Блок 6. Культура Беларуси с древних времен.




Белорусская культура – составная часть восточнославянской, однако в то же время она самостоятельная, неповторимая, имеет глубокие корни, которые начинаются еще в дохристианские времена.

Языческие верования древних предков беларусов.

У Белорусов как и в других восточных славян славян существовали следующие боги: Род – один из главных богов – создатель этого мира, Перун бог грома и молнии. Его культ выводиться со времен индоевропейского сообщества бронзового века. Сварог был богом неба, а бог солнечного света Даждьбог являлся его сыном. Хорс считался богом Солнца, Стрибог управлял ветрами, которые пригоняли дождевые тучи, Мокаш – женское божество плодородия и домашнего очага, Волос (Велес) – бог животноводства, Лада – богиня весны, любви.

Были еще боги, от которых, по мнению древних славян, зависели будущий урожай, жизнь и быт людей. Средь них Ярило, Купала, Овсень, Коляда, закрепленные за определенными временами года.

Таким образом, для восточных славян-язычников было характерно многобожие. Они обожествляли окружающую природу, чествовали огонь, солнце, месяц, звезды, гром и г. д.

Принятие и распространение христианства. Культура белорусских земель в IX – XIII вв.

До введения христианства отношения между людьми и богами строились по принципу ты мне я тебе. Когда славянин хотел дождя на свои поля он молился и приносил жертвы Даждьбогу. Когда Даждьбог не давал дождя славянин брал кнут и лупил идол Даждьбога. Тоже самое и с князем, пока князь нравился вечу он княжил, если не нравился его выгоняли кнутами. Владимир же решил изменить этот порядок в свою пользу.

Больше и больше усиливалась княжеское единовластие, развивались земледелие, торговля, ремесло. Все это вызывало нужду в новых взглядах. Возникала необходимость в тесных связях с другими государствами, которые тогда становились христианскими.

Ознакомлению с христианством содействовал поход восточных славян в 907 г. в Византию. В нем участвовали полоцкие воины. Славяне-язычники имели возможность близко познакомиться с новой для них верой.

Наиболее важной исторической вехой в распространения христианства среди восточных славян был 988 г. Великий князь киевский Владимир Святославич принудил киевлян креститься, то есть принять христианскую религию. Вы должны знать со школы, что когда Владимир захотел изменить многобожие на единобожие. К нему пришли священники четырех религий: иудеи, мусульмане католики и православные. Иудейская религия была отклонена, так как запрещала, есть сало. (Представите себе украинца без сала.) Мусульманства была отвергнуто потому, что запрещала, не только есть сало, но и употреблять алкоголь. Владимир так и сказал "Вино есьм веселие Руси не может без него быти". Католичество была отклонено потому, что в католичестве считалась, что Папа Римский более важный, чем король или князь. Владимир не хотел делиться властью в своём государстве с Папай Римским, что полностью оправдано. Только православие, византийское христианство соответствовало ли всем требованиям Владимира. 107 – 14 Кстати, официально христианство разделилось на православие и католичество, только, в 1054 году после Владимира. Не официально этот раздел существовал с четвёртого века.

Из исторических источников известно, что первыми христианами в Полоцком княжестве были Рогнеда, ее сын Изяслав и следующие князья. Летопись свидетельствовать, что после принятия христианства Изяслав стал князем и был очень набожным.

В XII в. происходило скорое строительство церквей и монастырей. В одном только Полоцке было построено не меньше десяти каменных (каменных) церквей и основано три монастыря. Деревянных церквей строили намного больше, чем каменных.

Церковь – слово греческого происхождения. В переводе на русский язык означает "божий дом". Понятие "церковь" имеет два значения. Во-первых, это религиозная организация, которая объединяет последователей христианской религии. Во-вторых, церковь – строение для христианского богослужения, помещение для верующих (прихожан), которые тут молятся.

Для руководства деятельностью церкви в крупных городах и княжествах начали создаваться епархии. (Епархия – церковный округ величиной с княжество, которой управлял епископ.) Отсюда следует, что епископ – это руководитель епархии. Полагают, что в Полоцке епархия возникла в 992 г. Епархия в Туровском княжестве была основана в 1005 г. Первым ее епископам пруд Фома.

Распространение новой религии имело очень существенные исторические итоги. Они в основном были положительными. Прежде всего, христианская вера возвышала человека над природой. Только человеку, учила церковь, Бог дал ум и душу, a Иисус Христос своими страданиями давал ему вечная жизнь. Искренне верующий христианин ощущал себя наивысшим из существ, которые живут на Земле, венцом всей природы.

Вера в вечную жизнь, стремление попасть в рай воодушевляли людей делать добро, помогать бедным, терпеливо переносить страдания земной жизни. Самоубийство, учила церковь, есть тяжелый грех. Даже во время смертельной опасности, страшных страданий и испытаний у человека оставалась надежда на Бога. Это укрепляло жизненные силы людей.

Христианство по сравнению с язычеством улучшала моральное состояние общества. Христианские заповеди (нормы поведения): почитай отца твоего и мать твою, не убей, не укради, не обмани – содействовали установлению хороших отношений между людьми, и с приходом христианства исчезло многоженство.

Распространение христианства содействовала развитию письменности и образования. При церквях и монастырях открывались школы, переписывались книги. Церковники были не только образованными людьми, но и советчиками в делах.

На белорусских землях развернулось каменное строительство. Соборы, церкви и монастыри стали самыми красивыми и величественными строениями того времени. Их прелесть присоединяла верующих людей к высокому искусству, вносила в их повседневную жизнь радость познания красивого.

Вместе с тем церковь богатела за счет верующих, приобретала земли вместе с крестьянами. Сама она превращалась в феодала, какому население платило церковную десятину (десятую часть своих доходов).

Фанатично (без меры) верующие люди отходили от общественной жизни, мучили себя голодом, холодом, болезнями и преждевременно умирали. Они не заботились о том, чтобы своем потомкам создать лучшие условия жизни.

Письменность. Наличие у восточных славян в дохристианские времена письменности является предметом споров для историков. Часть их убеждена, что письменность в восточнославянских землях появилась только с введением христианства. Другие рассказывают про "черты и ризы" – систему письма у наших предков, что существовало тут во времена язычества. К таким ученым относятся Фодей Воланский и Геннадий Берневич они доказали, что этруски предшественники римлян на Апининском полуострове это славяне. Народ этрусков оставил после себя много посменных памятников, в том числе и знаменитый Фестский диск. Ученые всех стран не могли и не могут их прочитать до сегодняшнего дня. А вот ученые царской России научились читать этрусскую письменность уже в начала 19 в. потому, что они для прочтения текстов использовали древнеславянский язык. Тексты, которые таким образом озвучиваются даже понятные для нас сегодняшних, так как они похожи на 30 % на современный русский язык. Таким образом, этруски, учителя римлян – славяне, наши предки.

С введением христианства в Белорусских землях распространилась сначала глаголица, а потом кириллица, которую принято считать греческим алфавитом, что был приспособлен под нужды славянской фонетики.

Самые ранние памятниками кириллического письма на территории Беларуси относятся к 11 в. Это надпись на камне Софийского собора в Полоцке, и "Туровское евангелие" которой является настоящим произведениям искусства. Оно украшено заглавными буквами, что нарисованы красной, синей и зеленой краской.

К памятникам письменности 12 в. относятся Рогволодовы камни, найденные в русле Западной Двины с изображениями креста и надписями "Господи, помози рабу своему Борису" и такой же Рогволодов камень около Орши. К этому же времени относиться гребень с буквами славянского алфавита, найденный в Бресте. Большую научную ценность имеют берестяные грамоты, что были обнаружены при раскопках Витебска и Мстиславля. Грамоты свидетельствуют о том, что писать и читать в 12 в. умели не только церковнослужители и знать, но и простые люди. Узорам письменности Турова 12 ст. является "Сказание о мнихе Мартине". В нем говорится о тяжелой жизни монаха отшельника в кельи Борисоглебского монастыря.

Ефросинья Полоцкая 1104 – 1167. Княжна Предслава дочь Полоцкого князя Святослава, что был младшим сыновьям Всеслава Чародея, чтобы не выходить замуж в 12 лет постриглась в монахини. Первоначально жила в пристройке Полоцкого Софийского Собора и переписывала книги, потом основала женский и мужской монастыри, а при них школы и мастерские по переписыванию книг. На свои средства построила церковь Спаса, заказала ювелиру Лазарю Богше знаменитый крест, а в 1167 отправилась в Иерусалим к гробу Господнему. Во время этого путешествия умерла. Е. Полоцкая первая в восточнославянских землях женщина, что зачислена к числу святых. Сейчас она является покровительницей Беларуси.

Кирилл Туровский 1130 – 1182. Сын зажиточных родителей, который отказался от богатства и принял монашеский постриг. Будучи монахом, он много читал и занимался самообразованием, благодаря чему в скором времени стал хорошим проповедником и получил большой авторитет среди церковников. За искусство красиво говорить Кирилла Туровского прозвали златоустам. В 1158 г. он стал Туровским епископом. После себя он оставил большую по тому времени литературное наследство: 30 молитв, 8 слов поучений, 3 притчи. Самым лучшим его произведениям является притча "о душе и теле или о храмом и слепом".

Климентий Смолятич церковный деятель 12 в. годы рождения и смерти точно не известны. Первый в истории славянский митрополит. До него и долгое время после него Митрополитами были греки, которых присылал в Киев константинопольский патриарх. Им было написано "Послание к пресвитеру Фоме", где автор обосновывает право Киевской митрополии на независимость от Константинополя.

Авраамий Смоленский церковный деятель 12 в. годы рождения и смерти точно не известны. Один из лидеров православной церкви в Смоленском княжестве, который был не просто священником и монахам, но и настоящим духовным пастырем для смолян. Для исторической науки интересен не столько сам Авраамий, сколько книга, которая рассказывает о его жизни. Книга называется "Житие Авраамия Смоленского", что было написана в 1240 г. Монахам Ефремом. В этой книге впервые в истории употреблён письменный Белорусский язык. Книга является доказательством того, что на белорусском языке говорили и писали уже в 1240 г.

Архитектура и искусство. После принятия христианства на территории Беларуси распространился византийский крестово-купольный архитектурный стиль. Попав на белорусскую почву, он расчленился на две архитектурные школы полоцкую гродненскую (под словом "школа" тут понимается способ строительства).

К полоцкой архитектурной школе относятся такие памятники архитектуры как Софийский собор, Спасо-Евфросиньевская церковь, церковь Бельчицкого монастыря и др. Основным признаком полоцкой архитектурной школы является способ кладки стены, который называется техника спрятанного ряда. Сначала ложился ряд из плинфы (плинфа – кирпичина 30 на 30 на 3 см) потом ряд из булыжного камня, потом опять из плинфы и опять из камня и так от фундамента до самой крыши. Ряды из булыжника между рядами плинфы прятались за толстым слоем цемянки (цемянка, известковый раствор который до второй половины 19 в. использовался вместо цементного). Таким образом, стена получалась серой в красную полосочку. После завершения возведения вся стена штукатурилась и белилась.

К гродненской архитектурной школе относятся Борисоглебская или Коложская церковь в Гродно, Нижняя церковь, останки княжеского замка и еще три гродненские церкви, что до нашего времени не сохранились. При постройке этих церквей использовался обычный способ кладки, но снаружи в стену вмуровывался узор из шлифованных валунов и майоликовой плитки (майолика – цветное стекло). Также в стены жбаны голосники, которые, само собой, разумеется, выходили устьем вовнутрь помещения (это понимают, далеко не все студенты:). Голосники нужны для улучшения акустики. Пол церквей гродненской архитектурной школы также выкладывался из майоликовой плитки.

Внутри православные храмы отделывались иконами и фресками. Фрески это образы, сделанные на сырой штукатурке. Штукатурка сохнет приблизительно 8 часов, за это время древний художник должен был успеть полностью нарисовать образ святого или какое-либо библейское событие. Рисунок на сырой штукатурке сохранялся веками. Фрески и иконы исполнялись по греческим канонам (требованиям). Согласно канонам лица людей имели тонкие черты, большие глаза, фигуры были очень вытянутыми вертикально.

В 13 в. на территории Беларуси являются многочисленные донжоны – тридцатиметровые цилиндрические башни, которые строились для прикрытия городских ворот во время осады. До наших дней на территории Беларуси сохранилась только одна "Белая" вежа в городе Каменце Брестской области.

Шедеврам декоративно-прикладного искусство этой эпохи стал крест Ефросиньи Полоцкой созданный в 1161 г. ювелирам Лазарем Богшей. Главным украшением этого креста являются образы святых, исполняемые в технике перегородчатых эмалей. Контурный рисунок делался из золотой проволоки и напаивался на золотую пластину, потом раскрашивался цветным стеклом, в этой технологии нет ничего сложного, когда не учитывать то, что общая площадь рисунка еле превышала квадратный см.; при этом работа исполнялась в 12 в. когда не было еще совершенных оптических приборов.

Таким образом, архитектура изобразительной и декоративно-прикладное искусство в Беларуси в 9 – 13 в. достигла высокого уровня.

Истоки белорусского этноса. Концепции происхождения названия "Белая Русь". Культура белорусских земель во второй половине XIII – первой половине XVI вв.

Истоки белорусского этноса. Народность или этнос, эта общность людей, которые имеют одинаковые этнические признаки. Этнические признаки, это особенности определенного народа которые отличают его от других. Имеются в виду культура, быт, обычаи, язык.

В итоге славянизации балтского населения, смешивания с ним пришлых славянских племён сложились предпосылки для возникновения белорусской народности. Происходило это в течение 9 – 13 в. В культуре и языке белорусов переплелись славянские и балтские признаки. Таким образом в древности основу белорусского этноса образовали балты (литовцы и Ятьвяги), и три славянские племени кривичи, радимичи, дреговичи.

Следующий этап формирования этнического состава населения Беларуси был связан из возникновением и существованием ВКЛ. В течение 150 лет с середины 13 до началу 15 вв. складывалась территория этого государства многих народов и религий. По отношению к белорусским землям название "Белая Русь" появилось в западном историческом источнике около 1250 г. а в украинской летописи около 1305 г.. В 14 – 15 вв. оно относилась к территории белорусского Поднепровья и Подвинья, а с первой половины 17 в. название закрепилось за восточной частью Беларуси, но постепенно оно распространилась и на остальную территорию.

Самой важной особенностью и признаком народности является язык. Белорусский язык появился в письменных источниках в 1229 и в 1240 в это время ее элементы были употребленный в Смоленской правде и Монахам Ефремам при написании "Жития Авраамия Смоленского". Долгое время Смоленщина была спорной территорией между ВКЛ и Московским государством. В наше время на Смоленщине в деревнях разговаривают по белоруски. Белорусский язык был государственной во ВКЛ о этом свидетельствовать Статут ВКЛ. В 70-х гг. 16 в. Василий Тяпинский начал перевод Евангелия на белорусский язык.

После образования РП Шляхта неуклонно полонизировалась и уже в 17 столетия заговорила на польскому языке. Представители податных сословий продолжали пользоваться белорусским языком. Очень значительную роль для сохранения белорусского языка отыграла униатская церковь. К 1623 года белорусы относились к униатству враждебно, потому что оно насаждалось насильственно. После витебского восстания и убийство Иософата Кунцевича политика униатской церкви изменилась. Она стала терпимо и мирно распространять свое влияние. Уже в конце 17 в. свыше 70 % христиан на территории Беларуси были униатами и слушали богослужения в храмах на родном Белорусском языке. Литературный вариант современного белорусского языка начал формироваться только в 19 в. когда появилась белорусская национальная интеллигенция и национальная идея. Необходимо отметить, что литературный вариант русского языка начал формироваться не на много раньше.

Концепции происхождения названия "Белая Русь". Существует много теорий происхождения названия Белая Русь, но все они не правдоподобные. К этим порам происхождение названия нашей Родины не разъяснено. На мой взгляд, наиболее достоверное толкование происхождения этого названия следующее:

Впервые название Белая Русь возникло в 12 в. применительно к Владимиро-Суздальской земле. В 1169 г. владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский провел победный поход против киевского князя Мстислава и Киев был захвачен.

Нарушив традицию, князь Андрей не стал княжить в Киеве, а отдал город младшему брату. Андрей посчитал, что город потерял чистоту православия и ввел в свой титул прибавку – "князь белорусский", то есть князь Белой Руси. Другими словами он назвал свое – Владимиро-Суздальское княжество Белой Русью потому, что там была чистая православная вера.

В 1236 – 1240 гг. русские земли попали под власть монголо-татар. И название Белая Русь, вместе с беглецами, перешла на смоленские земли, еще не тронутые ордынским завоеванием. Но в 1276 г. и Смоленск был захвачен татарами. Тогда Белой Русью начали называть Полоцкую, Витебскую, Могилевскую земли, которых монгольское нашествие подчинить себе не сумела. Тут название и закрепилась. Западные белорусские земли Белой Русью никогда не назывались, и нетрудно понять почему. Поскольку название имело церковное происхождение (и пришло вместе со священниками, что спасались от ордынской неволи), так перенести ее на Гродненщину или Брестчину не позволяло язычество, распространенное тут как среди литовцев и ятвягов, да и средь славянских племён. Церковь и капища мирно сосуществовали в городах, а на деревне в то время церквей вообще не строили. И так было к началу 15 столетия, с 15 столетия на этих землях начало распространяться католичество, потому Гродненщина и Брестчина в сначала назывались Черной Русью а позже Литвою.

После разделов Речи Посполитой Екатерина ІІ не хотела оставлять присоединенным землям их политическое название ВКЛ, назвать их Россией не отваживалась, ведь это могло спровоцировать бунт. В качестве компромиссного варианта для присоединенных земель выбрали одну из исторических названий, а именно Белая Русь. Некоторое время в официальных документах и ученых работах Российской империи фигурировала и название Черная Русь, но поскольку черный цвет символизировал язычество, название Черная Русь скоро позабыли.

Культура белорусских земель во второй половине XIII – первой половине XVI вв. Возрождение или Ренессанс – культурно-историческая эпоха европейской культуры, которая в 14 – 16 ст. охватило большинство стран Европы и характеризовалось воссозданием гуманистического мировоззрения, которое было, по мнению деятелей возрождения, в эпоху античности непосредственно перед темными средними веками. Эпоха возрождения характеризуется небывалым расцветом науки, литературы, искусства. В эпоху возрождения удалось не только возродить античность, но и превзойти ее.

Классический вариант возрождения происходил в Италии. Он прошел три основные этапы: Ранний, 13 – 14 вв. Высокий 15 в. и Поздний 16 в. Именно тут сформировались наиболее ранние социальные и духовные предпосылки новой культурно-исторической эпохи, истоки которой исходили из глубокой древности: греко-эллинской и римской культуры. Определяющими чертами культуры европейского ренессанса были: возвращение к античному наследству, оппозиционность средневековому мировоззрению, рационалистически-гуманистический характер, ориентация на познание природы и человека, утверждение ценности земной жизни и неограниченных духовных возможностей развитой и активной личности, значительное расширение светских (не церковных) начал в архитектуры, живописи литературе.

Главные достижения эпохи европейского Возрождения появились: великие географические и астрономические открытия, развитие естествоведческих и гуманитарных наук, книгопечатание, технологичный прогресс и др.

В Беларуси отличительными чертами Возрождения было еще и то, что тут развитие культуры происходило в условиях религиозной толерантности и опоры православного населения на греко-византийскую и восточнославянскую культуру. Социальной основой ренессанса во ВКЛ были преимущественно представители шляхетского сословия, а также часть мещанства и разнообразная по своему происхождению тогдашняя интеллигенция.

Одно из главных достижений Возрождения в Беларуси стало книгопечатание основателям которого стал Франциск Скорина (1490 – 1551). В 1506 г. он окончил философский факультет со степенью бакалавра, в 1512 г. он выдержал экзамен на доктора медицины в Падуанском университете. В 1517 г. в Праге Ф. Скорина напечатал 22 книги Библии со своими предисловиями и послесловиями гуманистического содержания. В Вильно 1522 г. он выдает Малую подорожную книжицу а в 1525 – Апостол.

На латыни, языке науки, литературы и дипломатии пишет свою знаменитую поэму "Песня про зубра" Микола Гусовский (1470 – около 1533). Она была издана в 1523 г. в краковской типографии. На страницах своего произведения Гусовский рассказывает про прелесть родной природы, величие своего народа, знакомит с белорусской историей и традициями. Вместе с тем осуждает войны и усобицы, призывает к усилению государства. Благодаря "Песни про зубра" для образованного общества была открыта Беларусь

Примерно в этот же время еще один поэт-латинист Ян Вислицкий (около 1485 – 1520) создает исторический холст – поэму "Прусская война". В центры произведения – битва под Грюнвальдом 1410 г. "Так, в панцирях, шлемах чванливые тевтоны Падали, выстрелами битые из тугих луков татарских. Дальше, словно великаны, шагали в бой белорусы, С ними – литовцы с копьями, настойчивые и без страха..."

Героизм, эпичность – главная черта литературы XVI ст. Кроме названных, известность обзавелись в тогдашней Европе произведения белорусских поэтов "Декатерас" Андрея Римшы, "Радивилиада" Яна Радвана, "Посольство к великому князю Московского" Гальяша Пельгримовского.

Архитектура. Беларуские зодчие 13 – 16 в. достигли высокого художественного уровня в культовой архитектуре. Зодчие эта универсальная строительная профессия, которая объединяет в себе и архитектора и каменщика, и штукатура и художника и все строительные профессии. Зодчий строит здание от идеи и чертежа и до завершения всех строительных работ. Только в 18 в. строительное ремесло начало делиться на специальности.

В ХІІІ – XVI ст. время было неспокойным, поэтому в Беларуси были распространены церкви оборонного типа, которые можно было отнести к сочетанию романского готического и ренессансного архитектурного стиля. Такие церкви представляли собой небольшой замок с толстыми стенами и узкими окнами. К церкви обязательно примыкали две или четыре башни из винтовой лестницей и бойницами. Бойницы, это окна специально приспособленные для того чтобы из них удобно было стрелять. К нашему времени дошли только две такие церкви: Церковь в деревне Мурованка и Сынкавичская Свято-Михайловская церковь.

В концы ХVI в. в Беларуси начал распространяться новый архитектурный стиль Барокко. Несвижский фарный костел – первый памятник белорусского барокко построенный 1596 г. в Речи посполитой, итальянским архитекторам Янам Марией Бернардони. Также это первый в Беларуси костел который был оштукатурен и побелен.

Изобразительное искусство. В ХІІІ – ХVI вв. продолжает развиваться иконопись. Иконами украшались православные и униатские церкви. Одно из наиболее выдающихся произведений иконописи эпохи ВКЛ, это образ "Мать Божья Умиление" из Малориты (город в Брестской области). Икона исполнена по строгим византийским канонам.

Католические костелы украшались исключительно скульптурными образами Потому в ХІІІ – ХVI вв. в костелах появляются деревянные раскрашенные разными красками скульптуры. Примерам такой скульптуры может служить статуя Архангела Михаила из костела в деревне Шерешова, Пружанского района Брестской области.

В светской живописи ведущее место занимает портрет. Как правило, портреты были парадные, рыцарские, представительные, похоронные. Частные галереи многих магнатов (Радзивиллов, Сапег, Огинских и др.) впечатляли богатым подборам фамильных портретов, написанных местными и заграничными мастерами. В них помещались также картины на батальные, исторические, античные, природно-ландшафтные и другие сюжеты. Отдельно хочется отметить картинную галерею в Несвиже. Основателем коллекции считаться Николай Радзивилл Сиротка. Галерея насчитывает 984 картины.

Дальнейшее развитие книгописания в это время привело к развитию книжной графики и миниатюры. Шедеврами книжной отделки этого периода являются рукописные Лавришевское и Друцкое евангелия 14 в. и Жировичское евангелие 15 в. Лавришевское евангелие, например, имеет большое количество очень красивых заглавных букв и 19 небольших рисунков (миниатюр). В центре переплета книги на серебряной пластинке есть образ святого с копьем и щитом. По некоторым сведениям это портрет князя Войшелка.

Первые печатные книги имели гравюры – оттиски на бумаги изображений, которые вырезлись на дереве или металле. Скориновские издания солержат в себе десятки гравюр, которые отображают не только библейские сюжеты, но и самого первопечатника. Таким образом, рассматриваемый период стал тем временем, когда шедевры не только художественные, но социальной и философской мысли, созданные нашими земляками, пополняли золотой фонд достояний мировой культуры, закладывали основы будущего единства западо- и восточноевропейской культур.

Театр и музыка. В 16 в. быстро развивались театральное и музыкальное искусство в основном благодаря педагогической деятельности ордена монахов иезуитов. Иезуиты основали в Беларуси многочисленные школы, а при каждой иезуитской школе действовал театр, где актерами были ученики. Иезуиты считали, что актерская игра хорошо способствует усвоению учениками всех наук, что излагались в школе. Кроме того театр использовался иезуитами для пропаганды католического вероучения в обществе. В иезуитских театрах ставились пьесы на исторические и библейские темы, а также в антрактах и после спектаклей разыгрывались коротенькие пьески или сценки, часто комического содержания. Позже практику иезуитских театров перенял орден монахов пиаров, который, в скором времени превзошол иезуитов и в педагогике и в театральном искусстве.

Широкое распространение в Беларуси получил театр кукол – Батлейка. Сюжеты Батлейки были основаны на библейской и евангельской тематике, а также бытовых мотивах. Действие происходило в специально построенном двухэтажном домике. На самом верхнем "уровне" разыгрывались сценки со Святого Писания про Адама и Еву, рождение Иисуса, на среднем про преступление царя Ирода, а в самом низу – из народного быта. Постановки Батлейки сопровождала музыкой: псалмами, народными песнями и танцами. Музыкальные номера начинали и завершали спектакли, звучали между сценами, являлись своеобразными интермедиями.

Практически у каждого уважающего себя магната был крепостной театр и крепостной оркестр.

В музыкальном искусстве 16 в. скорое развитие получило церковная и костельная музыка. В православных церквях традиционно пользовались письменными сборниками песнопений – ирмалоями, которые готовились для одноголосого вокала.

Со второй половины 16 в. в Беларуси начинают печататься сборники протестантских песнопений с европейскими нотами. В Несвижской типографии был напечатанный "Канционал" – один из первых в Беларуси нотных сборников, который помещал более чем сотню песен с приложенными к ним нотами. В 16 в. на Полотчине был создан неизвестным авторам сборник музыкальных произведений в стиле барокко "Полоцкая тетрадь". Он был найден в Ягелонскай библиотеке белорусским исследователем Адамом Мальдисом.

Сильное впечатление на слушателей оказывала органная музыка – одно из наивеличайших мировых достижений музыкальной культуры, ремесленнической техники и акустики. Обычные органы и малые органные инструменты звучали в залах ренесансового королевского дворца в Гродно.

Культура белорусских земель в составе Речи Посполитой во второй половине XVI – XVIII вв.

Образование. Наибольшую активность в просветительской деятельности со второй половины 16 в. проявляли в Беларуси иезуиты, тут была создана целая сеть иезуитских школ: в Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке и в других городах и местечках. Позже иезуитские школы в Полоцке, Гродно, Минске, преобразовались в коллегиумы, которые давали образование почти университетского уровня. В полоцком иезуитском коллегиуме поэтику и риторику преподавал известный поэт и педагог Матвей Казимир Сорбевский. В 1579 в Вильно начала действовать иезуитская академия – первый ВУЗ в ВКЛ. В иезуитских учебных учреждениях преподавались до пяти языков, гуманитарные дисциплины и основы естественных наук.

При поддержке представителей шляхетского сословия православного вероисповедания в ВКЛ в конце 16 – начале 17 в. действовали православные братства. Братствами назывались национально-религиозные организации православного населения, что возникли в противовес польско-католической политике руководящих кругов РП. Крупные белорусские братства были в Вильно, Могилеве, Бресте, Слуцке, Минске, Пинске, Борисове, Орши и др. Братства отыгрывали большую роль в расширения просвещения и книгопечатания. Из их типографий вышла 127 наименований книг, некоторые из них были на старобелорусском языке. Братские школы давали начальное, а некоторые и среднее образование.

После 1623 г. начали создаваться начальные и средние школы при базилианских монастырях, так называемые бурсы, которые также давали основательное образование.

В школах РП могли учится все желающие, тем не менее большинство учеников в школах были дети шляхты, чуть меньше – дети мещан еще меньше дети крестьян. Надо отметить, что до конца существования РП твердого закона о запрете детям крестьян учиться не существовала, хотя шляхта неоднократно пыталась принять такой закон. В школах учились только мальчики, девочки получали домашнее образование.

С 1773 г. начала работать образовательная комиссия для того чтобы создать в РП не церковную – светскую (не спутывать из советской!!!) систему образования. За 20 лет деятельности на территории Беларуси комиссия основала 20 не церковных средних школ свыше 200 не церковных начальных. В учебных учреждениях образовательной комиссии 30 % учеников были крестьянские дети. Кроме того в школах этих учились и девочки.

Литература. Начать можно с Яна Казимира Пашкевича который написал который написал в 1621. стихотворение "Польска квітнет лацінаю, Литва русчызнаю…" Чтобы подчеркнуть независимость культурной жизни ВКЛ от Польши.

Милетий Смотрицкий написал около 1609 года публицыстическое произведение "Тренос" – плач православной церкви после тех погромов, что учинил Ипатий Потей.

Широкую популярность в тогдашнем обществе имели также переводные произведения. Белорусские книжники сделали доступными для населения ВКЛ известные в мире "Повесть о Тристане", "Александрию", "Повесть про Трою".

В это время появилась и мемуарная литература. Белоруские авторы мемуарной прозы РП Филон Кмита Чернобыльский и Федор Евлашеский, которые оставили воспоминания о своей жизни.

Продолжало развиваться летописание. Наиболее известные произведения этого жанра – Баркулабовская летопись и Могилевская Хроника, "Хроника Великого княжества Литовского Русского и жемайтского", Хроника Быховца и др. Во второй половине 16 в. написали про историю ВКЛ Матвей Стрийковский и Александр Гваньини. Эти историки приняли участие в создания идеологии РП которая получила название Сарматизм. Согласно ей, в древности территорию РП захватили сарматы, кочующие племена, что в 5 в. до н. э. жили в степях Причерноморья. Потомки сарматов это сословие шляхты. Представители остальных сословий, это потомки подчиненных народов.

Поверхностными представлениями шляхты о "сарматском" быте и тесные контакты с Османской империей вели к ошибочной подмене всего сарматского материальной культурой Близкого Востока, что способствовало распространению моды на все восточное. Из Османской империи и Персии в Речь Посполитую везется оружие, ткани, одежда – чтобы дом и одежда "современного сармата" напоминали дом и одежду "сармата древнего". Даже заказанные местным мастерам предметы должны были выдерживаться в восточном стиле. Чем более богатым был шляхтіч, тем крепче его одежда напоминала костюм восточного вельможи. Одеваться по-другому было не достойным настоящего аристократа.

К концу XVIII ст. шуба, кунтуш, сапоги шляхтича оповещали всех вокруг о социальном положении своих владельцев. В этом немом монологе участвовал и длинный широкий пояс, который говорил громче всех предметов одежды. В это время самые дорогие кунтушовые пояса делались в Слуцке и стоили они 1000 злотых, что составляло годовой оклад офицера тогдашней армии Речи Посполитой.

Один из лучших поэтов РП 17 – 18 в. монах Симеон Полоцкий в мире Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович (1629 – 1680). Он закончил Киево-Могилянский коллегиум преподавал в братской школе в Полоцке. В 1664 г. переехал в Москву, где стал учителям царских детей, в том числе и Петра I. В Москве он организовал типографию и стал одним из основателей Славяно-Греко-Латинской академии первого ВУЗа в России. Его литературное наследство "Букварь языка словенского", "Псалтырь рифмованная", "Рыфмлогион", "Віртоград многоцветный".

Другие поэты РП белорусского происхождения это Филофей Утчицкий автор "Стихов краесогласных" и Андрей Белобоцкий автор поэмы "Пятикнижие".

В 17 – 18 в. появились стихотворные сборники песенной лирики на разговорном белорусском языке, Среди них известный "Оршанский", "Курницкий", "Московский" сборники помещают около 150 любовных песен. Сборники были рукописные, имена авторов до нас не дошли. В конце 18 в. на белорусском языке появляется анонимная "Песня белорусских солдат" посвященная восстанию Костюшки.

В первой половине 18 в. Франтишка Уршуля Радзивилл написала для несвижского театра целый сборник "Комедии и трагедий". Все они были поставлены на сцене Несвижского театра. В 1754 сборник был опубликован.

Наука. В Беларуси периода РП. Известный такие имена как Казимир Семенович 1600 – 1651, который нашел способ создания многоступенчатых ракет. В 1650 г. вышла его книга "Великое искусство артиллерии". Она преуспевала по всей Европе. Однако возможно она стала причиной смерти ее автора, полагают, что его убили пиротехники за то, что он выдавал секреты их ремесла.

Мартин Пачобут-Адляницкий 1728 – 1810. Представит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: