. в семье дворянина. Окончив с зо­лотой медалью гимназию, он поступил на юридический факультет Казанского университета. В 17 лет он активно участвовал в студенческом движении, за что был исключен из университета. Изучая юриспруденцию самостоятельно, он в 1891 г. успешно экстерном сдает экзамены за весь курс юридического фа­культета Петербургского университета. В 1895 г., Ульянов, как один из организаторов петербургского «Союза борьбы», был арестован и сослан в Сибирь. В 1894-1895 гг. на­писал свои первые крупные работы «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов», «Развитие капитализма в России» и «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», которые выдвинули его в число ведущих деятелей революционного движения. Эти работы доказывали, что в России сложились капиталистические отношения, предо­пределяющие ведущую роль рабочего класса в революционном движении.

В июле 1900 г. В. И. Ульянов выехал за границу, где начал выпуск знаменитой газеты «Искра». Эта газета, ставшая коллективным агитатором и коллективным организатором, подготовила съезд партии, на котором образовалось большевистское движение, ставившее своей целью подготовку социалистической революции в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: