Положения, выносимые на защиту




Содержание

Введение -----------------------------------------------------------------------3

1. Глава 1 Теоритические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе использования элементов игры в гандбол в условиях ДОУ ------------------------------------------ 12

1.1 Опережающее развитие и его реализация в физическом воспитании в ДОУ -------------------------------------------------------------------------------- 12

1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста – 15

1.3 Программное обеспечение физического воспитания

дошкольников---------------------------------------------------------------------33

1.4 Теоритические основы использования элементов игры в гандбол в физическом воспитании детей дошкольного возраста ------------------- 39

1.5 Влияние игры в гандбол на мотивационно-эмоциональную сферу детей дошкольного возраста --------------------------------------------------- 45

1.6 Гуманное поведение детей дошкольного возраста ------------------- 48

Выводы по первой главе -------------------------------------------------------- 52

2. Глава 2 Методы и организация исследования -------------------------- 54

2.1 Методы исследования ------------------------------------------------------- 54

2.2 Организация исследования ------------------------------------------------- 61

3. ГЛАВА 3 Обоснование экспериментальной программы физического воспитания детей дошкольного возраста на основе элементов

гандбола ------------------------------------------------------------------------- 63

Выводы по третьей главе -------------------------------------------------------- 76

 

4. Глава 4 Влияние применения программы по физическому воспитанию дошкольников на основе элементов гандбола на развитие детей старшего дошкольного возраста ------------------------------------------ 78

4.1 Анализ влияния экспериментальной методики на здоровье детей старшего дошкольного возраста ------------------------------------------ 78

4.2 Влияния физкультурных занятий с использованием элементов игры в гандбол, на развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста ------------------------------------------------------- 84

4.3 Влияния физкультурных занятий с использованием элементов игры в гандбол, на мотивацию к занятиям физической культурой детей старшего дошкольного возраста ------------------------------------------ 91

4.4 Влияния физкультурных занятий с использованием элементов игры в гандбол, на физическую подготовленность и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста ---------------------------------- 99

Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 128

Практические рекомендации ------------------------------------------------------- 131

Список литературы ------------------------------------------------------------------- 134

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. За новейшие годы система дошкольного образования претерпела значительные изменения, характеризующиеся гуманизацией педагогического процесса. Активизация гуманистических тенденций в воспитании детей является особенностью нашего времени [6,30, 36].Ученые и специалисты все более склоняются к выводу, что система физического воспитания дошкольников должна нести в себе целостное, гуманистическое воздействие на личность, обеспечивать реализацию права каждого ребенка на постоянное и наиболее полное физическое развитие[1, 4, 20]. Модифицировалась действительность, которая окружает детей. На смену подвижным играм пришли игры компьютерные. Первоочередным для родителей становится интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Содержание отечественного дошкольного образования,отвечая на запросы общества, сориентировано преимущественно, на интеллектуальное развитие детей, и зачастую оставляет за рамками интересов воспитателей физическое и социально-личностное воспитание детей[192, 193]. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в ДОУ и его организация, основанная на доминировании статических нагрузок, содействует искусственному урезанию объема произвольной двигательной активности[36]. Это удостоверяется тенденцией ухудшения состояния здоровья, снижением уровня двигательной подготовленности детей дошкольного возраста [81, 125, 142, 180и д.р.].

Специалисты- практики указывают на то, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями[24, 162и д.р.].

На современном этапе развития общества мало внимания в теории и методике физического воспитания уделяется содержанию развивающего обучения, не в полной мере в физическом воспитании дошкольников реализована возможность содействовать естественному физическому развитию, опережая его ход[53]. Совершенствование процесса физического воспитания неразрывно связано с разработкой современных педагогических технологий, необходимостью использования в практике ДОУ концепции развивающего обучения, которая в полной мере соответствует принципам гуманистической педагогики и психологии и создает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебной деятельности в сфере физического воспитания дошкольников.

В данном контексте особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников [2, 8, 55, 96 и д.р.].Несмотря на это, они до настоящего времени не нашли должного применения в практике физического воспитания старших дошкольников. Одна из причин последнего заключается в недостаточной научной и методической разработанности данной проблемы в отношении детей 5-6 лет.

Степень разработанности темы исследования. По определению отечественных психологов JI.C. Выготского (1984) [54], А.В. Запорожца (2000) [90], А. Н. Леонтьева (1972) [119], Д. Б. Эльконина (1989) [234], игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноценный объект деятельности. J1.C. Выготский (1984)[54] отмечал, что игра создает «зону ближайшего развития», в ней ребенок становиться «как бы на голову выше самого себя». Д.Б. Эльконин (1989)[234] рассматривая влияние игры на психическое развитие ребенка, выделял такие новообразования, как развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, развитие умственных действий и произвольной регуляции поведения. Многие исследователи[7, 43, 57 и д.р.] - констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка [150, 180, 218, 219 и д.р.] подчеркивается, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях названных авторов достаточно глубоко раскрыто содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений.

Анализ источников научно-методической литературы и организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре у младших дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

а) возрастающими требованиями к образовательным программам, предназначенным для детей дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью педагогических условий, позволяющих компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.

б) необходимостью реформирования физического воспитания в ДОУ на основе идей развивающего обучения, и отсутствием инновационных технологий, методических указаний по применению методов опережающего развития в процессе занятий физической культурой со старшими дошкольниками.

в) между объективной необходимостью своевременного формирования двигательных действий и повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста и недооценкой потенциальных возможностей использования элементов игры в гандбол.

Актуальность и педагогическая значимость этой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Реализация опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола».

Объект исследования - процесс обучения двигательным умениям и навыкам на уроках физической культуры с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования — содержательные и организационно-методические особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста на основе применения элементов игры в гандбол в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: использование на физкультурных занятиях в ДОУ элементов игры в гандбол будет педагогически целесообразной и эффективной и позволит повысить уровень двигательной подготовленности и положительно повлияет на динамику физического развития детей старшего дошкольного возраста, если:

- определены содержательные особенности эффективного применения элементов игры в гандбол в физическом воспитании старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения и разработана на этой основе инновационная учебная программа;

- сформирована мотивационная готовность детей к изучению двигательных действий с мячом;

- создана активная позиция детей в проявлении доброжелательности к сверстникам, на основе вовлечения их в двигательную деятельность с мячом, побуждаемую мотивами взаимной поддержки, помощи, внимания друг к другу;

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности применения методики физкультурных занятий на основе использования элементов игры в гандбол с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Задачи исследования:

1) Изучить практический опыт и теоретические подходы к решению проблемы использования игровых видов спорта в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

2) Разработать экспериментальную программу применения элементов игры в гандболна физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в рамках деятельности ДОУ.

3) Экспериментально обосновать эффективность реализации этой программы на основе разработанных модели и педагогических условий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Научная новизна исследования:

1.Разработана экспериментальная программа «реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола».

2. Выявлены и практически обоснованы педагогические условия реализации данной программы.

3. экспериментально доказано, что применение элементов игры в гандбол на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях обеспечивает повышение уровня физической подготовленности и физического развития, способствует развитию мотивации у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культуре, содействует воспитанию доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста знаниями и представлениями о содержательных и организационно-методических особенностях применения элементов гандбола в физическом воспитании в условиях ДОУ.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений, выводов, научно-методических и дидактических материалов при планировании физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях; проведении занятий по физической культуре и организации самостоятельной двигательной деятельности в процессе физического воспитания.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Решение проблемы осуществлялось на основе представления о ведущей роли деятельности в становлении личности (А.Н. Леонтьев, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин [120, 91, 234]), теории развивающего обучения (Выготский Л. С., Давыдов В.В.,Эльконин Д.Б. [54, 77, 234])., теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста (А. В. Кенеман, Т. И. Осокина;Степаненкова Э. Я. и др. [103, 146, 180]), теории и методики гандбола (Гарбаляускас Ч.Л., Игнатьева, В. Я.,Клусов, Н. П.[67, 93, 106 и д.р.]).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоритический анализ и обобщение литературных источников и научно -методических материалов по исследуемой проблеме.

2. Индивидуальная беседа.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Педагогическое тестирование.

5. Анкетирование.

6. Антропометрические измерения.

7. Педагогический эксперимент

8. Методы математической статистики.

Положения, выносимые на защиту

1. Практическая реализация социального заказа общества, направленного на соответствие дошкольного образования целям опережающего развития, в повышении уровня обучености двигательным умениям и навыкам возможна при условии повышения эффективности занятий по физической культуре в старших группах ДОУ, которую обеспечивает реализация опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола.

2. Применение в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста элементов игры в гандбол, как действенного средства двигательной подготовки и физического развития сдерживается отсутствием научно обоснованной методики физкультурных занятий.

3. Модель реализации экспериментальной программы «реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола» включает: цель, задачи, принципы, а также содержательный и управленческий компоненты. Педагогическими условиями эффективного применения этой модели в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения являются:

- обеспечение связи программы с государственными образовательными программами воспитания и обучения детей;

- воспитание мотивационной готовности к обучению;

- воспитание доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе физкультурных занятий представляющие собой общую эмоционально-положительную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в совместной двигательной деятельности.

- предварительное формирование у детей ориентировочной основы двигательных действий с мячом в виде знаний и представлений о двигательной задаче, способах ее решения на основе выделения опорных точек;

- сопряженное развитие физических качеств и усвоения дошкольниками элементов игры в гандбол;

- использование игры как ведущего вида деятельности дошкольников;

- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи;

3. Установлено, что применение экспериментальной программы «реализации опережающего подхода в физическом воспитании дошкольников на основе элементов гандбола» в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУприводит к существенному снижению случаев заболеваемости детей, улучшению физического развития, повышению показателей физических качеств, мотивации детей к занятиям физической культурой, воспитанию у детей привычек гуманного поведения.

Степень обоснованности выводов и основных положений, выносимых на защиту, обеспечивается опорой на концептуальные положения теории и методики физического воспитания, теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста, теории и методики гандбола. Достоверность полученных результатов подтверждается применением комплекса методов, адекватных предмету и цели исследования, результатами педагогического эксперимента с участием достаточных выборок испытуемых, корректным применением методов математической статистики при количественном анализе экспериментальных данных, личным участием автора в организации и проведении опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы освещались в публикациях и представлялись в различных сообщениях автора. По теме исследования опубликовано 10 работ. Материалы исследования докладывались на межвузовских научно-практических конференциях, прошли апробацию в детском саду.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы. Содержание работы изложено на 153 страницах, включает 17 таблиц и 16 рисунков. Список литературы включает 248 источников, в том числе 8 на иностранных языках и два источника сети ИНТЕРНЕТ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: