Особенности истории и культуры. Цивилизация Древнего Египта возникла одной из первых. Древний Египет как самостоятельная цивилизация просуществовал около трех тысячелетий – приблизительно с конца IV тысячелетия до н.э. до 332 г. до н.э., когда он был покорен Александром Македонским.
Завоевание Александром Македонским навсегда лишило Египет независимости, однако древнеегипетская культура еще долгое время продолжала существовать. В течение трех веков здесь правили наследники Александра, потомки его полководца Птолемея. В 30 г. до н.э. Египет превратился в римскую провинцию. Около 200 г. н.э. сюда пришло христианство, которое затем стало официальной религией – вплоть до арабского завоевания в 640 г. н.э.
Слово «Египет» в переводе с древнегреческого означает «загадка», «тайна». Сами же египтяне называли свою страну «Ке-мет», что на их языке означало «черная земля». Таким образом, противопоставлялся цвет плодородной почвы долины Нила красной земле окружавших Египет пустынь.
Действительно, существование Египта напрямую зависело от Нила, от разливов Великой реки (как называли ее египтяне), приносивших на поля плодородный ил. Не случайно «отец истории» Геродот назвал Египет «даром Нила». Основу экономики страны составляло ирригационное земледелие, оросительные системы требовали централизованного управления, и эту роль взяло на себя государство во главе с фараоном. Фараон обладал неограниченной властью, которая имела, по представлениям египтян, божественную природу.
В истории Древнего Египта выделяют несколько основных периодов: додинастический вторая половина IV – начало III тыс. до н.э., Древнее царство 2900 – 2270 гг. до н.э., Среднее царство 2100 – 1700 гг. до н.э., Новое царство 1555 – 1090 гг. до н.э. и Позднее царство XI в. – 332 г. до н.э.. Основные этапы разделяют периоды междуцарствий, характеризующиеся распадом единого государства и вторжениям иноземных племен.
|
Становление древнеегипетской цивилизации происходило в додинастический период. К концу IV тысячелетия до н.э. складываются два крупных раннегосударственных объединения – Верхний и Нижний Египет, а в начале III тысячелетия до н. э. происходит объединение Египта под властью царя Мины (Менеса), который основал первую столицу государства – Мемфис.
Уже в додинастический период в Древнем Египте появились городские поселения, стали развиваться ирригационное земледелие, скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. Для этого периоду характерно наличие заупокойного культа и культа обожествление правителя, а также начало изготовления папируса и распространения письменности. Тем не менее, настоящий расцвет Египта наступил в эпоху Древнего царства, когда произошло объединение страны. Сами египтяне считали эту эпоху «золотым веком» в своей истории.
Древнее царство. В период Древнего царства Египет вступил в век металла (бронзовый век). Наряду с каменными орудиями труда широко применялись изделия из меди.
Религия. Огромную роль в жизни египтян играла религия. Особенностями религиозных верований объясняются многие характерные черты и формы египетского искусства, литературы, науки. Греческий историк Геродот назвал египтян самыми набожными из людей. Они считали, что их родина создана богами, которые правили Египтом до земных царей. Боги-творцы уничтожили первоначальный хаос, создали многообразный мир и утвердили в нем божественный Порядок и Истину, составляющие всеобщую гармонию, воплощением которой является богиня Маат.
|
Для Египетской религии был характерен культ животных и птиц, чему соответствовало зооантропоморфное изображение божеств. Например, бог Гор изображался как человек с головой сокола, Анубис – человек с головой шакала, Хнум – человек с головой барана, Собек имел голову крокодила, богиня Хатхор голову коровы. Т. е. египтяне поклонялись не самому животному, а божественному духу, способному принимать различные формы существования, на которые распространялось религиозное почитание.
Широко распространен был культ быка, олицетворявшего бога плодородия и животворные силы природы. Помимо этого, в ряде местностей бык стал воплощением солнечного бога Ра, в Мемфисе в нем видели бога Птаха, в Абидосе его связывали с культом Осириса.
Боги в представлении египтян были не только на земле, но и на небе. Оба местообитания наделялись потусторонним измерением. Так, восходящее солнце воспринималось ими как бог Ра, плывущий в лодке к «другому берегу» – западному горизонту. Там он садился на ночную ладью и путешествовал в загробном мире, совершая круг, чтобы утром вновь появиться над горизонтом в виде дневного светила. Бог Ра в разное время отождествлялся с другими богами – Атумом, Амоном, Гором.
Одной из атрибутивных и важных черт древнеегипетской религии было обожествление царя – фараона. Согласно надписи на одной из гробниц, фараон был «распорядителем всего, что послано небом и вскормлено землей». С момента становления государственности фараон считался живым богом на Земле – воплощением бога Гора. В Древнем царстве его представляли как земного сына бога Ра, в Среднем царстве – сыном Амона-Ра. Считалось, что земная природа фараона получена от матери, а божественная – от верховного бога. После смерти фараона хоронили с необычайной пышностью в специально возведенной гробнице с богатейшим погребальным инвентарем. Подобно богам, фараоны имели свои храмы, где им при жизни приносились жертвы и в их честь проводились богослужения.
|
Египтян верили в загробную жизнь. Загробная жизнь виделась не только как переход человеческой души из одного состояния в другое, но и как сложное взаимодействие ее с «воскресшим» телом после смены ипостаси.
Одно из проявлений бессмертной души – Ах, или «преображенный дух», покидающий, тело после смерти для возрождения на небесах. Менее далекий путь совершала Ба умершего – его «душа», изображавшаяся как птица с человеческой головой; она могла на время оставлять мертвую плоть, но всегда возвращалась в свое «гнездо» – тело покойного. Третий элемент, Ка, был связан с телом еще более тесными узами, представляя собой жизненную силу умершего. Ка принимал дары, принесенные родственниками покойного для поддержания его сил во время путешествия в загробный мир, о чем свидетельствует, например, такая заупокойная запись: «Тысяча хлебов и кувшинов с пивом и остальная хорошая и свежая еда для Ка усопшего».
Специфика древнеегипетской религии состояла в достижении воскрешения не только «души», но и «тела». Чтобы продолжить жизнь в гробнице и вне ее, тело мертвеца должно было сохраниться. Забота о сохранности останков привела к развитию бальзамирования и мумификации.
Архитектура. Главным видом искусства Древнего Египта была архитектура, которая развивалась в тесном единстве с живописью, скульптурой и рельефом.
Подавляющее большинство архитектурных построек Древнего царства связано с заупокойным культом. Ранними погребальными сооружениями были мастабы (араб., буквально – каменная скамья), первоначально представлявшие собой песчаную насыпь, укрепленную каменной кладкой. Мастабы фараонов, начиная с первой династии, имели плоскую крышу и наклонные стены и строились из высушенных на солнце глиняных кирпичей.
Со времени правления фараона III династии Джосера (XXVIII в. до н.э.) формы царских погребальных сооружении существенно изменились. Гениальный зодчий Имхотеп предложил проект гробницы, ставший переходным вариантом от мастабы к пирамиде. Имхотеп фактически построил сооружение из шести мастаб, расположенных одна на другой и уменьшающихся в размере от основания к вершине. В результате получилась ступенчатая пирамида, в которой форма подчеркивала сакральное назначение сооружения. На стене гробницы имеется текст: «Для него (царя) построена лестница до небес, чтобы он смог попасть с вершины ее на небо». Пирамида Джосера имела высоту 62 м, а длина стен у основания составляла 125 и 104 м.
Для основателя IV династии фараона Снофру построили пирамиду из 8 ступеней, которые затем засыпали щебнем и облицевали известняком. Так появилась классическая пирамида с ровными гранями.
Самые большие и знаменитые пирамиды находятся в Гизе и принадлежат фараонам IV династии Хуфу (греч. Хеопс), Хафру (Хефрен) и Менкауру (Микерин). Они довольно точно ориентированы по сторонам света. Крупнейшая из них – пирамида фараона Хеопса (высота около 147 м) была построена в XXVII в. до н.э. зодчим Хемиуном, племянником фараона. Пирамида сложена из более чем 2 300 000 каменных блоков, средний вес блока составляет 2,5 т. Поражает тщательность обработки блоков и невероятная точность, с которой они устанавливались друг на друга: зазоры между ними не превышают 1 мм.
Пирамиды выражали идею бессмертной, божественной природы фараона и подчеркивали его неограниченную власть над простыми смертными. Египтянам внушалось бесконечное превосходство вечных «богов – людей» (фараонов), наделенных безграничной властью.
Пирамиды в Гизе составляют центр огромного погребального комплекса – с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. В архитектурный ансамбль входит знаменитый Большой Сфинкс длиной 57 м и высотой 20 м – вырубленый из цельной скалы изображение льва с человеческим лицом, по одной из версий, фараона Хафра (Хефрена).
Искусство. В искусстве Древнего царства большую роль играла скульптура. Египетские статуи создавались согласно канонам (греч. kanon — правило, норма) – строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперед ногой, либо сидящие на троне с прижатыми к груди (или лежащими на коленях) руками и сомкнутыми ногами. Помещенные в поминальные храмы и гробницы статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством.
При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей египтяне использовали традиционный прием плоскостного изображения фигуры: ее ноги и лицо изображались в профиль, глаз – анфас, а плечи и нижняя часть туловища – в трехчетвертном развороте. Скульпторы, таким образом, показывали персонаж с разных сторон, совмещая наиболее выигрышные точки обзора. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.
Фараон и вельможи всегда изображались более крупными, чем их окружение. На рельефе гробницы Мередука (XVIII в. до н.э.) фигура жены вельможи едва достигает колен супруга. Живо и узнаваемо, передан мир природы: разнообразные звери, птицы, рыбы, растения. Тщательно проработаны всевозможные предметы, созданные человеком: орудия труда, одежда, украшения, музыкальные инструменты.
Письменность. Важным элементом культуры Древнего Египта была письменность. Возникновение древнеегипетской иероглифической (от греч. hieros — священный и glyphe — резать) письменности относится к додинастическому периоду. Однако ее широкое распространение, начиная с периода Древнего царства, было связано с потребностями сложной отчетности и обширной переписки. Первоначально знаки письма обозначали конкретный объект или абстрактное понятие. Затем некоторые иероглифы стали передавать звуки речи или сочетания звуков, но наряду с ними продолжали существовать знаки, обозначавшие целые слова. Упорядочение такой сложной системы стало возможно с появлением иератического (жреческого) письма: в нем написание иероглифических знаков упростилось, а некоторые обозначения соединились между собой. Последнему обстоятельству способствовало широкое распространение папируса – уникального египетского материала для письма.
Сырьем для изготовления папируса служил тростник, в изобилии росший в дельте Нила. Полосы, вырезанные из сердцевины тростника, смачивались в воде, спрессовывались и высушивались. В результате получался тонкий письменный материал с ровной поверхностью, напоминавший бумагу. Листы папируса при складывании не мялись на сгибах, что позволяло соединять их в свитки длиной до 40 м. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло выражение «писать с красной строки»), а весь остальной текст наносился черной краской.
Изобретенный и производившийся лишь в Египте папирус долгое время составлял главную статью египетского экспорта.
Среднее царство. В последние века III тысячелетия до н.э. египетское государство, ослабленное войнами, внутриполитической борьбой и грандиозным строительством, распалось на отдельные области (номы). Новое объединение произошло в эпоху Среднего царства. Политический центр страны переместился в Фивы. В период Среднего царства интенсивно развивалась выплавка металла, и египтяне широко использовали орудия из бронзы (сплава меди и олова).
Среднее царство считается классическим веком египетской культуры. Своего расцвета достигли египетская литература и наука, ярче проступили индивидуальные черты в скульптуре и изобразительном искусстве.
Религия. Усиление того или иного города Древнего Египта приводило к росту популярности его верховных богов. Наглядным примером может служить образ фиванского бога Амона, который долгое время играл второстепенную локализованную роль. Только в Среднем царстве, когда Фивы превратились в резиденцию фараонов, он получил статус общегосударственного бога и ему посвятили единый культ Амона-Ра.
Архитектура. В период Среднего царства возросла самостоятельность отдельных номов, что привело к расцвету местных художественных школ. Правители номов, пользовавшиеся известной автономией, начали строить свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Пирамиды стали гораздо скромнее, их возводили из кирпича с прокладкой из песка и щебня, что приводило к их быстрому разрушению.
По сравнению с Древним царством строилось больше храмов. Одним из самых значительных архитектурных сооружений Среднего царства стал заупокойный храм фараона Ментухотепа I. Он представлял собой сложный комплекс из скальных гробниц, храмовых дворов и залов с монументальными колоннадами на последовательно возвышавшихся террасах.
Фараон Аменемхет III воздвиг в Фаюмском оазисе огромное сооружение (площадью 72 тыс. м. кв.) с множеством помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. До наших дней дошли только разрозненные обломки, а также предания древних греков, дивившихся строению не меньше чем великим пирамидам, и давших ему название Лабиринт. Так же именовали дворец царя Миноса на Крите – другую масштабную постройку с крайне запутанной, беспорядочной планировкой.
Литература. Наряду с текстами религиозного характера древние египтяне создали оригинальную художественную литературу. Классическим периодом египетской литературы считается Среднее царство. Наиболее распространенными жанрами были повесть и сказка. Широкую известность получила «История Синухета», дошедшая до нас во многих списках. В отдельных произведениях ставились под сомнение традиционные взгляды на загробное существование. Таковы «Песнь арфиста» и «Беседа разочарованного со своей душой». Достаточно богатой была и поэтическая литература – гимны богам и фараонам, хвалебные песни.
Наука. Среднее царство вошло в историю как период развития научных знаний. Их средоточием стали храмы. Для египтян солнце и звезды были исполнены божественного смысла, а потому астрономия зародилась в лоне религии. Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус (по-египетски Сотис) раз в году оказывается прямо над восходящим солнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила. Этот день ознаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось еще 5 дополнительных дней, которые были общегосударственным праздником. Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.
На период Среднего царства приходится расцвет математических и медицинских знаний. Египетские математики умели определять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, площадь поверхности полушария. Они пользовались десятичной системой счета, дробями, знали арифметическую прогрессию.
Во многом благодаря искусству мумификации и бальзамирования египтяне обладали значительными медицинскими познаниями. Их врачи хорошо знали анатомию, занимались изучением мозга, кровеносных сосудов, пульса и сердца. У них появилось и врачебное профилирование: специалисты по глазным, зубным болезням и др. Достижения египетской медицины, прежде всего хирургии, оказали заметное влияние на развитие медицинских знаний многих народов древности и средневековья.
Новое царство. Окончание Среднего царства связано с нашествием племен гиксосов около 1700 г. до н.э. Они утвердились в Египте на полтора столетия. Изгнание гиксосов в середине XVI в. до н.э. положило начало эпохе Нового царства и восстановлению египетской государственности. В период Нового царства Древний Египет достиг наивысшего могущества. Фараоны XVIII династии установили свое господство над многими соседними странами (Эфиопия, Палестина, Сирия). Египет переживал бурный экономический рост, чему способствовали успешные завоевательные войны, приносившие рабов, сырье, золото.
В эпоху Нового царства египтяне начали применять железо, широко использовали ткацкий станок, стали осваивать коневодство. Непревзойденного совершенства достигла мумификация, чему способствовал высокий уровень научных знаний. Это время отмечено грандиозным храмовым строительством, расцветом искусства рельефа, развитием монументальной скульптуры, разнообразием литературных жанров.
Религия и власть. Заметным событием религиозной и общественной жизни Египта Нового царства стала реформа, проведенная фараоном Аменхотепом IV (1368 – 1351 г. до н.э.). Стремясь ослабить власть жрецов, фараон запретил все многочисленные старые культы. Имя и изображения верховного фиванского бога Амона повсеместно уничтожались, что, по представлениям египтян, должно было свести на нет его мощь и само его существование. Единственным и истинным богом провозгласили Атона – (Атон по-египетски солнечный диск) солнечного диска.
Аменхотеп IV, изменивший свое имя на Эхнатон («угодный Атону»), покинул старую столицу Фивы и основал новую – Ахетатон («горизонт Атона») в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято обозначать как амарнский период.
После смерти Эхнатона его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, а с ним и память о фараоне-отступнике. Старая религиозная система была восстановлена и просуществовала с некоторыми изменениями до конца древнеегипетской цивилизации.
Архитектура и искусство. Наивысший подъем Египта в период Нового царства нашел отражение и в монументальном искусстве. В Дейр- эль-Бахри в так называемой Долине царей обнаружены 58 усыпальниц фараонов Нового царства. Величайшими сооружениями этой эпохи были храмы, в частности, знаменитые храмы в Луксоре и Карнаке, посвященные богу Амону-Ра. Они занимали огромную площадь и отличались подчеркнутой монументальностью. Великолепны дворы Луксорского храма, окруженные могучими золотистыми колоннами в виде папируса. Главной достопримечательностью является колонный (гипостильный) зал, в котором более 130 колонн образуют 16 рядов.
Своего совершенства в период Нового царства достигли живопись и рельеф. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Удлиненные легкие тела поражают гибкостью, очертания плеч – мягкой округлостью, точеные профили – тонкой красотой. Миндалевидные глаза полуприкрыты веками, что придает взгляду таинственность. Рельефы, росписи на стенах гробниц проникнуты динамизмом, они удивляют разнообразием сюжетов.
Значительные изменения в искусстве Нового царства связаны с деятельностью Эхнатона. Для возникшего при нем амарнского стиля характерны естественность и реалистичность. Они отличают и скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити, и живописные портреты их дочерей.
Периодом наивысшего политического могущества Египта стало правление фараонов XIX династии (конец XIV – XII в. до н.э.). Эти честолюбивые правители пытались превзойти своих предшественников, затмить достижения Древнего царства. При них возобновилось монументальное строительство, были возведены колоссальных размеров храмы с обилием колонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства.
Впечатляющим памятником архитектуры этого времени является скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад украшали 4 двадцатиметровые статуи фараона, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с руками на коленях. Все архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее утверждения власти и силы.
Литература. Большинство папирусов, найденных в гробницах Нового царства, содержат фрагменты «Книги мертвых» – крупнейшего памятника религиозной литературы Древнего Египта. Египтяне помещали рядом с телом усопшего избранные тексты из этой книги или молитвы, веря, что помогают умершему скорее очутиться в загробном мире.
Литература Нового царства, продолжая традиции предыдущего периода, одновременно становилась более разнообразной и многожанровой (сказки и повести, басни, религиозная поэзия, наставления, любовная лирика). До нас дошли такие произведения этого времени, как «Правда и Кривда», «Сказка об обреченном царевиче», «Сказка о двух братьях», «Поучение Аменемопе», «Взятие Яффы» и др.
Ярким явлением той поры стала любовная лирика – «песни услаждения сердца». Светская лирика – уникальное явление для Древнего Востока, любовная поэзия которого обычно подчинялась культовым (религиозным) целям. Египетская любовная лирика, как и реалистический скульптурный портрет амарнского периода, значительно отличалась от традиционного искусства Древнего Востока, напоминая скорее светское искусство Западной Европы.
Позднее царство. В эпоху Позднего царства Египет находился в глубоком кризисе: центральная власть ослабела, страна распадалась на отдельные области и терпела поражения в войнах с внешними врагами, с ассирийцами и персами.
Культура этого периода, несмотря на отдельные достижения, свидетельствует о том, что творческие силы ее уже исчерпаны. Египтяне обращались к образцам Древнего царства в религии, литературе, изобразительном искусстве. Эта намеренная архаизация, попытки возродить древнейшие черты египетской культуры были вызваны и стремлением отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного порабощения.
Культура Месопотамии
Цивилизация Древней Месопотамии (Междуречья или Двуречья) возникла приблизительно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала со второй половины IV тысячелетия до н.э. до 539 г. до н.э., когда Вавилон был завоеван персами. В отличие от египетской, цивилизация Месопотамии не была этнически однородной, она формировалась в процессе смешения многих народов. Главную роль в истории и культуре Междуречья сыграли шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирийцы.
Шумеро-аккадская культура. Фундамент всей последующей цивилизации региона был заложен шумерами, которые в IV тысячелетии до н.э. заселили южную часть Междуречья.
О происхождении и прародине этого народа до сих пор идут споры. Загадочным, не имеющим аналогов остается и язык шумеров. Они создали высокую земледельческую культуру и развитую систему мелиорации, служившую для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Шумеры раньше, чем другие народы, стали использовать колесо, гончарный круг, плуг-сеялку, парусную лодку, литье из меди и бронзы.
К началу III тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии сформировалось несколько городов-государств, наиболее крупные – Ур, Ниппур, Киш, Урук, Лагаш, Сиппар, Эреду. Приблизительно в середине III тысячелетия до н.э. территория, простиравшаяся от северных границ Шумера до восточных границ Египта, была занята семитскими племенами. Аккадцы, семитский народ, заселили земли к северу от Шумера, усвоили шумерскую культуру, религию и письменность. В XXIV в. до н.э. аккадский царь Саргон Древний подчинил города-государства Шумера. Значение этих событий столь велико, что позволяет говорить о достаточно целостной шумеро-аккадской культуре.
Религия. Религиозно-мифологические представления шумеров отличались большим разнообразием, однако они укладывались в достаточно стройное учение о мире с объяснением практически всех природных и общественных явлений. Религиозные воззрения шумеров были частично унаследованы вавилонской культовой системой, а их космогоническая концепция продолжала оказывать влияние на жизнь народов Месопотамии после крушения шумерского государства.
Отчасти своей силой религия шумеров была обязана огромному числу богов. Шумерский пантеон насчитывал не менее 3000 божеств. Фактически каждое природное явление и сторона человеческой жизни входили в сферу влияния отдельного бога или богини. По представлениям шумеров, отдельные боги «заведовали», например, такими важными предметами, как плуг, кирка или кирпич. Кроме того, свои божества были не только у крупных городов, но и у самых мелких поселений, у каждой общины.
Со временем сложилась иерархия божеств. Выше всех ставились те из них, кому подчинялись главные природные сферы: небо, воздух, земля и вода. Основную роль в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. Статус этих божеств не был постоянным. Сначала самым могущественным считался небесный бог Ан. Позже пальму первенства получил Энлиль.
Шумерских богов не отделяла от людей непреодолимая стена. Так же, как позднее греческим богам, им приписывались человеческие чувства и потребности. Во многих шумерских мифах подчеркивались низменность и грубость натуры богов, непривлекательность их внешнего облика и одновременно отчетливо выражалось подчиненное положение человека, созданного для служения богам. Свои желания и намерения боги доводили до людей устами жрецов, присвоивших себе функции посредников.
Важную роль играли жертвоприношения. Таким образом, смертные старались умилостивить богов, способных, наслать наводнение, засуху, эпидемию или набеги горных племен. Подобные беды и в самом деле часто обрушивались на земли Месопотамии, что способствовало укреплению веры и приносило немалую выгоду жрецам и храмам.
Письменность. Одним из важнейших достижений шумерской культуры было создание письменности. Острая необходимость в надежном способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений.
Шумерская система письма прошла в своем развитии несколько стадий. На начальном этапе письмо носило изобразительный, пиктографический характер: понятия конкретных объектов, явлений и действий передавались условными рисунками-символами. Например, упрощенное изображение головы человека означало «голова», а две волнистые линии – «вода».
В дальнейшем эта достаточно примитивная система была усовершенствована. Теперь изображения могли передавать смысл абстрактных явлений и действий. Так, шумерский символ, означавший «рот», стал также употребляться для передачи смысла слова «говорить». Символы объединялись в комбинации: например, два стоящих рядом знака «рот» и «пища» означали глагол «есть».
Перелом в развитии письменности наступил тогда, когда пиктографические символы в основном стали передавать звуки, преимущественно те, с которых начиналось слово, ранее соответствовавшее пиктограмме. К середине III тысячелетия до н.э. в шумерской письменности было отражено большинство звуков устной речи.
Вместе с изменением функции письменных символов менялся и их внешний вид. Пиктограммы, наносившиеся на глиняные таблички, преобразовались в стилизованные буквы. Кроме того, со временем письмо получило новое назначение. Большинство ранних шумерских табличек содержали тексты практического характера, например, списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частная переписка. И символы становились все более абстрактными, утрачивая связь с конкретным изображаемым объектом. Наряду со схематизацией знаков сокращалось их число (с 1500 в Шумере до 300 в Нововавилонском царстве). Наконец, возникли условные элементы клинописи.
Впрочем, наиболее существенные изменения произошли тогда, когда писцы поменяли заостренную тростниковую палочку на металлическую с клинообразным концом, которую впоследствии заимствовали римляне, назвав ее stilus. Преобразованная письменность получила название клинописи, ибо письменные символы напоминали клинья.
Шумерскому письму была уготована долгая жизнь. Его переняли аккадцы, вавилоняне и многие другие народы Ближнего Востока, приспособив потребностям своих языков. Аккадский язык и клинопись долгое время являлись средством международного общения в данном регионе. Усовершенствованная во II тысячелетии до н.э. финикийцами клинопись составила основу греческого, а через него – многих современных алфавитов.
Литература. Литература Месопотамии подпитывалась многочисленными шумерскими и аккадскими мифами. Один из них – о сотворении мира и человека. Если роль творца в шумерском варианте отводилась богу Энлилю, то в аккадском – богу Мардуку, который спас всех богов, когда богиня-чудовище Тиамат задумала их погубить. Мардук одолел Тиамат и разрубил на две части. Из одной он сделал небесный свод, а из другой – землю. Именно Мардук построил на небесах жилище для богов, разделил год на 12 месяцев, сотворил небесные светила, а землю населил животными и растениями. Убив чудовище Кингу, Мардук из его крови замесил глину и создал человека.
Это и ряд других преданий можно найти и в тексте Ветхого завета Библии. В отрывках дошло к нам шумерское предание про братьев-полубогов Эмеше и Энтене, созданных богом Энлилем. В их истории отгадывается библейский рассказ о Каине и Авеле. Как и в библейском варианте, братья вступают в конфликт, но в данном случае дело не доходит до братоубийства. Известные также несколько месопотамских повествований про мировой потоп и рассказ о первом рае.
Наибольшее значение в литературе Междуречья имел эпос. Всемирную известность получила шумеро-аккадская эпическая поэма о Гильгамеше, герой которой – полулегендарный правитель города Урука. Поэма складывается из ряда самостоятельных сюжетов, имеющих собственные названия. Например, «Гильгамеш и гора бессмертных» – о поисках героем бессмертия и вечной славы; «Гильгамеш и небесный бык» – об убиении героем громадного быка; легенда «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» о переходе Энкиду в мрачный мир умерших; «Смерть Гильгамеша». Эпос о Гильгамеше можно отнести к истокам мировой литературы.
Архитектура. Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Месопотамии не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводилось из менее долговечного материала – необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших до нас построек (в небольших фрагментах) являются храм и Красное здание в Уруке (3200 – 3000 гг. до н.э.). Шумерские храмы обычно строили на утрамбованной платформе, которая защищала здания от наводнений. Стены платформы, как и самого храма, красили и украшали мозаикой. Храм представлял собой низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором.
У шумеров впервые появились такие архитектурные и художественные элементы, как арка, свод, купол, фриз, мозаика, резьба по камню, гравировка и инкрустация. В дальнейшем арки и своды, широко применявшиеся в Месопотамии, распространились по всему миру.
После объединения Шумера под властью Аккада распространилась новая форма культового сооружения – зиккурат, представлявший собой ступенчатую трапециевидную пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Символика зиккурата – «лестницы в небо» – была проста и понятна во все времена. В конце 3 тысячелетия до н.э. в Уре был сооружен трехъярусный зиккурат высотой 60 м. До наших дней сохранилась только нижняя терраса внушительных размеров (длина сторон основания – 65 и 43 м).
Искусство. В искусстве аккадского времени в наибольшей степени отразилась идея могущественного, обожествляемого правителя. Характерным примером скульптуры этого периода является отлитая из меди голова царя Саргона Древнего. Облик царя исполнен спокойствия и внутренней силы. Скульптура свидетельствует о прекрасном владении аккадскими мастерами техникой работы по металлу.
Вавилонская культура. В конце III тысячелетия до н.э. территория Шумера и Аккада была захвачена кочевниками амореями. Они захватили ряд месопотамских городов, основав собственные династии, но очень скоро приняли аккадский язык местные обычаи. Правитель Хаммурапи в первой половине XVIII в. до н.э. превратил город Вавилон в столицу огромного старовавилонского царства. Но это государство оказалось недолговечным, уже в конце XVII – начале XVI вв. до н.э. его завоевывают касситы и хетты, а позднее – Ассирия.
Религия. Во II тысячелетии до н.э. с расцветом Вавилона получил неожиданное возвышение бог Мардук. Малоизвестный до того времени, он потеснил старые божества и был почти повсеместно признан главным богом. В XIII – XII вв. до н.э. в Вавилоне сложился специальный культовый эпос «Энума элиш» («Когда наверху...»), в котором обосновывались притязания Мардука на первенство. Боги как бы сами уступили верховенство Мардуку в награду за свое избавление от страшного чудовища – богини Тиамат, с которой никто из них не отважился вступить в борьбу.
Из других богов большое значение по-прежнему имела древняя шумерская триада, которая вавилонянами была названа по-своему – Ану, Эйя и Энлиль. Образ последнего стал постепенно сливаться с Мардуком. Пантеон пополнили новоявленные боги – покровители небесных светил, которые часто представлялись в образах Солнца, Луны и других планет. Шамаш и Син, божества Солнца и Луны, почитались больше других. Планету Венеру олицетворяла богиня Иштар.
Искусство и архитектура. Среди памятников искусства Старовавилонского периода (XX – XVII вв. до н.э.) можно назвать базальтовую стелу царя Хаммурапи, на которой высечены тексты его знаменитых законов (кодекс царя Хаммурапи – один из самых древних сводов правовых актов Древнего Востока). Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя стоящим в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает ему атрибуты царской власти – жезл и магическое кольцо.
Время расцвета последней державы Междуречья – Нововавилонского царства пришлось на правление Навуходоносора II (605 – 562 гг. до н.э.). К сожалению, от этого блистательного, но не долгого периода сохранилось очень мало памятников. И все же литературные источники донесли до нас сведения о крупных архитектурных сооружениях Вавилона. В первую очередь, это огромный дворец Навуходоносора II с висячими садами Семирамиды, которые причисляются к семи чудесам света. Не менее знаменитым сооружением был семиярусный зиккурат Этеменанки («связь земли и неба»), посвященный верховному богу Вавилона Мардуку. Его высота составляла 90 м, и именно его считают Вавилонской башней, описанной в Библии.