ХарактеристикаОценка рисковых потерь в агропромышленном комплексе России




Лекция 6 Экологическая оценка группы рисков в агропромышленном комплексе

Введение

. Объективно присущие любому сегменту экологических отношений разноплановые риски в ус­ловиях экономических кризисов проявляются в более значительной степени, чем в стандартных условиях. Это, в первую очередь, относится к ключевым сегментам национальной экономики, та­ким как агропромышленный комплекс.

Риски в агропромышленном комплексе оказывают влияние на общий уровень продовольственной безопасности в государстве, на уровень жизни населения, поэтому должны являться предметом научного познания и изучения.

В лекции проведено исследование клас­сификации рисков в агропромышленном комплексе РФ, которая в настоящее время является ос­новной в нашей стране, а также особенностей их развития в посткризисный период. Обоснована необходимость активного воздействия на совокупность рисков в агропромышленном комплексе с целью обеспечения его устойчивого развития

 

1. Риск как неотъемлемая характеристика производственной деятельности. Группы рисков в агропромышленном комплексе

 

Агропромышленный комплекс является сложной системой, которой объективно присущи все основные особенности большой системы: сложность структуры, сложность связей, кото­рая обусловлена сложностью структуры АПК [6, с. 33]. Состояние агропромышленного комп­лекса является важным индикатором состояния национальной экономики любого государства в целом. Для Российской Федерации значимость агропромышленного комплекса обусловлена исторически сложившимися связями населения значительной части страны с землей, с работой на земле, высокой долей сельскохозяйственного производства в валовом внутреннем продукте, с необходимостью обеспечения продовольствен­ной безопасности.

Риск как неотъемлемая характеристика лю­бого вида экономической деятельности в сель­ском хозяйстве присутствует на всех стадиях со­здания продукции. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. №120, выделяются следу­ющие группы рисков в агропромышленном комплексе:

1) агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменени­ями, а также последствиями природных и техно­генных чрезвычайных ситуаций;

2) технологические риски, вызванные от­ставанием от развитых стран в уровне техноло­гического развития отечественной производс­твенной базы, различиями в требованиях к бе­зопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;

3) макроэкономические риски, обусловлен­ные снижением инвестиционной привлекатель­ности отечественного реального сектора эконо­мики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важней­ших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;

4) внешнеторговые риски, вызванные коле­баниями рыночной конъюнктуры и примене­нием мер государственной поддержки в зару­бежных странах [1, с. 502];

5) социальные риски, проявляющиеся че­рез изменение показателей здоровья населения страны в связи с определенной структурой пот­ребления продукции агропромышленного ком­плекса, а также доступностью этой продукции для населения.

Степень влияния рисков на состояние агро­промышленного комплекса и национальной эко­номики в целом наиболее значительна в усло­виях масштабных кризисных явлений, обуслов­ленных, в частности, негативными тенденциями общемирового значения. Глобальный экономи­ческий кризис 2008-2010-2013 гг., последствия кото­рого проявляются и в настоящее время, актуа­лизировал содержание рисков агропромышлен­ного комплекса.

Агроэкологические риски х арактеризуются влиянием природно-климатических факто­ров на условия хозяйствования в АПК, а также причин природного и техногенного характера. Проявление агроэкологических рисков воз­можно также в условиях распространения опас­ных вирусных заболеваний, приводящие к небе­зопасности продуктов питания для населения. Отдельно выделяются риски в животноводс­тве, связанные с забоем зараженного большого числа поголовья скота и птицы с последующей утилизацией туш в ситуациях эпидемиологичес­кой опасности.

Важное значение в системе рисков данной группы имеет риск нехватки водных ресурсов, необходимых, в частности, для орошения сель­скохозяйственных земель. «Во многих регионах мира пресная вода дефицитна и ее наземные и подземные ресурсы убывают» [4, с. 243]. Этот риск усугубляется дефицитом средств на финан­сирование капитальных вложений в обустройс­тво систем для обеспечения сельскохозяйствен­ных земель водными ресурсами.

Риски данной группы рисков оказывают зна­чительное влияние на состояние продовольс­твенной безопасности, так как на определенный период резко сокращается выпуск продукции сельского хозяйства; сокращение производс­тва с определенным лагом проявляется в пи­щевой и перерабатывающей промышленности. Стабильное и ритмичное снабжение населения региона продуктами питания на определенный период нарушается на период поиска новых каналов поставок сельскохозяйственного сы­рья, соответствующего требованиям качества и безопасности.

Опосредованным проявлением рисков агро- экологического характера будут уменьшение задействованных производственных мощностей на предприятиях пищевой и перерабатываю­щей промышленности, сокращение или запрет межрегионального и международного экспорта сельскохозяйственной продукции, а также гото­вых пищевых продуктов, рост импортных или межрегиональных поставок сельскохозяйствен­ного сырья и продовольствия. Все эти обстоя­тельства пагубным образом скажутся на состо­янии продовольственной безопасности региона.

В ситуации экономического кризиса 2008-­2010 гг. агроэкологические риски, проявлением которых в отдельных регионах РФ стало сниже­ние урожайности зерновых из-за неблагоприят­ных природно-климатических условий (позд­няя весна, засушливое лето, дождливая осень), привели к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции и росту цен. Государством была оказана поддержка многим предприятиям сельского хозяйства через субси­дирование процентных ставок по кредитам, до­таций на приобретение горюче-смазочных мате­риалов. Важнейшим инструментом управления агроэкологическими рисками являются зерно­вые интервенции.

Продажа на рынке запасов из государствен­ного зернового фонда позволяет стабилизиро­вать цены на рынке, оказать поддержку пред­приятиях, которые занимаются выращиванием скота, создать условия для постепенного вос­становления устойчивости агропромышленного комплекса. В целом следует подчеркнуть, что агроэкологические риски являются достаточно трудно прогнозируемыми, поэтому в рамках на­циональной системы прогнозирования кризис­ных ситуаций следует предпринять усилия по созданию многофакторной модели оценки рис­ков этой группы.

Основы государственной политики в области учета изменений климата и их последствий из­ложены в Климатической доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом 17 де­кабря 2009 г. [2]

«Чтобы адаптировать сельскохозяйственное производство к климатическим изменениям, необходимо продвигать (расширять) зону зем­леделия в северном направлении, в достаточно увлажненные районы» [7, с. 103].

Технологические риски сельского хозяйст­ва,

 

Оценка рисковых потерь в агропромышленном комплексе России

 

 

№ п/п Вид рисков  

ХарактеристикаОценка рисковых потерь в агропромышленном комплексе России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п Вид рисков Характеристика Последствия и оценка потерь
  Инвестиционные Частичная или полная отмена субсидиро­вания государством процентных ставок как одной из мер "желтой"корзиныВТО Трудности расширенного воспроизводства, повышение стоимости кредитных ресурсов на 15-20%
Рост процентной ставки по кредитам Увеличение маржи коммерческих банков (в настоящее время ее размер достигает 7-9 %)
Риск отказав кредитовании Снижение объема кредитных ресурсов до 500 млрд руб. в год
  Риски поддержки Неполная инфраструктурная поддержка Дополнительные затраты на запуск проекта и выход на проектную мощность
Уменьшение (отмена) субсидирования производственных затрат Уменьшение прибыли; снижение уровня рентабельности реализованной продукции до 30 процентных пунктов Уровень государственной поддержки мяс­ного скотоводства составляет 3-5 % от про­изводственных издержек (в странах Евро­союза - от 30 до 90 %)
  Внешнеэкономические Отмена квот в Евросоюзе на ограничение производства молока и снижение в 2016 г. импортных пошлин по условиям ВТО Угроза продовольственной безопасности по молоку, усиление эффекта импортных заку­пок, увеличение объемов импорта молочных продуктов на 30-50 %
Изменение тарифной защиты рынка мяса Для производителей говядины и свинины потери составят 17-20 млрд руб. в год
  Производственные Рост производственных затрат вследствие повышения цен на ресурсы В результате повышения цен на фуражное зерно себестоимость мяса свиней может увеличиться на 30-40 %
  Глобализационные Снижение мер поддержки производителей агропромышленного комплекса в резуль­тате сжатия "желтой" корзины по прави­лам ВТО Потеря конкурентоспособности продукции, ограничение прямой поддержки агропро­мышленного комплекса до 4,4 млрд долл. в год

 

Последствия и оценка потерь
  Инвестиционные Частичная или полная отмена субсидиро­вания государством процентных ставок как одной из мер "желтой"корзиныВТО Трудности расширенного воспроизводства, повышение стоимости кредитных ресурсов на 15-20%
Рост процентной ставки по кредитам Увеличение маржи коммерческих банков (в настоящее время ее размер достигает 7-9 %)
Риск отказав кредитовании Снижение объема кредитных ресурсов до 500 млрд руб. в год
  Риски поддержки Неполная инфраструктурная поддержка Дополнительные затраты на запуск проекта и выход на проектную мощность
Уменьшение (отмена) субсидирования производственных затрат Уменьшение прибыли; снижение уровня рентабельности реализованной продукции до 30 процентных пунктов Уровень государственной поддержки мяс­ного скотоводства составляет 3-5 % от про­изводственных издержек (в странах Евро­союза - от 30 до 90 %)
  Внешнеэкономические Отмена квот в Евросоюзе на ограничение производства молока и снижение в 2016 г. импортных пошлин по условиям ВТО Угроза продовольственной безопасности по молоку, усиление эффекта импортных заку­пок, увеличение объемов импорта молочных продуктов на 30-50 %
Изменение тарифной защиты рынка мяса Для производителей говядины и свинины потери составят 17-20 млрд руб. в год
  Производственные Рост производственных затрат вследствие повышения цен на ресурсы В результате повышения цен на фуражное зерно себестоимость мяса свиней может увеличиться на 30-40 %
  Глобализационные Снижение мер поддержки производителей агропромышленного комплекса в резуль­тате сжатия "желтой" корзины по прави­лам ВТО Потеря конкурентоспособности продукции, ограничение прямой поддержки агропро­мышленного комплекса до 4,4 млрд долл. в год

пищевой и перерабатывающей промыш­ленности сопряжены с неудовлетворительным состоянием материально-технической части предприятий и организаций (моральный, фи­зический и функциональный износ техничес­ких средств и оборудования).

Также примером приисков этой группы является несоответствие технологических процессов и оборудования тре­бованиям стандартов и регламентов производс­тва продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

С точки зрения доступности специализиро­ванной техники и оборудования технологические риски в рамках обеспечения продовольственной безопасности раскрываются в зависимости от процесса технического и технологического пере­вооружения (модернизации) предприятий АПК, от поставок импортного оборудования, услуг иностранных компаний по сервису и ремонту поставляемого оборудования.

Отставание сель­скохозяйственного, пищевого и перерабатываю­щего машиностроения, сочетающееся с низкими показателями конкурентоспособности продук­ции по цене, качеству и степени автоматизации, ограничивают возможности по обеспечению про­довольственной безопасности региона, заведомо сокращающие внутренний производственный и экспортный потенциал многих регионов РФ.

Невнимание со стороны государственных орга­нов власти к технологическому развитию АПК сохранит отставание от развитых стран.

В условиях экономического кризиса сте­пень тяжести рисков данной группы усилилась в связи с ростом процентных ставок по креди­там, более значительным трудностям в привле­чении предприятиями АПК заемных средств и в использовании лизинговых схем. Предприятия агропромышленного комплекса, по сути, оказа­лись в ситуации необходимости выживания за счет собственных средств, которых практически никогда не хватало даже самому крупному пред­приятию. Накопление износа основных фондов сдерживало диверсификацию производимой продукции, переход на новые виды производств и деятельности, что могло бы позволить выйти из кризиса с меньшими потерями.

Инструментом регулирования рисков этой группы, активно применявшимся в нашей стране в период кризиса (и на современном этапе), яви­лось развитие адресного льготного кредитова­ния предприятий АПК со стороны крупнейших банков с государственным участием — прежде всего, Россельхозбанка.

Кроме того, прямая го­сударственная поддержка приобретения сель­скохозяйственными предприятиями техники, оборудования позволила активизировать про­изводство, начать его постепенную диверсифи­кацию. Государство обратило повышенное вни­мание на заводы, производившие оборудование для сельского хозяйства, пищевой и перерабаты­вающей промышленности.

Макроэкономические риски по своей сути включают в себя риски внутреннего и внешнего характера, которые подразделяются на нацио­нальные макроэкономические риски и общеми­ровые макроэкономические риски, в том числе внешнеторговые.

Национальные макроэкономические риски, влияющие на развитие АПК и процесс обеспече­ния продовольственной безопасности, связаны с темпами агроинфляции, изменением цен на ре­сурсы, потребляемые в АПК, мерами фискальной и тарифной политики, а также государственной поддержки сельского хозяйства.

В условиях эко­номического кризиса наиболее губительное вли­яние имел рост цен на горюче-смазочные матери­алы, повлекший существенные убытки предпри­ятий отрасли. Возникший, безусловно, под влия­нием снижения мировых цен на энергоресурсы и желанием предприятий нефтегазового комплекса компенсировать потери на мировом рынке за счет внутренних потребителей, этот процесс был при­остановлен действиями государства в рамках ан­тимонопольного законодательства и через прямое финансирование приобретения предприятиями АПК топлива и горюче-смазочных материалов. Это позволило провести посевную кампанию, уборку урожая и иные важные, не терпящие отла­гательства мероприятия.

К основным общемировым макроэкономи­ческим рискам следует отнести внешнеторговые риски, которые проявляются в обязательствах по таможенному регулированию, характерных для стран — членов таможенных и торговых союзов (Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России; Всемирная торговая организация и др.); изменении мировых цен на сельскохозяйствен­ные товары, курса валют и степени вовлечен­ности страны в интеграционные и обменные процессы.

Значительное влияние на темпы развития пи­щевой и перерабатывающей промышленности, производящих продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости, оказывает макроэко­номический риск укрепления или ослабления национальной валюты.

Реализация экспортного потенциала АПК с привлечением иностранных инвесторов во многом будет зависеть от моне­тарной политики государства. Рост объемов иностранных инвестиций в отрасль, приведет к необходимости определения достаточного их уровня при оценке финансовой независимости в обеспечении продовольственной безопасности.

Обратим внимание на то, что внешнеторго­вые риски в перспективе получат новые качес­твенные характеристики в связи с вхождением России во Всемирную торговую организацию. Искусственные конкурентные ценовые преиму­щества зарубежной продукции, формируемые за счет различных мер государственной поддержки производства, могут вытеснить с рынка более дорогую отечественную сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, что может пов­лечь за собой сокращение объемов и спад оте­чественного производства. Очевидно, данный вид рисков обусловлен «фактором открытости экономики » [5, с. 86].

Инструментами снижения неблагоприятного воздействия макроэкономических рисков яв­ляются средства финансового страхования для предприятий и организаций АПК, а также меры государственной защиты внутреннего рынка путем предоставления субсидий, протекции интересов сельхозтоваропроизводителей при вхождении в таможенные и торговые союзы, ус­тановление тарифно-таможенных ограничений по ввозу продовольствия на внутренний рынок.

Одним из значимых видов рисков, раскрыва­ющих проблемы обеспечения продовольствен­ной безопасности, является группа социальных рисков. Данная группа рисков характеризует со­стояние здоровья населения, которое поддержи­вается качественным и калорийным питанием в рекомендуемых нормах потребления, соответс­твующих территории проживания, трудовой активности и внутренним потребностям для ак­тивной жизнедеятельности.

Часть рисков социальной группы характери­зуется показателями доступности для населения продовольствия в экономическом и физичес­ком содержании.

Экономическая доступность складывается из совокупности параметров, к которым можно отнести динамику цен на про­дукты питания, изменение покупательной спо­собности, динамику доходов населения и др. Физическая доступность «продовольствия пред­полагает бесперебойное поступление... в места потребления в объемах и в ассортименте, соот­ветствующих платежеспособному спросу» [8, с. 18].

Нивелирование отрицательного воздействия группы социальных рисков, может быть осу­ществлено за счет:

во-первых, создания системы гарантиро­ванного доступа потребителей различных соци­альных групп вне зависимости от уровня дохо­дов к продовольственному рынку и предостав­ления возможности приобретения продуктов питания по приемлемым ценам;

во-вторых, регулирования торговой де­ятельности в целях снижения количества пос­реднических структур и налаживания прямых связей между участниками АПК и продовольс­твенного рынка;

в-третьих, формирования мер поддержки предприятий и организаций АПК на всех этапах от производства до реализации.

Реализация мер сдерживания рисков без увеличения межотраслевых и внутренних дис­балансов позволит организовать эффективную товаропроводящую региональную сеть, будет способствовать снижению стоимости сель­скохозяйственного сырья при сохранении или повышении экономической эффективности де­ятельности в данном секторе, а также приведет к расширению экономической доступности про­дуктов питания за счет снижения цен.

2. Разработка пакета мероприятий направленных на стабилизациюантикризисного характера в агропро­мышленном комплексе

В условиях экономического кризиса, в рамках широкого пакета мероприятий, направленных на стабилизацию уровня доходов населения и показателей безработицы, государс­твом были предприняты шаги по увеличению пенсий и заработных плат, стипендий, иных социальных выплат. Средства, дополнительно выделенные населению, были частично направ­лены на приобретение продукции агропромыш­ленного комплекса, что поддержало на относи­тельно стабильном уровне объемы реализации продукции. Целевая поддержка населения сель­скохозяйственно ориентированных населенных пунктов (средства на приобретение жилья для молодых семей, стимулирование притока ра­бочей силы за счет мигрантов из бывших рес­публик СССР) позволила сохранить кадровый потенциал предприятий АПК, предотвратить необратимые процессы.

В целом, при разработке и реализации про­грамм антикризисного характера в агропро­мышленном комплексе следует учитывать ряд ограничений.

Во-первых, ограничения рыночного харак­тера, которые характеризуются невозможностью реализации коммерческого потенциала предпри­ятий и организаций АПК путем продажи про­дукции с получением выручки, обеспечивающей финансовую стабильность и независимость.

К рыночным ограничениям относятся:


—отсутствие механизмов долгосрочного планирования, основанного на системе финан­сового страхования (поставок сельскохозяйс­твенного сырья, цен на энергоносители, условий погоды и т. д.);

—неразвитость средств прямой коммуни­кации между предприятиями в рамках единого производственного цикла;

—низкий показатель распространения меха­низмов открытого рыночного ценообразования на продукцию сельского хозяйства;

— закрытость информационных ресурсов;

—ограниченность финансовых ресурсов на реализацию мероприятий по продвижению продукции.

Во-вторых, ограничения инфраструктурного характера, которые препятствуют повышению конкурентоспособности продукции посредс­твом увеличения непроизводственных расходов в виде трансакционных издержек.

Это, например:

—отсутствие сети логистических объектов, пригодных для использования предприятиями АПК, включая средства и пути транспортировки сельскохозяйственной продукции;

—нехватка специализированных объектов агропромышленной инфраструктуры (храни­лищ, складов, пунктов первичной переработки и т. д.);

—недостаточное развитие отраслевого пред­ставительства во взаимодействии с органами го­сударственной власти;

—ограниченность возможности подключе­ния к сетям коммунального обеспечения (элек-тро-, водо-, газоснабжения, водоотведения);

—отсутствие готовых решений по развитию сельского хозяйства в виде агропромышленных индустриальных площадок;

—недостаточное развитие сети локальной и межрегиональной дистрибуции сельскохозяйс­твенных продуктов и продуктов питания от то­варопроизводителей к потребителям.

В-третьих, ограничения технологического характера, проявляющиеся в недоступности для приобретения или использования современной техники и технологий, а также в текущем состо­янии материально-технической базы.

Технологические ограничения непосредс­твенно влияют на результаты деятельности предприятий АПК, отражаясь в показателях производительности труда и выработки.

В-четвертых, ограничения ресурсного ха­рактера, выражающиеся в недостатке финан­совых и материально-вещественных ресурсов и возможностей по осуществлению основной и инвестиционной деятельности предприятиями сельского хозяйства, пищевой и перерабатываю­щей промышленности.

К ограничениям ресурсного характера относятся:

увеличение сроков оборота капитала пред­приятий АПК при расчетах с сетевыми операто­рами розничной и оптовой торговли;

отсутствие инвестиций на развитие про­изводственных мощностей, приобретение тех­ники и оборудования, увеличение земельных ресурсов;

недоступность источников среднесроч­ного и долгосрочного кредитования.

В-пятых, ограничения управленческого ха­рактера, которые характеризуются несовершенс­твом сложившейся системы внутреннего управ­ления на предприятиях АПК.

Частными прояв­лениями данной группы ограничений являются:

нехватка ресурсов на внедрение стандар­тов системы менеджмента качества;

нехватка ресурсов на освоение современ­ных информационно-аналитических систем уп­равления и планирования, в том числе отслежи­вания хода бизнес-процессов;

недостаток кадровых ресурсов для пере­стройки организационно-управленческой сис­темы.

—В России же управление рисками в аграрном предпринимательстве до настоящего времени изучено мало, единой, а тем более оптимальной системы не выработано, поэтому крайне важен любой опыт взаимодействия органов власти и общественных структур на уровне региона.

Умение оценить ситуацию, разработать и реализовать комплекс мер, позволяющих снизить риск до приемлемого уровня, просчитать последствия принимаемых решений приобретает первостепенную значимость и является необходимым условием успешной деятельности в сельскохозяйственной отрасли.

—Исходя из вышеперечисленных проблем по управлению рисками в аграрном предпринимательстве можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию управления предпринимательскими рисками со стороны как государственных органов управления, так и общественных структур и организаций:  выработка единой политики в области управления рисками на уровне региона; 

создание в структуре исполнительных органов власти, общественных структур и организаций специальных подразделений риск - менеджмента;

 повышение уровня квалификации кадров управления АПК в области управления рисками

 расширение спектра применяемых инструментов управления рисками в аграрном бизнесе, позволяющих повысить их эффективность на основе диверсификации деятельности, инвестиций, депозитного и кредитного портфелей, маркетинга, применения инструментов стратегического планирования;

 использование механизма самострахования. Следует помнить, что аграрная промышленность относится к очень рисковым видам предпринимательства. Каждый год сельское хозяйство терпит убытки от различных стихийных бедствий, ущерб бывает огромным и может поставить хозяйства на грань банкротства. Поэтому реализация данных мероприятий важна в процессе управления рисками в аграрном предпринимательстве и в дальнейшем позволит сельхозтоваропроизводителям стабильно функционировать на рынке и создать благоприятные условия для производственной деятельности.

В заключение следует отметить, что акту­альным становится вопрос о разработке и более широком распространении стратегий по сокра­щению рисков, базирующихся на рыночных ме­ханизмах и соответствующих правилах ВТО.

Риски сельскохозяйственных предприятий являются специфическими и обусловлены условиями их хозяйствования. Классификация рисков сельскохо-

зяйственных предприятий носит отраслевую

направленность и при этом совмещает общие

признаки разделения рисков, которые явля-

ютсяхарактерными для любого субъекта хо-

зяйствования. Представленная классификация может

быть иной при построении классификации для

конкретной ситуации, в которой находится

субъект.

Для каждой отдельной задачи клас-

сификация риска может иметь самостоятель-

ное решение, так как природа риска, сопро-

вождающего определенный вид деятельно-

сти, имеет свою определенную специфику,

которая задает целесообразность наличия в

системе классификации тех или иных призна-

ков. Исходя из этого, можно сделать вывод,

что предложенная классификация может

представлять практический интерес для субъ-

ектов хозяйствования и может быть исполь-

зована в качестве модели для построения

собственной классификационной таблицы в

условиях АПК


Список источников

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 5. — Ст. 502.

2. О Климатической доктрине Российской Федерации. Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 г. № 861-рп // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №9. — Ст. 1101.

3. Астратова Г. В., Сёмин А. Н. Маркетинг потребительского рынка продовольственных товаров: вопросы теории и практики. — Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 1999. — 412 с.

4. Богомолов О. Т. Мировая экономика в век глобализации: учебник. — М.: ЗАО «Издательство “Экономика”», 2007. 359 с.


5. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. — СПб.: Вектор, 2005. — 256 с.

6. Инвестиционный механизм АПК региона. На примере Свердловской области / Под общ.ред. С. М. Чемезова. — Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2002. 155 с.

7. Порфирьев Б., Катцов В. Последствия изменений климата в России и адаптация к ним // Вопросы экономики. — 2011. — № 11. — С. 94-109.

8. Рогов И. А. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов: учебное пособие. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. — 227 с.

).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь