Введение
Для того, чтобы понять что такое имидж в деловом общении, необходимо рассмотреть все составляющие имиджа делового человека, т.е. из чего складывается имидж. Имидж складывается из двух основных критериев. Первый - поведения (или делового этикета). К нему относятся речь, манеры, знание принципов построения деловой беседы, делового протокола, деловой переписки. Второй - имиджа делового человека. К ним отнесем: внешний облик делового человека, внешний вид, культура одежды, парфюмерии и аксессуаров, макияжа и прически.
Понятие имиджа
Имидж - это представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе. Он тесно связан с понятием роли и по существу является определенным вектором ролевого поведения человека.
В деловом, служебном общении существует стиль и имидж делового человека. Он включает в себя правила поведения с окружающими и правила о том, как следует выглядеть в конкретных ситуациях.
Имидж оказывает внушающее воздействие на своего носителя и может превратиться в аутостереотип, входящий в образ «Я». В силу этого он выступает мощным регулятором поведения, как окружающих людей, так и своего носителя.
Социально-психологическим механизмом регуляции социального поведения носителя имиджа с окружающими являются социальные ожидания людей. По отношению к человеку, имеющему определенный имидж, формируются вполне конкретные ожидания окружающих. В зависимости от того, как эти ожидания осуществляются, человек обретает определенную репутацию - положительную или отрицательную.
Обратная связь, получаемая человеком об образе, складывающемся в общественном сознании, вызывает у него те или иные эмоциональные реакции, которые в свою очередь, вносят коррективы в его поведение.
Что такое общение, влияние имиджа на общение
Любое общение состоит из поступков и контрпоступков, то есть ответной реакции. На этом принципе строится деятельность всех общественных институтов. По этим же принципам действуют и отдельные индивиды. Человек постоянно находится в потоках отношений - взаимодействие с начальством и подчиненными, с друзьями и противниками, коллегами и соперниками.
В формах любого общения, составляющими которого является поступок и ответная реакция, выделяются четыре основных варианта:
На определенный совершенный поступок следует определенная ответная реакция конкретного человека или нескольких человек.
Ответная негативная реакция на поступок и очередной поступок или цепочка поступков с целью получения положительной реакции или хотя бы нейтральной.
Неизбежная негативная реакция на поступок, требующая объяснения поступка с целью получения нейтральной ответной реакции.
Объяснение поступка и обоснование отказа принимать негативную ответную реакцию.
Выбирая в определенных обстоятельствах любой из четырех вариантов, человек сознательно или нет создает себе имидж. Такой фактор человеческого самосознания, каким является имидж, играет немаловажную роль в построении межличностных отношений.
Каждый человек создает и использует определенный имидж, чтобы демонстрировать его окружающим. Один человек формирует свой образ сознательно, чтобы произвести на людей именно то впечатление, которое он хочет произвести, другой - подсознательно. И в том, и в другом случае оба образа будут восприниматься окружающими равнозначно. Имидж - это по сути «дорогая оправа для драгоценного камня, хрустальный графин для старого доброго вина, тонкое сукно для хорошего костюма».
Существуют формы делового общения:
деловая беседа
деловые переговоры
деловые дискуссии
деловые совещания и собрания
приём подчиненных, общение с коллегами и начальником
публичные выступления
общение через переводчика
Основные формы делового этикета и имиджа
Наука этика отвечает на вопросы какое поведение одобряется а какое осуждается обществом. Одно из первых в истории правил нравственности формулируется так: поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это правило появилось в VI -V в.в. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах - Вавилоне, Китае. Индии, Европе.
Нормы и правила поведения, действующие в обществе, предписывают человеку служить обществу, согласовывать личные и общественные интересы. Моральные нормы опираются на традиции и обычаи, а мораль учит нас делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо окружающим людям.
Одним из основных элементов культуры делового общения является нравственное поведение людей.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения.
Манера - это способ держать себя, внешняя форма поведения, общение с другими людьми, а также тон, интонации и выражения, употребляемыми в речи. А также это и жесты, походка, мимика, характерные для человека. Замечено, что окружающие относятся к человеку так же, как и он к ним, т.е. как сидит, говорит, ходит, какие у него манеры поведения.
Деловой этикет - это свод правил поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной медали профессионального поведения делового человека.
Условно репутацию и имидж можно получить из двух слагаемых: Поступок и Ответная реакция + Интерпретация и Коммуникация.
Джон Ягер сформулировал шесть основных принципов этикета:
Делать все вовремя
Не говорить лишнего
Быть любезным, доброжелательным
Думать о других, а не только о себе
Одеваться как положено
Говорить и писать грамотно и хорошим языком.
Этикет бывает словесный и бессловестный. Заметное место в деловом этикете занимают слова приветствия, благодарности, обращения, извинения. Недопустима нецензурная лексика. При обращении к незнакомому человеку лучше использовать безличную форму: «извините, как пройти…», «будьте добры…».
Выбор обращения в официальных отношениях довольно ограничен. Официальными формами обращения в деловом общении являются слова «господин» и «товарищ». Также может быть указание на фамилию «товарищ Петров». Обращаются всегда на «Вы», или по имени-отчеству.
Немаловажное место в деловом этикете занимает приветствие. Входя в кабинет (комнату) принято приветствовать находящихся там людей, даже если они вам незнакомы. Первым здоровается младший, мужчина с женщиной, подчиненный с начальником, девушка с пожилым мужчиной.
Обязательным условием делового контакта является культура речи. Культурная речь - это прежде всего правильная, грамотная речь, и кроме того верный тон общения, манера разговора, точно подобранные слова. Чем больше словарный запас (лексикон) человека, тем он лучше владеет языком, больше знает (является интересным собеседником), легче выражает свои мысли и чувства.
Если люди очень заняты, а у вас нет времени долго ждать, можно применить подчеркнуто-вежливые выражения: «Простите за беспокойство», «Не будете ли вы так любезны».
Существуют общепринятые правила, без которых людям просто невозможно общаться. Доброжелательно относиться к собеседнику, не ставить в центр разговора собственное «Я», учитывать личность, осведомленность, степень заинтересованности, уметь выбрать тему, говорить логично, не забывать про жесты, мимику.
Есть определенные правила и для слушающего. При обращении к вам прервать свои дела, не перебивая выслушать, подчеркнуть заинтересованность в речи с помощью жестов, мимики, уметь ответить.
С помощью жестикуляции люди также могут общаться. Но не у всех народов одни и те же жесты могут иметь одинаковое значение. Но есть и универсальные жесты. Кивание головой почти во всем мире означает «Да» т.е. утверждение. Покачивание головой почти во всем мире означает несогласие, отрицание. Жест «пожимание плечами» является универсальным и означает, что человек не знает, или не понимает, о чем идет речь.
Существует закономерность, что чем образованнее человек и чем больше у него словарный запас, тем меньше всего он «говорит» жестами, в то время, как малообразованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.
Любому человеку полезно научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.