Современная система образования в ДОУ проходит этап значительных изменений, что связанно с социальными и экономическими изменениями, происходящими в обществе. Постоянно усиливающееся влияние различных отрицательных факторов на организм детей, таких как экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода приводит к ухудшению состояния их него здоровья, а так же к снижению умственного и физического потенциала [16, 185]. А всё возрастающие требования к подготовке к обучению детей дошкольного возраста в школе приводят к снижению их двигательной активности, за счет увеличения часов отводимых на интеллектуальное развитие [36].
Нами были проанализированы основные комплексные и парциальные программы воспитания в детском саду, а так жебыл проведен анализ диссертационных работ, исследования в которых проводились в сфере физического воспитания дошкольников.
Комплексные программы
«Программа воспитания и обучения в детском саду»(2004) – программа является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» и под редакцией М. А. Васильевой (1985). Руководители – М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова и др. В данной программе предусматривается охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности.Хотя программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и имеет четкую структуру и подробное содержание занятий, в ней не учитываются показатели физического развития и состояния здоровья ребенка. Так же не учтён потенциал использования элементов игровых видов спорта[161].
|
«Детство»(1991) – программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой, Н.А. Ноткиной [82]. «Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Физическое воспитание в ней представлено в основном парциальной программой по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе». Авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.
«Радуга»(1989) – программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т. Н. Дороновой [79].
Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Одной из основных задач программы является «сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни».
Раздел «Физическая культура» в соответствии с каждой возрастной группой имеет разное название и структуру.Так для детей старшей группы представлены: перечень двигательных навыков, правила организации физических упражнений, особенности организации прогулок (длительность, назначение и этапы прогулки, требования к одежде детей в соответствии со временем года), организация и особенности проведения утренней гимнастики и гимнастики после сна.
|
«Истоки»(1995) – Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, руководители – Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова и др. Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе [6].
Для каждого возрастного периода в разделе «Физическое развитие» представлены характеристики возрастных возможностей и задачи физического развития детей. Также в данном разделе раскрывается содержание педагогической работы с детьми: упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис). Также в разделе «Физическое развитие» определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психофизического развития детей, в частности эмоциональном состоянии и поведении, показатели физического, функционального развития и физической подготовленности.
Парциальные программы
Программа «Физическая культура – дошкольникам» Автор: Л.Д. Глазырина [193].
Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Задачи программы имеют следующие направления:
оздоровительное — обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;
воспитательное — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;
|
образовательное — обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.
Программа «Здоровье». Автор: В.Г. Алямовская.
Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника [192].
Созданию программы «здоровье» способствовало исследование, в результате которого выяснилось, что общепринятая программа физического воспитания не реализует потребность детей в движении.
В частности, было установлено, что система закаливания не учитывала условий детского сада и требовала большой предварительной работы.Однообразные физкультурные занятия, подчиненные жесткой методике проведения, не развивали у детей интерес к спорту, не стимулировали развитие способностей; нормативы физической подготовки не учитывали степень физического развития и состояние здоровья детей; наблюдался также усредненный подход к системе физического воспитания в целом [36].
В противовес этому автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.
Программа «Театр физического воспитания для дошкольников». Автор: Н.Н. Ефименко[185].
Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию — с новой идеологией, философией, методикой.
Театр — это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей [36].
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, сидячий, стоячий, лазательный, беговой, прыжковый [192].
В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипуляторные действия.
Анализ содержания комплексных и парциальных программ физического воспитания детей дошкольного возраста, вскрыл отсутствие применения элементов игры в гандбол, как в целях общеоздоровительной направленности, так и в целях роста уровня развития двигательных действий, физических качеств и умственного развития.