Палеолит. Искусство эпохи палеолита.




Блок 1.

Тема 1. Введение.

Тема 2. Первобытная культура.

Тема 3. Культура древнего Востока.

Тема 1. Введение.

Тема 1. Введение.Необходимость изучения курса «история мировой культуры» и его краткая характеристика.

Всякий интеллигентный человек (т.е. человек с высшим образованием) должен хотя бы поверхностно разбираться в основных достижениях мировой культуры. Потому что культура это совокупность знаний, навыков, умений, норм, идеалов, которые передаются из поколения в поколение и обеспечивают сохранение и преобразование общества, формирование и развитие личности, реализацию ею (личностью) своих творческих задатков и способностей.

Собственно, учебная дисциплина «Истрия мировой культуры» для этой цели и введена. Курс включает в себя краткую информацию о достижениях области изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, архитектуры, киноискусства, а так же даёт возможность познакомиться с процессом развития философской мысли, науки, техники. Поскольку достижения культуры необходимо изучать в контексте той эпохи, в которую они были сделаны, то в предлагаемом курсе лекций включается краткая характеристика основных эпох развития человечества.

 

Тема 2. Первобытная культура.

Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, вплоть до наших дней, так как оно, сохранилось у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты.

В пору каменного века, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. Поэтому в древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира. Отсюда синкретизм первобытной культуры. Синкретизм (греч. συγκρητισμός – соединение), то есть нерасчленённость различных видов человеческой деятельности как в духовной так и в материальной сфере. Первобытный человек был можно сказать «на все руки мастер» а первобытное общество почти не знало специализации. Поэтому, материальное производство было слито с искусством, искусство с магией, магия – с религией, музыкой, скульптурными изображениями и т.д.

Особенностью первобытной культуры было также антропоморфизм (от французского слова – anthropomorphisme которое произошло от греческих ανθρωπος – человек, μορφή – вид, образ, форма). В нашем случае антропоморфизм это наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, растений, животных.

Кроме того Важной отличительной чертой первобытного искусства был традиционализм, т. е. определенные приемы изготовления артефактов, изобразительного искусства были характерны для отдельных местностей на протяжении длительного периода.

В настоящее время разработана следующая периодизация истории первобытного общества: палеолит – 2 млн. – 8 тыс. лет назад; мезолит – 8 – 7 тыс. лет, неолит – 7 – 4 тысяч лет до н.э., бронзовый век – 3 – 1 тысяча лет до н. э., железный век начался 1 тысячу лет до н. э. закончился в разных местах по-разному. В свою очередь, палеолит делится на нижний, средний и верхний.

Палеолит. Искусство эпохи палеолита.

Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду.

Венеры эпохи палеолита
Помимо «одетых» статуэток встречаются обнаженные женские фигуры. Это так называемые «Венеры», связанные с культом «прародительниц». На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки.

Помимо женщин изображали фигурки животных, вырезанных из кости или камня: лошадей, коз, северных оленей и др. К этому же периоду относятся первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне).

Наскальная живопись пещеры Альтамира.
Важнейшие памятники искусства палеолита – пещерные изображения, где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Первые образцы наскальной живописи это росписи в пещере Альтамира (Испания), относящиеся примерно к XII тыс. до н.э. Они были обнаружены в 1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных «картинных галерей».

В XII тыс. до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвета, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. В 1868 году в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании. Наиболее известные из них пещеры это Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.

Живопись пещеры Ласко во Франции.
Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года. Случилось так, что четыре мальчика играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Там они обнаружили вход в пещеру, покрытую самыми интересными пещерными росписями в Европе. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира. Живопись пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита.

При всех своих достижениях искусство палеолита не знало композиции, т.е. передачи пространства и обобщения. Другими словами отдельно взятые животные были нарисованы на очень высоком уровне, но не была изображено место, где они находились, и не было целостной идеи картины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: