Понятие установки, аттитюды, диспозиции, направленности личности.




Важно отметить, что понятия «аттитюды», «установки» и «диспозиции» личности иногда воспринимаются как синонимичные. Но это не совсем так. В установке, как в бессознательной инерции прошлого, противостоят сознание настоящего и перспективы будущего, объединяемые в каждом поступке и переживании человека. Может существовать система установок, интегральная установка, отдельные и частные установки. Чаще всего в психологической литературе встречается следующее определение: установка это готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом. Понятие установки, применяемое в психологии, шире, богаче и глубже той экспериментальной модели, которой иллюстрируется само понятие. Установки формируются на основе личного опыта индивида, процессы мотивации играют гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений. Социальные установки, в отличие от отношений, складываются только применительно к социально значимым объектам.

Установка является универсальным механизмом регуляции поведения людей, во многом определяющим стратегию жизни, пронизывающим все уровни функционирования человека и его психики.

Согласно А. Г. Маклакову, существуют различные виды установок: умственная, перцептивная, моторная и др.[63] В. Н. Дружинин[64] выделяет следующие виды установок: ситуативно-двигательные (моторные), например готовность шейного отдела позвонков к движению головы; сенсорно-перцептивные, например ожидание звонка, выделение значимого звукового сигнала из общего звукового фона; социально-перцептивные, к ним относятся стереотипы восприятия социально значимых объектов (наличие особой татуировки интерпретируется как признак криминогенной личности); когнитивные (познавательные) – предубеждение в чем-то ведет к доминированию этого взгляда в его сознании; мнемические – на запоминание значимого материала.

Б. Ф. Ломов считает, что установка близка к понятиям «субъективные отношения личности», «личностный смысл» и аттитюд. Установка – центральная модификация личности, подчеркивает интегральный характер субъективно-личностных отношений, аттитюд подчеркивает субъективность этих отношений. Е. П. Ильин пишет, что ее состояние (мотивационной установки) можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения.

В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий ввели понятие аттитюда в психологическую терминологию и определили его как психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта. На Западе понятие аттитюда употребляется для обозначения социальной стороны установки, под которой понимается определенное состояние сознания и нервной системы, организованное на основе предшествующего опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

М. Рокич высказал мнение о том, что у человека одновременно существуют два аттитюда – на объект и на ситуацию. В 1942 г. М. Смитом была предложена трехкомпонентная структура социальной установки: когнитивная, эмоционально-оценочная, поведенческая. Обнаружить наличие установки непосредственно можно лишь при изменении условий деятельности, или изменении поведения, или межличностного взаимодействия. Социальные установки отражают то, как мы оцениваем наши отношения с окружающим миром.

Выделяют четыре основные функции аттитюда: приспособительную, когнитивную, регуляторную, защитную (способствует разрешению внутриличностных конфликтов).

В связи с обоснованием В. А. Ядовым диспозиционной концепции выделилось понятие диспозиции, которое отражает «взаимосвязь конкретных социальных условий деятельности индивида и его субъективного отношения к ним». В. А. Ядов определяет диспозицию как устойчивую предрасположенность к реализации определенных потребностей субъекта в соответствующих условиях.

В основу диспозициональной концепции личности положены установочные, или диспозиционные, механизмы регуляции социального поведения личности. Поскольку сама диспозиция формируется при наличии потребности и соответствующей ей ситуации, в которой она может быть реализована, то иерархия диспозиций соответствует иерархии потребностей (которая представлена выше), с одной стороны, и иерархии ситуаций – с другой.

В. А. Ядов выделяет следующую иерархическую модель диспозиций.[65]

• Первый (низший) уровень образуют элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе потребностей физического существования и простейших предметных ситуаций. Эти установки неосознаваемы.

• Второй уровень диспозиционной системы – социально фиксированные установки, или социальные установки. Ведущими факторами их формирования являются социальные потребности, связанные с включением личности в первичные группы и соответствующие им социальные ситуации. По сути, это «отношения личности», по В. Н. Мясищеву.

• Третий уровень – общая (доминирующая) направленность интересов личности. Она создается на основе более высоких социальных потребностей и представляет собой предрасположенность к идентификации с той или иной областью социальной деятельности.

• Высший уровень – система ценностных ориентацией на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Она определяется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в социальную среду). Этот уровень большей частью отвечает за саморегуляцию поведения.

 

Таким образом, очевидны черты сходства в рассматриваемых выше понятиях, а также особенности, свойственные каждому из них.

Направленность определяет систему важнейших целевых программ конкретной личности, которые, в свою очередь, являются фундаментом смыслового единства. Одним их первых это понятие ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн, определив направленность как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.

Направленностью называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Личностная направленность связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Деловая отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладение новыми умениями и навыками. Коллективистская связана с направленностью человека на окружающих его людей.

Выделяют основные типы личностной направленности:

• гуманистическая (положительное отношение к себе и к другим);

• эгоистическая (положительное отношение к себе и отрицательное отношение к обществу);

• депрессивная (отношение к себе безразличное, отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое);

• суицидальная (ни сам человек, ни окружающее его общество не представляют для него никакой ценности).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: