Россия в первой мировой войне.




Начало войны. Поводом к первой мировой войне послужило убийство наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Россия, как гарант независимости Сербии, объявила в стране мобилизацию в армию. 26 июля 1914 г. было объявлено о состоянии войны между Россией и Австро-Венгрией. С началом войны в России стала осуществляться милитаризация государственного аппарата. Были созданы органы управления вооруженными силами: Ставка Верховного Главнокомандующего, штабы фронтов, армий.

Жертвы войны. В первой мировой войне 1914-1918 гг. участвовало почти сорок государств. Она была несправедливой, так как основной целью противоборствующих сторон и военных союзов был захват территорий противника, передел рынков сбыта. Война принесла неисчислимые бедствия и разрушения. Было убито около 10 млн. человек, ранено 20 млн, из которых 3,5 млн. стали инвалидами. Экономика многих стран, в том числе и царской России в ходе войны была подорвана.

«Земгоры» и особые совещания. В начале войны были созданы Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. В 1915 г. оба союза были объединены в Главный комитет по снабжению армии. На местах был создан институт уполномоченных, который получил сокращенное название «Земгоры» - земские и городские органы по снабжению армии продовольствием, обмундированием и вооружением. Уполномоченные Земгоров функционировали в губерниях, городах, уездах, а также на фронте. В августе 1915 г. образуются военно-промышленные комитеты во главе с Центральным военно-промышленным комитетом. Они также содействовали правительственным органам в снабжении армии всем необходимым для ведения боевых действий.

В военное время царское правительство создает ряд особых совещаний. Это были правительственные учреждения под председательством министров для решения отдельных вопросов военного значения. В 1915 г. существовало четыре государственных регулирующих органа: особые совещания по топливу, перевозкам, обороне и продовольствию. В состав особых совещаний входили сотрудники профильных министерств, члены Госсовета, депутаты Госдумы, представители Земгоров, Центрального военно-промышленного комитета. Несмотря на столь представительный состав, бюрократический аппарат самодержавия не справился с возросшими масштабами управления в чрезвычайных ситуациях.

Государственная дума, избранная в 1912 г., в период первой мировой войны продолжала свою работу. Лидеры думских фракций выступили с призывом «сплотиться вокруг императора», отложить споры с правительством. На совместном совещании представителей Госдумы и Госсовета летом 1915 г. было положено начало созданию так называемого «прогрессивного блока», который поставил вопрос о правительстве, ответственном перед парламентом. Это была попытка превращения Думы в контрольный орган за работой правительства. Наряду с этим выдвигались проекты по привлечению буржуазии к управлению страной. Госдума поддерживала планы царизма относительно участия в войне на стороне Антанты против Тройственного союза, одобрила военный бюджет страны, проголосовала законопроекты по повышению прямых и косвенных налогов с населения. С согласия Думы были введены налоги на зрелища, на пассажиров железных дорог и грузы, повышен налог на землю и на наследство, введён налог на лиц, освобождённых от воинской повинности. Одновременно повышались квартирная плата в городах, цена на спички, сахар, керосин и другие товары первой необходимости.

Но, несмотря на лояльность Госдумы, император собирал ее нерегулярно, а предложения большой группы депутатов по проведению демократических преобразований в России Николай II категорически отклонил. Шанс демократических реформ был упущен.

Правительством принимались репрессивные меры против иностранных компаний и предприятий, прежде всего немецких. Был установлен правительственный надзор за коммерческими банками. Предпринимались попытки введения хлебной монополии, принудительной продажи продовольствия и фуража, запрещен их вывоз за границу. Во время войны были введены сверхурочные работы, отменены ограничения на использование женского и детского труда.

По инициативе правительства были введены репрессивные меры в отношении дезертиров и лиц, совершивших умышленное членовредительство, чтобы не попасть на фронт. Уголовная ответственность вводилась за сокрытие товаров и сырья, за промедление в исполнении договора или поручения правительства по военным поставкам.

Следует отметить, что война вызвала глубокий экономический и финансовый кризис в России. Министр внутренних дел А.Д.Протопопов в 1916 г. так определил состояние страны: «Финансирование расстроено, товарообмен нарушен… Пути сообщения в полном расстройстве… Армия устала, недостатки всего понизили ее дух…». Сложившаяся ситуация требовала принятия срочных мер. Правительство ввело в целом ряде губерний военное положение. С введением военного положения губернское управление переходило к военному командованию. Военные власти получили право регулировать передвижения по губернии, въезд и выезд из нее, проводить реквизиции имущества у граждан для военных целей.

Ставка на репрессивные методы управления страной, сделанная царским правительством, не только не дала ощутимых результатов в экономике и социальной сфере, но и привела Россию к разгулу террора и очередной революции.

 

Февральская революция.

Причины Февральской революции. Первая русская революция, хотя и заставила царизм пойти на некоторые уступки, всё же не решила главных задач: господствующим классом оставалось дворянство; самодержавие не стало конституционной монархией; не был до конца решен аграрный вопрос. Мировая война, в которую была втянута Россия, обострила имевшиеся противоречия политического и экономического характера, ухудшила положение трудящихся масс.

Военные расходы были огромны. Чтобы их покрыть, правительство выпустило бумажные деньги, не обеспеченные золотом, что вызвало сильную инфляцию. Трудности военного времени и поражения русской армии подорвали веру в царя и царское правительство. 1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П.И.Милюков, выступил в IV Думе и публично обвинил царское правительство в глупости и измене. Накануне февральской революции, в январе в Петрограде бастовало и митинговало свыше 177 тыс. рабочих. Часть уличных выступлений против царизма была приурочена к 9 января, годовщине Кровавого воскресенья, когда была расстреляна вера в «доброго царя».

Революционные выступления в стране встревожили буржуазию. Председатель Государственной Думы М.В.Родзянко стремился убедить монарха в принятии решительных контрреволюционных мер. Предлагалось принять указ, согласно которому ограничивались политические права и свободы граждан. Введенный в период реакции режим ограничения на собрания и митинги практически не действовал. С отчаянием Родзянко обращался к императору: «Ваше Величество.., я вас предупреждаю, я убежден, что не пройдет трёх недель, как вспыхнет такая революция, которая сметет вас, и вы уже не будете царствовать». - Но все попытки председателя Госдумы убедить царя в предотвращении грозящей режиму опасности вызывали у венценосца лишь раздражение. Не возымели должного воздействия и письма императрицы Александры Федоровны, в которых она наставляла мужа: «Дорогой, будь твёрд, покажи властную руку…».1

Непродуманные действия императора (четыре раза Николай II менял премьер-министров, столько же военных министров и шесть раз - министров внутренних дел), а также его попытка разогнать IV Государственную Думу по указу от 25 февраля 1917 г. показали неспособность самодержавной монархии справиться с трудной ситуацией, вызванной первой мировой войной. «Министерская чехарда» усиливала неспособность центральной власти контролировать ситуацию.

Призывы народа к смирению, к войне до победного конца результатов не дали. Министр внутренних дел А.Д.Протопопов извещал царя, находившегося в это время в Могилеве, «о беспорядках в столице», а М.В.Родзянко телеграфировал царю в Ставку: «Положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано… На улицах идет беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя».2

Между тем революционная активность масс, подогреваемая большевиками, нарастала. По некоторым данным, в революционных выступлениях рабочих, крестьян, солдат и матросов принимали участие 1 млн. 172 тыс.человек. Против огромных масс, несогласных с политикой царизма, конная и пешая полиция была бессильна. Для исполнения монаршего приказа в Петроград направлялись с фронта преданные царю войска. Генерал Н.И.Иванов, наделенный царем диктаторскими полномочиями, с большим опозданием был послан монархом во главе эшелона георгиевских кавалеров «водворять порядок» в столице.

Начало Февральской революции. В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ростом цен, спекуляцией, очередями, еще более усилилось из-за постоянных перебоев с поставками продовольствия в города. В ряде мест хлебные оче­реди начинают громить продовольственные лавки и магазины. Погромные настрое­ния привносятся и на производство.

Революционные выступления рабочих и крестьян, солдат и матросов, недовольных политикой царизма, приобретают массовый характер. В столице 26 февраля 1917 г. создается Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Его возглавили депутаты Государственной думы от меньшевиков и эсеров.

18 февраля рабочие Путиловского завода объявили забастовку. Администрация ответила закрытием завода и более 30 тыс. рабочих оказались без средств к существованию. Этот конфликт послужил поводом для начала массовых выступлений в столице. 23 февраля колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и воз­вращения мужчин с фронта.

25 февраля экономические забас­товки перерастают во всеобщую политическую стачку, проходя­щую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!». Император направил генералу Хабалову приказ: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки». И снова по повелению Николай II (Кровавого) солдатам и полицейским было приказано стрелять в демонстрантов и бунтовщиков. Происходят столкновения рабочих с полицией и жандармерией. Численность бастующих превысила 300 тыс. человек.

На следующий день произошло событие, которое резко изменило ситуацию в столице. 26 февраля рота Павловского полка от­крыла огонь по конной полиции. Начался массовый переход сол­дат на сторону демонстрантов. Спустя два дня весь петроградский гарнизон сливается со стихийным народным протестом.

26 февраля Николай II издает указ о роспуске Государственной думы, лишая либеральные силы всякой надежды на переход к конституционной монархии парла­ментским путем, выталкивая их тем самым в революцию.

27 февраля вос­ставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили арсе­нал, Петропавловскую крепость, двинулись к тюрьмам «осво­бождать социалистов», а заодно и всех «пострадавших от цар­ского режима». Вечером опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца, где проходили заседания Думы.

Манифест РСДРП. Большевики 27 февраля обратились с Манифестом РСДРП ко всем гражданам России, в котором содержался призыв создать временное революционное правительство, которое подготовило бы новые справедливые законы, в том числе по конфискации помещичьих, монастырских и царских земель, а также разработало меры по введению 8-часового рабочего дня, разрешению продовольственной проблемы и прекращению войны.

Однако меньшевики и эсеры, заседавшие в Петроградском Совете, отклонили предложения большевиков, решив сотрудничать с буржуазией, находившейся в IV Государственной думе. Несмотря на указ императора Николая II о роспуске Госдумы, депутаты не только не сложили свои полномочия, но и образовали 28 февраля Временный комитет, который принял решение взять всю государственную власть в свои руки. Комитет принял постановление об отстранении от власти всех царских министров и до образования нового правительства направил во все министерства специальных представителей – комиссаров Временного комитета.

Отречение от престола. Николай II, пытавшийся 28 февраля выехать из Ставки в Царское Село, был задержан революционными мат­росами и отправлен в Псков, где находился штаб Северного фронта.

По инициативе Временного комитета к императору был спешно направлен представитель (В.Шульгин) для подписания указа о назначении председателем Совета министров князя Г.Е.Львова. Подписание указа позволяло говорить о легитимности нового российского правительства. Указ был подписан, и 2 марта 1917 г. было создано правительствово главе с князем Г.Е.Львовым, бывшим председателем Всероссийского земского союза.В тот же деньНиколай II отрекся от престола. В акте об отречении указывалось, что император передает государственную власть в пользу младшего брата Михаила. Но Михаил под давлением почти всех политических лидеров (на сохранении монархии на­стаивал только один П. Н. Милюков) тоже отказался от престо­ла, заявив, что судьбу монархии в России должно решить Учре­дительное собрание.

Временное правительство. По соглашению между буржуазными лидерами Временного комитета с эсеро-меньшевистским руководством Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 2 марта было образовано Временное правительство. В тот же день были распределены ключевые посты. Большинство в новом составе правительства получили представители либеральных партий: пост министра ино­странных дел был предоставлен лидеру кадетов П.Н. Милюко­ву; военное министерство возглавил октябрист А.И. Гучков; крупный предприниматель А.И. Коновалов из партии прогрес­систов стал министром торговли и промышленности. Лидеры социалистических партий сознательно отказались войти в правительство, только эсер А.Керенский принял пост министра юстиции. Главой правительства был избран кадет Г.Е. Львов.

Петроградский Совет, в состав которого вошли и солдатские комитеты, имел реальную возможность провозгласить себя единственной властью в России. Однако меньшевики и эсеры, имевшие подавляющее большинство в Советах, считало, что начавшаяся в России революция призвана завершить буржуазно-демократи­ческие преобразования в стране, поэтому возглавлять этот процесс должна либеральная буржуазия. Задача Советов, по их мнению, должна заключаться в контроле за деятельностью Вре­менного правительства и оказании на него давления в случае от­клонения от демократического курса.

Демократические преобразования. После Февральской революции Россия стала одной из са­мых свободных стран мира: легально действовали все политические партии, было уничтожено охранное отделение, ликви­дирована цензура, отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, военно-полевые суды, провозглаше­ны политические права и свободы, всеобщее, равное и тайное избирательное право.

Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов связал Временное правительство рядом других обязательств перед трудящимися: принятием законодательных актов, разрешающих демократические выборы органов местного самоуправления, отмены всех сословных привилегий и т.п.

Временное правительство стремилось добиться «классового мира» между буржуазией и пролетариатом, помещиками и кре­стьянами. Для этого на промышленных предприятиях создава­лись «примирительные камеры» с участием представителей фабрикантов и рабочих. Были восстановлены и созданы новые профсоюзы (более 2 тыс. по всей стране), официально разреше­ны забастовки, осуществлено государственное страхование. Явочным порядком устанавливался 8-часовой рабочий день, не получивший законодательного оформления. Вводился рабочий контроль за действиями заводской администрации, появились фабрично-заводские комитеты.

Под давлением революционных масс были упразднены многие органы царской власти: ликвидированы министерство императорского двора и канцелярия Николая II, жандармерия, полиция, отстранены от своих должностей 4 генерал-губернатора, 27 губернаторов, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники. При Министерстве юстиции учреждается Чрезвычайная следственная комиссия для расследования преступной деятельности бывших царских министров и других высших должностных лиц.

Упраздняется Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен создаётся Министерство вероисповеданий, состоявшее из департамента по делам православной христианской церкви и департамента иноверческих религий. Распущено Главное управление по делам печати, осуществлявшее цензуру, департамент полиции преобразован в Главное управление по делам милиции.

Изменения в местном управлении. Под воздействием Временного правительства произошли некоторые изменения в местном управлении. Вместо упразднённых губернаторов, градоначальников, становых приставов и земских начальников руководство на местах стали осуществлять губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. На демократической основе создавались волостные, земские собрания и управы, советы дум городов, а также районные думы и управы. По инициативе Временного Правительства была восстановлена деятельность Земгоров.

Изменения в судебной системе. В составе Сената упразднены Верховный уголовный и высший дисциплинарный суды. В составе судебных палат и окружных судов ликвидированы особые присутствия, распущены военно-полевые суды; в 33 губерниях восстановлены мировые судьи, в состав военных судов вводились заседатели от офицеров и солдат. К прежней судебной системе были добавлены революционные суды. Они действовали в городах в составе мирового судьи (председатель) и двух представителей: от армии и от рабочих. Судебное разбирательство было устным и гласным. Приговоры вступали в законную силу и обжалованию не подлежали. Приговор мог отменить только министр юстиции.Из системы наказаний, исполняемых по приговору суда, были исключены наказания розгами, надевание наручников и кандалов, применение смирительной рубашки.

Таковы изменения в центральных и местных органах власти, судебной системе, осуществлённые Временным правительством после Февральской революции. В целом они носили косметический характер и не затрагивали основ существующего строя. Временное правительство ограничивалось полумерами. У него не было намерений ломать систему права до основания, а затем на голом месте возводить правовой фундамент нового демократического государства.

Юридическое совещание. Для разработки наиболее важных правовых актов при Временном правительстве в марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание. Выражая интересы буржуазии, этот орган всё же был вынужден считаться с революционной обстановкой в стране. Поэтому среди его рекомендаций были предложения о проведении демократических выборов, в которых участвовали бы все слои и социальные группы, включая рабочих, солдат и матросов. Предложения юристов касались, прежде всего, избрания на демократической основе органов местного самоуправления.

Юридическое совещание готовило заключения по законопроектам Временного правительства. По инициативе этого органа было принято постановление правительства «О судах по административным делам». Одной из задач суда было разрешение споров между органами местного самоуправления и комиссарами Временного правительства, правительственными учреждениями, другими органами государственного управления.

Учитывая, что в работе Юридического совещания участвовали крупнейшие юристы России, ему было поручено подготовить проект новой конституции страны. Такой проект был подготовлен, но с большим опозданием: утверждать его было уже некому. Отменив правовые акты, регламентировавшие деятельность императора, Временное правительство с помощью Юридического совещания разработало и утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание на основе принципов всеобщего равного и тайного голосования. Но оно стало избираться лишь в ноябре 1917 г., когда к власти пришли Советы.

Аграрный вопрос. Для решения аграрного вопроса был создан Главный земельный комитет. На местах появились губернские, уездные, волостные земельные комитеты. Земли царской семьи были национализированы. Однако осуществленных мер оказалось недостаточно. Кре­стьяне, не дожидаясь решения Учредительного собрания, за­хватывали необрабатываемые земли, инвентарь и скот помещи­ков, вырубали леса, громили дворянские усадьбы.

Далеко неблагополучно обстояло дело с обеспечением на­селения продовольствием и снабжением армии. Правительство начинает осуществлять политику продразверстки. Но крестьяне не горели же­ланием сдавать хлеб по установленным ценам. Наладить эквивалентный обмен между городом и деревней не удалось: стои­мость изъятых сельских продуктов равнялась 7 млрд руб., а промышленных товаров было поставлено лишь на 2 млрд. Не­смотря на усиление государственного регулирования промыш­ленного производства, нормализовать ситуацию также не уда­лось. Государственный долг достиг осенью 1917 г. 49 млрд. золотых рублей. Страну захлестнула инфляция.

Национальные проблемы. Нарастали и национальные проблемы. В марте 1917 г. украинские социалистические партии объявили о создании Центральной Рады, принявшей 10 июня документ с требованиями предоставить Украине национально-территориальную автономию. Временное прави­тельство было готово рассмотреть вопрос о независимости Польши и предоставлении прав автономии Финляндии. Но когда в июле 1917 г. финский сейм провозгласил независимость страны, центральная власть разогнала этот законодательный орган и ввела на финскую территорию войска. Центробежные процессы происходили и в других частях импе­рии.

Государственное управление Временного правительства изобиловало политическими и экономическими кризисами. Первый из них был связан с нотой министра иностранных дел к союзникам 18 апреля 1917 г., в которой подтверждались обязательства России продолжать войну. Армия устала от трехлетних боев за чуждые интересы, в войсках упала дисциплина и боеспособность, выросло дезертирство. Не спасало положение и «демократизация» отноше­ний между военными: введение права солдатских комитетов обсуждать приказы, выносить решения об их выполнении и другие нововведения. Поэтому решение правительства продолжать войну до победного конца вызвало недовольства в армии и массовые демонстрации в столице. Члены Временного правительства глава МИДа кадет П.Н. Милюков и министр обороны октябрист А.И. Гучков были вынуждены подать в отставку.

В июле 1917 г. формируется второе коалиционное Временное правительство во главе с министром юстиции эсером, А.Ф.Керенским. Через два месяца, 24 сентября Керенскому пришлось формировать третье коалиционное правительство. Временное правительство не имело широкой социальной базы, не обладало необходимым и действенным аппаратом принуждения и поэтому не смогло установить контроль над ситуацией в стране. Авторитет Временного правительства стремительно падал в глазах народа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: