1.1 Цель преподавания дисциплины: – Изучить историю и теорию развития художественного творчества
1.2. Задачи изучения дисциплины: вооружение студентов научно – методическими знаниями, умениями и навыками в области руководства кружками художественной самодеятельности.
1.3 Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентами для изучения данной дисциплины: История и теория КДР, Организация, управление и экономика КДУ
2. Календарно-тематический план
Наименование модулей, разделов, тем. Их основное содержание | Количество часов на модуль, раздел, тему | СРСП | Литература | |||
Лекции | Студиные занятия | Практичес. занятия | СРС | |||
Модуль 1. История художественного творчества | ||||||
1.1. Введение. Объектом курса «Художественного творчества» является система знаний, умений и навыков, необходимых руководителям художественных коллективов, проблемы профилизации. Основной целью семинарских (практических) и студийных занятий является формирование у студентов определенных организаторских способностей по руководству художественным коллективом,умений и навыков, которые они должны будут уметь применить в практической деятельности | 7,10 | |||||
1.2 Годы становления социально-эстетических основ художественного творчества в Казахстане. Особенности деятельности советской системы организации и становления художественного творчества. (1917-1940 гг.) Годы становления и развития социально-эстетической основы художественного творчества. Культура искусства древних общин проживавших в степях древнего Казахстана. Пути развития и история развития художественной культуры древней эпохи. Исторические основы развития казахской художественной культуры в I-XIX в.в. Организация художественного творчества в годы новой экономической политики. Кадровые проблемы. Особенности деятельности в период формирования художественной системы. Формирование агитационной формы деятельности в художественном творчестве. Развитие музыкального жанра в годы новой экономической политики. Становление форм советского художественного творчества в Казахстане. Виды любительских театров в (1920-1940г.г.). Общественная роль объединений «Жігер», «Ес аймақ», агитационно-политическое воздействие «Красного каравана» на отделы политики. | №1 | 8,9,7 | ||||
1.3 Роль и место воспитания в период развития и становления системы художественного творчества (1941-1970) Роль художественного творчества в годы Великой Отечественной войны. Организация видо- жанровой структуры искусства,изменения репертуара в годы Великой Отечественной Войны. Организация смотров,конкурсов в годы войны (олимпиады художественных смотров). Период развития и сплочения системы художественного творчества в послевоенные годы. Развитие форм и видов жанров искусства в годы поднятия целины. Присвоение звания «Народный» передовым художественным коллективам. Роль передвижных сельских клубов. Участие художественных коллективов в международных фестивалях: 1947 г. Прага, 1949г. Будапешт, 1951г. Берлин,1953г Бухарест, 1957г Москва. Жанровые изменения в художественном творчестве 1960-70г.г. Постановление о развитие художественного творчества, принятое в1960году. Тенденции развития хоровых,музыкальных,театральных, хореографических жанров и кино,фото искусства. Народные театры,музыкально-хореографические ансамбли | №2 | 6,5,1 | ||||
1.4 Социально-культурная деятельность и место художественного творчества в 1971-1990 годы. Достижения художественного творчества в период развития социально-воспитательной роли художественного творчества. Характеристика жанров художественной творчества. Формирование видов любительских художественных коллективов. Составление комиссии по обслуживанию сельской местности и оказанию шефской помощи. Изменения в работе художественных коллективов. Развитие фольклора. Открытие народных инструментальных,народно-творческих музеев с помощью научных центров. Особенности любительских театров. Новые виды жанров художественного творчества в 1980-1990г.г. | 3,4, | |||||
1.5 Художественное творчество в годы Независимости Республики Казахстан Реформирование и восстановление работы художественных кружков в сельских и региональных местностях. Тенденции распада деятельности культурно-досуговой деятельности во внешкольных учреждениях в первые годы независимости и сокращение кадров работников культуры. Развитие художественного творчества на современном этапе. Роль и место музыкального творчества в эстетическом воспитании. Открытие этнокультурного центра в Казахстане. Новые формы художественного творчества. | №3 | 1,7,12 | ||||
Итого по 1модулю | ||||||
Раздел 2. Организация, методика и теория художественного творчества 2.1 Сущность и понятие художественного творчества Филосовское понятие «творчества». Значение и содержание художественного творчества. Теоритические основы художественного творчества. Основные компоненты системы организации художественного творчества в Казахстане. Взаимосвязь и взаимодействие основных компонентов организации любительства художественного творчества. Основные этапы творческого процесса. | №4 | 2,3,5 | ||||
2.2 Функции художественного творчества Основные функции художественного творчества. Услуги художественного образования. Художественно-организационная деятельность. Социальное значение и компоненты художественного творчества. Социальные, социально-педагогические функции художественного творчества. Художественное воспитание участников (интерес участников, фомирование художественной потребности). К социально-художественным функциям творчества относятся:развитие художественной культуры общества, сохранение и развитие народного и традиционного творчества. | №5 | 6,9,8 | ||||
2.3 Классификация художественного творчества Классификация художественного творчества по группам (социально-демографические,возрастной категории). Видо-жанровая структура художественного творчества. Виды художественного творчества:авторское творчество и исполнительское творчество.Виды художественных коллективов:авторские коллективы,исполнительские коллективы,студийные коллективы, традиционно-исполнительские коллективы. Особенности организации художественных кружков в учреждениях культуры. | №6 | 2,3,5 | ||||
2.4 Педагогические принципы и исполнительская работа в художественном коллективе Принцип единства практики и теории в управлении художественным коллективом: содержание теоритических и практических знаний,функции,теоритические знания,опыт работы и законы.Две категории объединения процесса: теория и практика.. Принцип очередности: становление принципа освоения пройденного материала.Принцип системности: система обучения самодеятельных коллективов. Принцип формирования полученных знаний, принцип общения. | 6,9,8 | |||||
2.5 Воспитательный процесс в художественном коллективе. Роль руководителя и участника художественного коллектива Художественное творчество как институт социального воспитания. Педагогический процесс в любительском коллективе, достижение целей участниками художественных коллективов, самостоятельное воспитание и повышение своего профессионального уровня участниками любительского общества. Член художественного коллектива, как объект и субъект воспитательной работы.Типология коллектива по составу участников (детский, взрослый, однополые, т.д.). Современные требования, предъявляемые к уровню педагогической, социально-психологической и организаторским способностям руководителя коллектива. | 4,5,6 | |||||
2.6 Методика управления художественным любительским коллективом Особенности педагогической системы любительских художественных коллективов. Организация системы художественного творчества и его задачи. | 7,8,9 | |||||
2.7 Основные научно-исследовательские направления художественного творчества. Система организации художественного творчества. Особенности теоритического, методического, практического знания художественного творчества. Объект исследования художественного творчества,научные учреждения и организация научного исследования тем художественного творчества. Педагогические, психологические,социальные исследования художественного творчества. Коллективные исследования. Взаимосвязь художественного творчества с другими дисциплинами. Процесс исследования художественного творчества: проблема и актуальность выбранной темы,цели и задачи,объект и субъект исследования,экспериментальная оценка,составить методику исследования. Методика исследования художественного творчества:литература,архивные материалы,анкеты,контроль,анализ собранного материала,проведение концертной программы. Роль системы и возможности использования организации управления художественным творчеством. Основные компоненты системы организации художественного творчества:государственное и общественное управление художественным творчеством, методика обеспечения,повышение квалификации руководителей художественных коллективов,формы организации художественного творчества,жанры, виды художественного творчества.(клубные учреждения,учреждения культуры). | 1,5,8 | |||||
2.8 Научно-методические основы руководства художественным коллективом. Правовые и нормативные основы организации художественных коллективов, кружков, студий, объединений и т. д. Научно-методические основы руководства художественным творчеством. Научно-методические кабинеты народного творчества и культурно-досуговая работа. Основные функции научно-методического управления. Нормы научно-методической деятельности, организация методических семинаров,курсы повышения квалификации,участие в организации конкурсов,фестивалей. Педагогические и психологические основы организации художественного творчества. Правовые и нормативные основы организации художественных коллективов,кружков,студий,объединений и т. д. Правовые и нормативные основы организации художественного творчества (художественные кружки). Понятие народных (любительских) коллективов художественного творчества. | 1,5,8 | |||||
Итого по 2 модулю | ||||||
Итого |
3.1.Номера и название лабораторных работ, практических работ, тем семинарских занятий по каждому модулю.