Игры с сыпучими материалами.




Семинар-практикум для родителей

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей

Старшего дошкольного возраста»

 

Цель: Научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.

Задачи:

• повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;

• показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника;

• привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Ход мероприятия.
1. Организационная часть.

Уважаемые родители! Тема нашего практикума. Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста».

2.Основная часть.

И педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Мы подробно остановимся на оном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ни для кого не секрет, что у большинства современных детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Современная одежда, оснащённая, в основном, липучками и кнопками, не предполагает усилий со стороны ребёнка. Многие дети предпочитают компьютерные игры конструкторам и рукоделию. Как результат – ручная неумелость, неспособность справиться с заданием, требующим координации пальцев рук, мышечного напряжения пальцев. Это, в свою очередь, ведёт к трудностям в обучении в школе.Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Почему же ещё важно развивать мелкую моторику рук? Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Чтобы лучше запомнить и прочувствовать на себе, все предлагаемые методы мы будем отрабатывать их на практике. Будем рады прислушаться к Вашим предложениям и идеям.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

· способствует овладению навыками мелкой моторики;

· помогает развивать речь;

· повышает работоспособность головного мозга;

· развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

· развивает тактильную чувствительность;

· снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Капуста.

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

На выставке мы представили Вам подборку пальчиковых игр для работы с детьми.

Игры с пуговицами. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите ребёнку выложить рисунок или орнамент. Чем мельче пуговицы, тем кропотливей работа, развивается пинцетный захват. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Упражнение с дыроколом. Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь можно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия. Работа с дыроколом развивает силу нажатия.

Игры с сыпучими материалами.

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Мы тесто месили, Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим и сколько не мнем, комочки опять и опять достаем.

Можно в ёмкость с горохом спрятать мелкие игрушки и предложить их найти. Тем самым развиваем тактильные ощущения.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем, развиваем пинцетный захват.

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Предложите ребёнку нарисовать картину пальцем одной руки, одновременно пальцами обеих рук, оставляя отпечатки подушечками пальцев и т.д.

Игры с пробками от бутылок. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.

Игры с прищепками.

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш, он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т.д.

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Игры с пинцетом и пипеткой. Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация, лепка, рисование. Работа с ножницами хорошо развивает координацию и силу пальцев. Вырезать можно из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, получая интересные силуэты.В процессе лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений пальцев, мышцы пальцев. Наряду с традиционными приёмами лепки, можно использовать пластилинографию, то есть «рисование пластилином», в процессе которого детали рисунка покрываются тонким слоем пластилина. Размазывание пластилина требует определённых усилий и ручной умелости.Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек – раскрасок, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Использование зубочистки. Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

Часть. Заключительная.

К сожалению, с проблемами ребёнка в координации движений и мелкой моторике большинство родителей сталкивается только школе. Это оборачивается усиленной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах ручку и карандаш. Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Большое спасибо за активное участие!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: