Прочтите хорошо известную вам с детства басню. Как вы думаете, с какой целью следует проанализировать ее еще раз?




Прочтите произведение. Докажите, что это басня.

Разборчивая невеста

Невеста-девушка смышляла жениха:

Тут нет ещё греха,

Да вот что грех: она была спесива.

Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умён,

И в лентах, и в чести, и молод был бы он

(Красавица была немножко прихотлива):

Ну, чтобы всё имел — кто ж может всё иметь?

Ещё и то заметь,

Чтобы любить её, а ревновать не сметь.

Хоть чудно, только так была она счастлива,

Что женихи, как на отбор,

Презнатные катили к ней на двор.

Но в выборе её и вкус и мысли тонки:

Такие женихи другим невестам клад,

А ей они на взгляд

Не женихи, а женишонки!

Ну, как ей выбирать из этих женихов?

Тот не в чинах, другой без орденов;

А тот бы и в чинах, да жаль, карманы пусты;

То нос широк, то брови густы;

Тут этак, там не так;

Ну, не придёт никто по мысли ей никак.

Посмолкли женихи, годка два перепали;

Другие новых свах заслали:

Да только женихи середней уж руки.

«Какие простаки»

Твердит красавица: «по них ли я невеста?

Ну, право, их затеи не у места!

И не таких я женихов

С двора с поклоном проводила;

Пойду ль я за кого из этих чудаков?

Как будто б я себя замужством торопила,

Мне жизнь девическа ничуть не тяжела:

День весела, и ночь я, право, сплю спокойно:

Так замуж кинуться ничуть мне не пристойно».

Толпа и эта уплыла.

Потом, отказы слыша те же,

Уж стали женихи навертываться реже.

Проходит год,

Никто нейдёт;

Ещё минул годок, ещё уплыл год целой:

К ней свах никто не шлёт.

Вот наша девушка уж стала девой зрелой.

Зачнёт считать своих подруг

(А ей считать, большой досуг):

Та замужем давно, другую сговорили;

Её как будто позабыли.

Закралась грусть в красавицыну грудь.

Посмотришь: зеркало докладывать ей стало,

Что каждый день, а что-нибудь

Из прелестей её лихое время крало.

Сперва румянца нет; там живости в глазах;

Умильны ямочки пропали на щеках;

Весёлость, резвости как будто ускользнули;

Там волоска два-три седые проглянули:

Беда со всех сторон!

Бывало, без неё собранье не прелестно;

От пленников её вкруг ней бывало тесно:

А ныне, ах! Её зовут уж на бостон!

Вот тут спесивица переменяет тон.

Рассудок ей велит замужством торопиться:

Перестаёт она гордиться.

Как косо на мужчин девица ни глядит,

А сердце ей за нас всегда своё твердит.

Чтоб в одиночестве не кончить веку,

Красавица, пока совсем не отцвела,

За первого, кто к ней присватался, пошла:

И рада, рада уж была,

Что вышла за калеку.

1805 год

–—

Басня «Разборчивая невеста» была одной из первых двух, показанных Крыловым поэту Дмитриеву. Она представляет собой перевод басни французского баснописца Лафонтена и является примером морально-бытовой басни. Название басни «Разборчивая невеста» дано самим Крыловым, этим автор сразу указывает на основную проблему, поднятую в ней. Характеристика «разборчивая» сама по себе, казалось бы, нейтральная, однако вызывает вопрос: хорошо это или плохо. Затем Крылов описывает «невесту-девушку» более определённо, называя два явно отрицательных качества: «она была спесива» и «красавица была немножко прихотлива». Крылов выступает здесь как моралист-воспитатель, предупреждая, какие качества приносят вред окружающим и прежде всего самим людям, имеющим эти качества.

Спесивость, то есть неприятное в человеке сочетание высокомерия и заносчивости, препятствует душевному общению между людьми, поскольку предполагает взгляд на других только сверху вниз. Прихотливость же означает частую и неразумную смену желаний, чрезмерное кокетство, что неизменно настораживает в девушке. Именно эти негативные качества определили судьбу спесивой красавицы. Крылов последовательно показывает, как она отвергла первых, отличных и очень выгодных женихов, считая их недостойными себя, затем другую группу женихов «середней руки». Шли годы, и невеста начала переходить в солидный возраст и потихоньку стареть, а женихи становились всё хуже и вскоре их вовсе не стало. И тогда теперь уже немолодую невесту настигло заслуженное наказание: она вышла замуж за последнего оставшегося жениха – за калеку.

Крылов избрал для перевода басню Лафонтена, потому что в ней отражается не только дурной нрав неумной невесты, но и недостатки общества, ведь девушка с юности явно была ослеплена желанием богатства, высокого положения в свете, мужа с чинами и орденами. Конечно, все эти желания сами по себе ничего плохого не содержат, если не затмевают естественную потребность в любви, семье, дружбе, душевной близости. Крылов этой басней хочет оградить молодую жизнь от ошибки, из-за которой была наказана героиня басни, оставшись «у разбитого корыта». Тема воспитания молодой девушки становилась в русской литературе начала XIX века очень актуальной и важной, особенно остро она была поставлена в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

- Сформулируйте мораль этой басни.

- Покажите, опираясь на текст, как в басне проявляется авторская ирония.

- В чем аллегорический смысл этой басни?

- Объясните, как Крылов достигает непринужденности, разговорности басенного текста.

–—

Прочтите хорошо известную вам с детства басню. Как вы думаете, с какой целью следует проанализировать ее еще раз?

Квартет

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка: — Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он всё-таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет! —

Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть:

Скажи лишь, как нам сесть!» —

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

1810-1811 гг

–—

Большинство своих басен Крылов написал по конкретному поводу, и его сатира часто была направлена против определённых лиц. Конечно, эта особенность всегда отличает исторические басни, создаваемые по следам современных событий, что отражает важное свойство басенного творчества Крылова – злободневность. Такова басня «Квартет», написанная как сатира на Государственный совет, сформированный в 1810 г. Более года начальственные роли в нем менялись и не были определены четко сферы ответственности 4 департаментов, из которых он был составлен. Именно плохая согласованность действия этих департаментов высмеивается в басне. Критика была явной и современники без труда узнавали исторические личности, имевшиеся в виду под аллегорическими образами животных: например, «косолапый Мишка» скрывал военного министра Аракчеева.

Образы басни настолько яркие, а тема злободневная, что «Квартет» воспринимается как произведение, актуальное в любое время, а ее ситуация может прикладываться к большим и малым случаям в жизни: в политике, семейной жизни, работе, коллективном творчестве. Читатель может и не знать, на кого написана басня и кто в ней критикуется, зато ее умная мораль всегда будет ему понятна и близка. Крылов определяет главный критерий успешного дела и сотрудничества – умение и способности, чего не было у горе-музыкантов.

Пригодность людей к определенному виду деятельности должен решать мастер этого дела, и в роли ценителя у Крылова выступает Соловей, а высказанное им суждение стало крылатым пословичным высказыванием:

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

- Докажите, что перед вами историческая басня.

- В чем состоит общечеловеческое звучание ее идеи?

- Почему мораль басни автор вкладывает в уста специально созданного им героя?

–—



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: