Структура выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа выполняется на основе глубокого изучения литературы по направлению (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов на иностранных языках, нормативной литературы и т.п.).
В дипломном проекте (работе) в соответствие с заданием должны быть детально освещены вопросы темы, включая критический анализ литературных данных и проведение самостоятельных теоретических и (или) экспериментальных исследований изучаемого вопроса или разрабатываемого объекта. В дипломных проектах, кроме того, должны быть отражены вопросы технологии, стандартизации, экономики и т.п., свойственные особенностям направлению.
Дипломный проект (работа) состоит из частей:
Титульный лист. (1 с., не нумеруется);
Содержание (1-2 с.);
Перечень условных обозначений, символов и терминов (если в этом есть необходимость) (1-2 с.);
Введение (2-3 с.);
Разделы, представляющие собой обзор литературных источников по теме, результаты обследования технологии на предприятии, используемые методы и (или) методики, собственные теоретические, практические и экспериментальные исследования, результаты расчетов, описание авторских организационных и инженерно-технических разработок. Технико-экономическое обоснование предложенного решения (40-50 с.);
Заключение (1-2 c.);
Библиографический список (2-3 c.);
Приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Отзыв руководителя дипломного проекта (работы);
Содержание разделов
Образец титульного листа приведен в Приложении «В». Порядок подписания титульного листа: автор (дипломник), руководитель, консультанты, заведующий кафедрой. После этого пояснительная записка дипломного проекта должна быть переплетена и направлена на рецензию.
|
Материал в аннотации рекомендуется представить в следующем виде:
Первый абзац – обоснование актуальности.
Второй абзац – формулировка цели дипломного проектирования.
Далее следует клише: «В ходе достижения поставленной цели решались следующие задачи: (перечень задач).
В результате, было установлено, что (описание проблемы).
Автором предложены следующие пути преодоления проблемы (описание предложения).
Они позволят достичь следующих результатов …
Во введении обосновывается выбор темы, характеризуется ее актуальность и практическая значимость, выделяются цели и задачи дипломной работы. Здесь же оговаривается объект исследования, круг исследуемых вопросов, обозначается фактический материал, на котором строится исследование. Студент должен аргументировать, чем и почему ограничен круг исследования, обосновать временные рамки исследования, выбор фактического материала и т.п.
Практика показывает, что студенты часто испытывают трудности формулировки цели и задач своей выпускной квалификационной работы. В связи с этим, цель дипломного проектирования можно сформулировать заменой сказуемого в предложении названия выпускной квалификационной работы глаголом (например «Расчет сил и средств…» переформулировать как «Рассчитать силы и средства»).
Содержание задач дипломного проекта (работы) формируется путем использования некоторых клише:
Проанализировать литературные источники в области (защиты населения и территорий, пожарной или промышленной безопасности и пр.);
|
Исследовать состояние (защиты населения и территорий, пожарной или промышленной безопасности и пр.) на (название объекта);
Оценить (рассчитать) последствия прогнозируемых аварий (ЧС, катастроф, стихийных бедствий);
Разработать организационно-технические решения по предупреждению и ликвидации ЧС, локализации аварий, снижению ущерба и пр. и обосновать их.
Первый раздел, как правило, носит теоретический (методологический) характер. В нем освещается история исследуемого вопроса, существующий в литературе дискуссионный материал, должна быть рассмотрена законодательная и нормативная база.
При осмыслении литературных источников студент должен не только пересказать имеющиеся в литературе точки зрения, но и обозначить и аргументировать свою позицию по рассматриваемому вопросу. Высказывания критикуемых авторов (цитаты) следует приводить полностью, без сокращений, с соответствующими ссылками на литературный источник. Если студент соглашается с приведенной точкой зрения, он должен выдвинуть в пользу имеющейся точки зрения свои дополнительные аргументы. Кроме того, важно точно обозначить, в каком источнике введен используемый в работе термин и какой смысл в него вкладывается авторами.
Как правило студенты не испытывают затруднений с освещением истории исследуемого вопроса, в то время как анализ нормативно-правовой базы проводится непоследовательно. В связи с этим, предлагается следующая последовательность:
Согласно Конституции Российской Федерации «каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» (Глава 2. Ст. 37). Деятельность по обеспечению данного права регламентируется Федеральными Законами (реквизиты с цитатами ФЗ «О защите населения и территорий…», «Противопожарной безопасности…», «Промышленной безопасности» …).
|
В соответствии с указанными Федеральными законами Президент РФ (Правительство РФ) приказали (постановили) следующее (реквизиты и цитаты из текста документов).
Для исполнения данных распоряжений министерства и ведомства (наименования) разработали и утвердили положение о новой структуре (название структуры), которая была создана (дата), разработали проекты нормативных документов (РД, ГОСТ, СНиП, ППБ, а также методические указания и рекомендации.).
Деятельность новой структуры (новых документов) направлена на упорядочение деятельности предприятий и организаций в области (описывается род деятельности). В ходе приведения в соответствии с новыми требованиями разработаны локальные акты (паспорта безопасности, технические регламенты, декларации соответствия, планы эвакуации, инструкции и пр.) и проведены мероприятия (описывается суть и результат мероприятий).
Анализ локальных актов (комплекса мероприятий) показал (описание недостатков, недочетов,…).
Второй раздел является базовой частью и занимает по объему 30-50 %. Целесообразно разбить его на подразделы:
2.1 Исследование объекта (характеризует студента, как бакалавра, способного грамотно проводить инженерное обследование технологии);
2.2 Расчет критериев опасностей (в нем студент проводит идентификацию опасностей, сценариев аварий и проводит количественную оценку прогнозируемой санитарной, инженерной, радиационной или пожарной обстановки);
2.3. Осуществляемые организационно-технические решения по предотвращению и ликвидации аварий, катастроф, по снижению ущерба от стихийных бедствий (тем самым студент демонстрирует навыки инженера в области защиты в чрезвычайных ситуациях).
Если выпускная квалификационная работа посвящена теоретическим вопросам, то упор делается на освещение используемых на практике методов и принципов, служащих основой теоретических разработок, предлагаемых студентом. При этом недопустимо простое пересказывание инструкций, специальной литературы, учебников. Студент должен творчески подойти к рассматриваемому вопросу и обосновать свою точку зрения.
Третий раздел содержит подробное описание предлагаемых решений, которые должны сопровождаться иллюстративным материалом (графики, диаграммы, расчеты и т.п.). Особое внимание следует уделить последствиям внедрения предложений студента на практику соответствующей деятельности, на изменение соответствующих показателей предприятия в сфере безопасности в случае принятия им решений, полученных студентом. Далее приведены примеры мероприятий, разрабатываемых при дипломном проектировании в отделах ГО и ЧС предприятий.
Мероприятия предупреждения ЧС.
Предупреждение ЧС осуществляется путем предотвращения возникновения источников ЧС и уменьшения масштабов последствий. Предлагаются конкретные мероприятия по ликвидации причин возможных аварий, включая необходимые инженерно-технические и технологические решения (с расчетами).
Для уменьшения масштабов последствий предлагаются мероприятия повышения устойчивости объекта. Конкретные инженерные решения (мероприятия), обеспечивающие устойчивость работы объекта, установки, системы, прибора и т.п. при воздействии определенного поражающего фактора (ударной волны, теплового излучения и т.д.), необходимо обосновывать и подтверждать расчетами.
Пример выводов по этому этапу:
1 Для предупреждения возникновения химической аварии (ХА) на складе готовой продукции необходимо предусмотреть..., исключить нахождение вблизи готовой продукции..., принять меры профилактики (организация курения только в специально оборудованных местах, запрет на сварочные работы, использование неискрящего электрооборудования и т.д.).
2 Для уменьшения возможных масштабов последствий ХА необходимо: сократить запасы готовой продукции (путем сокращения срока хранения); произвести обвалование наземных емкостей с отравляющим химическим веществом (ОХВ) …; создать запасы нейтрализующих веществ: … – … тонн, … – … тонн и т.д.
Мероприятия защиты производства и персонала.
Меры защиты включают:
− обнаружение поражающих факторов (заражения);
− оповещение персонала об опасности;
− защиту оборудования от воздействия поражающих факторов;
− эвакуацию персонала и материальных ценностей из зон опасности;
− использование средства коллективной защиты персоналом;
− использование персоналом средств индивидуальной защиты (СЗОД, СЗК, МСЗ).
Пример выводов по этому этапу:
1 Для защиты оборудования цеха от воздействия … необходимо:...
2 Для защиты персонала цеха от воздействия ОХВ необходимо: установить систему сигнализации с выводом в диспетчерскую; установить систему оповещения персонала о химической (по радио); разработать схему эвакуации персонала при аварии и т.д.
3 Особую опасность при ХА, сопровождающейся пожаром, представляют токсичные продукты горения... оксид углерода и.... Для определения наличия СО в воздухе используется газосигнализатор...с пределом срабатывания сигнализации на уровне ПДК. При подаче сигнала персонал одевает противогазы и подсоединяет к коробке дополнительные патроны типа ДПГ-1. При появлении признаков поражения необходимо.... и т.д..
Мероприятия локализации и ликвидации источников ЧС
Рекомендации по локализации очагов опасности (источников ЧС) должны содержать описание способов и средств локализации взрывов, выбросов ОХВ.
Далее описываются способы и средства ликвидации последствий ЧС. В частности, технология обеззараживания оборудования, территории, СЗК и одежды, санитарная обработка персонала.
Пример выводов по этому этапу:
1 Для локализации источника ЧС использовать методы обеззараживания разлившегося ОХВ путем засыпки слоя жидкости.... На направлении распространения облака зараженного воздуха предусмотреть постановку нейтрализующей завесы разбрызгиванием … из … автоцистерн и т.д.
2 При невозможности локализации источника ЧС вызывается... по тел. _____. Обеззараживание ОХВ осуществляется с помощью... (способы и средства обеззараживания должны соответствовать виду ОХВ).
3 Персонал, участвующий в локализации источника ЧС использует средства защиты органов дыхания:... и кожи:....
Четвертый раздел посвящен технико-экономическому обоснованию предложенных решений. Здесь проводится расчет необходимых средств для практической реализации дипломного проекта, в том числе, стоимость оборудования и производства работ, штатное расписание вновь создаваемой структуры, календарный план реализации проекта. В случае неопределенной стоимости мероприятий, заложенных в проекте, рассчитывается экономический эффект, достигаемый в результате их внедрения.
В последней главе исследовательской дипломной работы обобщается вся проделанная студентом работа. В ней на базе исследования, проведенного в предыдущих главах, приводятся решения задачи, предлагаемые студентом. Все выводы и рекомендации, предлагаемые в дипломной работе, должны быть обоснованы и убедительно аргументированы.
В заключении кратко упоминаются основные этапы работы, отражаются основные результаты, полученные студентом, важнейшие практические предложения, содержащиеся в дипломном проекте (работе). В дипломном проекте приветствуется краткий сравнительный анализ предполагаемых затрат на реализацию проекта и предотвращенного ущерба.
Выпускная квалификационная работа, оформленная надлежащим образом, должна быть переплетена. Не допускается применение скоросшивателей, либо папок типа скоросшивателя. Отзыв научного руководителя на дипломный проект (работу) прикладываются в качестве приложений.
Общий объем дипломного проекта, без приложений должен составлять не менее 30 страниц машинописного текста, рекомендуемый объем – от 40 до 50 страниц.Превышение данного объема свидетельствует о неумении студента работать с материалом и выделять наиболее значимые факты, делать четкие выводы из проведенного исследования.