Культура белорусских губерний в составе Российской империи в конце XVIII – начале XX вв.




Образование. В РІ первые попытки организации народного просвещения на государственном уровне были сделанный при Катерине ІІ (1762 – 1796). Согласно статуту 1776 г. в губернских городах создали главные, а в уездных – малые народные училища с пяти и двух летними курсами обучения. Образовательная система строилась по сословному принципу, для крестьян эти школы были недоступны. Статут предусматривал обязательное изучение православной веры.

Новая реформа началась в 1803 – 1804 г.г. с создания министерства народного образования и шести учебных округов, в том числе и Виленского. В Виленский учебный округ входили 8 белорусско-литовско-украинских губерний. Центральная роль в системе образования в округе отводилась Виленскому университету, что был создан в 1803 на базе Главной Виленской школы. Университету подчинялись гимназии (средние уч. зав.), гимназиям уездные училища (неполные средние от 4 лет обучения) а им церковно-приходские училища (начальные школа в 2 г. обучения).

Во всех школах округа к 1831 г. основным языком обучения являлся польский. Русский изучался по желанию родителей. Продолжалась деятельность школ, которые существовали при католических и униатских церквях.

Среднее образование давали иезуитские коллегии, которые до 1820 г. существовали в Полоцке, Витебска, Мстиславле, Орше. Полоцкая коллегия в 1812 г в январе превратилась в академию, которая просуществовала до 1820 г.

Виленский университет сформировал первое поколение белорусской интеллигенции. Он был закрыт в 1832 г. потому что 2/3 его студентов и преподавателей приняли участие в восстания 1830 – 1831 гг.

На базе Виленского университета в 1832 г. были созданы медико-хирургическая и римско-католическая академии. Однако уже в 1842 г. власти закрыли и эти ВУЗы. В 1848 г. в Горы-Горках Могилевской губернии был создан земледельческий институт.

В 1828 г. изданный новый статут где подчеркивался строго сословный принцип обучения; гимназии предназначались для дворян, уездные четырехлетние училища для мещан, церковно-приходские училища для детей крестьян.

В 1829 г. создан Белорусский учебный округ в составе Витебской и Могилевской губерний, потом к нему присоединили Минскую Гродненскую и Виленскую губернии и Белостоцкую область. После событий 1830 – 1831 г. католические и униатские монастырские школы закрывались или превращались в российские гимназии и училища. Преподавание всех предметов переводилась на российский язык. В 1850 г. Белорусский учебный округ расформирован. Виленская Минская Гродненская и Ковенская губернии были отнесены к Виленской учебной округа, а Витебскую и Могилевскую отнесли к Петербургской.

В 1860 – 1870-я произошли преобразования в области образования, связанные с школьной образовательной реформой 1864 г. Начало школьной реформы в Беларуси совпало из подавлением восстания 1863 – 1864 гг. Из-за участия студентов и учеников в восстания были закрытый Горы-Горецкий земледельческий институт и 8 средних учебных учреждений.

Почти к концу XIX в. в Беларуси действовали «Временные правила для народных школ», разработанные в 1863 г. при Виленском генерал-губернаторе М. М. Муравьеве. Согласно им начальные школы полностью отдавались под контроль православного духовенства. Учебники для школ Северо-западного края характеризовались своим западнорусским толкованием истории.

Начальное образование давали народные и городские училища, которые относились к Министерству народного просвещения, а также церковно-приходские школы и школы грамоты. Наиболее прогрессивным типам школ являлись народные училища.

Проблемой начального образования был недостаток учителей. В 1864 г. в Молодечне открылась первая на территории Российской империи учительская семинария. Учащимися семинарий были исключительно православные крестьянские парни. Учительскую семинарию в Несвиже закончил Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич). В учительских семинариях получали образование будущие учителя начальной школы. Но учителей средних школ в Беларуси не готовили. Их присылали из Москвы, Петербурга и Киева.

Среднее образование во второй половине XIX в. давали мужские и женские гимназии, обучение в которых было рассчитано на 7 лет. Гимназии разделялись на два типы: классические и реальные. Первые специализировались на гуманитарных науках, вторые – на естественных и технических. Выпускники классических гимназий имели право без экзаменов поступать в университеты, а реальных гимназий – в технические институты. Позже реальные гимназии были преобразованы в реальные училища. В 1887 г. был принят так называемый указ «о кухаркиных детях». В соответствия с распоряжением министра просвещения запрещалась принимать в гимназии детей поварих, прачек, мелких торговцев и других более низких сословий. Из-за высокой платы за обучение к концу XIX ст. средняя школа оставалась учреждением для привилегированных сословий: детей шляхты, чиновников, духовенства, городской буржуазии и зажиточных крестьян. В конце XIX в. в белорусских губерниях грамотные составляли 25 % от общего количества населения.

В 1864 г. за участие студентов в восстании под руководством К. Калиновского был закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт. После его закрытия в Беларуси не осталось высших учебных учреждений, хотя нужда в них была большая.

К началу XX в. открылись учительские институты в Витебске, Могилеве и Минске. Однако они давали неполное высшее образование. Ее белорусская молодежь получала за границами родины – в Москве, Петербурге, Киеве и других университетских центрах России.

Наука. В конце 18 и в 19 вв. началось всестороннее изучение Беларуси ее истории, языка, фольклора. Изучение проводилось силами местной интеллигенции. Среди ученых историков, языковедов и краеведов известный такие имена как Михаил Бабровский, Игнатий Данилович, Теодор Нарбут, Константин и Евстафий Тышкевичи, Адам Киркор. Изучением фольклорного наследства занимались и известные филоматы Ян Чачот, Фома Зан, Адам Мицкевич.

Во второй половине XIX ст. белорусы стали объектам повышенного интереса российских и заграничных ученых. Царское правительство сразу после подавления восстания 1863 – 1864 гг. мобилизовал официальную науку на поиск доказательств того, что Беларусь издревле была частью России, а белорусы представляли собой западную ветвь «русского племени».

В 1860 – 1910-я гг. были собраны и опубликованы уникальные материалы о языке и духовной культуре белорусского народа. Они вопреки официальным установкам царского правительства засвидетельствовали факт существования самостоятельного белорусского этноса. Так, П. В. Шейн собрал фольклорно-этнографические материалы и выдал двухтомник «Материалы по изучению быта и языки русского населения Северо-западной стороны» (1887 – 1893). Несмотря на такое название, в книге доказывалась, что белорусы эта отдельная народность

I. I. Носович, создал "Словарь белорусской речи", изданный в 1870 г. В этом издании помещенный более чем 30 тысяч слов которые отображают все богатство белорусского языка XIX ст., и данный их основательные толкования. Похожей работы к тому времени не было во всем славянском языковедении. Не потерял словарь своих достоинств и теперь, ведь он позволяет отыскать слова, которые исчезли.

Большим вкладам в исследование языка белорусов явились работы Я. Ф. Карского. Первым среди белорусов он получил звание академика Российской Академии наук. Написал многотомник «Белорусы» (1903 – 1922). Эта настоящая «энциклопедия белорусоведения». Карский показов в ней самостоятельность белорусского языка в семье других славянских языков, определил территориальные границы ее распространения и составил соответствующую карту.

В конце 1880-х гг. с идеей о самобытности белорусского этноса и его праве на самостоятельное политическое будущее выступил историк профессор киевского университета М. В. Довнар-Запольский.

В. Ю. Ластовский. написал первый учебник по Истории Беларуси, который назывался "Краткая история Беларуси", издана в 1910 г. в Вильно, в нем было стремление отобразить белорусский народ как творца своей судьбы.

Широкую известность в Европе получила ученая деятельность в естествоведческой ветви уроженца Беларуси Якуба Норкевича-Ёдки. За собственные средства он построил в своем поместье Над-Нёман (теперь в Узденском районе) метеорологическую станцию открыл санаторий, где успешно выкарыстовываў методику лечения болезней посредством электротока. Начав эксперименты с электричеством, Норкевича-Ёдка изобрёл громоотвод, а также беспроволочный телеграф.

Литература. Адам Мицкевич, Ян Чачот, Фома Зан и др. поэты и писатели Филаретско-Филоматских кружков строили свое творчество на базе белорусского фольклора. Народные предания легли в основу, мноих произведений. Например, поэмы Мицкевича Гражина, Деды, Свитязь.

В это время выходит отличное прозаическое произведение выпускника Полоцкой Иезуитской академии Яна Борщевского «Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических образах и сказках». Там сосредоточены все народные предания Витебщины и записаны в виде интересного художественного повествования вроде гоголевских «Вечеров на хутора близ Диканьки».

В это же время были написанный две анонимные поэмы «Энеида на изнанку» и «Тарас на Парнасе». Автор их пожелал остаться неизвестным потому, что высмеивал классицизм, который был официально-признанным художественным направлением в РІ.

В начале ХІХ столетия в Беларуси появляется первый крестьянский поэт, Павлюк Багрим, который написал целый сборник высокохудожественных стихотворений, которые гневно осуждают крепостнический строй. До нас дошло только одно стихотворение этого поэта «Сыграй сыграй хлопче малый». Сборник П. Багрима был уничтожен, а сам он отдан в солдаты.

Владислав Сырокомля был выдающимся поэтом, который посвятил свое творчество Беларуси. Он известен как польский поэт, но писал много стихотворений и по-белорусски. В польской печати отстаивал право белорусского народа на свой литературный язык и защищал белорусскоязычную поэзию Яна Чачота и Дунина-Марцинкевича.

Винцент Дунин-Марцинкевич (1807 – 1884) Первый белорусский драматург творчество которого была целиком посвящено белорусскому народу и основывалось на белорусском фольклорном материале. Наилучшие его произведения эта Крестьянка, Вечерницы, Гапон, Купала, Шчаровские дожинки и др. Он не только писал театральные постановки, но и создал музыкально-драматический кружок любителей театрального искусства, с которым ездил городах и сёлах Беларуси, ставя свои произведения на сцене.

В первые два десятилетия после восстания 1863 – 1864 гг. основным жанрам в белорусской литературы являлось анонимный (без определения авторства) стихотворный разговор. Такие произведения написаны живым народным языком. Среди них – «Разговор Данилы со Степаном», «Дядя Антон, или Разговор о всем, что болит, а почему болит – не знаем».

Франтишек Богушевич 1840 – 1900. Вершиной белорусской литературы второй половины XIX ст. стало творчество Франтишка Богушевича, который родился в фольварке Свираны Виленского уезда.

Он – автор двух поэтических сборников: «Дудка белорусская» и «Смык белорусский», что вышли в печати в канны XIX в. в Кракове и Познани под псевдонимами Мацей Бурачок и Симон Ревка из-под Борисова.

Главный герой произведений поэта – белорусский крестьянин, которого обделили при упразднении крепостничества, обдирает казна, обижают царские чиновники и не помогает суд. Но он не покорился, сохранил свое человеческое достоинство. Богушевич смотрел на белорусский язык как на язык «нам от Бога данный», «для нас святой», считал его основой существования нации. Он призывал дорожить и любить свой родной язык, предупреждал народ о том, что, потеряв язык, он исчезнет как этнос.

Любовью к крестьянам, к «родной стороне», стремлением видеть свой народ образованным и счастливым пропитана поэзия Янки Лучины (Iвана Неслуховского). Детство поэта прошло в Минске. Белорусские стихотворения Лучины вошли в сборник «Вязанка», который вышел после смерти поэта. Наиболее известное его произведение – стихотворение «Родной сторонке», в котором автор высказал свою любовь к родине.

Адам Гуринович. 1869 – 1894 учился в Виленском реальном училище; в 1887 – 1893 в Петербургском технологическом институте. Проводил фольклорно-этнографические сборы. Какие были изданные в 1893 в Кракове. Руководитель созданного в 1889 нелегального «Кружка молодежи польско-литовско-беорусской и малороссийской». На формирование мировоззрения Гуриновича оказал влияние марксизм, а также идеи шляхетских революционеров и народников 1880-х г. В поэзии был последователям Ф. Богушевича. Писал на белорусском, польском, русском языках. Переводил произведения польской, русской, украинской литературы. Арестован в 1893 в Вильно, доставленный в Санкт-Петербург. В том же году из-за болезни отправлен под наблюдение полиции в родительский фольварк Кристинополь, где умер от черной оспы. Впервые его произведения опубликовал Бронислов Тарашкевич в 1921 в газете «Белорусский звон».

Вначале XX в. решающую роль в развития белорусской литературы отыгрывали первые белорусские издательства: «Заглянет солнце и в наше оконце" Спб, «Наша Нива», и наш дом (Вильно), «Минчук», «Полочанин» которые из 1905 по 1917 г выдали более чем 128 названий белорусских книг. Центрам белорусского возрождения стала редакция газеты «Наша Нива» и одноимённое издательство. В 1912 г. сельскохозяйственный отдел газеты «Наша Нива» перерос в самостоятельный журнал «Соха».

В 1906 – 1915 гг. в Вильно выходила легальная белорусская еженедельная общественно-политическая, учено-просветительская, литературно-художественная газета «Наша Нива». Ее изданием управляли лидеры Белорусского социалистического общества братья Иван и Антон Луцкевичи. К 1912 г. газета печаталась кириллицей и латиницей, позже – только кириллицей. «Наша Нива» ориентировалось преимущественно на крестьянство и сельскую интеллигенцию, мелких служащих и рабочих.

Крупной фигурой в белорусской поэзии начала XX ст. являлась Алоиза Пашкевич известная под псевдонимом Тетка. Она участвовала в основании БСГ. Первые сборники поэтессы "Хрест на свободу" и "Скрипка белорусская" вышли нелегально. Ее революционные и патриотические стихотворения использовались организациями БСГ, РСДРП в качества воззваний и листовок.

В начала XX в. раскрылись поэтические таланты основателей современной белорусской литературы и литературного языка Янки Купалы и Якуба Коласа.

Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) родился в фольварке Вязынка Минского уезда. Первое его стихотворение "Мужик" появился в 1905 г. Уже своими первыми поэтическими книгами "Жалейка" и "Гусляр" поэт притянул к себе внимание читателей. Сборник стихотворений "Путём жизни" фактически стал наивысшим достижением тогдашней белорусской литературы. Поэмы Я. Купола "Курган", "Бандаровна" подняли этот жанр на качественно новую степень. Его пьесы "Павлинка" и "Разбросанное гнездо" стали определяющим явлением белорусской театральной жизни в начала XX в. Во время революции 1905 – 1907 гг. поэт поддержал народ в борьбе против самодержавия.

Приобрел популярность своими произведениями и Якуб Колос (Константин. Михайлович Мицкевич), уроженец застенка Окинчицы Минского уезда (теперь в границах города Столбцы). В первом сборнике стихотворений "Песни жальбы" Я. Колас опоэтизировал образ белоруса-мужика, который, несмотря на тяжелые условия жизни, остается оптимистом и верить в возрождение родной страны. В 1911 г. Колас начал работу над поэмой "Сымон-музыка".

Значительно обогатил белорусскую поэзию, и вывели ее на европейский уровень Максим Богданович. Он родился в Минске, но большую часть своей недолгой 26-летней жизни провел за границами родины. Единственный прижизненный сборник поэта "Венок", в который вошли стихотворения, написанные им в 17 – 20-летнем возрасте, был издан в Вильно в 1913 г. Творчество М. Богдановича пропитано любовью к родной земле, ее народа. В стихотворении-гимне "Погоня" М. Богданович высказал тревогу за свою Родину.

Архитектура. В первой половине 19 в. в архитектуре доминировал Классицизм. Архитекторы что работали в стиле Классицизма, подражали древнегреческим и древнеримским храмам. Их строения не обязательно были храмами, а имели самое разное назначение, тем не менее, они украшались, множествам колонн, двухскатными фасадами как древнегреческие храмы и куполами как храмы древнеримские. В качества римера классицизма в Беларуси можно привести дворец Румянцева-Паскевича в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, дворцы в Жиличах и Снове и т.д.

Во второй половине XIX в. в белорусском зодчестве сочетались элементы разных художественных стилей прошлого. Архитекторы восхищались так называемым псевдорусским стилем, который был ориентирован на византийские и древнерусские образцы. В этом стиле по всей Беларуси развернулось строительство так называемых церквей "муровьёвок". Типичный пример муровьёвки – Покровский собор в Борисове. Церкви, построенные в псевдорусском стиле называются муровьёвками в честь грустно-известного Муравьева-Вешателя. После подавления восстания 1863 – 1864 гг. по его настоянию в Беларуси все церкви начали перестраиваться в стиле московской архитектуры 16 – 17 в… Для псевдорусского стиля было характерны традиционное пятикуполье, луковицеобразные купола, высокие шатровые колокольни, богатый декор в виде кокошников. Примерами использования псевдорусского стиля стали часовня князей Паскевичей в Гомеле, Покровский собор в Гродно, Свято-Воскресенский собор в Борисове, а также светская архитектура Могилева (здания театра, городской управы, женской гимназии, реального училища).

Использовалось также архитектурное наследство Западной Европы: готика, ренессанс, барокко, классицизм. Во второй половине XIX в. наблюдался расцвет неоготического стиля. В этом стиле были возведенный костелы в Видзах, Вилейке, Ивье, Поставах и костел Святого Роха в Минске. Костелы строились из красного кирпича, их фасады обычно не оштукатуривались. Для внутреннего убранства костелов были характерные витражи, фрески. Элементы романской и готической архитектуры соединялись в костеле святых Симона и Алены, возведенном в начала XX в. в Минске. Псевдоготические формы употреблялись также в фабрично-заводских строениях.

На рубеже XIX – XX вв. возник архитектурный стиль модерн. Для него было характерное отрицание механического копирования исторических архитектурных форм. Расширились новые типы строений (железнодорожные вокзалы, мосты, промышленные постройки), новые строительные материалы и конструкции (цемент, металлическая арматура). Широко использовалось стекло. В стиле модерн в Беларуси были построен банк в Витебске, жилые дома в Минске, Гродно, Гомеле, Могилеве, гостиница "Европа" в Минске.

Живопись. В изобразительном искусстве первой половины XIX в. основными жанрами были исторический и портретный. В то же время складывались новые жанры – пейзажный и бытовой. Отличными белорусскими живописцами того времени являлись: Иосиф Аляшкевич, Валентий Ванькович, Ян Дамель, Иван Хруцкі.

Иосиф Аляшкевич (1777 – 1830) происходил из семьи музыканта из местачка Родошковічы Минского уезда. Закончил факультет живописи Виленского университета. При помощи А. Ходкевича был направленный для совершенствования мастерства в Дрезден и Париж. Вернувшись на родину, некоторое время жил в Виленской губернии, затем переехал в Петербург, где был избран членам Академии искусств. Часто приезжал в Беларусь, писал тут картины. Создал портреты известных белорусских магнатов – Адама Чарторыйского, Леона Сапеги, Николая Радзивилла, графа Плятера и др.

Валентий. Ванькович (1794 – 1842) родился в д. Каможицы, что на Минщине, учился в Полоцкой иезуитской коллегии, Виленском университете и Петербургской академии искусств. После жил в Минске. Работал в жанре исторической живописи. Написал картины "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году", "Наполеон около костра", ряд портретов. К числу лучших произведений художника относиться композиционный портрет "А. Мицкевич на скале Аюдаг", написанный в 1828 г.

Ян Дамель (1780 – 1840) оставил значительный след в искусстве Беларуси. Закончил Виленский университет, затем работал в нем как преподаватель, отбыл двухлетнюю ссылку в Сибири. 3 1822 г. жил в Минске. Писал преимущественно на исторические темы: "Смерть князя Понятовского", "Крещение славян", "Освобождение Т. Костюшки из темницы", "Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом" и др. Известные его произведения и на религиозные сюжеты, портреты князя Д. Радзивилла, граф I. Хрептовича, К. Тышкевича, пейзажи Минска и его околиц, рисунки и зарисовки на темы быта народов Сибири.

Иван Хруцкий (1810 – 1885) родился на Витебщине в местечку Ула, учился в Полоцке, закончил Петербургскую академию искусств из 1848 жил в поместье Захарничи в Полоцком уезде. Прославился картинами в жанрах натюрморта, портрета, пейзажа. Высокими художественными качествами определяются его картины "Цветы и фрукты", "Грибы и огурцы", "Портрет неизвестной", "Портрет жены", "Семейный портрет", портрет митрополита И. Семашко, "Вид в поместье", "Портрет мальчика в соломенном шляпе" и др.

Во второй половине XIX ст. среди художников пробудился интерес к истории и быту белорусского народа. В белорусской живописи воцарился художественный стиль реализм, представители которого стремились объективно отображать действительность.

Одним из наиболее известных живописцев Беларуси второй половины XIX ст. был Казимир Альхимович (1840 – 1916) Его картина "Похороны Гедымина" получила мировую известность. Художник симпатизировал простому народу. В ряду своих картин, таких, как "Жниво", "Парабкава хата", "Найм работников". Альхимович показала тяжелую судьбу и тяжелую работу крестьян. Художник написал также серию картин по мотивам творчества А. Мицкевича.

Стремление отобразить страницы истории выявилась в творчества Наполеона Орды (1807 – 1883). Он родился в Пинском уезде. Получил художественное образование в Париже, учился музыке у известного польского композитора Ф. Шопена. Почти 25 лет путешествовал по Беларуси, Украине, Польше, Литве, делал зарисовки обителей, связанных с жизнью известных людей, и архитектурных памятников. В Беларуси художник сделал более чем 200 зарисовок, в том числе Каменецкой башни, дворцов и замков в Мире, Новогрудке, Несвиже, Гродно, Лиде.

Одной из центральных тем белорусской живописи второй половины XIX - начала XX ст. стал народ, его страдания и труд. Жизнь белорусских крестьян отражена в творчества Никадима Силивановича (1834 – 1919). Его картины "Дети во дворе", "В школу", "Старый пастух" пропитаны теплотой и любовью к простому народа. Силиванович принимал участие в оформления знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге. Вместе с петербургскими художниками белорусский живописец участвовал в создании мозаичного панно "Тайная вечеря" для главного иконостаса собора. За эту работу ему было присвоено звание академика.

На границе XIX – ХХ вв. наиболее популярным жанрам искусства стал пейзаж. Ведущим пейзажистам того времени был Апалинарий Гаравский (1833 – 1900). Художник воспевал в своих произведениях красоту белорусской природы и народный быт. Картины "Вечер в Минской губернии", "На родине", "Река Березина" и другие получили высокую оценку специалистов. Некоторые из произведений художника приобрели для своей галереи П. М. Третьяков. Одной из лучших работ живописца стола холст "Старушка молится", которое пользовалась большим успехом на выставках в России и за границей. Картину высоко оценил известный русский художник И. Репин.

В течение ряда лет Илья Репин (1844 – 1930) жил в своем поместье Здравнёво под Витебском, где написал один из известных этюдов – "Белорус". По этюдам, которые были созданы в Беловежской пущи, написал свои лучшие холсты русский пейзажист И. Шишкин.

В начале ХХ 20 в. белорусскую живопись прославили В. Белыничский-Бируля, Ю. Пэн, Г. Вейсенгоф, Я. Крюгер, К. Кастравіцкі.

Яркой страницей в истории белорусской пейзажной живописи стало творчество. Витольда Белыничского-Бирули (1872 – 1957) – один из наилучших белорусских живописцев-пейзажистов. Развивал традицию лирического пейзажа конца ХIХ в. Большое влияние на его становление как художника оказал известный русский живописец И. Левитан. Каждая картина В. Белыничского-Бирули – размышление про бесконечно чудесную родную природу. Художник с умилением олицетворял образ весны, которой он посвятил около 200 своих холстов. Его картины пользовались неизменным успехом на международных выставках, их приобретали известные коллекционеры. Сам творец получил звание академика живописи.

Частную художественную школу создал в Витебска в конце XIX ст. Юдаль Пэн (1854 – 1937) Он отображал национальные черты еврейского быта, создал целую галерею образов еврейских ремесленников ("Часовщик", "Старый портной", "Нищий" и др.). В школе Пэна занимался уроженец Витебска М. Шагал, который посвятил своей родине немало картин, среди них – "Я и деревня", "Над Витебском" в будущем Шагал получил мировую известность и стал одним из крупнейших художников XX в.

Генрих Вейсенгоф. 1859 – 1922. Белорусский живописец. Учился в Рисовальной школе В. Герсана в Варшаве (1874 – 1878), Петербургской Академии искусств (1878 – 1882), в Мюнхене (1889), Париже (1900). Почти все время жил в в. Русаковичи Пуховичского района. Писал преимущественно пейзажи. В художественных выставках участвовал с 1889 г. Средь произведений – "Транспорт пленных" (1886), "Перевозка раненых", "Белорусские погосты. "Русаковичи" (1889), "Уголок в Польным" (1891), "Беларуские охотники", "Снег" (1894), "Рассвет на озере", "Надвечерок", "Туча", "Тишина" и др. Создал эскизы дипломы сельскохозяйственной и промышленной выставки в Минске (1901).

Янкель Крюгер. 1869 – 1940 белорусский живописец, заслуженный деятель искусств БССР (1939). Учился в Париже в академии Жулиана (1888 – 95 г.) и в петербургской Академии Искусств (1897 – 1900). С 1901 работал в Беларуси, в 1904 открыл курсы рисования и живописи в Менске (из 1906 - художественная школа). В дореволюционный период Крюгер писал преимущественно портреты представителей интеллигенции, которые отличаются демократизмом образов (портрет минского скрипача Жуховицкого; а также жанровые картины ("Погром", около 1905; картина уничтожена жандармами). В портретах советского времени стремился подчеркнуть в модели черты общественной деятеля ("Якуб Колас", 1923, "Янка Купала", 1927, – оба в Литературном музее Янки Купалы, Минск).

Карусь Каганец (Казимир Кастравицкий). 1868 – 1918, в. Другие псевдонимы (K. Kahaniec, Будзімір, К. Шашель, К. Качанец, К.К.), белорусский поэт, драматург, языковед, художник, скульптор, общественный деятель.

Учился в Минском городском училище, в 1890-х г. в Московском училище живописи, скульптуры и зодчество. Литературную деятельность начал в 1893. В 1899 году Каганец женился и осел в урочище Лисьи Норы около Примогилья. Однако земли у семьи было немного, и потому он работал то в художественной мастерской в Риге, то в Минском товариществе благотворительности, строил железную дорогу в Лиде.

Сотрудничал из газетой "Наша Нива". Обработал кириллический вариант первого белорусского учебника нового времени "Белоруский букварь, или первая наука чтения" (Спб., 1906, выд. анонимно); разработал проект специального белорусского алфавита. При жизни отдельным изданием вышел водевиль "Модный шляхтюк" (Спб., 1910), который пользовался большой популярностью и был одним из первых произведений национального театрального репертуара (ставился в 1910 труппой И. Буйницкого, в 1918 – Первым белорусским товариществам драмы и комедии, в 1928 – БДТ-2). Много его произведений утратилось, например сборник, отосланный в 1909 или 1910 году в редакцию "Нашей Нивы", книжки для детей, отосланные в издательскую общину "Заглянет солнце и в наше оконце". Долгое время искал работу, в начала 1912 получил место управляющего фольварком Жортов в Борисовском уезде, где и прослужил последние 6 лет жизни. Часть рукописного наследства Каганца после его смерти попала к Язепу Лёсику, который опубликовал ее в "Беларуси" (1919) и "Свободном знамени" (1921). Неожиданно умер во время посещения родственников. Похоронен в деревне Новоселки у Дзержинска. В 1988 на могиле поставленный памятник.

Театр. Во второй половине XVIII ст. наиболее значительным явлением в театральной жизни Беларуси был крепостной театр. В ряду городов и барских дворов действовали широко известные крепостные театры – Зорыча в Шклове, Чарнышова в Чечерске и Могилеве, Тышкевича в Свислочи, Радзивиллов в Несвиже, Огинских в Слониме, Сапег в Ружанах, Тызенгаўза в Гродно и др. По характеру своего репертуара и профессиональном уровню они не отличались от лучших европейских театров своего времени. Почти при каждом из них существовали балетные, музыкальные и драматические школы, в которых западноевропейские мастера готовили артистов из среды крепостных крестьян – певцов, танцоров, драматических актеров и музыкантов инструменталистов.

Крепостной театр нес на себе отпечаток вкусов богатого дворянства. Его спектакли относились для узкого круга аристократии и представляли собой пышное, очень дорогое зрелище. Содержание такого театра стоило больших денег. Их не хватало даже у магнатов. По этой причине крепостные театры в первой половине XIX в. постепенно исчезли. Талантливых артистов их собственники продавали в театры Варшавы, Петербурга, Москвы. Так, основой знаменитого варшавского балета стали танцовщики из театральных трупп А. Тизенгауза и М. Огинского – белорусские крепостные крестьяне, которые получили отличную профессиональную подготовку на своей родине. Чудесные шкловские танцоры и балерины, в прошлом крепостные графа Зорича, вошли в состав петербургских императорских театров, и долгое время выступали в них.

В первой половине XIX ст. и позже в городах Беларуси существовали любительские театральные коллективы, которые время от времени ставили спектакли. Проводились также инструментально-вокальные концерты (часто с благотворительными целями), в которых участвовали местные певцы, исполнители фортепианной музыки, скрипачи, гитаристы и т. д. Людей, которые имели соответствующую подготовку, было немало: в семьях многих помещиков, зажиточных дворян и чиновников, что служили в городах, музыкальному воспитанию детей уделялось большое внимание.

"Своих" профессиональных театральных коллективов в Беларуси в то время не было. Их "заменяли" заезжие польские, а с 30-х гг. и российские труппы, которые действовали на коммерческой основе, это значит, давали платные спектакли. Они показывали театральные произведения разных жанров (водевили, комедии, драмы, трагедии, оперы и оперетты) польских, российских, украинских и западноевропейских авторов.

Самой значительной фигурой в белорусском сценичном искусстве, как и в литературе, в 40 – 50-я гг. являлся В. Дунин-Мартинкевич. Он выступал и как драматург, и как организатор творческих коллективов, и как артист – исполнитель главных ролей в спектаклях. Первым его драматическим произведениям была пьеса "Рекрутский еврейский набор", поставленная в Минске в 1841 г. как оперетта. Музыку для неё написали Станислав Монюшко и Каспар Кжыжановский. В этом спектакле впервые проявился отличный артистический талант самого Дунина-Марцинкевича, что отмечалось в тогдашней печати. Окрыленный успехом, писатель написал новые драматические произведения – тексты к опереттам "Соревнования музыкантов" и "Чародейная вода". Исследователи полагают, что музыканту к ним также написал С. Монюшко, друг Дунина-Марцинкевича, который, кстати, обучал музыке его детей – дочку Камиллу и сына Мирослава. "Чародейная вода" была поставлена на виленской сцене.

Самым крупным шагам к созданию белорусского профессионального театра стала постановка в 1852 г. в Минске оперы В. Дунина-Марцинкевича "Крестьянка" (музыка Станислава Монюшки и Каспара Кжыжановского). В этом произведении органически сопряжены несколько видов сценичного искусства – драматическое, музыкальное, вокальное, танцевальное. В спектакли участвовала большая группа исполнителей. Сценическое зрелище, как отмечалась в отзывах того времени, получилась очень ярким и определялась высоким художественным уровнем.

Есть сведения, что "Крестьянка" ставилась не только в Минске, но и в Бобруйске, Слуцке, местечке Глуске Бобруйского уезда и пользовалась успехом.

Ядвигин Ш. (Левицкий Антон Иванович) 1869 – 1922 прозаик, драматург, поэт. В 1877 – 78 был отдан отцом на учебу в Люцинку к одной из дочек В. Дунина-Марцинкевича. В 1880-я г. закончил Минскую гимназию и учился на медицинском ф-те Московского университета. За участие в студенческих волнениях в 1890 исключен из университета, арестован, несколько месяцев провел в заключении в Бутырскай тюрьме. В тюрьме произошла его первая проба пера – перевел на бел. язык популярной в то время повествование У. Гаршина "Сигнал". Вернулся на Родину, стажировался в одной из аптек Минска, чтобы сдать экзамен на помощника аптекаря. Работал в местечке. Родошковичи аптекарем, потом в магазине-кооперации. В это время написал драму "Вор", которую в 1892 пытался поставить самодеятельный родошковичский кружок. Но пьеса была запрещена полицией. С 1904 начал выступать в российской, польской, а потом и в белорусской. Печати. Первым печатным художественным произведениям на бел. языке было повествование "Суд", помещенное в газ. "Наша доля" в сент. 1906. В 1909 – 10 жил в Вильно, работал секретарем, заведующим литературного отдела "Нашей Нивы". В 1910 совершил свою давнюю мечту – попутешествовать пешком по Беларуси. Прошедши более чем 500 км, в нескольких номерах " Нашей Нивы " опубликовал проезжие заметки – "Письма с дороги" (1910), которые стали значительным вкладом в становление бел. публицистики. В 1912 опубликовал сборник рассказов "Березка", в 1914 – "Васильки", которые принесли ему широкую известность. Перу Ядвигина Ш. принадлежит незаконченный роман "Золото". В 1913 – 15 работал в газ. "Белорус", техническим редакторам журнала "Соха" в Минске. Умер в Вильно в госпитале.

Становление белорусского профессионального театра. В начала XX ст. местные артисты проводили в городах и деревнях белорусские вечеринки. Это были своеобразные театрально-концертные показы, на которых читались вслух произведения белорусских авторов, исполнялись народные песни и танцы, ставились спектакли.

В 1907 г. самодеятельный художественный коллектив создал в своем фольварке Игнатий Буйницкий, которого по праву называют "отцом белорусского театра". С группой любителей он начал настраивать концерты, которые притягивали множество зрителей тем, что со сцены звучал их родной язык, чего они никогда раньше не слышали. Коллектив Буйницкого стал первым национальным профессиональным театрам, который действовал в 1910 – 1913 гг. Он включал в себя драматических актеров, хористов танцоров (около 70 человек). В этот театральный коллектив входили дочки Буйницкого, Алоизы Пашкевич и др. Сам Игнат Буйницкий был и режиссером, и актером, и танцором. Его театр поставил пьесы "Павлинка" Я. Купала, "Край мой родной!.." (по произведениям М. Богдановича), народные песни и танцы. Театр И. Буйницкого гастролировал по городам Беларуси, в Вильно, Варшаве, Петербургу и везде пользовался большим успехом.

Однако театр И. Буйницкого работал в нелегких условиях. Местные власти часто запрещали его выступления. За каждым словом Буйницкого на сцене и вне ее искали вольнодумство. Так, после постановки в Слуцке комедии К. Каганца "Модный шляхтюк", в которой высмеивались и развенчивались презрительное отношенея шляхты к простым людям, местная шляхта, увидев себя в <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: